Людибиографии, истории, факты, фотографии

Бен Бенцианов

   /   

Ben Bentsianov

   /
             
Фотография Бен Бенцианов (photo Ben Bentsianov)
   

Год рождения: 1918
Место рождения: Ростов-на-Дону, Россия
Дата смерти: 02.04.2009 года
Год смерти: 2009
Место смерти: Санкт-Петербург, Россия
Гражданство: Россия

Бен Бенцианов: «Я так и не научился созерцать»

народный артист России, легенда отечественной эстрады

3, 4 и 6 октября в Театре эстрады пройдут концерты, посвященные 85-летию Бена Бенцианова, народного артиста России, вот уже более пятидесяти лет выступающего в жанре конферанса, музыкального фельетона, публицистики, творческих портретов современников. Награды Бенцианову вручали все руководители страны от Хрущева до Путина.

VK Facebook Mailru Odnoklassniki Twitter Twitter Twitter Print

04.10.2003

Бен Николаевич продолжает работать и сегодня: когда я пришла к нему брать интервью, он только что вернулся с концерта, при этом был бодр и свеж. Так уж получилось, что мы разговорились, стоя у рояля, так и провели все полтора часа на ногах. Собеседник не выказывал признаков усталости, напротив, держался так прямо, что и я невольно подтягивалась, а вспоминая прошлое, не запамятовал ни одной фамилии.

Бен Бенцианов фотография
Бен Бенцианов фотография

Подражать умеют и попугаи

— Бен Николаевич, как вы воспринимаете современное состояние эстрады, которое, так уж случилось, воплощено в «Аншлаге» и «Смехопанораме»?

— Если бы Райкину в горячечном сне приснился хоть один процент эфирного времени, которое занимает сегодня Евгений Ваганович Петросян, он, наверное, проснулся бы в холодном поту, потому что ему нечего больше сказать. А Петросян не стесняется вещать про тещу, вонючий лифт, санузел, секс. Это все делается, чтобы сидящие в зале и у телевизора подталкивали друг друга: «Вот, жена, ты меня все ругаешь, а Петросян-то вон кого показывает!» Многим нравится, что есть глупее, чем он, подлее, чем он, отвратительнее.

Реклама:

Но на эстраде работают исполнители, которые не изменили своего отношения с слову, тот же Жванецкий являет чудо, его юмор — он за тремя вуалями: понял — хорошо, не понял — поучись, голубчик, может, Бог даст тебе еще полизвилинки. Или вот Арлазоров — это имя вам может показаться спорным, но далеко не простая работа — вот так расшевелить зал. Не то что у Петросяна, который после каждой ничтожной интермедии подставляет фонограмму с овациями. Этому уже научилась его жена, хотя о ней не могу не сказать несколько добрых слов: она артистка на эстраде не случайная, можно даже сказать, что это Петросян — муж Степаненко.

— А кто вам симпатичен?

— Карцев, он воплощает наше искусство. Геннадий Хазанов, правда, в последнее время он расстался с эстрадой, перестал ее замечать, она пала настолько низко, что он чувствует себя некомфортно, все заняли так называемые авторы-исполнители. Продолжает выступать Клара Новикова, не потерявшая своего отношения к жанру, не опустившаяся, уже никого не поражающая, но и не шокирующая.

— А из молодых?

— Мне очень нравится Максим Галкин. Но на него, к сожалению, плохо действует слава. Максиму нужно делать то, что никто лучше него не сможет, а он начинает петь с Пугачевой, что лучше делали и еще будут. Чем-то там еще он занимается, до чего лучше не дотрагиваться. Максим думает, что умеет делать пародии, но это не пародии, а подражание, что нетрудно, подражать умеют и попугаи. Пародия — высокое искусство, им в совершенстве владел рано ушедший из жизни Чистяков. У Штокбанта в «Буффе» была девочка — Воробей, она умеет делать пародии, жалко, что попала под жернова «Аншлага». А Штокбант у нас недооценен, его спектакли — это штучный товар, недаром каждый вечер переполнены все пять залов театра.

Пять лет без отпуска

— Поделитесь, как вам удалось сохранить прекрасную физическую и интеллектуальную форму?

— Дело свое люблю и работаю очень много. Если я остановлюсь, тут же окажусь на кладбище. Пять лет не был в отпуске, меня все упрашивали в отделе кадров «Петербург-концерта»: «Возьмите!» Оказывается, есть положение, что если отпуск не берешь, а в это время умрешь, то они должны выплатить отпускные в трехкратном размере.

— Кому?

— Ну, вероятно, дирекции кладбища (смеется). «Ну ладно, — говорю, — возьму», — потому что как раз хотел сесть за книгу. Меня старший сын все уговаривал: «Ну папочка, миленький, твои встречи с Хрущевым, Гагариным, Брежневым, ну кто еще сможет об этом написать?»

— Есть пикантные подробности?

— Пикантные я обходил… Хотя я вам назвал столько мужских фамилий, что нетрудно догадаться, о каких подробностях можно говорить.

Вообще же это книга о себе, называется «Мгновения». Я, правда, не помню совершенно начала жизни, будто бы мне сразу было 17 лет. Это я на войне после контузии, слепоты и глухоты потерял память. Потом потихоньку все стало возвращаться, но вижу и слышу до сих пор плохо. И вот что интересно — ярче всего помню все, связанное со сценой, даже драмкружок и участие, ребенком, в спектакле Мейерхольда «Дон Жуан» в Александринке.

Я готовил себя к драматической карьере, закончил студию БДТ у Бориса Бабочкина. На моем курсе учились Владька Стржельчик, Фима Копелян. Вот эти артисты выше планки, которую я для себя установил, но которую, как мне кажется, достиг.

Душители эстрады

— Почему такой жанр как конферанс ушел с эстрады?

— Его задушили еще в советское время — у нас Романов, в Москве — Суслов и им подобные. Они ненавидели эстраду. Ну а сейчас никто из молодых не может поверить, что можно выйти и легко так острить, неожиданно смешить. Вот был Олег Милявский, московский конферансье, лучший из нас. Помню какой-то концерт для руководителей промышленности, и номера как на подбор: русский народный оркестр, русский танец, русская песня. Затем Олег объявляет: «Выступает скрипач Леонид Коган». Вдруг голос из зала: «Русский?» Милявский секунду помедлил: «Советский». Раздались аплодисмены. Дождавшись паузы, Олег добавил: «А вопрос — антисоветский». Во втором отделении, объявив номер Лившица и Левенбука, осведомился: «У вас, товарищ, ко мне вопросы есть?»

Мне тоже иногда удавалось найти точную репризу. Как-то давали концерт в воинской части накануне Нового года и договорились выступать не больше чем по пять минут. Но вот вышел певец Григорий Прага, спел длинную арию, и только я сделал шаг на сцену, как начал вторую. За кулисами возмутились, в зале заскучали. Наконец закончил и вдруг заявляет: «Ну а теперь я с большим удовольствием исполню:» Тут я подошел, отобрал микрофон: «Концерт из Праги закончен!»

— Учеников, как я понимаю, у вас нет?

— Трагедия моей жизни в том, что, отдав жизнь этому искусству, я не вижу ни одного человека, который пошел бы по моим стопам. Особенно молодежь робеет перед крепостью, которая называется публицистикой.

…Какой-то мудрец сказал, что первую четверть жизни человек растет, вторую — мужает, набирается ума, третью обязан все полученное от людей им вернуть, ну а в четвертую получает право на созерцание. И вот я уже перешел в эту четверть, но до сих пор никак не могу начать созерцать!

Generic placeholder image
Елена Петрова
Люблю исследовать биографии интересных людей




Ваш комментарий (*):
Я не робот...

Лучшие недели


Олег Акулич
Посетило:479
Олег Акулич
Констанций II
Посетило:719
  Констанций II
«Зловещий спящий»
Посетило:310
Лонни Франклин

Добавьте свою новость

Здесь
Администрация проекта admin @ peoples.ru
history