Людибиографии, истории, факты, фотографии

Ирина Осинцова

   /   

Irina Osintsova

   /
             
Фотография Ирина Осинцова (photo Irina Osintsova)
   

День рождения: 19.10.1937 года
Место рождения: Ленинград, СССР
Возраст: 83 года

Гражданство: Россия

Ирина Осинцова. Биография

Артистка эстрады

Артистка эстрады (1955 – 1975), режиссёр-постановщик эстрадных номеров (1975 – 1991), директор и художественный руководитель Всероссийской творческой мастерской эстрадного искусства (ВТМЭИ) им. Л.С. Маслюкова (1991 – 2014), вице-президент, член правления Международного творческого союза деятелей эстрадного искусства (1992 – н.в.), народная артистка РФ (2008, приказ № 209808), заслуженный деятель искусств РФ (1993, приказ № 05220), лауреат Всесоюзных конкурсов артистов эстрады (1958, 1961).

VK Facebook Mailru Odnoklassniki Twitter Twitter Print

15.07.2021

За всю историю отечественного эстрадного искусства только два артиста, работавшие в жанре этюдной акробатики, стали народными артистами: Л.С. Маслюков (1974) и И.П. Осинцова (2008).

Детство, юность

Реклама:

Родилась в Ленинграде в 1937-м году в рабочей семье. С началом войны отец, Осинцов Павел Куприянович, ушёл добровольцем на фронт. В блокаду маленькая Ира с мамой, Осинцовой Антониной Леонидовной, были эвакуированы по «дороге жизни» на Урал в Кишерский район Пермского края, по удивительному совпадению – в село Осинцево. По окончании войны они вернулись в Ленинград. Павел Куприянович Осинцов погиб в январе 1942 года.

В 1955-м году Ирина окончила школу. С 7-го класса девочка увлеклась спортивной гимнастикой, и к 10-му классу уже занималась по программе мастеров спорта. Перед экзаменами на аттестат зрелости произошло событие, определившее всю её дальнейшую судьбу: подруга по спорту, мечтавшая стать артисткой, попросила Иру пойти вместе с ней на показ, который устраивал лауреат Всесоюзного конкурса артистов эстрады Иван Михайлович Щелко. Он подбирал себе партнёршу для акробатического этюда. Мастер выбрал не подругу, а Ирину, которая даже не помышляла об артистической карьере. Категорически против была и мама, считавшая профессию артистки легкомысленной. Она мечтала видеть свою дочь серьёзным дипломированным специалистом.

Настойчивый И.М. Щелко встретился с мамой Ирины, но переубедить её не удалось. Увидев условия жизни семьи (мать, с трудом тянущая двоих детей в коммуналке с 12-ю соседями), мудрый артист решил серьёзно поговорить с самой Ириной: «Ну, поступишь ты в институт. Будешь ещё 5 лет сидеть на маминой шее с зарплатой, на которую сама еле проживёшь, а у тебя еще маленький брат. Вот и подумай: начнёшь со мной работать – сразу же сможешь помогать маме, вырастишь брата, мир повидаешь! А захочешь учиться – всегда можно заочно. Хорошо подумай, ведь ты уже взрослая девочка…».

Начало творческого пути. Партнёры

После разговора Ирина всю ночь не смыкала глаз, прокручивая в голове сказанное Иваном Михайловичем, и решила свою судьбу. Втайне от мамы начала репетировать с ним, к осени номер был готов. Помогла спортивная подготовка.

Первое выступление пары состоялось в Ленинградском Доме офицеров. В этот вечер Ирина познакомилась со знаменитыми московскими акробатами – Т. Птицыной и Л. Маслюковым, которые в дальнейшем сыграли огромную роль в её жизни. Вскоре состоялись первые гастроли. Только в поезде Ирина узнала, что они едут работать с театром А.И. Райкина. У Аркадия Исааковича были гастроли с программой «Избранные страницы», и ему срочно нужен был вставной номер. Ранее в его программах несколько лет работали Птицына и Маслюков. Иван Михайлович был давно знаком с Аркадием Исааковичем и, узнав об уходе из программы этой звёздной пары, предложил ему себя. Поездка продолжалась целый год: города Сибири, целины, Крыма. Именно тогда, работая с такими мастерами, Ирина поняла, как много нужно трудиться, чтобы стать хорошей артисткой.

Лучшие дня

Сергей Шнырев. Биография
Посетило:13436
Сергей Шнырев
Представитель оперного веризма
Посетило:11250
Пьетро Масканьи
Валерий Быковский. Биография
Посетило:4899
Валерий Быковский

Наблюдая за работой, репетициями и выступлениями уникального коллектива театра Райкина, молодая артистка проходила свои университеты. За 5 лет, объездив со Щелко практически всю страну без отпусков и выходных, она уже чётко знала, что хочет в этой жизни. А хотела Осинцова только одного — чтобы её номер нравился публике. Успеха можно было достичь только ежедневными репетициями и строгим режимом.

В 1958-м году, в партнерстве с Щелко, который уже был Лауреатом Всесоюзного конкурса артистов эстрады, она тоже стала лауреатом. Пара работала с лучшими гастролёрами, выступала на стадионах в престижных программах того времени, в том числе «Товарищ кино», выезжала с гастролями за рубеж.

Не обходила вниманием этот дуэт и пресса. Например, газета «Почта Камчатки» от 30 мая 1958-го года в статье «Артисты ленинградской эстрады на Камчатке» писала: «…С большим мастерством исполняют акробатический этюд лауреаты Всесоюзного конкурса артистов эстрады Ирина Осинцова и Иван Щелко. Хочется особенно отметить лёгкость исполнения, красоту и непринуждённость движений, пластичность и гибкость Ирины Осинцовой. Этих талантливых мастеров художественно-пластической акробатики зрители долго не отпускают со сцены…»

С первым своим партнёром, Иваном Михайловичем Щелко (1912—1983 годы), Ирина проработала 5 лет — с 1955 по 1959 годы. Они расстались, когда Ивану Михайловичу стало тяжело — возраст брал своё. Ирине надо было думать о продолжении собственного творческого пути. А работать с новым партнёром — значит, начинать всё заново, «с нуля».

Второй партнёр

Пять лет И. Осинцова проработала с Олегом Ивановым. С ним действительно пришлось всё начинать «с нуля» — он только вернулся из армии. Он никогда никаким спортом не занимался, а был посредственным жонглёром. Но упорство, труд и любовь творят чудеса. В 1960 году Осинцова и Иванов поженились, а в 1961 году они стали Лауреатами Всероссийского конкурса артистов эстрады. Пару постоянно приглашают в Москву участвовать в правительственных концертах, в том числе в честь полётов первых космонавтов: Гагарина, Титова, Терешковой. И. Осинцова — О. Иванов работают в Ленинградском под руководством И. Рахлина и в Московском под руководством А. Конникова мюзихк-холлах. Участвуют во Всемирном фестивале молодёжи и студентов в Хельсинки, Международном фестивале молодёжи Прибалтийских стран в Ростоке, фестивале Дружбы в Судане и других зарубежных фестивалях и гастрольных поездках.

После гастролей пары в Ливии в 1963 году в ноябрьском выпуске газеты «Il Journale di Tripoli» вышла статья «Великолепный спектакль искусства советских артистов в театре Аламбра»: «…Номер международного класса был исполнен дуэтом Ирины Осинцовой и Олега Иванова: грациозность, чудеса эквилибристики проявились в серии трудных и пластических упражнений неповторимого спектакля, достойного любого мирового театра…»

Со стороны — Ирина и Олег были очень счастливой семейной и творческой парой. Но, к сожалению, в их жизнь закралась беда. Ирина, как ни старалась, не смогла победить «болезнь» Олега: спиртное и акробатика — вещи несовместимые. Пришлось расстаться. Для Ирины это стало трагедией. Вложив в их дуэт столько любви, сил, нервов, она сразу потеряла всё — осталась без мужа, без работы, без партнёра, без денег: ей опять нужно было всё начинать сначала.

Третий партнёр

Сложность была в том, что у Осинцовой были особые требования к человеку, который бы устроил в качестве партнёра артистку с 10-летним стажем безупречной работы на лучших площадках страны. Он должен был быть: сильным, молодым, красивым, с хорошей фигурой и, конечно, непьющим. И такой мужчина нашёлся — Григорий Усачёв, мастер спорта из Грозного. Вначале всё было хорошо, вёл он себя скромно, говорил, что ему ничего не нужно, кроме раскладушки в спортзале. Номер Ирина и Григорий отрепетировали быстро. За короткий срок партнёрства их дуэт трижды выезжал за рубеж, в том числе на Кубу. В Москве работали в саду «Эрмитаж» и других центральных площадках. А в Ленинграде — в лучшем коллективе «Ленконцерта» В. Нечаева и Г. Орлова (В. Нечаев к этому времени уже разошёлся с П. Рудаковым).

Но с Усачёвым партнёрша смогла проработать только полтора года. Почему? — Ирина Павловна даже не хочет вспоминать об этом. Это был самый неудачный её партнёр. На Усачёве закончился ленинградский период творческой работы И. Осинцовой. Ей снова, уже в четвёртый раз, нужно было начинать всё сначала.

Четвёртый партнёр

Так судьба испытывала Ирину на прочность. Нужно было опять искать партнёра. Узнав, что Осинцова осталась без партнёра, из Москвы позвонил, а затем приехал артист Москонцерта Лев Абельдяев. Так удачно сработало «сарафанное радио». Абельдяев и Осинцова были давно знакомы. Он мог стать её третьим партнёром, но этого не случилось, потому что тогда Лев не мог переехать в Ленинград, а Ирине в то время и в голову не могло прийти бросить свой родной город. Теперь же обстоятельства складывались совсем по-другому: у Осинцовой был только один путь — в Москву. Так в Москонцерте появился акробатический дуэт — Ирина Осинцова и Лев Абельдяев.

Абельдяев до Осинцовой работал в номере с артистами Фальками, где два партнёра подбрасывали партнёршу на палке. Конечно, такая работа очень отличалась от этюдной, и Льву достаточно трудно было перестроиться. Но перестроиться захотела и Осинцова. Она решила для Москвы изменить свой образ. Так появился закрытый костюм вместо лифчика и трусиков, а вместо пуантов — туфли на каблуках. Кстати, на каблуках никто из акробаток-этюдников до этого не работал, потому что это очень усложняло работу обоих партнёров. Большой своей заслугой И. Осинцова считает то, что они стали работать под аккомпанемент скрипки. Номер этого дуэта стал более лиричным и выгодно отличался от других (под скрипку тоже никто из акробатов не работал). Так начался московский творческий период Ирины Осинцовой.

С Абельдяевым она проработала 10 лет, и, как вспоминает Осинцова в своих интервью, эти годы для неё были самыми спокойными. Потратив все нервы с Ивановым, намучавшись с Усачёвым, в работе с Абельдяевым она отдыхала. Предыдущие годы научили их ценить и уважать друг друга. Дружили семьями. Рядом с Осинцовой все эти годы был настоящий рыцарь. Ирина точно знала и была спокойна, что партнёр не сорвёт ни одного концерта, не выпьет — и ей никогда не будет за него стыдно. Для обоих это партнёрство стало подарком судьбы, совместная работа — удовольствием. А работы было много, ответственной и интересной.

Но работа в Москве имела и свою негативную специфику. В Москонцерте числилось около 6 тысяч артистов, а на центральных площадках Москвы из «эстрадников» работало не больше 40 человек. Понятно, в каких условиях дикой конкуренции и чёрной зависти приходилось работать и существовать. В актёрской среде в те годы процветала система анонимок и наветов. И если концертным графиком их дуэта занимался Абельдяев, то когда по перечисленным выше причинам пару снимали с афишных концертов и с загранпоездок -проблемы решала Осинцова. Ни один случай Ирина Павловна не оставила не решённым — поиски справедливости приводили её даже на Лубянку в кабинет Ф. Д. Бобкова, заместителя Ю. В. Андропова. Эта хрупкая женщина прошла в столице очень трудную школу выживания. Но трудности только закалили её. Ирина Осинцова навсегда усвоила: безвыходных положений в жизни не бывает. Человек — хозяин своей судьбы!

Несмотря на все трудности, годы работы в Москве были очень плодотворными. Дуэт с Абельдяевым под названием «Акробатическое адажио», выступал очень много. По стране гастролировали реже, но были участниками правительственных концертов и декад, проходивших во всех республиках. И 3-4 раза в году выезжали за рубеж. На гастролях в Японии им аккомпанировал совсем молодой лауреат Международного конкурса скрипачей Владимир Спиваков.

Вот что писал в июне 1986 года в журнале «Советская эстрада и цирк» известный журналист Виктор Марьяновский: «…Трудно сейчас вспомнить какой-либо заметный концерт на престижных площадках столицы в период 1965—1975 годов, на афишах которого не стояли бы имена Ирины Осинцовой и Льва Абельдяева. Были в то время акробатические дуэты в трюковом отношении и посильнее. Однако номер И. Осинцовой и Л. Абельдяева покорял тем, что трюки в нём были средством выражения чувств, помогали создавать поэтические образы влюблённых. „Гимн поэтической любви“ — так называли его рецензенты. На эстраде с помощью средств цирковой акробатики были созданы подлинно художественные образы. Номер показывали во многих странах Европы, Азии, Африки, Латинской Америки, и всюду он был тепло встречен зрителями…».

На пенсию эта пара уходила очень красиво. Предпоследний концерт с их участием состоялся во Дворце Съездов, а последний — в Колонном зале Дома Союзов. О том, что это их последний концерт, в зале знали только 2 человека: И. М. Туманов и Л. С. Маслюков, которых Ирина Осинцова считает своими учителями. Был приглашён и фотограф, благодаря которому остались фотографии этого концерта. На этих фотографиях эта пара никак не похожа на пенсионеров!

Ирина Осинцова проработала в жанре акробатического дуэта 22 года. Она является единственной в истории советской эстрады артисткой, сменившей за свою карьеру четырёх партнёров и сумевшей при этом оставаться востребованной на лучших площадках страны. Как говорится, каждый раз «возрождаясь из пепла».

Образование. Встреча с Мастером

В 1974-м году, ещё работая с Абельдяевым, И. Осинцова окончила 3-х годичный Университет марксизма-ленинизма при МГК КПСС, а в 1976 году — Высшие режиссёрские курсы РАТИ (ГИТИС) по специальности «режиссёр-постановщик массовых представлений». Там в числе её педагогов был и уже хорошо знакомый ей н. а. РСФСР Леонид Семёнович Маслюков — прославленный отечественный артист цирка и эстрады, режиссёр, создатель Всероссийской творческой мастерской эстрадного искусства (ВТМЭИ). Именно он разглядел в молодой артистке задатки будущего режиссёра-постановщика эстрадных номеров и, когда она, закончив артистическую деятельность, ушла на пенсию, пригласил её в созданную им Мастерскую, доверив художественное руководство отделом эстрадно-цирковых номеров. Он подарил ей вторую профессию, которая стала делом всей её жизни. Встречу с легендарным Мастером — Л. С. Маслюковым — Ирина Павловна и по сей день считает судьбоносной: "Леонид Семёнович Маслюков, обладая удивительным даром предвидения, пригласил меня на работу во ВТМЭИ, где основной задачей являлась постановка эстрадного номера. По сути, он был первым, кто ввёл в обиход эту уникальную специализацию. По сей день в нашей стране ни одно учебное заведение не готовит профессиональных режиссёров-постановщиков эстрадных номеров. «Я должна была оправдать его ожидания и очень старалась…»

Интуиция не подвела Мастера. Ириной Павловной Осинцовой было поставлено более сорока номеров. Вот выдержки из энциклопедии «Эстрада XX век лексикон»: «И. П. Осинцова — режиссёр-постановщик широкого профиля, владеет всей жанровой палитрой эстрадного искусства, добивается оригинального решения номеров, отличающихся новаторством и высокой художественной культурой. Подготовила и выпустила номера для акробатов, фокусников, эквилибристов, жонглёров, антиподистов, велофигуристов, воздушных гимнастов, исполнительниц с хула-хупами и дрессировщиков. Многие ученики И. Осинцовой стали обладателями „Гран-при“, лауреатами отечественных и международных конкурсов». В результате таких постановок, в 1991 она становится лауреатом первого Всесоюзного конкурса режиссёров эстрады, проходившем в г. Кисловодске.

Закономерным стало и то, что Ирину Павловну Осинцову, прошедшую школу жизни вместе с Леонидом Семёновичем Маслюковым — учителем, соратником и супругом, — коллектив Мастерской в 1991 году назвал своим лидером. Это было время, когда в стране всё рушилось, ВТМЭИ стала малым предприятием, прекратилось финансирование, и на счету Мастерской оказалось 113 руб. 65 коп. Ирине Павловне удалось в трудные 90-е годы сохранить детище Мастера и продлить жизнь ВТМЭИ им. Маслюкова ещё на 22 года.

Люди, поддержавшие ВТМЭИ им. Л. С. Маслюкова

Осинцова не перестает благодарить людей, которые помогли выжить ВТМЭИ в эти трудные для всей страны годы. Ирина Павловна считает, что без их помощи ВТМЭИ не стало бы уже в 1991-м году. Что и произошло с огромным количеством организаций.

5 октября 1992 года ушёл из жизни Леонид Семёнович Маслюков. А 30 ноября 1992 год. Благодаря Л. С. Лушину, который в то время занимал должность начальника музыкальных учреждений Министерства культуры РФ, то есть менее, чем через 2 месяца после смерти Мастера, в день его рождения, вышел приказ Министерства культуры: ВТМЭИ стала носить имя Л. С. Маслюкова.

1993-й год. Благодаря И. Д. Кобзону — Советнику мэра Москвы по культуре — вышло Постановление Правительства Москвы за подписью Ю. М. Лужкова: здание Зелёного театра на ВВЦ передать ВТМЭИ им. Л. С. Маслюкова в полное хозяйственное ведение. Так Мастерская, наконец, обрела свой родной дом, о котором Л. С. Маслюков мечтал с 1961 года, с первых дней образования ВТМЭИ.

1997-й год. Приказом министра культуры РФ Н. Л. Дементьевой, после 7-летней борьбы за выживаемость, ВТМЭИ им. Л. С. Маслюкова снова становится государственным учреждением культуры. Это стало вторым рождением Мастерской.

Этим трем людям Ирина Павловна будет благодарна до конца своей жизни.

Закрытие ВТМЭИ

Несмотря на огромный вклад, внесенный ВТМЭИ им Л. С. Маслюкова её коллективом и выпускниками, в развитие эстрадного искусства страны за 52 года своего существования, в 2014 год. ВТМЭИ имени Л. С. Маслюкова была закрыта по решению Министерства культуры РФ, министром которого на тот момент был В. Р. Мединский. Никакие доводы общественности и известных деятелей культуры, в защиту этого уникального заведения, не имеющего аналогов, не возымели действия. Уничтожена была уникальная организация, единственная в стране, которая за один год подготовки делала молодому артисту эстрады «Его величество Номер». Нарушая все законы, здание Зелёного театра, в котором в 1961 году родилась Мастерская Маслюкова, которое принадлежало Российской Федерации (было отдано ВТМЭИ в хозяйственное ведение в 1993 году, а затем оформлено в оперативное управление), в одну секунду было «подарено» Москве. Российская Федерация не получила ничего взамен, потеряв 1,5 га земли и 4 тыс. м² помещения. Тем самым была уничтожена «кузница звёзд» — так называли ВТМЭИ — и оставлен без работы высокопрофессиональный коллектив. К ответственности никто привлечен не был.

Семья

Осинцова И. П. родилась в 1937 году в Ленинграде в семье рабочих.

Мать: Поваренкова (Никольская) Антонина Леонидовна (1915—1999 гг.)

Отец: Осинцов Павел Куприянович (1916—1942 гг.), родился в Хельсинки, Финляндия, погиб во время Великой Отечественной войны.

Бабушка по линии матери: Никольская Евдокия Назаровна (1882—1942 гг.), умерла в блокадном Ленинграде.

Дедушка по линии матери: Никольский Леонид Дмитриевич (1882—1939 гг.).

Дедушка по линии отца: Осинцов Куприян Леонтьевич (1884—1959 гг.), участник Финской и Отечественной войн. Награждён медалями за доблестный труд и за оборону Ленинграда. Слесарь завода им. Козицкого.

Бабушка по линии отца: Осинцова Хильма Павловна (1890—1956 гг.), уроженка Хельсинки, Финляндия.

Мужья

Первый муж — Иванов Олег Емельянович, родился в 1936 году в пригороде Ленинграда. С ним Осинцова проработала 5 лет в Ленконцерте. В 1961 г стали лауреатами Всероссийского конкурса артистов эстрады. Они работали на лучших площадках страны и за рубежом. Брак продлился 5 лет, Ирина Осинцова была вынуждена с ним расстаться из-за его болезни — увлечением спиртным, что несовместимо с профессией акробата.

Второй муж — Плотников Александр Васильевич (1931—1994 гг.), родился в Ленинграде. Был в браке с Осинцовой с 1964 по 1975 года. Когда они поженились, он был старшим преподавателем в ЛЭТИ, который закончил с золотой медалью. В 1967 году защитил кандидатскую, в 1977 году — докторскую диссертации. С 1979 по 1994 года — профессор, заведующий кафедрой вычислительной техники в ЛЭТИ. Заслуженный мастер спорта, трижды абсолютный чемпион СССР по акробатике.

За 10 лет жизни в разных городах Осинцова поняла, что её отношение к мужу изменилось. Они расстались и остались друзьями до конца его жизни.

Третий муж — Маслюков Леонид Семенович (1913—1992 гг.). Родился в Азербайджане, г. Загатала в цирковой семье. Акробат, музыкант, педагог, режиссёр, общественный деятель. В браке с Осинцовой с 1975 по 1992 годы. Заслуженный артист РСФСР (1961 г.), народный артист РСФСР (1974 г.), директор, художественный руководитель и создатель ВТМЭИ. Встречу с этим человеком Ирина Павловна считает судьбоносной. В браке с Маслюковым она была счастлива.

Жизненная позиция

После закрытия в 2014-м году Мастерской И. П. Осинцова продолжает вести активный образ жизни.

2015-й год. По приглашению Общества российско-вьетнамской дружбы она посетила Вьетнам и присутствовала при открытии памятника советскому космонавту Герману Титову, который много лет был Председателем Общества советско-вьетнамской дружбы.

2016-й год. По приглашению близких друзей Ирина Павловна целый месяц гостила в Чеченской республике и очень благодарна им за организацию поездки в селение Старые Атаги, где родился её большой друг, великий Махмуд Эсамбаев, которому поставлен там памятник, открыт Дворец культуры его имени и музей.

2017-й год. По приглашению директора Якутского цирка (выпускника ВТМЭИ) С. Расторгуева, И. П. Осинцова принимала участие в работе Третьего международного форума циркового искусства в Якутске под названием «Перспективы развития циркового искусства Арктики»

2017-й год. В помещении Союза цирковых деятелей И. П. Осинцова отметила своё 80-летие.

Творчество

1955 г. — начало трудовой деятельности Осинцовой И. П. на эстраде. Если первый номер, в котором Ирина работала с Щелко И. М., ставил её партнер, то остальные три номера, с последующими партнерами, ставила сама Ирина Павловна:

Осинцова — Иванов «Лирический этюд»

Осинцова — Усачев «Акробатический дуэт»

Осинцова — Абельдяев «Акробатическое адажио»

Закончив артистическую деятельность, получив диплом режиссёра массовых представлений, после высших режиссёрских курсов ГИТИСа была приглашена во Всероссийскую творческую мастерскую эстрадного искусства (ВТМЭИ) на должность главного режиссёра цирковых номеров на эстраде, где и началась её работа с молодежью, как режиссёра-постановщика эстрадных номеров.




Ваш комментарий (*):
Я не робот...

Лучшие недели

39 жен индийского мормона
Посетило:17126
Зиона Чана
40 лет с поднятой рукой
Посетило:37129
Садху Бхарати
Продолжение звездной династии
Посетило:27975
Юлия Меньшова

Добавьте свою информацию

Здесь
Администрация проекта admin @ peoples.ru
history