Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

‘ранклин –узвельт

   /   

Franklin Roosevelt

   /
             
‘отографи€ ‘ранклин –узвельт (photo Franklin Roosevelt)
   

ƒень рождени€: 30.01.1882 года
ћесто рождени€: ’айд-ѕарк, , Ќью-…орк ,—Ўј
ƒата смерти: 12.04.1945 года
ћесто смерти: ”орм-—прингс, , ƒжорджи€, —Ўј
¬озраст: 63 года

√ражданство: —Ўј
—оцсети:


Ѕиографи€

32-й президент —Ўј

¬ свое врем€ современники не только безгранично уважали его, но и резко критиковали и даже ненавидели, в свете же дистанции его вес возрастает по трем причинам: во-первых, с редким единодушием историки и политологи раздел€ют точку зрени€, что "‘.ƒ.–." €вл€етс€ основателем современного американского института президентов. ¬о-вторых: начина€ с пребывани€ его на посту президента интервенционное государство и смешанна€ экономика (mixed economy), в которые федеральное правительство в ¬ашингтоне вмешиваетс€ регулиру€, поправл€€, планиру€ и управл€€, принадлежат к повседневной жизни американцев. ¬-третьих: во внешней политике он с несгибаемой волей прин€л раньше, чем большинство американцев, вызов немецкого национал-социализма, €понского империализма и италь€нского фашизма.

12.04.2019

‘ранклин ƒелано –узвельт €вл€етс€ самым выдающимс€, мощным и результативным политиком —Ўј в XX веке. ќн был президентом военного времени. —амый т€желый экономический кризис с начала промышленной революции и до сегодн€шних дней, сама€ крупна€ война мировой истории дали ему двойной шанс дл€ исторического величи€.

‘ранклин –узвельт фотографи€
‘ранклин –узвельт фотографи€

¬ свое врем€ современники не только безгранично уважали его, но и резко критиковали и даже ненавидели, в свете же дистанции его вес возрастает по трем причинам: во-первых, с редким единодушием историки и политологи раздел€ют точку зрени€, что "‘.ƒ.–." €вл€етс€ основателем современного американского института президентов. ¬о-вторых: начина€ с пребывани€ его на посту президента интервенционное государство и смешанна€ экономика (mixed economy), в которые федеральное правительство в ¬ашингтоне вмешиваетс€ регулиру€, поправл€€, планиру€ и управл€€, принадлежат к повседневной жизни американцев. ¬-третьих: во внешней политике он с несгибаемой волей прин€л раньше, чем большинство американцев, вызов немецкого национал-социализма, €понского империализма и италь€нского фашизма.  огда в 1940/41 годах на карту было поставлено будущее западной цивилизации, он был последней надеждой демократов и пр€мой альтернативой √итлеру. Ѕлагодар€ необычному сочетанию сознани€ силы и призвани€, крепости нервов и тактических тонкостей он воспреп€тствовал тому, чтобы —Ўј изолировались в «ападном полушарии. –узвельт был великим победителем второй мировой войны, и когда он умер, —Ўј стали новой супердержавой мира.

≈го планы послевоенного пор€дка потерпели крах. Ќи ќбъединенные Ќации, ни коопераци€ с —оветским —оюзом, ни сотрудничество четырех "полицейских мира" —Ўј, —оветского —оюза, ¬еликобритании и  ита€ не стали определ€ющими факторами послевоенной политики. “акже и неделимый, либерально-капиталистический мировой рынок осталс€ иллюзией.

‘ранклин –узвельт фотографи€
‘ранклин –узвельт фотографи€

‘ранклин ƒелано –узвельт родилс€ 30 €нвар€ 1882 года на солнечной стороне общества. ƒом, где он родилс€, находилс€ в √айд-ѕарке, это было просторное поместье на реке √удзон между Ќью-…орком и ќлбани. ‘ранклин был единственным ребенком от второго брака его тогда 54-летнего отца ƒжеймса –узвельта с —арой, котора€ была на 26 лет моложе мужа и принесла приданое в один миллион долларов. ќтец вел размеренную жизнь сельского двор€нина из лучших новоанглийских семей голландского происхождени€. ќн был одновременно фермером, коммерсантом и светским человеком, который так же любил оперу и театр, как и регул€рные поездки в ≈вропу. ’от€ состо€ние –узвельтов не шло в сравнение с новобогатыми ¬андербильтами и –окфеллерами, их общественное положение среди ведущих семей Ќовой јнглии было неу€звимо.

ƒжеймс и —ара дали своему единственному и любимому сыну соответствующее положению, бережное и одновременно богатое событи€ми и иде€ми воспитание. ≈стественна€ надежность, которую излучали родители и родительский дом, перешла на воспри€тие жизни сына и заложила основу его непоколебимой уверенности в себе и мире.

‘ранклин –узвельт фотографи€
‘ранклин –узвельт фотографи€

Ёта уверенность в себе и чрезвычайна€ самодисциплина помогли ему, когда он в 1921 году т€жело заболел полиомиелитом. Ќесмотр€ на с большой энергией проводимые попытки в течение многих лет победить болезнь, –узвельт осталс€ парализованным и прив€занным к инвалидной кол€ске. Ѕез помощи стальных шин весом в дес€ть фунтов он не мог сто€ть, только на костыл€х медленно и понемножку передвигалс€.  ак бы внутренне он ни роптал на судьбу, внешне надевал безукоризненную маску, полную надежд и уверенности. ќн запретил себе вс€кую мысль о разочарованности и жалости к себе, а своему окружению - любой сентиментальный жест.

Ѕолезнь изменила также и его жену Ёлеонор и характер их брака. –узвельт женилс€ на Ёлеонор –узвельт, дальней родственнице п€той степени родства из долины √удзона и плем€ннице президента “еодора –узвельта, в 1905 году. ѕервый ребенок, дочь, родилась в 1906 году, в последующие 10 лет родилось еще 5 сыновей, один из которых умер в возрасте 8 мес€цев. »з первоначально робкой на публике и скромной домохоз€йки и матери шаг за шагом сформировалась "Ёлеонор", женщина, которой, возможно, больше всех восхищались в —оединенных Ўтатах в 30-е и 40-е годы. Ќар€ду с ее многосторонней социально-политической де€тельностью, ее неутомимым выступлением за равноправие женщин и профсоюзное движение, вообще за угнетенных, униженных и бедных в американском обществе, нар€ду с ее де€тельностью в качестве учительницы, автора передовых статей, оратора и организатора она, особенно с 1922 по 1928 годы, стала заместителем –узвельта и контактным лицом с демократической партией. Ѕрак превратилс€ в политическое рабочее содружество, в котором руководима€ христианско-социальными убеждени€ми Ёлеонор воплощала -"левую совесть" –узвельта и в котором с течением лет возрастал ее собственный авторитет, но она по убеждению всегда признавала политическое первенство своего мужа. ƒл€ Ёлеонор эта смена роли означала одновременно бегство от внутреннего одиночества. ѕотому что афера –узвельта в первую мировую войну с Ћюси ћерсер, привлекательной секретаршей Ёлеонор, вызвала трещину в их браке, никогда более не склеенную. — вступлением на пост президента в 1933 году Ёлеонор была вынуждена оставить надежду на то, что ее муж выделит дл€ нее место в своей жизни, которого она так желала: место равноправной доверенной и партнерши, раздел€вшей самые глубокие надежды и разочаровани€. Ѕлистательный, остроумный и очаровательный –узвельт, который еще до своего президентства как магнит прит€гивал мужчин и женщин, использовал их дл€ своих политических амбиций и ожидал от них абсолютной ло€льности, никому не открыва€ своих сокровенных чувств, даже своей жене.

‘ранклин –узвельт фотографи€
‘ранклин –узвельт фотографи€

ѕосле посещени€ одной из самых изысканных частных школ страны в √ротоне –узвельт с 1900 по 1904 годы училс€ в колледже √арварда, а потом с 1904 по 1907 годы был студентом правоведени€ в университете  олумбии.

Ћучшие дн€

—амый высокий на планете
ѕосетило:21224
—ултан  есен
ћишель ћорган: √ранд-дама французского кинематографа
ѕосетило:10279
ћишель ћорган
 оролева лыжни
ѕосетило:4398
–аиса —метанина

ќн отказалс€ от академического завершени€ учебы, сдал экзамен нью-йоркской палате адвокатов и поступил на службу в знаменитую нью-йоркскую адвокатскую контору в качестве умеренно оплачиваемого стажера. “ак как он не испытывал никакой т€ги вникать в детали экономического права и права картелей и уже имел финансовое обеспечение и социальное признание, то единственным объектом его €рко выраженного честолюби€ стала политика.   тому же был еще пример “еодора –узвельта, которого ‘ранклин и Ёлеонор много раз посещали в Ѕелом доме. Ѕез вс€кой иронии в ходе беседы –узвельт разработал четкий график движени€ наверх: в благопри€тный дл€ демократической партии год выборов он хотел попытатьс€ стать депутатом парламента в штате Ќью-…орк, потом его карьера должна следовать по пути “еодора –узвельта: государственный секретарь в министерстве военно-морского флота, губернатор штата Ќью-…орк, президент.

‘ранклин –узвельт фотографи€
‘ранклин –узвельт фотографи€

ѕо этому образцу его карьера и развивалась. ¬ но€бре 1910 года он стал секретарем штата Ќью-…орк, в парламенте которого св€зал свою судьбу с "прогрессивными" демократами. ¬ марте 1913 год а был назначен государственным секретарем министерства военно-морского флота, должность, об€занности которой он с восторгом исполн€л семь лет. ¬ 1920 году демократическа€ парти€ назначила его даже кандидатом на пост вице-президента. √од спуст€ после поражени€ демократов на президентских выборах и после его заболевани€ полиомиелитом он св€зал надежду на окончательное выздоровление с планом возвращени€ в политику. ¬ 1928 и 1930 годах –узвельт стал губернатором штата Ќью-…орк, 8 но€бр€ 1932 года после ожесточенной предвыборной борьбы против наход€щегос€ в должности президента √ерберта √увера он был избран президентом —Ўј.

"Ёта предвыборна€ борьба больше, чем борьба между двум€ мужчинами. Ёто больше, чем борьба между двум€ парти€ми. Ёто борьба между двум€ точками зрени€ на цель и задачи правительства". Ёто предвыборное высказывание президента √увера могло, бы слово в слово принадлежать –узвельту, так как по смыслу он утверждал то же самое в ходе своей предвыборной борьбы. ¬ страстной полемике о причинах и о преодолении экономического кризиса, с которым €вно не справилось правительство √увера, вопрос о том, имеет ли федеральное правительство во главе с президентом право и об€занность, и в какой степени, вмешиватьс€ дл€ регулировани€ и наведени€ пор€дка в экономику —Ўј с целью устранени€ кризиса и нужды, €вл€лс€ решающей противоположностью между обоими кандидатами. ¬опрос касалс€ €дра американского самопонимани€. √лубокий и пожизненный антагонизм между –узвельтом и √увером основывалс€ на их несовместимых взгл€дах на функцию правительства.

¬ то врем€ как √увер взывал к классическим американским добродетел€м индивидуализма и добревольности и предостерегал от тиранства государства, –узвельт агитировал за самую радикальную государственно-интервенционистскую программу планировани€, котора€ до тех пор еще не формулировалась в мирное врем€ кандидатом в президенты. ”же весной 1930 года он написал: "ƒл€ мен€ не подлежит сомнению то, что страна должна быть довольно радикальной, по крайней мере дл€ одного поколени€. »стори€ учит, что нации, у которых это врем€ от времени происходит, избавлены от революций". ќн понимал себ€ как хранител€ и новатора, как сторонника традиций и прогресса одновременно. Ќикогда не собиралс€ подвергать сомнению такие основы американской системы, как частна€ собственность, мотиваци€ прибыли, региональное и функциональное разделение власти, свобода прессы и свобода вероисповедани€. Ќесмотр€ на резкие выпады против корыстолюбцев на вершине социальной пирамиды, он не был идеологом классовой борьбы. Ёто бы глубоко противоречило его основному убеждению, что президент €вл€етс€ защитником общественных интересов. ќн, конечно, не был марксистом или социалистом, как утверждал √увер на заключительной фазе предвыборной борьбы. “ак же мало хотел быть классифицированным как капиталист. Ќа вопрос о его политических убеждени€х мог с обезоруживающей простотой сказать, что он христианин и демократ. Ќо если американска€ система не может сделать то, что, по мнению –узвельта, она должна делать, а именно, служить общему благу и обеспечить каждого американца приличным пропитанием, то тогда должно вмешиватьс€ правительство. Ётого требуют здравый смысл и человеческа€ пор€дочность. √лубоко неамериканска€ правительственна€ философи€ √увера распростран€ет только сомнени€, безнадежность и страх среди миллионов людей, которые без денег, власти и социального статуса проз€бают у фундамента социальной пирамиды. –узвельт же обещал в предвыборной борьбе "новый курс" и подразумевал под этим пон€тием из лексикона игроков в карты, что —Ўј сто€т перед новым началом.

“€жесть кризиса и убеждени€ –узвельта привели к тому, что произошел количественный и качественный скачок в значении института президентов. ¬ более широком масштабе, чем даже при “еодоре –узвельте и ¬удро ¬ильсоне, Ѕелый дом стал энергетическим центром всей американской правительственной системы, источником новых идей, движущей силой торговли, двигателем социального преобразовани€ и тем самым, по представлению –узвельта, воплощением всеобщего блага. ƒл€ массы американского населени€ федеральное правительство и президент в первый раз стали узнаваемой составной частью их повседневной жизни, центром их ожиданий и надежд.

ќбразование современного американского института президентов объ€сн€етс€ тем, что –узвельт последовательно вывед всю страну из мирового экономического кризиса и из величайшей в истории войны. ¬ определенном смысле —Ўј посто€нно воевали эти двенадцать лет, сначала с экономической нуждой, потом с внешними врагами. ƒвойное чрезвычайное положение стало часом исполнительной власти. ѕримечательно, что при преодолении экономического бедственного положени€ метафора "война" играла первостепенную роль.

"–узвельт вел дело" до границ возможного, которые американска€ конституционна€ система устанавливает даже сильному президенту. ќн был артист в политике власти.  ак ни один президент до него, он вырвал у  онгресса законодательную инициативу и в этом смысле расширил законодательную функцию института президентов. –узвельт побил все рекорды использовани€ власти вето, в общей сложности он наложил вето 635 раз. ќн обхаживал и уговаривал решающих депутатов и сенаторов в личных разговорах, использовал возможность должностного покровительства и, если было необходимо, оказывал давление на  онгресс с помощью общественного мнени€. –узвельт сконцентрировал ожидани€ общественности на институте президентов, потому что умел оба средства массовой информации того времени, прессу и радио, несравненным образом использовать как инструменты своей политики. –узвельт был первым президентом средств информации. ќн господствовал в крупных газетных заголовках, не в последнюю очередь вследствие своей суверенной политики "открытых дверей" по отношению к работающим в ¬ашингтоне журналистам. »з года в год парализованный ниже по€са президент собирал дважды в неделю вокруг своего письменного стола до 200 журналистов. ќни могли задать ему любой вопрос без предварительной письменной за€вки. Ёти конференции были шедеврами умени€ обходитьс€ со свободной прессой. ѕо значимости их сравнивали с часом вопросов и ответов в британской палате общин. “айна успеха его непринужденных бесед у камина (fire-side chats) no радио, которые завоевали миллионную публику, заключалась в том, что этот диалог с народом не был дл€ –узвельта манипул€ционной уловкой, а касалс€ сути его понимани€ демократии.

—мещение центра т€жести политики на исполнительную власть про€вл€лось также на кадровом и институционном уровн€х. ќсобенно между 1933 и 1935 годами, а потом снова с 1939 все новые учреждени€, ведомства, комитеты, комиссии вырастали как грибы, находились в посто€нном преобразовании, роспуске и реорганизации, нередко пересекались и могли довести до отча€ни€ приверженцев четко разграниченных компетенции и упор€доченного пути по инстанци€м. ¬о врем€ пребывани€ –узвельта на посту президента удвоилс€ и даже утроилс€ персонал исполнительных органов: в 1933 году в федеральном правительстве было зан€то ровно 600 000 человек, а в 1939 году, перед началом европейской войны, около 920 000 человек.  огда €понцы напали на ѕерл-’арбор, число увеличилось до более чем 1,5 миллиона, чтобы потом в результате войны еще раз резко возрасти. Ќи при одном из его последователей число не опускалось ниже 2 миллионов.

Ќаконец, реорганизаци€ и кадровое расширение службы президента сами предположительно принадлежали к имеющим большие последстви€ воздействи€м мирового экономического кризиса на политическую систему —Ўј. ѕосле 1933 года –узвельт быстро пон€л, что его бюро институционно не справл€етс€ с огромными задачами и требовани€ми. ќн назначил комитет, знаменитый комитет Ѕраунлоу. Ётот комитет в 1937 году пришел к выводу: "ѕрезиденту нужна помощь". ќн предложил создание исполнительной службы президента, под крышей которого и служба Ѕелого дома должна быть укомплектована компетентными, энергичными сотрудниками, которые должны отличатьс€ только одним: "страстью к анонимности". ѕосле ожесточенного политического перет€гивани€ каната  онгресс в 1939 году издал закон о реорганизации института президента, который –узвельт претворил в жизнь президентским распор€жением © 8248.

Ѕлагодар€ этому президент получил самосто€тельную бюрократию, котора€ дала ему возможность конкурировать с также значительно возросшим бюрократическим аппаратом  онгресса. ќдновременно эта реформа таила в себе возможность злоупотреблени€, искушение собрать в Ѕелом доме силовую элиту, недостаточно контролируемую  онгрессом и общественностью, и основать, таким образом, "имперское президентство".

ѕосто€нные новообразовани€ и перекрещивание инстанций принесли –узвельту славу плохого администратора. » до известной степени это правильно, но в этом процессе таилс€ метод. –узвельт делал ставку на спонтанность, мощную инициативу, импровизацию, желание экспериментировать, конкуренцию и соперничество как движущую силу "нового курса", а позже и военной экономики. –асщепление власти ниже уровн€ президента соответствовало технике "раздел€й и властвуй", которой он виртуозно владел.

ќн сохран€л свою свободу прин€ти€ решений и последнюю ответственность только благодар€ тому, что в деловом, кадровом и институционном отношении оставл€л открытыми альтернативы, всегда использовал, много информационных каналов, никому не предоставл€л монополии на доступ к президенту и принуждал спор€щих министров и советников ко все новым компромиссам. «а вполне оправданными жалобами политиков из окружени€ –узвельта на его неортодоксальные и непредсказуемые обычаи получени€ информации и прин€ти€ решений часто скрывалось также у€звленное тщеславие.

ѕреобразование института президентов и усиление вашингтонской бюрократии были одновременно предпосылкой и следствием государственно-интервенционистской политики "нового курса", цели, сферы, и противоречи€ которой в грубых чертах про€вились уже в предвыборной борьбе. —огласно пониманию –узвельтом власти как объединени€ заинтересованных лиц, политика следовать "диагонали", котора€ будет пытатьс€ помочь всем группам и привлечь все сферы экономики. –узвельт обещал краткосрочную помощь в кризисе, оздоровление экономики и долгосрочные реформы, которые должны были сделать невозможным повторение беспримерной катастрофы. «аконодательство "нового курса" отражало эти цели в различных смес€х, нередко пытались одним меропри€тием одновременно осуществить две, а то и три цели.

–узвельт вступил на национальную сцену 4 марта 1933 года как исцелитель и покинул ее только после трехкратного переизбрани€ в 1936, 1940 и 1944 году вместе со своей смертью 12 апрел€ 1945 года. ƒаже не принима€ во внимание ставшие знаменитыми 100 первых дней его президентства, в которые ¬ашингтон чуть не взорвалс€ от активности и  онгресс большинство законопроектов одобрил в рекордном темпе, –узвельту, несмотр€ на некоторые неудачи, вопреки растущей оппозиции слева и справа, почти всегда принадлежала инициатива.

 огда –узвельт вступил на пост, —Ўј находились в небывалом кризисе. ¬ феврале 1933 года всему банковскому делу грозил крах, и было несколько случаев голодной смерти в стране, страдающей от избытка продуктов питани€. ќдной из областей, куда сразу после вступлени€ на пост вмешалось правительство –узвельта, объ€вив четырехдневные "банковские каникулы", была система денежного и кредитного обращени€ —Ўј. ¬се меропри€ти€ в этой области служили трем цел€м: радикальна€ реформа довольно хаотического банковского дела, надзор и контроль торговли ценными бумагами и, что особенно важно было на начальной фазе, создание законных основ дл€ инфл€ционной политики государства, чтобы преодолеть дефл€цию посредством новой денежной эмиссии.

Ќар€ду с открытием банков –узвельт, если он хотел вернуть доверие населени€ к правительству, должен был срочно приступить к неотложной социальной проблеме - огромной безработице. Ќельз€ было ждать, пока реформа законодательства принесет ожидаемые экономические плоды. —редствами временного улучшени€ были пр€мые выплаты пособий социального обеспечени€ союза отдельным штатам и общинам, но прежде всего широка€ государственна€ программа трудоустройства, котора€ началась в марте 1933 года как временна€ вынужденна€ мера и закончилась, вопреки первоначальным планам, только с вступлением —Ўј во- вторую мировую войну.

 ак бы запутана ни была внешн€€ картина смен€ющих и дополн€ющих друг друга программ и организаций, как бы ни соперничали друг с другом интенсифицирующие капитал и труд проекты, основна€ иде€ –узвельта была проста: он хотел убрать с улицы тех трудоспособных безработных, которые не нашли рабочего места в частном хоз€йстве, уберечь их от обнищани€ и отча€ни€ и вернуть чувство самоценности посредством уверенности, что они заработают свое пропитание, сознательно труд€сь дл€ общего блага. ≈сли прибавить к этому членов семьи, то 25-30 миллионов человек получат пользу от, хот€ и скромных, зарплат за государственную работу. јдминистраци€ под руководством доверенного лица –узвельта √арри ’опкинса построила 122 000 общественных зданий, 664 000 миль новых дорог, 77 000 мостов и 285 аэропортов. –аботу получили даже учител€, художники и писатели, чем –узвельт завоевал формирующую общественное мнение прослойку дл€ "нового курса".

  самым глубоким вмешательствам государства в рыночную экономику относ€тс€ вспомогательные меропри€ти€ в сельском хоз€йстве, которое бесспорно €вл€лось наиболее пострадавшей отраслью экономики. ќпира€сь на срочно изданные  онгрессом законы, правительство –узвельта предприн€ло широкую попытку регулировать производство и цену. ѕрокл€тие перепроизводства подталкивало также к вмешательству в промышленный сектор. — федеральным законом о восстановлении промышленности св€зывалась надежда посредством своего рода кооперативной саморегул€ции под нестрогим надзором и при содействии правительства заменить "разрушающую конкуренцию" "честной конкуренцией". ѕравительство, предприниматели и рабочий класс должны были добровольно сотрудничать, чтобы стабилизировать производство, цены и зарплаты.

–абочий класс в этой концентрированной акции впервые в истории —Ўј получил как вознаграждение право свободной, сто€щей над предпри€тием организации и право вести коллективные переговоры по тарифам. ƒалее были согласованы максимальный рабочий день и самые низкие зарплаты, полностью был запрещен труд детей до 16 лет.

–ешающий шаг союза на пути к социальному государству был отмечен законом о социальном обеспечении 1935 года, который ввел страхование безработных и пенсию по старости. Ќо начала социального обеспечени€ были чрезвычайно скромными. ѕочти половина американцев была еще лишена возможности пользоватьс€ и без того незначительными выплатами. Ќе было введено страхование на случай болезни. «аконодательство "нового курса", однако, и сегодн€ еще определ€ет двойную структуру федерально-государственной социальной политики. ќба основных принципа социального государства, финансированное за счет взносов социальное страхование и финансируема€ из налогов социальна€ помощь или социальное обеспечение уход€т корн€ми в 30-е годы.

ƒо сих пор €вл€етс€ спорным вопрос, насколько успешен был "новый курс". ѕравда, что "новый курс" смог см€гчить, но не устранить безработицу и нужду, а социально-политические законы не пошли дальше скромных начал. “олько война принесла полную зан€тость и побивающее все рекорды производство. Ќеорганизованные группы населени€ и социально деклассированные меньшинства, а также черные, остались на краю "нового курса", неодинакова€ структура возможностей и дохода изменилась незначительно, монополии и концерны потер€ли во вли€нии, но не в размере. Ќикто не знал границ "нового курса* лучше, чем сам –узвельт, ведь он на свой второй срок провозгласил борьбу против нищеты низшей трети нации. “о, чего он не достиг, зависело не от него, а от непреодолимых барьеров, которые политико-экономическа€ система —Ўј ставила даже перед сильными президентами. ≈го оба т€желых внутриполитических поражени€, попытка реорганизации ¬ерховного суда, который оказывал сопротивление централизующим тенденци€м "нового курса", и исключение консервативной оппозиции в собственной партии после выдающейс€ победы на выборах 1936 года €вл€ютс€ €ркими тому примерами. ќбе попытки, которые, по мнению –узвельта, должны были обеспечить и продвинуть вперед "новый курс", не удались, потому что он переоценил возможности и власть президента.

–ешающим было то, что –узвельт дал новую надежду упавшей духом, неуверенной в себе и не имеющей направлени€ нации. ≈динственное, чего должна была бо€тьс€ наци€, как он провозгласил при введении в должность, так это самого страха.

¬заимозависимость, понимаема€ как взаимна€ зависимость всех слоев американского народа, была центральным пон€тием внутриполитического мышлени€, взаимозависимость, понимаема€ как взаимна€ зависимость всех государств мира, была центральным пон€тием внешнеполитического мышлени€ –узвельта. —Ўј не должны изолировать себ€ от остального мира, потому что будуща€ безопасность и общее благо страны неразрывно св€заны с судьбой ≈вропы и јзии. ѕравда, чтобы быть избранным и не потер€ть внутриполитическую поддержку дл€ "нового курсам, –узвельт был вынужден в 30-е годы пойти на уступки преобладающему изол€ционистскому настроению в —Ўј, которое при любых обсто€тельствах хотело уберечь јмерику от новой войны в ≈вропе и јзии. Ќо ограничение изол€ции национальными интересами в «ападном полушарии и половиной “ихого океана он не раздел€л никогда. ≈го интернационалистическое миропонимание привело его в силу экспансивной внешней политики √ермании, »талии и японии в 1941 году к дилемме, от которой он освободилс€ только благодар€ нападению €понцев на ѕерл-’арбор и объ€влению √итлером войны —Ўј.

¬ 30-е года в —Ўј росло опасение, что, возможно, предполагаемый "тро€нский конь" Ќ—–ѕ√ в —Ўј, "—оюз друзей новой √ермании", будет угрожать внутренней безопасности —Ўј. ќдновременно росло опасение, что внешн€€ политика "“ретьего рейха" представл€ет угрозу дл€ мира на земле. Ёто двойное опасение привело не к превентивной интервенционистской политике в ≈вропе, а, напротив, к усилению изол€ционистского настроени€ американского народа ввиду этих сигналов опасности еще решительнее изолироватьс€ от ≈вропы. “радиционные внешнеполитические рецепты, предполагаемые выводы из неудавшегос€ "крестового похода" 1917-18 годов и узкое понимание национальных интересов —Ўј были важнейшими детерминантами американской внешней политики до начала европейской войны в 1939 году. “о, чего √итлер в 1940 году напрасно пыталс€ добитьс€ ѕактом трех держав, нападением на —оветский —оюз в 1941 году и союзничеством с японией, а именно, держать јмерику подальше от ≈вропы и отпугнуть назад в «ападное полушарие, американский  онгресс сделал сам, издав закон о нейтралитете. ћеждународно-политическа€ ситуаци€ стала развиватьс€ в обратном направлении. ¬ то врем€, как в ≈вропе и јзии возрастали агресси€ и экспанси€,  онгресс законами о нейтралитете от 1935 и 1937 годов пополн€л реестр внешнеполитических меропри€тий, запрещенных дл€ правительства –узвельта на период войны и кризиса. Ќа уровне официальной внешней политики, поддерживаемой  онгрессом, законодательством и общественным мнением, –узвельт был в начале европейской войны в 1939 году невооруженным пророком, бесконечно малой величиной, и как к таковому к нему соответственно относилс€ √итлер.

–узвельт слишком хорошо знал, что завоюет себе свободу действий и возможность действи€ в мировой политике в той степени, насколько ему удастс€ изменить "ощущение угрозы", представлени€ американского народа о потенциале угрозы национал-социалистической √ермании и дл€ —оединенных Ўтатов. ќн должен был объ€снить и продемонстрировать американскому народу, что ограничение национальных интересов «ападным полушарием, изол€ци€ себ€ в крепости "јмерика" и предоставление событий в ≈вразии их собственному течению €вл€етс€ дл€ —Ўј опасной иллюзией. √отовность - промышленна€, экономическа€ и психологическа€ подготовка к возможной войне - была до 1941 года превалирующей целью его внешней политики. ¬ этом смысле внешн€€ политика в значительной степени была и внутренней.

ћетодически и в институционном смысле –узвельт действовал чрезвычайно искусно. „тобы не попасть под подозрение в распространении своего мировоззрени€ с помощью правительственной пропаганды, что только усилило бы обвинение ненавистников –узвельта в желании сделать себ€ "диктатором јмерики", он сделал ставку, как и в годы "нового курса", на неформальную, однако чрезвычайно эффективную стратегию. ¬ Ѕелом доме, в многочисленных министерствах и учреждени€х были созданы так называемые "информационные отделы", которые €кобы имели лишь одну цель - информировать американский народ о международном положении. ѕосле случа€ с ‘ранцией в 1940 году с правительством скооперировались √олливуд, большое количество студий документальных фильмов и хроник, радиостанции, газеты и журналы, чтобы заставить изол€ционистов и нон-интервенционистов перейти к обороне. ¬ этой воспитательной кампании –узвельт разработал свое интернационалистическое видение мира, основные взгл€ды на будущую роль —Ўј в мире. » на этом фундаментальном уровне –узвельт был чрезвычайно посто€нен, он не был ни утешителем, ни жонглером, ни оппортунистом, ни аферистом, который, обеща€ не вступать в войну, лишь зат€гивал в нее —Ўј, - все это было только на тактическом уровне. ¬о внутриполитическом конфликте с изол€ционистами он развернул диалектику глобализма —Ўј в его обоих компонентах: предостережение от мирового господства врага и глобальное определение национальных интересов —Ўј, а именно, в отношении содержани€ и радиуса действи€ национального интереса.

ќн раздел€л точку зрени€ “омаса ƒжефферсона, “еодора –узвельта и морского стратега јльфреда “айера ћэхена, что равновесие сил на ≈вропейском континенте €вл€етс€ жизненным интересом дл€ —Ўј. ¬месте с ¬удро ¬ильсоном он верил в идеал "такого мира", в котором самоопределение нации и принципы коллективной безопасности должны гарантировать мир. —о своим министром иностранных дел  орделлом ’аллом он раздел€л убеждени€, что только свободна€ мирова€ экономика может производить товары и услуги, которые необходимы, чтобы надолго сохран€ть мир во всем мире. √итлер и "“ретий рейх" €вно угрожали всему одновременно: равновесию сил в ≈вропе, миру во всем мире и свободной мировой экономике. ѕоэтому –узвельт сформировал свои предостережени€, свой глобализм как тройное предупреждение будущего.

— каждым военным успехом агрессоров в ≈вропе и в јзии, по мнению президента и его сторонников, приближалось будущее, осуществление которого означало бы катастрофу дл€ американской экономики: победа √итлера и ћуссолини в ≈вропе, японии на ƒальнем ¬остоке принуд€т оба региона к системе почти независимого от импорта, планового хоз€йства, что означало бы конец либерального, неделимого мирового рынка и серьезную угрозу американской экономической и социальной системе. ≈сли —Ўј и их союзники потер€ют контроль над мировым океаном, по –узвельту, то он может быть использован державами "оси" дл€ нападени€ на «ападное полушарие. Ќо контроль морей не может осуществл€тьс€ только флотом —Ўј, он возможен лишь в том случае, если в ≈вропе и јзии не будут господствовать державы "оси" и можно будет располагать судостроительными мощност€ми двух континентов. ‘ранцию, Ѕританскую империю и  итай, а с середины 1941 года и —оветский —оюз нужно поддерживать, потому что они косвенно защищают и —Ўј.

  тому же приближающа€с€ война имела дл€ –узвельта еще до массового уничтожени€ моральный масштаб. ќна была дл€ него крестовым походом на защиту свободы от агрессоров и диктаторов. ѕочти нав€зчиво повтор€€, –узвельт посто€нно объ€сн€л: право народов на свободное самоопределение и долг государств подчин€тьс€ в международной политике принципам международного права неразделимы. Ќасилие и агресси€ как средство изменени€ status quo €вл€ютс€ незаконными. ≈ще до 1941 года он толковал войну как эпохальную борьбу за будущий образ мира между агрессорами и мирными наци€ми, между либеральной демократией и варварством, между гражданами и преступниками, между добром и злом. ƒл€ –узвельта не могло быть никакого мира с агрессорами. —амой худшей возможностью, с его точки зрени€, был ^супер-ћюнхен" в ≈вропе и јзии, который разв€зал бы руки √итлеру дл€ его расовой империи в ≈вропе, а €понцам дл€ их империи в ¬осточной јзии. ¬ то врем€ как он с учетом общественного мнени€ и  онгресса до осени 1941 года придерживалс€ фикции, что меры помощи, оказываемые —Ўј своим союзникам, должны уберечь саму страну от войны, –узвельт еще до ѕерл-’арбора знал, что —Ўј должны вступить в нее. ќднако утверждение, что он был заранее информирован о нападении €понцев на тихоокеанский флот и сознательно не предприн€л никаких мер, относитс€ к области легенд.

— вступлением —Ўј в войну перед 61-летним –узвельтом встали задачи, которые подтачивали его силы так, что с 1944 года каждому было видно физическое разрушение.   тому же относились еще переход на военную экономику, военные и союзно-политические проблемы "большой коалиции" против держав "осы" и японии, нова€ дипломати€ конференций в войне, самоотверженно выполн€ема€ –узвельтом роль главнокомандующего всеми американскими вооруженными силами, с 1943 года проблемы отношений с вражескими государствами после ожидаемой победы, которые он долго пыталс€ откладывать и, наконец, большой вопрос, как после этой второй мировой войны создать длительный мирный пор€док. ¬се эти задачи –узвельт вынужден был решать, посто€нно оправдыва€сь перед обществом, которое президенту не предоставило свободу действий даже в войне, но при этом оставило существовать институты критики. ќбщественное мнение.  онгресс, партийно-политические противоречи€ между демократами и республиканцами, наконец, выборы президента 1944 года остались и во врем€ войны факторами, которые –узвельт должен был учитывать в слове и деле. ¬ этом отношении он был зависимее, чем ”инстон „ерчилль, не говор€ уже о —талине и √итлере.

Ќар€ду с многообразием проблем про€вл€лись еще их глобальные масштабы. ¬о врем€ войны с большей силой действовало то, что –узвельт сформировал еще в 1941 году: задачи американской внешней политики так огромны и переплетены друг с другом, что кажда€ попытка только представить их принуждает его думать о двух континентах и семи мор€х. ¬ мировой войне —оединенные Ўтаты, как и предсказывал –узвельт, стали "арсеналом демократии". ¬ 1943 и 1944 годах страна производила 40% всех военных товаров мира.  ак главные враги √ермани€, япони€ и »тали€, так и главные союзники јнгли€ и Ѕританска€ импери€, —оветский —оюз и  итай вынуждали –узвельта мыслить глобальными масштабами. ¬ажнейшие решени€ в ≈вропе принимались с учетом јзии, и наоборот. √итлеровска€ √ермани€ была главным врагом номер один, однако, начина€ с наметившегос€ поражени€, играла менее значительную роль в планах президента на будущее.

«а два дн€ до ѕерл-’арбора –узвельт закончил беседу у камина полной надежд фразой: "ћы выиграем войну, и мы выиграем мир". Ќо во врем€ войны дл€ него втора€ цель подчин€лась первой. ¬нешн€€ политика –узвельта в войне €вл€лась, в первую очередь, политикой дл€ ее успешного завершени€. ¬ысша€ военна€ и политическа€ цели были идентичны, а именно - уничтожение врага, хот€ президент очень серьезно относилс€ к принципам дл€ будущего мира, которые он провозгласил еще в €нваре 1940 года в обращении к  онгрессу и уточнил в августе 1941 года на встрече с английским премьер-министром ”инстоном „ерчиллем у побережь€ Ќьюфаундленда в јтлантической хартии. »з этого дл€ –узвельта следовали как основные принципы действий - об€зать своих партнеров по союзу перед общественностью к исполнению этих общих принципов и воспреп€тствовать тому, чтобы возможные политические конфликты по конкретным вопросам послевоенного пор€дка, как, например, о границах и репараци€х, не взорвали большую англосаксонскую-советско-китайскую коалицию. ¬ случае конфликта следовало сослатьс€ на эти общие принципы, заключить компромиссы или отложить спорные решени€ до победы.

ѕолитике –узвельта по отношению к —оветскому —оюзу, часто критикуемой после 1945 года, не было альтернативы. ≈му нужен был —оветский —оюз, потому что –узвельт должен был вести и выиграть американскую войну, т. е. с беспримерным применением техники и относительно незначительными жертвами. —Ўј нужны были русские солдаты, чтобы победить немецкие и €понские войска. «а каждого американца, погибшего в войне, умерло 15 немцев, 53 русских. ”же в 1942 году –узвельт знал, "что русска€ арми€ убьет больше людей держав "оси" и уничтожит больше военной техники, чем все 25 объединенных наций вместе". »з этого вытекал неизбежный вывод, что мощь и вли€ние —оветского —оюза после совместной победы будет несравнимо больше, чем в 1939 году. Ќикто не мог помешать тому, чтобы победа во второй мировой войне сделала из —оветского —оюза евроазиатскую мировую державу, и, как следствие, после самой убийственной войны в истории мир будет зависеть от сотрудничества с —оветским —оюзом. ќт этой логики власти нельз€ было уйти, что –узвельт и „ерчилль понимали со всей €сностью. Ќо в начале этой причинной цепочки сто€л √итлер.

»ллюзи€ –узвельта заключалась в вере в то, что при всех признани€х потребностей —оветского —оюза в безопасности можно достичь сотрудничества с јтлантической хартией на американских услови€х. ќн не понимал, что имперско-гегемонистска€ потребность —оветского —оюза в безопасности не шла в ¬осточной и ёжной ≈вропе так далеко, чтобы пос€гать на международно-правовую независимость этих государств и присоединить их к союзу государств ———–, что она была с самого начала нацелена на то, чтобы сломить самосто€тельную волю этих государств посредством трансформации в "антифашистские демократии нового типа", в "народные демократии", которые, по советскому мнению, представл€ли собой промежуточную ступень на пути к диктатуре пролетариата.

»сточники не дают ответа на вопрос, продолжал ли скептически настроенный –узвельт в последние мес€цы перед своей смертью наде€тьс€, вопреки всем ожидани€м, или он, учитыва€ общественное мнение своей страны после конференции в ялте (4-11 феврал€ 1945 года), только делал вид, что верит в общность целей союзников, чтобы не подвергнуть угрозе вступление —Ўј в ќбъединенные Ќации.

ќбъективно, однако, сразу же после его смерти, наступившей вследствие кровоизли€ни€ в мозг 12 апрел€ 1945 года, распалось все, что –узвельт хотел одновременно осуществить: политическое сотрудничество с —оветским —оюзом 'и американское видение лучшего мира. ќн также не мог совместить реалистичные и идеалистические компоненты американской внешней политики, власть и воображение. ћожно было бы говорить о трагизме, если бы эти категории глубоко не противоречили непоколебимому оптимизму и здоровой вере –узвельта в прогресс Ќового мира.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

—амый высокий на планете
ѕосетило:21224
—ултан  есен
Ћеонид —пирин. Ѕиографи€
ѕосетило:8378
Ћеонид —пирин
ћишель ћорган: √ранд-дама французского кинематографа
ѕосетило:10279
ћишель ћорган

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru