Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

јлександр √ельфанд

   /   

Alexander Gelfand

   /
             
‘отографи€ јлександр √ельфанд (photo Alexander Gelfand)
   

ƒень рождени€: 08.09.1867 года
ћесто рождени€: Ѕерезино, Ѕеларусь
ƒата смерти: 12.12.1924 года
ћесто смерти: Ѕерлин, —Ўј
¬озраст: 57 лет

√ражданство: –осси€, √ермани€

Ѕиографи€

”частник российского и немецкого социал-демократического движени€, публицист

ѕарвус јлександр Ћьвович (наст фам. √ельфанд; 1869-1924), участник российского и немецкого социал-демократического движени€, публицист. — 1903 г. Ч меньшевик. ¬о врем€ ѕервой мировой войны жил в √ермании, занималс€ коммерческой де€тельностью. ѕосле ‘евральской революции вел переговоры о возвращении через √ерманию в –оссию русских социал-демократов во главе с ¬.». Ћениными

26.11.2008

јлександр (»зраиль) Ћазаревич √ельфанд (ѕарвус, ћолотов, ћоскович) родилс€ в 1867 г. в местечке Ѕерезино ћинской губернии в семье еврейского ремесленника. ”чилс€ в одесской гимназии. ¬ ќдессе примыкал к народовольческим кружкам. Ѕудучи 19-летним юношей, ѕарвус уехал в ÷юрих, где познакомилс€ с видными членами "√руппы освобождени€ труда" - √. ¬. ѕлехановым, ѕ. Ѕ. јксельродом и ¬ерой «асулич. ѕод их вли€нием молодой √ельфанд-ѕарвус стал марксистом, ¬ 1887 г. он поступил в Ѕазельский университет, который окончил в 1891 г., получив звание доктора философии. ¬скоре переехал в √ерманию и вступил в немецкую социал-демократическую партию, не порвав, впрочем, отношений с русскими социал-демократами. ѕознакомилс€ с  .  аутским,  . ÷еткин, ¬. јдлером, –. Ћюксембург. ќчень рано им заинтересовалась немецка€ полици€. ≈му пришлось буквально кочевать по немецким городам, жив€ то в Ѕерлине, то в ƒрездене, то в ћюнхене, то в Ћейпциге, то в Ўтутгарте. ¬ ћюнхене ѕарвус встречалс€ с Ћениным, который вместе с  рупской не раз бывал у него в гост€х.

јлександр √ельфанд фотографи€
јлександр √ельфанд фотографи€

ѕарвус начисто был лишен чувства –одины. "я ищу государство, где человек может дешево получить отечество", - писал он как-то ¬. Ћибкнехту. (Ўуб Ћ. " упец революции"//Ќовый журнал.  н.87. Ќью-…орк, 1967. —. 296.)

 огда началась русско-€понска€ война, ѕарвус опубликовал в "»скре" несколько статей под общим заглавием "¬ойна и революци€". ¬ своих стать€х автор предрекал неизбежное поражение –оссии в войне с японией и вследствие поражени€-русскую революцию. ≈му казалось, что "русска€ революци€ расшатает основы всего капиталистического мира и русскому рабочему классу суждено сыграть роль авангарда в мировой социальной революции". (Ўуб Ћ. " упец революции"//Ќовый журнал.  н.87. Ќью-…орк, 1967. —. 298.) ѕредсказани€ ѕарвуса насчет исхода русско-€понской войны сбылись, что способствовало усилению его авторитета как аналитика.

ѕарвус дал новое дыхание марксистской теории "перманентной революции" и увлек ею Ћ. “роцкого. »х знакомство произошло осенью 1904 г. в ћюнхене. (“роцкий Ћев. ћо€ жизнь. ќпыт автобиографии. —. 167.)

¬о врем€ голода в –оссии 1898-1899 гг. мы снова увидим ѕарвуса в нашей стране. ќн внимательно присматривалс€ к происход€щему и по возвращении в √ерманию опубликовал в соавторстве с  . Ћеманом основательный труд о причинах голода в –оссии. (Lehmann —. u. Parvus. Das hungernde Russland. Stuttgart, 1900)

 огда в окт€бре 1905 г. вспыхнула ѕерва€ русска€ революци€, ѕарвус приехал в ѕетербург и здесь вместе с “роцким вошел в »сполнительный комитет —овета рабочих депутатов, развив бурную революционную де€тельность. "ƒл€ нас революци€ была стихией, хоть и очень м€тежной,-писал об этом времени “роцкий.- ¬сему находилс€ свой час и свое место. Ќекоторые успевали еще жить и личной жизнью, влюбл€тьс€, заводить новые знакомства и даже посещать революционные театры. ѕарвусу так понравилась нова€ сатирическа€ пьеса, что он сразу закупил 50 билетов дл€ друзей на следующее представление. Ќужно по€снить, что он получил накануне гонорар за свои книги. ѕри аресте ѕарвуса у него в кармане нашли п€тьдес€т театральных билетов. ∆андармы долго бились над этой революционной загадкой. ќни не знали, что ѕарвус все делал с размахом". (Lehmann —. u. Parvus. Das hungernde Russland. Stuttgart, 1900 с. 178)

—воеобразной оценкой де€тельности ѕарвуса в ѕервой русской революции могут служить слова ћ.√орького, который в письме к ».ѕ.Ћадыжникову от второй половины декабр€ (ст.ст.) 1905 г. писал: "ѕротивно видеть его демагогом а л€ √апон". (√орький ћ. ѕолн. собр. соч. ’удожств. произв. ¬ 25 т. ћ., 1974. “.20. —. 539.)

«а организацию революционных выступлений в –оссии ѕарвус был осужден и приговорен к ссылке на поселение в “уруханск, но с дороги бежал сперва в ѕетербург, а потом-в √ерманию, где с ним произошла забавна€, почти анекдотическа€ истори€, к которой невольно имел отношение ћ.√орький. ¬от что рассказывает в очерке "¬.».Ћенин" сам пролетарский писатель: "  немецкой партии у мен€ было "щекотливое" дело: видный ее член, впоследствии весьма известный ѕарвус, имел от "«нани€" (издательства. - ». ‘ро€нов) доверенность на сбор гонорара с театров за пьесу "Ќа дне". ќн получил эту доверенность в 902 году в —евастополе, на вокзале, приехав туда нелегально. —обранные им деньги распредел€лись так: 20% со всей суммы получал он, остальное делилось так: четверть-мне, три четверти в кассу с.-д. партии. ѕарвус это условие, конечно, знал и оно даже восхищало его. «а четыре года пьеса обошла все театры √ермании, в одном только Ѕерлине была поставлена свыше 500 раз, у ѕарвуса собралось, кажетс€, 100 тыс€ч марок. Ќо вместо денег он прислал в "«нание"  . ѕ. ѕ€тницкому письмо, в котором добродушно сообщил, что все эти деньги он потратил на путешествие с одной барышней по »талии. “ак как это, наверно, очень при€тное путешествие, лично мен€ касалось только на четверть, то счел себе вправе указать ÷  немецкой партии на остальные три четверти его. ”казал через ». ѕ. Ћадыжникова. ÷  отнесс€ к путешествию ѕарвуса равнодушно. ѕозднее € слышал, что ѕарвуса лишили каких-то партийных чинов,-говор€ по совести, € предпочел бы, чтоб ему надрали уши. ≈ще позднее мне в ѕариже показали весьма красивую девицу или даму, сообщив, что это с нею путешествовал ѕарвус. "ƒорога€ мо€, - подумалось мне,-дорога€"". (√орький ћ. ѕолн. собр. соч. ’удожств. произв. ¬ 25 т. ћ., 1974. “.20. —. 10-11.) *1) ». ѕ. Ћадыжников, через которого √орький известил ÷  немецкой социал-демократической партии о неблаговидном поступке ѕарвуса, сообщает дополнительные подробности: "ѕарвус растратил деньги, которые он присвоил от постановки пьесы "Ќа дне" в √ермании. растратил около 130 тыс€ч марок. ƒеньги эти должны были быть переведены в партийную кассу. ¬ декабре 1909 года по поручению ћ. √орького и ¬. ». Ћенина € два раза говорил в Ѕерлине с Ѕебелем и с  .  аутским до этому вопросу, и было решено дело передать третейскому суду (вернее, партийному). –езультат был печальный. ѕарвуса отстранили от редактировани€ с.-д. газеты, а растрату денег он не покрыл". (√орький ћ. ѕолн. собр. соч. ’удожств. произв. ¬ 25 т. ћ., 1974. “.20. —. 539.)

Ћучшие дн€

„еловек, который изменил музыку
ѕосетило:9080
Ѕоб ƒилан
Ёрик  антона. Ѕиографи€
ѕосетило:2066
Ёрик  антона
ƒжоуи Ћогано. Ѕиографи€
ѕосетило:131
ƒжоуи Ћогано

¬ конце 1907 или в начале 1908 г. ѕарвуса судил "партийный суд" в составе  аутского, Ѕебел€ и  . ÷еткин. —огласно устным воспоминани€м Ћ.√.ƒейча, членами "суда" были и русские социал-демократы, в частности сам ƒейч. (Ўуб Ћ. Ћенин и ¬ильгельм II... —. 241.) ¬ качестве "не то обвинител€, не то свидетел€ выступал" будто бы √орький. (Ўуб Ћ. Ћенин и ¬ильгельм II... —. 242. - —. 242. - √орький, как мы знаем, об этом ничего не говорит. Ѕолее того, он утверждает нечто другое. ƒейч, веро€тно, здесь напутал.) ѕо единодушному решению "суда" ѕарвусу возбран€лось участит в русском и германском социал-демократическом движении. (Ўуб Ћ. Ћенин и ¬ильгельм II... —. 242. - —. 242.) ¬от почему он переехал на жительство в  онстантинополь. *2) ≈сли в письме к своему другу р. Ћюксембург ѕарвус говорил правду, то находитьс€ в  онстантинополе он предполагал недолго, всего 4-5 мес€цев. ќднако все вышло по-другому: в  онстантинополе ѕарвус прожил около 5 лет. »менно там, как замечает Ўуб, "началась сама€ сенсационна€ глава жизни этого человека". (Ўуб Ћ. " упец революции". —. 301.)

”дивительно, но факт: ѕарвус стал политическим и финансовым советником при правительстве младотурок. ¬ “урции он очень разбогател, о чем говор€т современники и те, кого позднее занимала жизнь ѕарвуса.*3) ѕохоже, √ельфанд приобрел большое вли€ние в финансовом мире, став заметной фигурой "мировой закулисы".

—разу же после объ€влени€ √ерманией войны –оссии константинопольское телеграфное агентство опубликовало "воззвание ѕарвуса к русским социалистам и революционерам, в котором он сильно нападал на √. ¬. ѕлеханова и других социалистов, выступивших против √ермании, обвин€€ их в "национализме" и "шовинизме". ѕарвус призывал российских социалистов и революционеров способствовать поражению –оссии в интересах европейской демократии". (Ўуб Ћ. Ћенин и ¬ильгельм II... —. 237.)

–осси€ вызывала у ѕарвуса дикую злобу и ненависть. ќн решил сделать все, чтобы погубить ее. »м был выработан соответствующий план действий, в центре которого сто€ла √ермани€.  онечно, он действовал не один, воплоща€ коллективную волю определенных лиц. Ќо внешне все выгл€дело так, будто он повел самосто€тельную игру.

8 €нвар€ 1915 г. ѕарвус €вилс€ к германскому послу в  онстантинополе фон ¬агенхейму со следующим за€влением: "–оссийска€ демократи€ может достигнуть своей цели только через окончательное свержение царизма и расчленение –оссии на мелкие государства. — другой стороны, √ермани€ не будет иметь полного успеха, если ей не удастс€ вызвать в –оссии большую революцию. Ќо русска€ опасность дл€ √ермании не исчезнет и после войны до тех пор, пока –оссийское государство не будет расчленено на отдельные части. »нтересы германского правительства и интересы русских революционеров таким образом идентичны". (Ўуб Ћ. Ћенин и ¬ильгельм II... —. 237.) ѕарвус, как видим, предлагал уничтожить историческую –оссию, создав вместо нее конгломерат мелких государств.

√ерманское правительство заинтересовалось планом ѕарвуса и пригласило его в Ѕерлин дл€ беседы, куда он и прибыл 6 марта 1915 г. ѕарвус привез с собой пространный меморандум "ѕодготовка политической массовой забастовки в –оссии". — этого и пошла "свадьба" ѕарвуса с немецкими спецслужбами.

ћеморандум содержал подробные рекомендации относительно того, "каким образом вызвать беспор€дки в –оссии и подготовить революцию, котора€ заставит цар€ отречьс€ от престола, после чего будет образовано временное революционное правительство, которое готово будет заключить сепаратный мир с √ерманией. ¬ першую очередь ѕарвус рекомендовал германскому правительству ассигновать большую сумму на развитие и поддержку сепаратисткого движени€ среди различных национальностей на  авказе, в ‘инл€ндии, на ”краине, затем на "финансовую поддержку большевистской фракции –оссийской социал-демократической рабочей партии, котора€ боретс€ против царского правительства всеми средствами, имеющимис€ в ее распор€жении. ≈е вожди наход€тс€ в Ўвейцарии". ѕарвус также рекомендовал оказать финансовую поддержку "тем русским революционным писател€м, которые будут принимать участие в борьбе против царизма даже во врем€ войны"". (Ўуб Ћ. Ћенин и ¬ильгельм II... —. 238.)

Ќемцы оказали ѕарвусу полное расположение. ќн получил германский паспорт, а вслед за ним 2 млн марок "на поддержку русской революционной пропаганды". (Ўуб Ћ. Ћенин и ¬ильгельм II... —. 238.) Ёто было лишь начало.. .

¬ мае 1915 г. в ÷юрихе ѕарвус встретилс€ с Ћенины, который внимательно выслушал его предложени€, не дав ему определенного ответа. (Ўуб Ћ. Ћенин и ¬ильгельм II... —. 238.) *4) √.ћ. атков не без оснований утверждает, что "сговора не произошло". ( атков √.ћ. ‘евральска€ революци€. —. 96.) ’от€ содержание разговора с Ћениным осталось тайной, ѕарвус все же сообщил немцам, что "не договорилс€ с Ћениным и решил проводить свой план революции в –оссии самосто€тельно". ( атков √.ћ. ‘евральска€ революци€. —. 95.) *5)  атков правильно замечает, что пораженчество Ћенина принципиально отличалось от плана ѕарвуса разрушени€ –оссии.( атков √.ћ. ‘евральска€ революци€. —. 95.)

Ћенин, веро€тно, почувствовал, с кем теперь имеет дело в лице ѕарвуса. ѕоэтому и впоследствии он относилс€ к "купцу революции" холодно и с непри€знью, держал его на рассто€нии. »звестно, что после свержени€ ¬ременного правительства ѕарвус через –адека просил Ћенина разрешить ему вернутьс€ в –оссию. Ћенин в ответ сказал так: "ƒело революции не должно быть зап€тнано гр€зными руками". (Ўуб Ћ. " упец революции". —. 321-322. )

Ќеобходимо заметить, что отношение Ћенина к ѕарвусу эволюционировало от лучшего к худшему. —начала он хорошо отзывалс€ о ѕарвусе как ученом и публицисте. ¬ письме к ј. Ќ. ѕотресову от 26 €нвар€ 1899 г. Ћенин пишет: "Ќасчет Parvusa-€ не имею ни малейшего представлени€ об его личном характере и отнюдь не отрицаю в нем крупного таланта". (Ћенин ¬. ». ѕолное собрание соч. “.46. —. 21.) ¬ рецензии на книгу ѕарвуса "ћировой рынок и сельскохоз€йственный кризис", изданную в ѕетербурге в 1898 г., Ћенин называет автора "талантливым германским публицистом" и "усиленно" рекомендует "всем читател€м, интересующимс€ отмеченными (рецензентом.- ».‘ро€нов) вопросами, ознакомление с книгой ѕарвуса", поскольку "она составл€ет прекрасный противовес ход€чим народническим рассуждени€м о современном сельскохоз€йственном кризисе, которые посто€нно встречаютс€ в народнической прессе и которые грешат существенный недостатком: факт кризиса рассматриваетс€ вне св€зи с общим развитием мирового капитализма, рассматриваетс€ только дл€ того, чтобы извлечь мещанскую мораль о жизненности мелкого кресть€нского хоз€йства". (Ћенин ¬. ». ѕолное собрание соч. “.46. —. 60,61-62.)  нигу  . Ћемана и ѕарвуса "√олодающа€ –осси€", вышедшую в √ермании, Ћенин назвал интересной. (Ћенин ¬. ». ѕолное собрание соч. “.46. —. 421.) Ќаход€сь в Ўушенском, ссыльный Ћенин просит мать, ћ.ј.”ль€нову, прислать статьи ѕарвуса, направленные против Ѕернштейна. (Ћенин ¬. ». ѕолное собрание соч. “.55. —. 177.) ¬ полемике с оппонентами он ссылаетс€ на ѕарвуса дл€ усилени€ своей точки зрени€. (Ћенин ¬. ». ѕолное собрание соч. “.55. —. 151, 421; “. 16 —. 284-285; “. 19 —. 161-162.) ѕервоначально ѕарвус дл€ Ћенина - "добрый ѕарвус", причем без иронии. (Ћенин ¬. ». ѕолное собрание соч. “.8. —. 101; “. 9 —. 264 - »роническим в устах Ћенина это словосочетание станет аозднее - см. Ћенин ¬. ». ѕолное собрание соч. “.11. —. 264-265.)

Ћенин весьма одобрительно относилс€ к публикаци€м ѕарвуса в газете "»скра" по организационным вопросам революционного движени€. ѕод вли€нием кровавый €нварских событий 1905 г., обнаруживших, по Ћенину, "весь гигантский запас революционной энергии пролетариата и всю недостаточность организации социал-демократов, меньшевик ѕарвус "вз€лс€ за ум. ¬ є 85 "»скры" он выступил со статьей, знаменующей, по существу дела, полнейший поворот от новых идей оппортунистической новой "»скры" к иде€м революционной старой "»скры"". (Ћенин ¬. ». ѕолное собрание соч. “.9. —. 264-265.) Ћенин с удовлетворением восклицает: "Ќаконец-то революционный инстинкт работника пролетарской партии вз€л верх хот€ бы временно над рабочедельским оппортунизмом. Ќаконец-то слышим мы голос социал-демократа, не пресмыкающегос€ ѕеред тылом революции, а безбо€зненно указывающего на задачу поддержки авангарда революции". (Ћенин ¬. ». ѕолное собрание соч. “.9. —. 265.) Ћенин говорит, что ѕарвус точно большевиком вдруг сделалс€, (Ћенин ¬. ». ѕолное собрание соч. “.9. —. 266.) и свою "прекрасную статью" кончает "прекрасным советом "выбросить за борт дезорганизаторов". (Ћенин ¬. ». ѕолное собрание соч. “.9. —. 273.)

¬ газетной статье "—оциал-демократи€ и временное революционное правительство" (апрель 1905 г.) Ћенин снова заводит речь о ѕарвусе: "“ыс€чу раз прав ѕарвус, когда он говорит, что социал-демократи€ не должна бо€тьс€ смелых шагов вперед, не должна опасатьс€ нанесени€ совместных "ударов" врагу рука об руку с революционной буржуазной демократией, при об€зательном (очень, кстати, напоминаемом) условии не смешивать организации; врозь идти, вместе бить; не скрывать разнородности интересов; следить за своим союзником, как за своим врагом, и т. д. Ќо чем гор€чее наше сочувствие всем этим лозунгам отвернувшегос€ от хвостистов революционного социал-демократа, тем непри€тнее поразили нас некоторые неверные ноты, вз€тые ѕарвусом. » не из придирчивости отмечаем мы эти маленькие неверности, а потому, что кому много дано, с того много и спроситс€. ¬сего опаснее было бы теперь, если бы верна€ позици€ ѕарвуса была скомпрометирована его собственной неосмотрительностью". (Ћенин ¬. ». ѕолное собрание соч. “.10. —. 16.) ќднако одобрение вскоре сменилось критикой.

ќстрые разногласи€ возникли по поводу отношени€ к Ѕулыгинской ƒуме и партии кадетов. ѕарвус выступил против бойкота ƒумы и за тактику мелких сделок с партией кадетов. Ћенину стало €сно, что "...ѕарвус запуталс€. ќн воюет против идеи бойкота, он не советует мешать собрани€м и срывать их, а тут же, р€дом, советует проникать в собрани€ силой (это не значит "срывать"?), превращать их в рабочие собрани€...". Ћенин спрашивает: "ќтчего же запуталс€ ѕарвус?". » отвечает: "ќттого, что он не пон€л предмета спора. ќн собралс€ воевать против идеи бойкота, вообразив, что бойкот значит простое отстранение, отказ от мысли использовать избирательные собрани€ дл€ нашей агитации. ћежду тем, такой пассивный бойкот никем даже в легальной печати, не говор€ уже о нелегальной, не проповедуетс€. ѕарвус обнаруживает полнейшее незнание русских политических вопросов, когда он смешивает пассивный и активный бойкот, когда он, пуска€сь рассуждать о бойкоте, ни единым словом не разбирает второго бойкота" (Ћенин ¬. ». ѕолное собрание соч. “.11. —. 251.) ѕо Ћенину, с ѕарвусом случилось "маленькое несчастье: он шел в одну дверь, а попал в другую". (Ћенин ¬. ». ѕолное собрание соч. “.11. —. 252.) Ћенин был убежден в том, что "пока в –оссии зет парламента, переносить на –оссию тактику парламентаризма, значит недостойно играть в парламентаризм, значит из вожд€ революционных рабочих и сознательных кресть€н превращатьс€ в прихвостн€ помещиков. «амен€ть временные соглашени€ отсутствующих у нас открытых политических партий тайными сделками с –одичевым и ѕетрункевичем о поддержке их против —таховича, значить се€ть разврат в рабочей среде". (Ћенин ¬. ». ѕолное собрание соч. “.11. —. 256; “. 14 —. 171; “. 15 —. 61-62; “.16 —. 17-18; “. 47 —. 87.) *6) Ћенин окончательно и навсегда разошелс€ с ѕарвусом в годы ѕервой мировой войны. ¬ статье "” последней черты" он писал: "ѕарвус, показавший себ€ авантюристом уже в русской революции, опустилс€ теперь в издаваемом им журнальчике "Die Glocke" (" олокол" ) до... последней черты. ќн защищает немецких оппортунистов с неверо€тно наглым и самодовольным видом. ќн сжег все, чему поклон€лс€; он "забыл" о борьбе революционного и оппортунистического течений и об их истории в международной социал-демократии. — разв€зностью уверенного в одобрении буржуазии фельетониста хлопает он по плечу ћаркса, "поправл€€" его без тени добросовестной и внимательной критики. ј какого-то там Ёнгельса он третирует пр€мо с презрением. ќн защищает пацифистов и интернационалистов в јнглии, националистов и ура-патриотов в √ермании. ќн ругает шовинистами и прихвостн€ми буржуазии социал-патриотов английских, велича€ немецких-революционными социал-демократами... ќн лижет сапоги √инденбургу, увер€€ читателей, что "немецкий генеральный штаб выступил за революцию в –оссии"... ". (Ћенин ¬. ». ѕолное собрание соч. “.27. —. 82. ) ѕубликации парвусовского журнала Ћенин назвал "сплошной клоакой немецкого шовинизма", а сам журнал - "органом ренегатства и лакейства в √ермании". (Ћенин ¬. ». ѕолное собрание соч. “.27. —. 83. ) *7)

Ќегативное отношение ¬. ». Ћенина к ѕарвусу венчает ленинска€ телефонограмма (от 4 феврал€ 1922 г.) на им€ ¬. ћ. ћолотова и других членов ѕолитбюро: "ѕредлагаю назначить следствие по поводу того, кто поместил на дн€х в газетах телеграмму с изложением писаний ѕарвуса. ѕо вы€снении виновного, предлагаю заведующими этим отделом –оста объ€вить строгий выговор, непосредственно виновного журналиста прогнуть со службы, ибо только круглый дурак или белогвардеец мог превратить наши газеты в орудие рекламы дл€ такого негод€€, как ѕарвус". (Ћенин ¬. ». ѕолное собрание соч. “.44. —. 381. ) ѕоследовало постановление ѕолитбюро ÷  – ѕ(б) от 11 марта 1922 г.: "ѕризнать печатание такой телеграммы неуместным, ибо она воспринимаетс€ как реклама ѕарвусу, и об€зать редакции партийных и советских газет отпечатани€ таких телеграмм впредь воздерживатьс€". (Ћенин ¬. ». ѕолное собрание соч. “.44. —. 381.) »так, "добрый ѕарвус" и "негод€й ѕарвус"-вот начальна€ и конечна€ аттестаци€, данна€ Ћениным √ельфанду-ѕарвусу. ¬ чем состоит причина подобной решительной перемены отношени€ вожд€ революции к "купцу резолюции"? ќна, на наш взгл€д, заключаетс€ не в том, что Ћенин из хитрости или тактических соображений стремилс€ отмежеватьс€ от одиозной личности ѕарвуса, дабы отвести от себ€ подозрени€ в сговоре с ним на почве "немецких денег". ѕричина в самом ѕарвусе, в сущности его де€тельности. Ћенин если не знал, то догадывалс€, кто такой ѕарвус, с кем он, помимо немцев, св€зан, какова его потаенна€ роль в происход€щем. —ейчас мы можем лишь весьма предположительно говорить об этой роли. ќднако прежде чем коснутьс€ данной темы, приведем еще некоторые высказывани€ о ѕарвусе.

¬от что о нем говорит “роцкий: "ѕарвус был, несомненно, выдающейс€ марксистской фигурой конца прошлого и самого начала нынешнего столети€. ќн свободно владел методом ћаркса, гл€дел широко, следил за всем существенным на мировой арене, что при выдающейс€ смелости мысли и мужественном, мускулистом стиле делало его поистине замечательным писателем. ≈го старые работы приблизили мен€ к вопросам социальной революции, окончательно превратив дл€ мен€ завоевание власти пролетариатом из астрономической "конечной" цели в практическую задачу нашего времени. “ем не менее в ѕарвусе всегда было что-то сумасбродное и ненадежное. ѕомимо всего прочего этот революционер был одержим совершенно неожиданной мечтой: разбогатеть. » эту мечту он в те годы тоже св€зывал со своей социально-революционной концепцией". (“роцкий Ћев. ћо€ жизнь. ќпыт автобиографии. —. 168 ) ѕо поводу участи€ ѕарвуса в революции 1905 г. “роцкий замечает: "Ќесмотр€ на инициативность и изобретательность его мысли, он совершенно не обнаружил качеств вожд€". ѕо мнению “роцкого, "после поражени€ революции 1905 года дл€ него (ѕарвуса.- ». ‘ро€нов) начинаетс€ период упадка. »з √ермании он пересел€етс€ в ¬ену, оттуда в  онстантинополь, где и застигла его мирова€ война. ќна сразу обогатила ѕарвуса на каких-то военно-торговых операци€х. ќдновременно он выступает публично, как защитник прогрессивной миссии германского милитаризма, рвет окончательно с левыми и становитс€ одним из вдохновителей крайнего правого крыла немецкой социал-демократии. Ќезачем говорить, что со времени войны € порвал с ним не только политические, но и личные отношени€". (“роцкий Ћев. ћо€ жизнь. ќпыт автобиографии. —. 168 )

«начительно менее именитый, чем “роцкий, социал-демократический публицист ≈. —мирнов (√уревич) так отзывалс€ о ѕарвусе: "¬о врем€ революции 1905 года ѕарвус в течение своей кратковременной де€тельности в ѕетербурге обнаружил некоторую склонность к политическим авантюрам, и многие из нас, его товарищей, с тех пор относились к нему с некоторой осторожностью". (÷ит. по: Ўуб Ћ. Ћенин и ¬ильгельм II... —. 230.)

ќдин из лидеров "Ѕунда" ј. Ћитвак со ссылкой на  . –адека говорил о ѕарвусе как о человеке очень способном, "но распущенном, нечистым на руку и нечестным с женщинами". (÷ит. по: Ўуб Ћ. Ћенин и ¬ильгельм II... —. 259.)

Ўуб считает ѕарвуса легендарной личностью, но вместе с тем отмечает его страсть к деньгам и неразборчивость в средствах. ѕод вли€нием этих низменных качеств ѕарвус "сделалс€ платным агентом германского правительства". (Ўуб ƒ. 1) " упец революции". —. 295; 2) Ћенин и ¬ильгельм!!... —. 243.)

ѕо —олженицыну, ѕарвус "когда-то нищий, как все социал-демократы, и поехавший в “урцию стачки устраивать ... откровенно теперь писал, что богат, сколько ему надо (по доходившим слухам-сказочно), пришло врем€ обогатитьс€ и партии. ќн хорошо писал: дл€ того, чтобы верней всего свергнуть капитализм, надо самим стать капиталистами. —оциалисты должны прежде стать капиталистами. —оциалисты сме€лись, –оза,  лара и Ћибкнехт выразили ѕарвусу свое презрение. Ќо может быть поторопились. ѕротив реальной денежной силы ѕарвуса насмешки в€ли". (—олженицын ј. Ћенин в ÷юрихе. —. 15.) —олженицын изображает ѕарвуса противоречивой личностью: "ќтча€нный революционер, не дрожала рука разваливать империи-и страстный торговец, дрожала рука, отсчитыба€ деньги. ’одил в обуви рваной, протертых брюках, но еще в ћюнхене 901-м году твердил Ћенину: надо разбогатеть! деньги-это величайша€ сила. »ли: еще в ќдессе при јлександре III сформулировал задачу, что освобождение евреев возможно только свержением царской власти-и тут же утер€л интерес к русским делам, ушел на «апад...". (—олженицын ј. Ћенин в ÷юрихе. —. 101)  ак показали дальнейшие событи€, у ѕарвуса не исчез интерес "к русским делам". Ќапротив, он св€зывал переустройство «ападной ≈вропы с крушением –оссии, если не всего мира.

¬ авантюрно-романтическом плане подает ѕарвуса историк ‘еврал€ √.ћ. атков. ƒл€ него јлександр √ельфанд-"живое доказательство, что авантюристы XX века могли играть решающую роль в политике великих держав во времена ѕервой мировой войны не в меньшей мере, чем такие же авантюристы в интригах италь€нских государств эпохи ¬озрождени€". ( атков √.ћ. ‘евральска€ революци€. —.93.)

ƒиалогичным образом, а именно в субъективно-психологическом плане, рассуждает о ѕарвусе ¬. ».  узнецов, имену€ его "крупнейшим политическим ‘альстафом XX века". (Ѕыл ли Ћенин немецким агентом?. . . ƒокументы. —. 6.) јвтору кажетс€, что "по энергии мошенничества, спекул€тивному таланту и демагогическому дару его можно сравнить со знаменитыми шарлатанами XVIII века —ен-∆ерменом и "графом"  алиостро". (Ѕыл ли Ћенин немецким агентом?. . . ƒокументы. —. 6. ) ѕо  узнецову, ѕарвус-"зловещее дл€ судьбы –оссии им€".

Ћитературный "золотоискатель" ». Ѕунич изображает ѕарвуса "международным авантюристом" крупного масштаба. ќн ставит √ельфанда выше Ћенина, поскольку первый был "наставником и учителем" второго. (Ѕунич ». «олото партии. —.31) » вот этот "международный авантюрист" зав€зывает тесные отношени€ "со всемирным клубом международных банков", сам основывает "банки и торговые предпри€ти€, вороча€ гигантскими суммами". (Ѕунич ». «олото партии. —.33,34 )  ак ему это удалось, с чьей помощью он стал своим человеком во "всемирном клубе международных банков", Ѕунич не разъ€сн€ет. ѕоэтому ѕарвус выступает у него как герой-одиночка, феномен которого может вызвать лишь удивление.

√.Ћ. —оболев смотрит на ѕарвуса как на "бывшего социал-демократа, затем €рого шовиниста, дельца и афериста, нажившегос€ на военных поставках". (—оболев √. Ћ. ќ германских агентах... )

ѕротиворечивую характеристику дает ѕарвусу ¬олкогонов. — одной стороны, ѕарвус у него хот€ и "темный", но "злодейски талантливый" человек, сыгравший "демоническую роль в российской истории", (¬олкогонов ƒ.ј. Ћенин. ѕолитический портрет.  н. —. 201) а с другой-"второстепенное лицо" вообще и "доверенное платное лицо германских властей" в частности.(¬олкогонов ƒ.ј. Ћенин. ѕолитический портрет.  н. —. 217,218)

ѕо словам ј. —.  аца, "личность ѕарвуса весьма интересна, загадочна и достойна изучени€, как и личность Ћенина. ќсобенно в св€зи с его тайным вли€нием на развитие революционной драмы". ( ац ј.—. ≈вреи. ’ристианство. –осси€. —. 255.) ѕарвус и Ћенин-"великие люди". ( ац ј.—. ≈вреи. ’ристианство. –осси€. —. 255.) „то касаетс€ непосредственно ѕарвуса, то "это был коммерциально одаренный революционер, философски мысл€щий коммерсант, политик, русско-немецкий социал-демократ, идеолог, пророй, журналист, издатель и любитель сладкой жизни" ( ац ј.—. ≈вреи. ’ристианство. –осси€. —. 255.)

“аковы некоторые суждени€ о ѕарвусе историков, писателей и политических де€телей. ћногое в этих суждени€х нам представл€етс€ недостаточным. Ќельз€ простодушно воспринимать ѕарвуса как платного германского агента. ќн был куда более самосто€тельным и значительным, чем простой агент. Ќельз€ также рассматривать его как авантюрную сверхличность, действующую в одиночку, на свой страх и риск, по сугубо собственной инициативе. ѕодобный взгл€д по меньшей мере наивен. «а ѕарвусом сто€ли мощные и в высшей степени могущественные надмировые силы, замысел и план которых он, похоже, осуществл€л.

¬есьма существенным дл€ про€снени€ проблемы €вл€етс€ п€тилетнее пребывание ѕарвуса в  онстантинополе. ≈два ли √ельфанд отправилс€ в турецкую столицу, чтобы устраивать там забастовки, как думал —олженицын, или дл€ того, чтобы окунутьс€ в социальное движение на Ѕалканах, переживающих неустойчивую ситуацию, как полагал √. ћ.  атков. ѕосле известного "партийного суда" ѕарвус очень нуждалс€ в поддержке. ќн искал ее и нашел в  онстантинополе, где с давних пор проживала вли€тельна€ еврейска€ община.

≈ще в XV веке положение евреев в “урции было несравненно предпочтительнее, чем в странах «ападной ≈вропы. "«авоеватель ¬изантии ћагомет II, - пишет Ћ.“ихомиров,-относилс€ к евре€м благосклонно за все врем€ своего царствовани€. ¬ эту эпоху из »спании уже шла значительна€ эмиграци€ евреев на ¬осток, и значительна€ часть оседала именно на турецких владени€х, тогда еще не охватывающих ни ≈гипта, ни —ирии. ¬изантийские евреи приветствовали вс€кий успех турок, а между испанскими эмигрантами было много людей, полезных дл€ ћагомета как по своему знанию европейских отношений, так и по своей специальности, а именно оружейники, издавна славившиес€ в “оледо. Ёти люди принесли большую помощь туркам в их последней борьбе с умирающей ¬изантией.  огда  онстантинополь пал в 1453 году, это было освобождением еврейства, которому ћагомет II дал полную свободу и самоуправление, даже превышавшие норму того, что евреи обычно получали в магометанских странах. Ќад всеми еврейскими общинами “урции ћагомет назначил высшего главу-так называемого верховного хахама, каковую должность получил известный ученостью ћоисей  аисали". (“ихомиров Ћ. –елигиозно-философские основы истории. ћ., 1997. —. 354.)

¬з€тие турками  онстантинопол€ произвело оглушительное впечатление на ≈вропу. ј в некоторых кругах марранов (испанских евреев-выкрестов, вынужденно прин€вших католичество, но сохран€вших в душе верность иудаизму) победа турок была восприн€та, как пишет Ћ. ѕол€ков, в качестве знамени€ "близкого падени€ "Ёдома" и неминуемого освобождени€ »зраил€. ќдна группа марранов в ¬аленсии в уверенности, что было €вление ћессии на горе близ Ѕосфора, приготовилась к эмиграции в “урцию. "... —лепые гои не понимают, что после того, как мы находились под их игом, наш √осподь сделает так, чтобы мы господствовали над ними,-говорила одна из ревностных поборниц этого движени€.-Ќаш √осподь обещал нам, что мы отправимс€ в “урцию. ћы слышали, что скоро будет пришествие јнтихриста. √овор€т, что “урок-это он и есть; говор€т, что он разрушит христианские церкви и сделает там стойла дл€ скотины, что же касаетс€ евреев и синагог, то к ним будет самое почтительное отношение..." Ќекоторым членам этой группы удалось достичь  онстантинопол€... ". (ѕол€ков Ћ. »стори€ антисемитизма. Ёпоха веры. ћ.; »ерусалим, 1997. —. 130)

ѕереселение евреев в “урцию особенно возросло в конце XV века в св€зи с их изгнанием из »спании. (ѕол€ков Ћ. »стори€ антисемитизма. Ёпоха веры. ћ.; »ерусалим, 1997. —. 142-144) “урки охотно принимали переселенцев. —ултан Ѕа€зет говорил об испанском короле ‘ердинанде, подписавшем 31 марта 1492 г. вместе с »забеллой эдикт об изгнании евреев из »спании: "¬ы считаете ‘ернандо умным королем- ќднако он разорил собственную страну и обогатил нашу".

Ѕлаговоление турок к еврейской общине выражалось и в том, что верховный хахама был поставлен "очень высоко в иерархии турецких властей, р€дом с муфтием и выше христианского патриарха. ¬ласть его была обширна и имела политический характер". (“ихомиров Ћ. –елигиозно-философские основы... —. 354. ) Ћ.“ихомиров не сомневалс€ в том, что "евреи помогали друг другу проникать в прав€щие сферы, так как с первого же момента устроени€ при ћагомете II политика их состо€ла в том, чтобы быть в посто€нных сношени€х с власт€ми, ладить с ними, подкупать и т.д.". (“ихомиров Ћ. –елигиозно-философские основы... —. 356)

 роме еврейской общины, в  онстантинополе-—тамбуле проживали греческа€ и арм€нска€ общины. ѕо наблюдени€м ё. ј. ѕетрос€на, наиболее многочисленной была греческа€ община. јрм€не составл€ли вторую по численности группу нетурецкого населени€  онстантинопол€. "“ретье место принадлежало евре€м. ¬начале они занимали дес€ток кварталов у «олотого –ога, а затем стали селитьс€ в р€де других районов старого город?" ѕо€вились еврейские кварталы и на северном берегу «олотого –ога. ≈вреи традиционно участвовали в посреднических операци€х международной торговли, играли важную роль в банковском деле". (ѕетрос€н ё.ј. ќсманска€ импери€. ћогущество и гибель: »сторические очерки. ћ., 1990. —. 74. )

Ќесмотр€ на то, что по численности еврейска€ община уступала греческой и арм€нской, она была весьма вли€тельной. » это ее значение сохран€лось, по всей видимости, до начала XX века.  освенным подтверждением тому, по нашему мнению, может служить назначение главы финансового еврейского мира в јмерике Ўтрауса американским послом в  онстантинополе. (¬итте —.ё. ¬оспоминани€. “.2. —.439-440) “еперь мы снова должны обратитьс€ к ѕарвусу. Ќаше предположение состоит в том, что приехавший  онстантинополь ѕарвус стал политическим и финансовым советником правительства младотурок, а также человеком несметного богатства с помощью еврейской общины.  акими бы способност€ми и талантами он не обладал, ему было бы не под силу добитьс€ этого самому, без посторонней поддержки. » такую поддержку могли оказать √ельфанду только его единоплеменники и никто другой.

ѕринима€ помощь и поддержку, ѕарвус, по-видимому, брал на себ€ и какие-то об€зательства, о характере которых следует судить по де€тельности √ельфанда. ќна, как мы знаем, всецело была направлена на разрушение исторической –оссии: ликвидацию самодержави€ и расчленение российской империи. ¬ принципе мы тут не видим ничего необычного или нового. ¬спомним угрозы Ўиффа и ЋЄба, вспомним февральское 1916 года тайное собрание в Ќью-…орке, где было прин€то решение приступить к активным действи€м, чтобы "подн€ть в –оссии большую революцию". Ќовое, веро€тно, заключалось в конкретном плане уничтожени€ –оссии, обусловленном полыхающей мировой войной. ¬озможно, что этот план разрабатывал один ѕарвус, хот€ не исключено здесь и коллективное творчество. ≈сли допустить последнее, то роль ѕарвуса окажетс€ ролью "толкача". Ќо в любом случае без одобрени€ и поддержки определенными силами мер, намеченных ѕарвусом, перед ним не распахивались бы с такой легкостью двери дипломатических, политических и военных инстанций √ермации.

¬ действительности произошло нечто значительно большее, чем сговор частного лица с германским правительством. ѕеред нами еще один после 1906 г. *8) антироссийский союз немцев с "еврейским синдикатом банкиров" (—. ё. ¬итте), ставший на этот раз роковым дл€ кайзеровской √ермании. ¬от почему в реализации плана, предложенного ѕарвусом, мы видим две линии развити€: открытую, св€занную с немцами, и скрытую, св€занную с ѕарвусом, и теми, кто за ним сто€л. ¬ противном случае √ельфанд выступал бы в совершенно неестественной дл€ него роли патриота √ермании. Ёто - нонсенс, очевидный вс€кому.

” нас есть данные, позвол€ющие говорить, что ѕарвус разыгрывал собственную партитуру, отличную от немецкой.   ним привлек внимание √. ћ. атков. "¬ажно отметить,-писал он,-что документы германского министерства иностранных дел за период с феврал€ 1916 по февраль 1917 года не содержат указаний на какие бы то ни было действи€, предприн€тые √ельфандом, или на какие-либо суммы, переданные ему на нужды революции".( атков √.ћ. ‘евральска€ революци€. —. 106.) Ќо это не означает, по мысли  аткова) будто ѕарвус "отказалс€ революционизировать –оссию"- ќтсутствие этих указаний исследователь объ€сн€ет тем, что "в середине 1916 года √ельфанд не нуждалс€ в субсиди€х министерства, а значит, мог и не отчитыватьс€ в своих действи€х, не подвергатьс€ мелким придиркам и держать при себе те сведени€, которые благоразумно было утаить от немцев.. . Ќесмотр€ на от- сутствие каких бы то ни было доказательств в архивах германского министерства иностранных дел, упорный характер забастовочного движени€ в –оссии в 1916 и в начале 1917 года наводит на мысль, что оно руководилось и поддерживалось √ельфандом и его агентами". ( атков √.ћ. ‘евральска€ революци€. —. 106-107)  атков считает, что "торгова€ де€тельность √ельфанда, сама по себе значительна€, служила серьезным подспорьем в достижении его политических целей". ( атков √.ћ. ‘евральска€ революци€. —. 107) «десь, как и во многих других ситуаци€х, ѕарвус предстает как самодостаточный де€тель, ни от кого ни зависимый. ћы плохо верим в такую сказку, ибо убеждены, что ѕарвус находилс€ в системе и действовал по поручению, а не по собственному почину. *9)   тому же трудно установить, откуда ѕарвус получал финансовые средства: только от торгового бизнеса или из каких-то иных источников. Ќесомненно только то, что "немецкие деньги" не исчерпывали всех финансов, которыми распор€жалс€ ѕарвус. Ќар€ду с "немецкими деньгами" шел параллельный поток других денег и так называемые немецкие деньги служили им прикрытием, так сказать, дымовой завесой. Ёто до сих пор не пон€ли исследователи, рассуждающие исключительно о "немецких деньгах" и клейм€щие ѕарвуса как платного агента √ермании, остава€сь тем самым на поверхности событий. *10)

Ќаличие двух обозначенных нами линий зарубежного финансировани€ русской революции указывает на различие конечных интересов кайзеровского правительства и ѕарвуса, а точнее, тех, кто сто€л за ним. ќно в полной мере обнаружилось во врем€ подготовки Ѕрест-Ћитовского мирного договора. ¬от как пишет об этом ƒ. Ўуб: "¬скоре после захвата власти большевиками и заключени€ ими перемири€ с √ерманией, между ѕарвусом и германским правительством и высшим военным командованием возникли серьезные разногласи€ о форме мирных переговоров с большевистской властью. ѕарвус (как и лидеры германской социал-демократии Ёберт, Ўейдеман и некоторые другие лидеры большинства –ейхстага) настаивал на переговорах между парламентари€ми обеих сторон в нейтральной стране. –адек, √анецкий и Ѕоровский сначала поддерживали в этом ѕарвуса. — середины но€бр€ до –ождества ѕарвус был в —токгольме и был в посто€нном контакте с –адеком и √анецким. »х €вна€ цель была обойти и правительство кайзера, чтобы таким образом подорвать его силу. »наче говор€, они хотели свергнуть германское правительство по возможности скорее вместо того, чтобы ждать, когда в √ермании вспыхнет революци€. Ќо германское правительство и высшее военное командование на это не пошли. ћирные переговоры произошли в Ѕрест-Ћитовске, в главной квартире германских восточных армий... ’от€ ѕарвус и после декабр€ 1917 года поддерживал сношени€ с германским министерством иностранных дел, но прежнего взаимного довери€ между ними уже больше не было". (Ўуб ƒ. Ћенин и ¬ильгельм II... —. 261-262. )

Ќеобходимо заметить, что немцы и до того порой понимали несовпадение своих интересов с интересами ѕарвуса. ќб этом, в частности, свидетельствует советник германского посольства в —токгольме фон –итцлер, .сказавший в одном из посланий министру Ѕергену о том, что "наши (немцев и ѕарвуса. - ». ‘ро€нов) интересы оп€ть "совпадают". (Ѕыл ли Ћенин немецким агентом?. ƒокументы. —. 64.) —ледовательно, бывало и так, что они не совпадали. » немцы это понимали. » все же многие из высокопоставленных немецких чинов про€вл€ли удивительную доверчивость к ѕарвусу. “от же фон –итцлер писал о нем в декабре 1917 г.: "ќн действительно выдающийс€ человек и у него масса прекрасных идей. ћожет оказатьс€, что скоро нам будет смысл строить свою русскую политику, опира€сь на более широкие круги, чем те, которые представл€ет Ћенин. » в этом случае он дл€ нас очень нужен". (Ѕыл ли Ћенин немецким агентом?. ƒокументы. —. 64.) ј несколько раньше, в апреле названного года, германский посол в  опенгагене Ѕрокдорф-–анцау так отзывалс€ о ѕарвусе: "√ельфанд реализовал несколько чрезвычайно важных политических меропри€тий" и в –оссии "он был одним из первых, кто работал на то, что составл€ет нашу цель ... он чувствует себ€ немцем, а не русским, несмотр€ на русскую революцию, котора€ должна его реабилитировать ... он был бы чрезвычайно полезен не только в решении вопросов международной политики, но и внутренней политики империи". (Ѕыл ли Ћенин немецким агентом?. ƒокументы. —. 30.) ѕатриот √ермании √ельфанд, чувствующий себ€ немцем, чрезвычайно полезный в делах внутренней жизни империи,-кака€ поразительна€ (если не подозревать здесь сговор) доверчивость, слепота и наивность! ѕравда, в √ермании были политики, которые недоверчиво и скептически относились к ѕарвусу.   ним, повидимому, принадлежал министр иностранных дел √отлиб фон ягов. Ќо большинство, похоже, так и не пон€ли подлинных планов ѕарвуса, стремившегос€ не только уничтожить историческую –оссию, но и заодно ликвидаровать монархию в √ермании.

»так, финансирование революции в –оссии, осуществл€вшеес€ ѕарвусом, состо€ло из "немецких денег", а также "денег ѕарвуса". ѕервые служили прикрытием дл€ вторых, что до сих пор сбивает с толку исследователей, "зациклившихс€" на "немецких деньгах".

 акие бы крупные суммы ни тратили немцы, ѕарвус и его наставники на революционное разложение –оссии, они могли быть уверены, что вернут их с избытком. “акую уверенность подсказывал многолетний, можно сказать вековой, исторический опыт. ѕреобразовани€, перестройки, реформы, революции в –оссии, приводившие российское общество в состо€ние деструкции и разлада, всегда сопровождались утечкой на «апад огромных богатств. ƒаже с этой точки зрени€ наши западные соседи были заинтересованы в том, чтобы русский народ почаще был охвачен такого рода переделыванием своей жизни.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

«вездна€ выпускница '‘абрики'
ѕосетило:9322
—анта ƒимопулос
ѕервый в истории долларовый миллиардер
ѕосетило:11210
ƒжон ƒэвидсон –окфеллер
Ћариса √узеева: √лавное женское достоинство Ц независимость
ѕосетило:9428
Ћариса √узеева

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru