Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

¬арнава ¬етлужский

   /   

Varnava Vetluzhsky

   /
             
‘отографи€ ¬арнава ¬етлужский (photo Varnava Vetluzhsky)
   

ƒата смерти: 28.12.1445 года

¬арнава ¬етлужский.Ѕиографи€

»еромонах

ѕрославлен –оссийской церковью в 1639 году в лике преподобных по инициативе патриарха »оасафа I. ѕочиталс€ как покровитель ѕоветлужь€.

09.10.2020

ѕреподобный ¬арнава родилс€ в последней четверти XIV века в городе ¬еликом ”стюге.

¬арнава ¬етлужский фотографи€
¬арнава ¬етлужский фотографи€

ѕо одной из версий, преподобный ¬арнава происходил из знаменитого рода Ѕорецких. ¬озможно, он был братом »саака Ѕорецкого Ч мужа ћарфы Ѕорецкой, известной как ћарфа ѕосадница.

∆итие св€того ¬арнавы говорит, что он был св€щенником в одном из храмов ”стюга (ныне ¬еликий ”стюг), в XIIIЧXVI веках находившегос€ на границе русских земель часто подвергавшихс€ нападени€м со стороны живших р€дом племЄн ветлужских черемис (предков современных марийцев). ќдним из наиболее опустошительных был набег 1417 года; как полагают, именно после него ¬арнава ¬етлужский, по-видимому, овдовев, прин€л монашеский постриг. ѕри пострижении св€тому было наречено им€ ¬арнава (Ђсын утешени€ї), в честь св€того апостола ¬арнавы. ќколо 1417 года преподобный, как и другие миссионеры того времени, отправилс€ к реке ¬етлуге (в списке жити€ начала XVIII века говоритс€, что ¬арнава Ђсаном иеромонахЕ приидеЕ на реку ¬етлугуї). Ќе вызывает сомнений миссионерский характер ухода преподобного ¬арнавы в район расселени€ черемисских племЄн, исповедовавших €зычество (¬еликий ”стюг в тот период был важнейшим миссионерским центром). ѕреподобный ¬арнава поселилс€ в нижнем течении ¬етлуги, на возвышенности по правому берегу реки. ¬последствии это место стали называть Ђ расна€ гораї. —огласно житию, ¬арнава ¬етлужский прожил на ¬етлуге 28 лет, был похоронен на вершине  расной горы.

—огласно житию св€того ћакари€ ∆елтоводского, ”нженского около 1440 года, по пути из  азани в ”нжу преподобный останавливалс€ в ¬арнавинской пустыни, где беседовал с ¬арнавой ¬етлужским.

∆итие не сообщает о времени кончины преподобного. Ѕольшинством агиографов XIXЧXX веков прин€та точка зрени€, что ¬арнава ¬етлужский скончалс€ в глубокой старости в 1445 году.

„удеса и св€тыни

¬ житии св€того ¬арнавы описываетс€, как к нему

на  расную гору приходили дивии звери, медведи мнози, живуще близ келлии его. он же хождаше между ними, аки между скотами, зр€ на них и утешашес€ и благодар€ великого Ѕога, €ко тии зверие кротки ему быша.

Ћучшие дн€

¬италий —оломин - Ёлементарно, ¬атсон!
ѕосетило:37725
¬италий —оломин
јйседора ƒункан: 'я начала танцевать в утробе матери'
ѕосетило:7805
јйседора ƒункан
 сени€ √алецка€. Ѕиографи€
ѕосетило:329
 сени€ √алецка€

ѕосле преставлени€ ¬арнавы ¬етлужского, скорее всего, уже во 2-й половине XV века на  расной горе был основан “роицкий мужской монастырь (¬арнавина пустынь), первое надежно засвидетельствованное упоминание пустыни содержитс€ в жалованной грамоте цар€ »оанна IV ¬асильевича 26 июл€ 1551 года строителю монастыр€ —авватию.

Ќад могилой преподобного насельники монастыр€ воздвигли Ќикольскую церковь.

ќт мощей преподобного происходили многочисленные исцелени€ (сохранились свидетельства начина€ с 20-х годов XVII века), в 30-х годах XVII века в числе исцелЄнных у мощей ¬арнавы ¬етлужского был св€щенник ”спенского собора ћосковского  ремл€ »оанн, страдавший Ђболезнью люты€ главыї.

¬ 1639 году патриарх »оасаф I направил в обитель на ¬етлугу игумена ћакариева ∆елтоводского монастыр€ ѕафнути€, которому иноки ¬арнавиной пустыни поведали Ђмногие повестиї о случа€х чудотворений и представили Ђбывших исцелений писани€ї, которые ѕафнутий вз€л с собой в ћоскву; в том же году ¬арнава ¬етлужский был канонизирован к общецерковному почитанию.

ѕочитание, мощи

¬ 1666 году был возведЄн Ќикольский храм, в котором находилась гробница св€того ¬арнавы ¬етлужского. ¬ 1764 году “роицкий ¬арнавин монастырь был упразднЄн и обращЄн в приходскую церковь, бывша€ монастырска€ слобода стала селом ¬арнавина ѕустынь. ¬ 1778 году село было преобразовано в город ¬арнавин, с 1797 года центр уезда  остромской губернии. — образованием города Ќикольский и “роицкий храмы бывшего монастыр€ стали соборными храмами ¬арнавина, особым почитанием пользовалс€ дерев€нный Ќикольский (летний) храм, в котором под спудом покоились мощи преподобного.

¬ XVIII Ч начале XX века ¬арнава ¬етлужский почиталс€ как покровитель ѕоветлужь€.

11 июн€, в день пам€ти преподобного, называемый на ¬етлуге Ђ¬арнавиной годинойї, в ¬арнавин стекались паломники со всего ¬етлужского кра€ Ч из  остромской, ¬ологодской, ¬€тской и Ќижегородской губерний. ¬есной 1912 года ¬етлуга подмыла крутой берег  расной горы, в результате чего произошел большой оползень, который едва не разрушил сто€вший у обрыва Ќикольский храм. ѕо распор€жению прибывшего в св€зи с этим в ¬арнавин  остромского и √аличского архиепископа “ихона (¬асилевского) мощи преподобного 22 ма€ 1912 года извлекли из-под спуда и перенесли в каменный “роицкий храм (возведЄн в 1836 году), где поместили под полом придела во им€ ¬арнавы ¬етлужского. ∆ители ¬арнавина обратились в —в€тейший синод с просьбой разрешить помещение мощей преподобного в особую раку, о чЄм —инод издал соответствующее распор€жение в марте 1914 года. 10Ч11 июн€ в присутствии множества паломников в ¬арнавине архиепископ “ихон возглавил торжества, в ходе которых мощи св€того ¬арнавы были перенесены в установленную в “роицком соборе серебр€ную раку.

¬о врем€ массового вскрыти€ мощей св€тых в 1919Ч1920 годах мощи ¬арнавы ¬етлужского не подверглись поруганию, однако в ходе кампании по изъ€тию церковных ценностей в 1922 году советские власти встали перед необходимостью изъ€ти€ мощей из серебр€ной раки, котора€ подлежала конфискации. ¬арнавинска€ уездна€ комисси€ не решилась это сделать самосто€тельно и обратилась за указани€ми в  остромской губернский комитет – ѕ(б), который отправил в ÷  – ѕ(б) шифротелеграмму с просьбой разрешить вскрытие мощей. Ђ—ообщение из  остромы о мощах ¬арнавыї было заслушано на заседании ѕолитбюро ÷  – ѕ(б) 4 ма€ 1922 года под председательством Ћенина, ѕолитбюро санкционировало вскрытие мощей и изъ€тие раки (суд€ по всему, ¬арнава ¬етлужский Ч единственный из русских св€тых, вопрос о вскрытии мощей которого решалс€ на столь высоком уровне). ¬ середине ма€ 1922 года в ¬арнавине мощи преподобного были вскрыты и на несколько дней выставлены на всеобщее обозрение, раку отправили в  острому, мощи остались в “роицком храме.

¬ начале 1930 года храм был переоборудован под клуб, мощи св€того ¬арнавы перенесли в последний действующий храм ¬арнавина Ч дерев€нную кладбищенскую церковь архангела ћихаила. ѕо преданию, бытующему среди старожилов ¬арнавина, летом 1937 года св€щенник јрхангельской церкви ѕетр ћегалинский, предвид€ еЄ скорое закрытие и новое осквернение мощей преподобного, с несколькими прихожанами тайно предал мощи земле на кладбище где-то возле храма[7]. ¬ 1937 году отец ѕетр был арестован и вскоре расстрел€н.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

Ќе всегда нужно зрение, чтобы видеть
ѕосетило:13391
Ёрик ¬ейенмайер
ћари€ ћайкова-—лидовкер. Ѕиографи€
ѕосетило:16473
ћари€ ћайкова-—лидовкер
‘окусы на грани реальности
ѕосетило:10616
ƒэвид Ѕлейн

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru