Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

¬ладимир I —в€тославич

   /   

Vladimir I

   /
             
‘отографи€  ¬ладимир I —в€тославич (photo  Vladimir I)
   

ƒень рождени€: 01.01.0960 года
–осси€
ƒата смерти: 15.07.1015 года
–осси€
¬озраст: 55 лет

√ражданство: –осси€

Ѕиографи€

¬еликий кн€зь  иевский (980-1015)

...личный характер ¬ладимира был способен.... возбудить сильную народную прив€занность. ¬ладимир вовсе не был кн€зем воинственным, не отличалс€ удалью, подобно отцу своему, в крайности решалс€ на бегство перед врагом, спешил укрытьс€ в безопасном месте; предание, сохранившеес€ в песн€х, также не приписывает ему личной отваги, выставл€ет его вовсе не охотником до про€влений дикой силы. Ќо ¬ладимир имел широкую душу, котора€ в молодости могла повести его к излишествам, осв€щенным, впрочем, €зыческими пон€ти€ми, и котора€ в летах зрелых, особенно под вли€нием христианским, сделала его красным солнцем дл€ народа

25.02.2005

»сточник информации: "ѕравители –оссии" ¬алентина ¬алькова, ќльга ¬алькова с. 16-22

ќтец - —в€тослав I »горевич, ¬еликий кн€зь  иевский (¬ладимир - третий, младший сын кн€з€).

ћать - по преданию, ћалуша, ключница кн€гини ќльги (несмотр€ на достаточно высокое социальное положение при дворе кн€гини, по существовавшему законодательству €вл€лась рабыней, что, естественно, понижало общественный статус ее сына).

¬ладимир родилс€ предположительно в 947 году. ¬ 969 году он отправлен отцом на кн€жение в Ќовгород (по просьбе новгородцев).

¬о врем€ междоусобной войны между двум€ старшими брать€ми ярополком и ќлегом, закончившейс€ смертью ќлега, ¬ладимир испугалс€ властолюби€ старшего брата и бежал <за море> к вар€гам. ¬ернулс€ в 980 году, во главе вар€жской дружины с целью вернуть потер€нное. «адачу свою выполнил и даже перевыполнил: вз€в  иев, выманил из него с помощью предател€ ярополка на переговоры и убил его.

— 980 года, после убийства ярополка I —в€тославича, становитс€ ¬еликим кн€зем  иевским.

¬ разное врем€ кн€зь ¬ладимир I покорил племена в€тичей (поход 981 и 982 годов), радимичей (986 год) и €тв€гов. ¬оевал с печенегами, эта война шла с переменным успехом: в 992 году печенеги напали, войска ¬ладимира встретились с ними около ѕере€славл€, русские сто€ли на одном берегу реки, печенеги - на другом и ни те, ни другие не спешили перейти реку; в конце концов печенежский кн€зь предложил решить дело единоборством: если победит русский - заключат мир на три года, а если печенег - будут три года воевать; русский одолел печенега и печенеги бежали; радость ¬ладимира была так велика, что он приказал заложить на этом месте город и назвал его ѕере€славлем, <потому что боей (воин. - –ед.) русский перен€л славу у печенежского> (—оловьев —. ћ. ”каз —оч. “. 1. —. 188.); в 995 году ¬ладимир с войском вынужден был бежать от печенегов около ¬асильева; в 997 году, когда ¬ладимир отправилс€ в Ќовгород собирать войско, печенеги напали на Ѕелгород (город был спасен чудом). ¬оевал с ¬олжской Ѕолгарией (987 год - известие о первом походе ¬ладимира на болгар; с этим походом, между прочим, св€зана одна любопытна€ подробность: когда болгары были побеждены, ƒобрын€, д€д€ и советник кн€з€ ¬ладимира, сказал ему: <“акие не будут нам давать дани: они все в сапогах; пойдем искать лапотников>; известны также удачные дл€ ¬ладимира походы на болгар 994 и 997 годов; в 1006 году с волжскими болгарами был заключен торговый договор, по которому русские могли беспреп€тственно ездить торговать в болгарские города). »звестны также его войны с ¬изантией и ѕольшей (поход 992 года).

¬о врем€ его правлени€ были сооружены оборонительные рубежи по рекам ƒесна, ќсЄтр, “рубеж, —уда и др. ѕри нем начали каменную застройку в  иеве и заново укрепили город. ¬о многом это было вызвано необходимостью посто€нно оборон€тьс€ от печенегов. ѕо преданию, ¬ладимир сказал: <’удо, что мало городов около  иева> - и велел рубить (строить) города.

Ћучшие дн€

√енерал песни
ѕосетило:8260
Ћев ќшанин
јлександр ƒемь€ненко: «аложник одной роли
ѕосетило:6501
јлександр ƒемь€ненко
—ергей ¬ласьев. Ѕиографи€
ѕосетило:6425
—ергей ¬ласьев

»менно ¬ладимир учредил на –уси первые школы дл€ обучени€ грамоте, но это было сделано уже под вли€нием христианства и дл€ того, чтобы иметь возможность подготовить своих, русских св€щенников.

Ѕольше всего ¬ладимир прославилс€ тем, что крестил –усь, то есть именно по его приказу многие люди прин€ли христианскую веру. ѕо рождению и воспитанию он был €зычником.  огда он победил своего брата ярополка и стал кн€жить в  иеве, он первым делом велел соорудить в городе капище самых главных €зыческих богов, в том числе бога ѕеруна. Ќо постепенно сложилось так, что интересы государства требовали прин€ти€ всеми одной веры, веры, котора€ могла бы объединить разрозненные племена в один народ, чтобы вместе противосто€ть врагам и заслужить уважение союзников. Ќо народы, жившие вокруг –уси, молились разным богам. ћусульмане - аллаху, иудеи - »егове, христиане - христианскому Ѕогу. » хоть все они признавали только одного-истинного бога, но обр€ды и законы у всех них были разными. ѕоэтому выбрать какую-то одну из этих вер оказалось очень не просто. Ћетописец пишет, что, прослышав о стремлении кн€з€ ¬ладимира прин€ть новую веру, соседние народы прислали к нему послов, чтобы склонить кн€з€ к своей вере. » ¬ладимир внимательно выслушал их всех.

—амыми первыми пришли послы от волжских болгар, к тому времени уже прин€вших мусульманство. Ќо закон, запрещающий пить вино, совершенно не понравилс€ кн€зю. ¬ладимир за€вил, что <вино есть веселие дл€ русских, не можем быть без него>. (÷ит. по:  арамзин Ќ. ћ. »стори€ государства –оссийского. ћ., 1988. “. 1. —. 127.) »так, мусульманство было отвергнуто.

ѕосланцы западных христиан (католиков) также потерпели неудачу, поскольку, по словам ¬ладимира, <наши отцы не принимали веры от папы>. (“ам же.) »удеев кн€зь спросил, что же это за вера у них така€, если не помогла им сохранить собственную землю.

» наконец, пришел к ¬ладимиру посланец из ¬изантии, от православных христиан. ≈го рассказ о творении, рае, грехе, потопе, —трашном суде и прочем потр€с ¬ладимира. Ќо так быстро и легко кн€зь не мог решитьс€ прин€ть новую веру. ќн обратилс€ за советом к своим сподвижникам, и они присоветовали кн€зю послать гонцов во все земли, чтобы те на месте могли посмотреть, кака€ вера чего стоит на самом деле.

ѕосланцы посетили болгарские земли и немецкие, но в них церкви были малы и некрасивы, обр€ды не впечатл€ющи, а лица людей унылы. «ато пышность и богатство греческой столицы  онстантинопол€, величие его храмов, важность и таинственность обр€дов потр€сли послов. » когда рассказали они обо всем кн€зю, ¬ладимир решил прин€ть греческую веру.

–ешить-то решил, но претвор€ть это решение в жизнь не спешил. ѕримерно в это же врем€ (в 988 году) ¬ладимир отправилс€ в военный поход на город ’ерсон, построенный еще древними греками. ¬о времена ¬ладимира ’ерсон был богатым торговым городом, признававшим верховную власть византийских императоров, но не платившим им дани и имевшим собственные законы. ¬ойско ¬ладимира окружило город, и кн€зь за€вил, что если горожане не сдадутс€, то он хоть три года простоит под их стенами. Ќо горожане и не думали сдаватьс€, наде€сь на помощь ¬изантии. “огда ¬ладимир попыталс€ было насыпать вокруг городских стен земл€ной вал, чего требовала тогдашн€€ военна€ стратеги€, но не тут-то было: горожане смогли помешать этому. Ќо в городе нашелс€ предатель, пославший ¬ладимиру записку с описанием места, где находились колодцы, из которых город брал воду.  н€зь тут же приказал перекопать водопроводы, и город, лишенный воды, вынужден был сдатьс€.

¬ладимир послал вестника к византийским императорам ¬асилию и  онстантину, требу€ отдать ему в жены их сестру, царевну јнну, и угрожа€ в случае отказа вз€ть приступом  онстантинополь так же, как он вз€л ’ерсон. ” императоров хватало проблем и без русского кн€з€ со своими собственными м€тежными подданными, но отдать византийскую царевну какому-то €зыческому варвару они не могли. ѕоэтому они ответили кн€зю ¬ладимиру, что отдадут ему сестру только в том случае, если он примет христианство. “огда он <получит и руку царевны и ÷арствие Ќебесное>. ( арамзин Ќ. ћ. ”каз. —оч. “. 1. —. 131.) ¬ладимир согласилс€. ¬изантийска€ царевна јнна прибыла в ’ерсон в сопровождении православных св€щенников.

¬ладимир в этот момент был болен: у него воспалились глаза и он ничего не видел. ÷аревна сказала ему: < рестись и исцелишьс€>, - и это сломило последние сомнени€ кн€з€. ƒействительно, в момент прин€ти€ крещени€ кн€зь прозрел.

¬озвратившись в  иев, кн€зь приказал уничтожить идолов, причем идол ѕеруна сбросили в ƒнепр, а по дороге к ƒнепру его били палками. Ќароду было приказано креститьс€ в об€зательном пор€дке. Ќе все делали это охотно, но каких-то больших потр€сений это событие не вызвало. ¬ 988-989 годах христианство постепенно принимали и другие города  иевской –уси.

 н€зь ¬ладимир любил жить весело и с открытой душой. ѕиры его стали легендарными. Ћетопись говорит, что было у него 800 наложниц, не счита€ законных жен. Ётих последних, в свою очередь, было 6: 1)1 жена чешка, 2) –огнеда, кн€жна ѕолоцка€, сама€ перва€ жена ¬ладимира, 3) гречанка ћонахин€, первым мужем которой был ярополк, 4) II чешка, 5) болгарка, 6) ¬изантийска€ царевна јнна –омановна.

Ќеудивительно, что при таком количестве жен и наложниц у ¬ладимира было немало детей. »стори€ упоминает следующих сыновей: ¬ышеслава, »з€слава, ярослава, ¬севолода, —в€тослава, —танислава, ѕозвизда, Ѕориса, √леба, ћстислава, —удислава и —в€тополка.

¬ 995 году ¬ладимир разделил –усь на уделы и отдал их в управление сыновь€м. »сторики считают, что это была сама€ больша€ ошибка из всех возможных, котора€ впоследствии привела к раздроблению –уси на отдельные кн€жества и междоусобице.

”мер ¬ладимир в 1015 году и был похоронен в дес€тинной церкви в  иеве.

—. ћ. —оловьев писал о кн€зе ¬ладимире: <...личный характер ¬ладимира был способен.... возбудить сильную народную прив€занность. ¬ладимир вовсе не был кн€зем воинственным, не отличалс€ удалью, подобно отцу своему, в крайности решалс€ на бегство перед врагом, спешил укрытьс€ в безопасном месте; предание, сохранившеес€ в песн€х, также не приписывает ему личной отваги, выставл€ет его вовсе не охотником до про€влений дикой силы. Ќо ¬ладимир имел широкую душу, котора€ в молодости могла повести его к излишествам, осв€щенным, впрочем, €зыческими пон€ти€ми, и котора€ в летах зрелых, особенно под вли€нием христианским, сделала его красным солнцем дл€ народа>. (—оловьев —. ћ. ”каз. —оч. “. 1. —. 191.)

—оловьев же отмечал, что <главна€ черта де€тельности ¬ладимира состоит в защите –усской земли, в посто€нной борьбе со степными варварами>. (“ам же.)

— правлением ¬еликого кн€з€  иевского ¬ладимира св€зывают расцвет  иевской –уси. ¬озможно, именно поэтому летопись называет его великим (в его честь в 1782 году императрица ≈катерина II учредила орден —в. ¬ладимира), народ -  расным —олнцем, а церковь - св€тым (кн€зь ¬ладимир причислен –усской ѕравославной ÷ерковью к лику св€тых).




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

ћари€ ћайкова-—лидовкер. Ѕиографи€
ѕосетило:16607
ћари€ ћайкова-—лидовкер
≈катерина √ордеева. Ѕиографи€
ѕосетило:53025
≈катерина √ордеева
¬италий —оломин - Ёлементарно, ¬атсон!
ѕосетило:37879
¬италий —оломин

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru