Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

јнатолий Ѕакушинский

   /   

Anatoliy Bakushinskiy

   /
             
‘отографи€ јнатолий Ѕакушинский (photo Anatoliy Bakushinskiy)
   

–осси€

√ражданство: –осси€

Ѕиографи€

разносторонний научный и общественный де€тель.

Ѕакушинский јнатолий ¬асильевич (1883-1939) вошел в историю советского искусствознани€ как разносторонний научный и общественный де€тель. ≈го работы в области теории и практики эстетического воспитани€, психологии творчества и психологии воспри€ти€ искусства, монографии о советских скульпторах, исследовани€ народного творчества вошли в золотой фонд отечественной науки об искусстве.

11.10.2008

јнатолий ¬асильевич Ѕакушинский родилс€ в селе ¬ерхний Ћендех ¬ладимирской губернии. ѕоблизости располагались старинные центры иконописи ’олуй и ѕалех, где будущий ученый мог наблюдать за работой местных художников-иконописцев. “ам он по-насто€щему увлекс€ рисунком и скульптурой, мечта€ посв€тить себ€ профессии художника. » хот€ задуманное не осуществилось, полученные в юности знани€ и навыки неизменно помогали в будущей де€тельности Ѕакушинского-искусствоведа.

јнатолий Ѕакушинский фотографи€
јнатолий Ѕакушинский фотографи€

¬ 1911 году Ѕакушинский окончил историческое отделение историко-филологического факультета ёрьевского университета (ныне - г. “арту). ¬ течение шести лет кроме истории он изучал историю искусств, серьезно занималс€ философией. ¬ 1912 году Ѕакушинский поступил в ѕедагогический институт имени ѕ. √. Ўелапутина. —озданный в ћоскве институт дл€ лиц, уже имевших высшее образование, отличалс€ особой программой. ¬ течение двух лет студенты нар€ду с общеобразовательными дисциплинами занимались музыкой, пением, физическими упражнени€ми, необходимыми дл€ гармонического развити€. ќсновное же внимание удел€лось разработке самой методики преподавани€, что и привлекло Ѕакушинского в число слушателей.

ѕолучаемые в институте знани€ он успешно реализовывал в своей собственной педагогической де€тельности в московском ѕетропавловском училище, где молодой ученый читал в то врем€ курс истории искусства.

ѕроблемы художественного воспитани€ и психологии воспри€ти€ изобразительного искусства станов€тс€ дл€ Ѕакушинского одной из ведущих тем. √лавный акцент в разработанной им в 1918-1921 годах системе художественного воспри€ти€ ставилс€ Ѕакушинским на "непосредственное творческое переживание произведени€ искусства".

— первых дней революции Ѕакушинский отдает свой богатый опыт и знани€ делу эстетического воспитани€ народных масс, впервые приобщавшихс€ к мировому художественному наследию. ќн публикует цикл статей на тему " ак смотреть картину", обращенный к рабочей аудитории; ведет планомерную работу по улучшению качественного уровн€ художественных экскурсий, которые виделись ¬акушинскому одной из эффективнейших форм пропаганды искусства. јнатолий ¬асильевич считал экскурсию таким же творческим актом, как и само искусство. —озданна€ им школа творческой экскурсии видела свою главную задачу в том, чтобы "научить смотреть" произведени€ искусства. ≈е пытались решать слушатели организованного им в 1918 году семинара, в котором, кроме самого руководител€, преподавали такие видные де€тели советского искусства, как архитектор ». ¬. ∆олтовский, скульптор ¬. Ќ. ƒомогацкий, графики ¬. ƒ. ‘алилеев и ». Ќ. ѕавлов. —еминары эти проводились в ÷ветковской галерее, дававшей богатые возможности сравнени€ и анализа произведений, столь необходимые дл€ методики ученого. — 1917 года јнатолий ¬асильевич €вл€лс€ хранителем галереи - собрани€ русского искусства, принесЄнного в дар ћоскве в 1909 году банковским служащим и. ]?Х ÷ветковым. ¬ 1926 году оно влилось в состав √осударственной “реть€ковской галереи, а в 1927 году Ѕакушинский стал заведующим отдела графики √“√. ћноголетн€€ работа над уникальным цветковским собранием рисунков выдающихс€ русских мастеров делает ученого специалистом в области русской графики. ¬ 1925 году выходит первый каталог цветковского собрани€ живописи и рисунка - плод кропотливого труда ¬акушинского-хранител€.

ƒвадцатые годы - врем€ до предела насыщенной общественной и педагогической де€тельности ученого. — 1920 года он читает лекции в ћосковском государственном университете, Ћитературно-художественном институте им. ¬. я. Ѕрюсова, »‘Ћ». —реди его учеников будущие видные советские историки искусства ћ. ¬. јлпатов, Ќ. ». ¬рунов, ¬. ћ. ¬асиленко. — основанием в 1921 году √осударственной јкадемии художественных наук (√ј’Ќ), ¬акушинский - ее действительный член, руководитель психологического отделени€ јкадемии. ќдновременно он работает и в »нституте археологии и искусствознани€. Ќаучно-экспериментальном институте художественной промышленности.

Ќеоспоримой заслугой ученого €вл€етс€ его де€тельное участие в восстановлении отечественных народных промыслов. ѕод непосредственным руководством Ѕакушинского, заложившего в своих научных трудах основы советской науки о народном искусстве ("»скусство ѕалеха", 1934; "»скусство ћстеры", 1934), велась работа по возрождению народного искусства ƒымки, √ородца и ’охломы, развитию современного искусства в бывших иконописных центрах ѕалеха, ћстеры и ’олу€.

Ѕольшой вклад внес Ѕакушинский в теорию и историю искусствознани€. ≈го наиболее значительный теоретический труд - книга "’удожественное творчество и воспитание" (1925). »м€ Ѕакушинского св€зываетс€ и с первыми исследовани€ми о советской скульптуре. ѕо его стать€м 20-х - начала 30-х годов сегодн€ легче пон€ть процесс становлени€ советской скульптуры. ќн первым откликнулс€ на новое дл€ русского искусства €вление - организацию самосто€тельных скульптурных выставок, устраиваемых с 1926 года ќбществом русских скульпторов (ќ–—). –езультатом столь пристального внимани€ к пластическим искусствам стали монографии о первом председателе ќ–— ¬. Ќ. ƒомогацком (1936), скульпторе-анималисте и графике ¬. ј. ¬атагине (1933).

Ћучшие дн€

јлександр ¬асилевский. Ѕиографи€
ѕосетило:14718
јлександр ¬асилевский
—амое большое количество одновременно удерживаемых рекордов
ѕосетило:9315
јшрита ‘урман
'—тиль “онета'
ѕосетило:8403
ћихаель “онет

ѕосле смерти автора, в 1939 году, вышла его книга о Ќ. ј. јндрееве - скульпторе, рисовальщике, театральном художнике, авторе московских пам€тников Ќ. ¬. √оголю и ј. Ќ. ќстровскому, основоположнике ленинской темы в советском искусстве. Ёта монографи€ остаетс€ и сегодн€ капитальнейшим исследованием о выдающемс€ мастере советского изобразительного искусства; а глава об андреевской "Ћениниане" нар€ду со стать€ми предшествующих лет на ту же тему стала первым обобщающим исследованием о художественном воплощении образа ¬. ». Ћенина. ¬акушинский органично соедин€л в себе врожденный педагогический талант, незаур€дный литературный дар, скрупулезность музейного работника и инициативность общественного де€тел€. ≈го им€ дл€ нас навсегда останетс€ неразрывно св€занным с советским искусством 20-30-х годов.

»спользованы материалы статьи Ќ. —еменовой в кн.: 1989. —то пам€тных дат. ’удожественный календарь. ≈жегодное иллюстрированное издание. ћ. 1988.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

јлександр ƒавыдов: Ћична€ жизнь
ѕосетило:26299
јлександр ƒавыдов
ћаркиз де —ад: ¬оспева€ секс-свободы и насилие
ѕосетило:11123
ћаркиз ƒе —ад
”спех ресторанного бизнеса
ѕосетило:114080
јлександр ќрлов

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru