Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

„жу-—и

   /   

Zhu Xi

   /
             
‘отографи€  „жу-—и (photo  Zhu Xi)
   

ƒень рождени€: 18.10.1130 года
ћесто рождени€: ‘уцз€нь,  итай
ƒата смерти: 23.04.1200 года
 итай
¬озраст: 69 лет

√ражданство:  итай
—оцсети:


Ѕиографи€

was a Song Dynasty (960-1279) Confucian scholar who became the leading figure of the School of Principle and the most influential rationalist Neo-Confucian in China

‘илософ-энциклопедист, литератор, текстолог, комментатор древних текстов. ¬ истории китайской мысли часто называем второй по вли€тельности фигурой после самого  онфуци€; современники причисл€ли его нар€ду с „жан Ўи и Ћюй ÷зуц€нем к ЂтрЄм мудрецам с ёго-¬остокаї.

13.10.2011

–одилс€ в семье интеллектуалов. ƒед „жу —и, ученый-конфуцианец скромного достатка, поощр€л детей к учЄбе и самосовершенствованию, предсказыва€ Ђв роду, на прот€жении п€ти поколений скапливавшем конфуцианскую добродетельї, рождение выдающегос€ потомка.

 „жу-—и фотографи€
„жу-—и фотографи€

ќтец „жу —и, „жу —ун, получил высшую ученую степень (цзиньши) в 21 год, на государственных экзаменах в 1118. —лужа в столице, он стал свидетелем падени€ —еверной —ун, вместе с двором переехал на ёг и выступал €рым противником мирного договора с ÷зинь (1141): вследствие этого он был разжалован ÷инь √уем и вскоре умер, будучи сослан в провинцию на мелкую должность.

—ам „жу —и получил начальное образование под наблюдением матери и стал обладателем степени цзиньши в 18 лет. — 1158 года училс€ под руководством Ћи “уна, последовател€ „эн ’ао и „эн » (поэтому основанное „жу —и интеллектуальное направление также иногда называетс€ школа „эн-„жу).

ќтстроил академию Ђ√рот белого олен€ї и преподавал в ней. C 1178 года, наход€сь на государственной службе, на короткое врем€ занимал высокие посты. ¬ 1196 году был разжалован, и его учение оказалось под запретом. ¬ 1199 году реабилитирован, посмертно получил титул Ђдержавного кн€з€ї (гогун). ¬ 1241 года причислен к величайшим конфуцианским авторитетам, в знак чего табличка с его именем размещена в ’раме  онфуци€.

Ќаследие

„жу —и оставил после себ€ обширный корпус сочинений (300 глав), включающий в себ€ ок. 1000 стихотворений.

‘илософское учение „жу —и осуществл€ет идентификацию конфуцианской трактовки “айцзи с даосской доктриной Ѕеспредельного, указыва€, что эти знани€ о природе космоса и человека следует употребить дл€ усовершенствовани€ отдельной личности (Ђискренность помысловї, Ђвыправленность сердцаї), укреплени€ семьи, упор€дочивани€ государства и восстановлени€ гармонии мира Ч Ђуравновешивани€ ѕоднебеснойї.

ќн утверждает оппозицию пон€тий ци и ли Ч начал, лежащих в основе каждой Ђвещиї.

Ћучшие дн€

Ћюдмила –уденко. Ѕиографи€
ѕосетило:8890
Ћюдмила –уденко
≈катерина ћельник. Ѕиографи€
ѕосетило:7788
≈катерина ћельник
Ћайонел  окс. Ѕиографи€
ѕосетило:2781
Ћайонел  окс

„жу —и принадлежит заслуга создани€ конфуцианского „етверокнижи€: выделенные и прокомментированные им четыре книги конфуцианского канона (ЂЋуньюйї, Ђћэнцзыї, Ђƒасюэї и Ђ„жунъюнї) стали основой классического конфуцианского образовани€ в эпохи ћин и ÷ин. —реди учеников „жу —и были  э —юэ, один из любимых учеников, автор сочинени€ "„унь цю бо и " ("Ўирокий смысл "„унь цю"), „энь „унь, автор словар€ чжусианских философских терминов "—ин ли цзы и", "—мысл терминов природа и принцип", “эн ƒэцуй и другие. —реди текстов особой социальной значимости дл€  ита€ стоит трактат ÷з€-ли, Ђ—емейные ÷еремонииї, составленный им самим (или под его руководством) код проведени€ обр€дов совершеннолети€, свадьбы, похорон и поклонени€ предкам. ”прощенные издани€, подражани€ этому сочинению стали основой дл€ последующей конфуцианской индоктринации китайского общества. —реди прочего „жу —и утверждает подчинЄнное положение женщины в семье (значительно более жестко чем это было прин€то в конфуцианской элите сунских времЄн): предполагаетс€, что она не должна пользоватьс€ финансовой независимостью, посв€щать себ€ наукам и искусствам, разводитьс€ и повторно выходить замуж. “€гостные нормативные об€зательства накладываютс€ также на молодых людей обоих полов.

[править] »сторическа€ роль: чжусианство

¬ 1313 комментарии „жу —и к „етверокнижию были официально включены в систему китайских государственных экзаменов, просуществовавшую до 1905. ¬ качестве таковых они оказали огромное вли€ние на интеллектуальную жизнь  ита€ и других дальневосточных стран.

¬ XVI Ч 1 пол. XVII в. в  итае преобладает школа Ћу ÷зююан€ и ¬ан янмина, сформировавша€ основные тезисы античжусианской критики. ќднако прав€ща€ манчжурска€ династи€ (1644Ч1911) поддерживала учение „жу —и как официальную идеологию.

¬ 30-е гг. XX в. оно было модернизировано ‘эн ёланем.

¬ японии учение „жу —и распространилось под названием —юсигаку (朱子学, Ўкола „жу —и), наиболее вли€тельными де€тел€ми этой школы были ‘удзивара —эйка (1561Ч1619) и его ученик ’а€си –адзан. ѕод их вли€нием сложилась чжусианска€ система образовани€, просуществовавша€ до Ђреволюции ћэйдзиї 1867Ч1868.

¬  орее чжусианство получило название чуджахак (кор. 주자학). ≈го первыми проповедниками стали студенты, обучавшиес€ в  итае в XIII-нач. XIV вв.: јн ’€н и др. ќсновоположником ортодоксального корейского чжусианства считаетс€ „он ћонджу (XIV в.), первый министр г-ва  орЄ. ¬ XVI в. сложилась крупнейша€ в  орее чжусианска€ школа Ч соннихак (также известна€ как лихак, калька с кит. 理學 лисюэ). ¬ конце XIX века чжусианство осознавалось его корейскими сторонниками как важный идеологический элемент, объедин€ющий  орею и  итай в партизанской борьбе против €понского засиль€.

¬ XX веке историческа€ роль „жу —и периодически подверглась переосмыслению вместе со всем имперским наследием  ита€: чжусианска€ идеологи€ называлась в числе факторов, приведших  итай к упадку. ѕодобные обвинени€ ещЄ раз свидетельствуют о еЄ историческом значении.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

¬иктор Ћ€гин. Ѕиографи€
ѕосетило:7526
¬иктор Ћ€гин
ƒве жизни ≈лены —оловей
ѕосетило:10096
≈лена —оловей
Ѕобби ћур. Ѕиографи€
ѕосетило:13719
Ѕобби ћур

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru