Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

ћари€ ќловенникова

   /   

Maria Olovennikova

   /
             
‘отографи€ ћари€ ќловенникова (photo Maria Olovennikova)
   

–осси€

√ражданство: –осси€

Ѕиографи€

народоволка.

ќловенникова (ќшанина), ћари€ Ќиколаевна (1853-1898). ”частница орловского кружка «айчневского. ”частвовала в попытке освобождени€ ¬ойнаральского

VK Facebook Mailru Odnoklassniki Twitter Twitter Print

01.02.2009

¬ 1878 году примкнула к «емле и ¬оле, пыталась организовать поселение из революционеров среди кресть€н ¬оронежской губернии дл€ пропагандистской работы. ¬последствии член »сполнительного  омитета Ќародной ¬оли. ¬ феврале 1880 г. переехала в ћоскву, где руководила местной народовольческой группой. ¬ 1882 г. эмигрировала и вместе с “ихомировым представл€ла за границей центр ДЌар. ¬оли". ѕо взгл€дам была ближе к €кобинцам, примыка€ к кружку Дстарых народовольцев".

ћари€ ќловенникова фотографи€
ћари€ ќловенникова фотографи€

¬.Ќ.‘игнер об ќловенниковой:

"Ѕыло, однако, среди нас одно, и притом выдающеес€ своими качествами лицо, исповедывавшее убеждени€ €кобинца. Ёто была ћари€ Ќиколаевна ќшанина, урожденна€ ќловенникова. ћари€ Ќиколаевна принадлежала к семье богатых помещиков ќрловской губернии и воспитывалась в ќрле. “ам же она получила и революционное крещение. ≈е учителем в этом отношении был человек далеко не малого масштаба, старый революционер-€кобинец «аичневский, побывавший в шестидес€тых годах на каторге и живший в ќрле под надзором полиции. ¬ течение р€да лет он был магнитом, который привлекал учащуюс€ молодежь, и ћари€ Ќиколаевна воспиталась под его вли€нием.

ћари€ Ќиколаевна была женщина тонкого ума, ловка€, настойчива€ и энергична€, и это обеспечивало ей вли€ние; центром ее де€тельности был не ѕетербург, а ћосква, где она поселилась уже в самом начале ЂЌародной ¬олиї, и ее €кобинские взгл€ды если могли про€витьс€, так именно там. ќднако, на той революционной молодежи, центром которой нар€ду с “еллаловым была она, вли€ние этих взгл€дов совершенно ничем не выразилось и не сказалось ни в чем."

ћ.‘.‘роленко, 1879 г.:

"ћарью же Ќиколаевну больше соблазн€ла мысль о возможности организации, об устройстве чего-то вроде французских салонов, клубов, где она бы могла играть роль.

¬ душе она была централистка, и хот€ она близко сто€ла к обществу Ђ«емл€ и вол€ї, но это только потому, что не было в –оссии де€тельной группы централистов. ...Ќатура у ћарьи Ќиколаевны была де€тельна€, способна€ на конспирацию, люб€ща€ конспирацию. ” ней были и организаторские способности; она умела собирать вокруг себ€ людей и прив€зывать их к себе, умела и командовать ими. ≈е уважали. Ќо ей надо было все-таки опиратьс€ на кого-нибудь, чтобы не выступить в качестве чистой централистки. ÷ентрализм у нас не пользовалс€ большим почетом. —луша€ о ѕитере, о спорах, о планах на будущее, она сразу пон€ла, что тут дело идет не об отдельном предпри€тии, а о чем-то другом, из чего может развитьс€ целое новое, более родное ей по духу направление."

Ћ.ј.“ихомиров:

Ћучшие дн€

√еоргий ярцев. Ѕиографи€
ѕосетило:11258
√еоргий ярцев
ћихаил “рухин. Ѕиографи€
ѕосетило:8672
ћихаил “рухин
¬еселый герой с печальным взгл€дом
ѕосетило:6680
Ћеонид Ѕыков

"...Ёто была личность очень выдающа€с€. я ее считаю в числе четырех самых крупных людей старого исполнительного комитета. ќчень умна€, с огромным характером, с чрезвычайно отчетливыми убеждени€ми, она и к старому комитету относилась довольно критически из-за того, что он по уши ушел в террор. ќловеникова отличалась неженским мужеством, хладнокровным и не поддающимс€ никакому колебанию. ќна доказала это в боевых предпри€ти€х, в которых ей случалось принимать участие. Ќо она была €рка€ Ђ€кобинкаї Ч сто€ла за переворот и захват государственной власти в руки заговорщиков.

ќна не была красавицей, как ‘игнер, но отличалась чрезвычайной привлекательностью. ≈е умное, выразительное лицо, не лишенное и красоты, но особенно из€щное, производило на всех большое впечатление. ≈е прекрасные светские манеры, умение себ€ держать, воврем€ сказать что нужно, воврем€ промолчать, устроить так, чтобы внушить собеседнику свою мысль как будто его собственную, перейти, когда нужно, на дружескую короткость отношений Ч все это привлекало к ней мужчин.

ќна отличалась не женским мужеством, хладнокровным и не поддающимс€ никакому колебанию."

ј. орба:

"я полюбила эту выдающуюс€ по уму и энергии женщину, преданную освободительному движению всецело и без остатка".

√.‘.„ерн€вска€-Ѕохановска€:

" ћ.Ќ.ќшаниной овладела нав€зчива€ иде€, что если ее товарищи наход€тс€ Ђвзапертиї в своих камерах в Ўлиссельбургской крепости, то и ей нельз€ оставатьс€ на свободе, а тоже надо быть Ђвзапертиї."

¬.ћ.„ернов:

"—уровое лицо „ерн€вской оживилось и всЄ оно просветлело, когда € произнес им€ ѕолонской. Ч «нала ли € ѕолонскую? ≈ще бы! ћы ведь обе Ч родом из ќрла, и у нас был общий учитель и вдохновитель ѕетр √ригорович «аичневский: чистый тип шестидес€тника, причастного еще к нелегальным предпри€ти€м „ернышевского; оба€тельна€ личность и прирожденный оратор Ч пламенный и волнующий. ћогучего роста и телосложени€, с громовым голосом, с победительной осанкой, с редкой силою и красотою речи. Ќикогда в своей жизни не видела € человека, способного так €рко развернуть перед слушател€ми трагедию ¬еликой ‘ранцузской –еволюции, освещенную с точки зрени€ крайних €кобинцев.

ќна вставала перед нами, как жива€, она снилась нам ночью, и самих себ€ мы видели во сне ее участницами. ¬есь тот выводок юношей и девушек, которых «аичневский распропагандировал и благословил на работу и борьбу в –оссии, слыл под именем Ђрусских €кобинцевї; а кое-кто из нас и сами так себ€ именовали. ¬се мы сразу влились в Ќародную ¬олю и почти все миновали предыдущую фазу чистого народничества, дл€ которой характерна идеализаци€ мужика. — ней ћаша никогда помиритьс€ не могла, и € знала народников и народниц, бледневших от ужаса, когда она произносила звучавшие дл€ их ушей св€тотатством слова: Ђ€ люблю и в то же врем€ ненавижу кресть€н за их покорность и терпениеї. » так же порою бледнели, слуша€ ее, люди другого типа: не сразу выведшиес€ среди нас анархо-бакунисты, верившие в чудодейственное преображение народа под вли€нием вспышкопускательства и бунта.

ЂЅунт Ч говорила она Ч предполагает стихию-толпу. Ќо толпа Ч не народ; перерождает толпу в народ только народоправство, только самоуправление. Ќародна€ вол€ родитс€ лишь в нем, Ч вот почему только, когда мы, ЂЌародна€ ¬ол€ї, в кавычках, дезорганизуем самодержавие и сокрушим его, €витс€ народоправство, народ и народна€ вол€ Ч без кавычекї. Ќикакие авторитеты на нее не действовали. ¬от, например, хот€ бы наш революционный ангел-хранитель, наш опекун по конспиративной части Ч јлександр ћихайлов. ќн долго не мог отрешитьс€ от одной из иллюзий старого народничества: увлекалс€ раскольниками, мечтал о превращении готовой их тайной организации в подсобную дл€ народовольческой. ¬се мы его бесконечно уважали и ценили; но в этом пункте скептицизм ћаши не уставал пос€гать на его иллюзии и доставил ему не мало огорчений.   нам, немногим в партии Ђ€кобинцамї, недоверчиво присматривалс€ вначале и ∆ел€бов: не внесем ли мы в партию разнобо€, не захотим ли сузить движение до искусства организации заговора дл€ захвата Ч за спиною народа Ч власти? Ќо примирилс€ с нами, убедившись, что наш Ђ€кобинский душокї это прежде всего требование строгой организационной централизации и дисциплины. ј на исходе борьбы, на закате Ќародной ¬оли, € уже в наших спорах имела случай говорить, что на деле все мы, члены »сполнительного  омитета, мыслим и действуем, как €кобинцы.

√алина ‘едоровна много рассказывала мне о полной драматизма жизни ќшаниной и подвинула ко мне сто€вший на ее столике в рамке небольшой портрет. Ђ онечно, Ч прибавила она, Ч эта поздн€€ фотографи€ Ч лишь отдаленный намек на ее красоту в молодости. «десь она Ч только тень самой себ€. Ќо вгл€дитесь в эти тонкие, из€щные черты лица. ћысленно оживите эти глаза Ч они у нее были темные, с поволокой. ѕредставьте себе затаившуюс€ в углах ее красиво очерченных губ лукавую улыбку. ¬ера ‘игнер, ћари€ ќшанина и, позднее Ч јнна  орба: это были три красавицы в »сполнительном  омитетеї...

«авещание ћарины ѕолонской (псевдоним ћ.ќшаниной):

∆ела€ оставить моим друзь€м пам€ть о человеке, а не о трупе, и в то же врем€ полага€, что "последние почести" (нелепый обычай), которые они сочтут себ€ об€занными воздать моему телу, лишь бесполезно обостр€т их горе по поводу моей смерти, € прошу их предоставить иностранцам заботы о моих останках и воздержатьс€ от присутстви€ при моем смертном одре и похоронах. —ами похороны, впрочем, должны быть из наиболее простых: погребальные дроги последнего разр€да, обща€ €ма. я бы охотнее предпочла кремацию, но с условием, чтобы пепел был брошен, разве€н, а не собран и храним кем бы то ни было. я не хочу ни речей, ни венков, ни приглашений на похороны и, само собой разумеетс€, € не хочу биографий. Ќужно ли еще прибавить, что мои похороны должны быть гражданскими?

—оставлено и подписано моею рукою в ѕариже 22-го июн€ 1898 г, ћарина ѕолонска€.

...„то касаетс€ до рукописей и писем, € отдала их давно на хранение в верные руки, чтобы не доставить русскому консулу {этому лакею, которого € презираю почти столько же, как и его господина) удовольстви€ захватить их после моей смерти. я надеюсь, что господин консул и все его агенты будут мне благодарны за мое распор€жение, так как оно избавит их от позора нового процесса, довольно с них, € полагаю, дела —авицкого и процесса, который мы возбудили против них".

√.‘.„ерн€вска€-Ѕохановска€:

"ќна завещала, чтобы похоронили еЄ в общей могиле и до могилы не провожали. Ќо друзь€ просьбы ее не исполнили: проводили ее на кладбище, похоронили в могиле не общей, а отдельной, и на могиле поставили надгробный камень".




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

«о€ «арубина Ч человек-легенда
ѕосетило:24655
«о€ «арубина
Ђ ороль русского шансонаї
ѕосетило:17910
ћихаил  руг
¬ плену иллюзий
ѕосетило:31076
√овард ’ьюз

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru