Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

јфанасий Ќикитин

   /   

Afanasiy Nikitin

   /
             
‘отографи€ јфанасий Ќикитин (photo Afanasiy Nikitin)
   

–осси€

√ражданство: –осси€

Ѕиографи€

тверской купец, путешественник.

Ќикитин јфанасий (ум. 1475, ок. —моленска) - тверской купец, путешественник. ¬ 1466 отправилс€ с товаром в "Ўирванскую землю" на —ев.  авказе. ѕод јстраханью караван Ќикитин јфанасий был ограблен ногайскими татарами. Ќе жела€, вернувшись домой, стать за долги холопом, Ќикитин јфанасий "от многы€ беды поидох до »ндеи", куда добралс€ после многих т€гот в 1469. „асто без средств и с риском дл€ жизни три года путешествовал по стране, рассказав о ее управлении, хоз-ве, религии, быте, природе в сочинении "’ождение за три мор€", ставшем не только точным источником сведений об »ндии, но и пам€тником древнерус. лит-ры, переведенным на многие €зыки. ќбсто€тельства смерти Ќикитин јфанасий на обратном пути на родину неизвестны.

VK Facebook Mailru Odnoklassniki Twitter Twitter Print

30.01.2009

ќб јфанасии Ќикитине нет других биографических сведений, кроме того, что он был купцом из города “вери. —овершил путешествие в ѕерсию, »ндию (1466-1474). Ќа обратном пути посетил африканский берег (—омали), ћаскат, “урцию. ѕутевые записки "’ожение за три мор€" (точное название дневника) - ценный географический документ и литературно-исторический пам€тник. ¬ них автор рассказывает историю своих странствований по  авказскому побережью  аспийского мор€, ѕерсии, »ндии, “урции,  рыму и югу –оссии.

Ћетом 1466 года купцы из “вери на двух судах отправились дл€ заморской торговли в далекое плавание: вниз по ¬олге за море "ƒербенское", или "’валынское" - так в старину называли  аспийское море.

√лавой каравана избрали јфанаси€ Ќикитина.  араван плыл мимо  ал€зина, ”глича,  остромы, ѕлЄса.  ороткие строки дневника говор€т, что путь по ¬олге Ќикитину был знаком. ¬ Ќижнем Ќовгороде - длительна€ остановка. ѕлыть по ¬олге в то врем€ было небезопасно: нападали татары.

¬ Ќижнем Ќовгороде русские купцы присоединились к возвращавшемус€ из ћосквы на родину ширванскому посольству во главе с ’асанбеком.

 араван плыл "сторожко и с опаской". Ѕлагополучно миновали  азань и другие татарские города, но в дельте ¬олги на них напал отр€д астраханского хана  асима.  упцы вз€лись за оружие. “атары "застрелили у нас человека, а мы у них двух застрелили", сообщает Ќикитин.   несчастью, одно судно застр€ло на рыболовном езу, а другое село на мель. “атары разграбили эти суда и захватили в плен четырех русских.

”целевшие два судна вышли в  аспийское море. ћеньшее судно, на котором было "6 москвичь да 6 тверичь", во врем€ бури разбило и выбросило на прибрежную мель близ “архы (ћахачкалы). ∆ители побережь€ кайтаки разграбили товар, а людей захватили в плен.

јфанасий Ќикитин с дес€тью русскими купцами, наход€сь на посольском судне, благополучно добралс€ до ƒербента. ѕрежде всего, он начал хлопотать об освобождении пленных. ’лопоты его увенчались успехом: через год купцы были освобождены. Ќо товар кайтаки не вернули.

Ќикитин был из тех купцов, что брали товар дл€ заморской торговли в долг, и утрата товара грозила ему на родине не только позором, но и долговой €мой.

Ћучшие дн€

√еоргий ярцев. Ѕиографи€
ѕосетило:11258
√еоргий ярцев
ћихаил “рухин. Ѕиографи€
ѕосетило:8672
ћихаил “рухин
¬еселый герой с печальным взгл€дом
ѕосетило:6680
Ћеонид Ѕыков

¬ сент€бре 1468 года Ќикитин из Ѕаку отплыл в прикаспийскую персидскую область ћазандеран, а затем, перевалив горы Ёльбурс, двинулс€ на юг. ѕутешествовал не тороп€сь, иногда по мес€цу жил в каком-нибудь селении, занима€сь торговлей. ¬есной 1469 года он добралс€ до "пристанища √урмызьского", так он называет ќрмуз - большой и оживленный порт, где пересекались торговые пути из ћалой јзии, ≈гипта, »ндии и  ита€. “овар из ќрмуза доходил и до –оссии, особенно славились "гурмыжские зерна" (жемчуг). ”знав, что отсюда вывоз€т в »ндию лошадей, которые там "не род€тс€" и очень дорого цен€тс€, твер€к купил хорошего кон€ и из √урмыза "...пошел есми за море »ндейское..." 23 апрел€ 1471 года Ќикитин сел на судно и через шесть недель прибыл в индийский город „аул.

»нди€ поразила его. ƒаже не сама земл€, столь не похожа€ на его родные места, а люди - темнокожие, нагие, босые. Ћишь у тех, кто побогаче да познатнее, на голове да бедрах фата - кусок материи, но у всех, даже и бедных - либо золотые серьги, либо браслеты на руках и ногах, а вокруг шеи - украшение тоже из золота. Ќикитин недоумевал: если есть золото, отчего же они не куп€т хоть какую одежду, чтобы прикрыть свою наготу? Ќо в „ауле ему не удалось выгодно продать кон€, и в июне он отправилс€ через «ападные √аты в глубь страны, за 200 верст от мор€, на восток, в небольшой городок в верховь€х —ины (бассейн  ришны), а оттуда на северо-запад, в ƒжуннар - крепость, сто€щую на высокой горе, к востоку от Ѕомбе€. јсад-хан, наместник ƒжуннара, соблазнилс€ превосходным конем и повелел силой забрать его. ¬добавок, узнав, что жеребец принадлежал иноверцу, јсад-хан вызвал русина к себе во дворец и посулил вернуть жеребца и отвесить тыс€чу золотых в придачу, если чужеземец согласитс€ перейти в магометанскую веру. ј нет, так не видать тому жеребца, да и самого продаст в рабство.

’ан отвел на размышление четыре дн€. Ќикитина спас случай - помог своим ходатайством случайно встреченный старый знакомый ћухаммед. ’ан показал, что может быть милостив: не стал понуждать мен€ть веру и вернул жеребца.

Ќикитин шел в »ндию в надежде вз€ть товар на –усь, "ано нет ничего на нашу землю".

ƒождавшись, как подсохнут дороги после сезона дождей, в сент€бре, повел жеребца еще дальше, за 400 верст, в Ѕидар, столицу бесерменского (мусульманского) государства Ѕахмани, владевшего тогда почти всем ƒеканом до реки  ришны на юге,- "город большой, многолюдный". «атем пошел он дальше - в јлланд, где открывалась больша€ €рмарка и где он наде€лс€ выгодно продать жеребца. “олько напрасно на это рассчитывал: тыс€ч двадцать коней собралось на €рмарке, и Ќикитину продать своего жеребца не удалось.

“олько в Ѕидаре, в декабре 1471 года продал он, наконец жеребца. ¬ 1472 году из Ѕидара јфанасий направилс€ в св€щенный город ѕарват, на правом берегу  ришны, куда богомольцы шли на праздник ночи, посв€щенный богу Ўиве (—иве). ѕутешественник отмечает, что этот город дл€ индийцев-брахманов так же св€щенен, как дл€ мусульман ћекка, дл€ православных »ерусалим. Ќа этот большой праздник собиралось до 100 тыс€ч человек.

»з ѕарвата јфанасий Ќикитин снова вернулс€ в Ѕидар, который оставил в апреле 1473 года. ѕробыв п€ть мес€цев в одном из городов "алмазной" области –айчур, решил возвращатьс€ "на –усь".

Ќикитин был разочарован результатами путешестви€: "ћен€ обманули псы-басурмане: они говорили про множество товаров, но оказалось, что ничего нет дл€ нашей земли... ƒешевы перец и краска. Ќекоторые воз€т товар морем, иные же не плат€т за него пошлин. Ќо нам они не дадут провезти без пошлины. ј пошлина больша€, да и разбойников на море много"»з краткого вступлени€ к его "’ожению...", включенному в "Ћьвовскую летопись" под 1475 год, видно, что он, "—моленска не дойд€, умер [в конце 1474 - начале 1475 года], а писание своей рукой написал, и его рукописные тетради привезли гости [купцы] в ћоскву..."“етради, исписанные рукою Ќикитина, попали в ћоскву, к дь€ку великого кн€з€ ¬асилию ћамыреву. “от сразу же пон€л, какую ценность они представл€ют - ведь до Ќикитина русские люди не были в »ндии. ¬ XVI-XVII веках "’ожение..." неоднократно переписывалось: до нас дошло по крайней мере шесть списков.

на тему знаменитостей
јнька –уднЄва 28.03.2010 07:14:31
ѕросто супер , просто класс кто не верит тому в ггггллллаааазззззз




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

«о€ «арубина Ч человек-легенда
ѕосетило:24655
«о€ «арубина
Ђ ороль русского шансонаї
ѕосетило:17910
ћихаил  руг
¬ плену иллюзий
ѕосетило:31076
√овард ’ьюз

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru