Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

¬асилий ян

   /   

Vasiliy Yan

   /
             
‘отографи€ ¬асилий ян (photo Vasiliy Yan)
   

ƒень рождени€: 23.12.1874 года
–осси€
ƒата смерти: 05.08.1954 года
–осси€
¬озраст: 79 лет

√ражданство: –осси€
—оцсети:


Ѕиографи€

писатель, журналист.

ян ¬асилий √ригорьевич (наст. фамили€ Ч янчевецкий) - писатель, журналист. –одилс€ в  иеве в семье учител€ греческого и латинского €зыков.

11.02.2009

ян училс€ в гимназии в г. –евеле; в 1897 блест€ще окончил историко-филологический факультет ѕетербургского университета. ¬ студенческом сборнике (1896) опубликовано стихотворение яна. — 1898, жив€ в –евеле, печатаетс€ в Ђ–евельских извести€хї, Ђ√азете местных интересов, литературной и политическойї (основана его отцом). «а подписью ¬ас. янивецкого, ¬. —адко публикуютс€ репортерские заметки, очерки, рассказы (Ђ√ерои трущобї, Ђѕриказчик и баронессаї). ян отправл€етс€ в кресть€нской одежде, с котомкой за плечами путешествовать по –оссии, хочет изучать фольклор, €зык и нравы народа, маршрут яна: Ќовгород, »льмень, волго-в€тские места, ¬олга, ƒнепр, ”краина. ћатериал ян посылает в Ђ–евельские извести€ї. ¬ 1901 в –евеле вышли Ђ«аписки пешеходаї. ѕо словам яна, в народе Ђего поразили большие думы, великодушные сердца, упорство, стремление вырватьс€ из мучительных тисков нуждыї. ¬ качестве корреспондента петербургской газеты Ђ–осси€ї почти год ян проводит в јнглии, путешествует на велосипеде по ёжной јнглии, много времени проводит в библиотеке Ѕританского музе€. ¬ Ђ–евельских извести€хї (1900. 29 февр.) публикует очерк Ђјнглийские настроени€ї, содержащий оценку англо-бурской войны.

¬асилий ян фотографи€
¬асилий ян фотографи€

“ретье путешествие ян совершает в —р. јзию, получает должность смотрител€ колодцев, пересекает  аракумскую пустыню, посещает ’иву и Ѕухару, добираетс€ почти до границ »ндии.

¬ годы русско-€понской войны ян едет корреспондентом в японию, позднее посещает √рецию и ≈гипет, потом Ѕалканы. ¬се эти годы в Ђ–евельских извести€хї и в –оссии печатаютс€ его очерки. ≈го волнует экономическа€ жизнь –оссии. ќн выдвигает идею развити€ судостроени€ в –евеле, настаивает на необходимости строительства јмурской железной дороги.

— 1907 по 1912 ян работал преподавателем 1-й ѕетербургской классической гимназии. –аздумь€ о будущем –оссии, пам€ть о печальном исходе войны с японией, неудовлетворенность системой образовани€ и воспитани€ привод€т яна к мысли о необходимости перестройки педагогической системы с тем, чтобы воспитать Ђсовершенного человекаї. ѕедагогические идеи яна изложены в книгах Ђ¬оспитание сверхчеловекаї (1910) и Ђ„то нужно сделать дл€ петербургских детейї (1911). яна увлекла иде€ ‘. Ќицше о сверхчеловеке. ƒл€ яна образами сверхчеловека €вл€ютс€ ѕетр ¬еликий, ѕушкин, —уворов, Ћомоносов, —кобелев. ѕодобные им люди нужны –оссии. Ўкола, по мысли яна, должна быть ограждена от политики. ”чеников нужно воспитывать на √омере, ≈врипиде, Ўиллере, ѕушкине, √оголе. ян был последовательным сторонником реалистической литературы, считал необходимым приложить максимум усилий, Ђчтобы уберечь души наших детей от загр€знени€ разнузданной порнографией освобожденной русской литературыї. ¬ заметках и рецензи€х (1907Ч11) ян приветствует постановку Ђ¬ласти тьмыї Ћ. “олстого, доброжелательно оценивает пьесу —. Ќайденова Ђ—теныї, его привлекают произведени€ ѕоленова,  уинджи, –епина. ѕеред первой мировой войной ян издает журнал Ђ”ченикї, где был опубликован его роман Ђјфганский изумрудї, а в приложени€х к журналу Ч Ђƒневник ѕети ѕетушковаї. — 1912 ян Ч корреспондент ѕетербургского телеграфного агентства в  онстантинополе, потом в Ѕухаресте. ян продолжает изучать восточные €зыки. ≈го удивл€ет и тревожит некомпетентность многих русских и европейских газет при освещении восточного вопроса, т. к. Ђс панславизмом и паназиатизмом нам еще много придетс€ считатьс€ї.

Ќаиболее широкую известность ян приобрел как исторический романист. ¬ 1931 опубликована историческа€ повесть яна Ђ‘иникийский корабльї. ѕервые рассказы яна на восточные темы относ€тс€ к 1900-м (Ђ–ассказ капитанаї, 1907; Ђƒушаї, 1910). Ќасто€щего ¬остока в них нет: есть внешние атрибуты Ч дервиши, джинны. √ерои повести Ђ‘иникийский корабльї (мальчик Ёли, ученый —офэр, разбойник Ћала-«ор) живут в обстановке, бережно восстановленной яном на основании строгих научных данных, их плавание воспроизводит путь древних финикийцев. ¬ повести Ђ—партакї (1933) ян пытаетс€ создать образ —партака. яну не удалось избежать некоторой идеализации —партака, что и было отмечено критикой.

¬ повести Ђќгни на курганахї (1-€ ред. вышла в 1932) ян подошел к главной теме Ч борьбе народов против тиранов и завоевателей. ÷ель яна Ч развенчать легенды об јлександре ћакедонском. ѕисатель создает картины сопротивлени€, которое оказывают скифы войску јлександра ћакедонского. —ложный и противоречивый характер јлександра ћакедонского яну не вполне удалс€. ѕисатель отмечал, что работа над Ђќгн€ми на курганахї многое ему дала.

Ќад трилогией о нашествии монголов ян работал ок. 20 лет. »де€ повести Ђ„ингис-ханї возникла в 1934. “огда же ян заключил договор с издательством Ђћолода€ гварди€ї. ѕовесть вышла в свет в 1939 и стала первой частью трилогии о нашествии монголов, втора€ книга ЂЅатыйї Ч в 1942, над третьей Ч Ђ  последнему морюї Ч писатель работал до конца жизни, план ее несколько раз мен€лс€.

¬ повести Ђ„ингис-ханї ян сосредоточил внимание на походах завоевател€ в —реднюю јзию, в ЂЅатыеї художественно воспроизводитс€ монгольское нашествие на русские земли. ѕоследн€€ часть трилогии первоначально называлась Ђјлександр Ѕеспокойный и «олота€ ќрдаї. ¬ процессе работы выросли 2 самосто€тельных произведени€ Ч повести Ђ  последнему морюї и Ђёность полководцаї. —удьба книги была трудной, она вышла после смерти писател€.

Ћучшие дн€

Ўаварш  арапет€н. Ѕиографи€
ѕосетило:17312
Ўаварш   арапет€н
 олин „епмен. Ѕиографи€
ѕосетило:7131
 олин „епмен
ѕредставитель Ђпослевагнеровской п€теркиї
ѕосетило:6401
√устав ћалер

¬осточна€ книга Ђ„ингис-ханї и русска€ ЂЅатыйї требовали различных художественных средств дл€ передачи национального колорита. ян был пытливый исследователь и €ркий художник. ќн мастерски справл€лс€ с задачами. ¬ древней восточной литературе и народном творчестве ян нашел идеи, мотивы, образы, вобравшие особенности мировоспри€ти€, художественного мышлени€ простых людей. (яна особенно интересовали народные представлени€ о событи€х.) ќбразы вымышленных героев окрашены романтически. Ёпоха среднеазиатских походов „ингис-хана воссоздана с использованием образных и стилевых средств средневековь€. ¬ажна роль эпиграфов, они зачастую €вл€ютс€ идейным и стилевым ключом к повествованию. Ёто пословицы, строфы из монгольских и персидских песен. –ису€ русский мир в ЂЅатыеї, ян руководствуетс€ произведени€ми древнерусской литературы той поры и фольклорными источниками. »сследователи отмечают сюжетное сходство между Ђѕовестью о разорении –€зани Ѕатыемї и ЂЅатыемї яна. ѕисателем использованы различные жанры русского фольклора (плачи, легенды, предани€).

‘илатова ј.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

Ўаварш  арапет€н. Ѕиографи€
ѕосетило:17312
Ўаварш   арапет€н
ќльга Ѕерггольц. Ѕиографи€
ѕосетило:16023
ќльга Ѕерггольц
¬еличайшие авиаконструкторы
ѕосетило:18822
 Ѕрать€ –айт

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru