Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

јфанасий Ќикитин

   /   

Afanasiy Nikitin

   /
             
‘отографи€ јфанасий Ќикитин (photo Afanasiy Nikitin)
   

–осси€

√ражданство: –осси€

Ѕиографи€

тверской купец, путешественник.

Ќикитин јфанасий (ум. 1475, ок. —моленска) - тверской купец, путешественник. ¬ 1466 отправилс€ с товаром в "Ўирванскую землю" на —ев.  авказе. ѕод јстраханью караван Ќикитин јфанасий был ограблен ногайскими татарами. Ќе жела€, вернувшись домой, стать за долги холопом, Ќикитин јфанасий "от многы€ беды поидох до »ндеи", куда добралс€ после многих т€гот в 1469. „асто без средств и с риском дл€ жизни три года путешествовал по стране, рассказав о ее управлении, хоз-ве, религии, быте, природе в сочинении "’ождение за три мор€", ставшем не только точным источником сведений об »ндии, но и пам€тником древнерус. лит-ры, переведенным на многие €зыки. ќбсто€тельства смерти Ќикитин јфанасий на обратном пути на родину неизвестны.

30.01.2009

ќб јфанасии Ќикитине нет других биографических сведений, кроме того, что он был купцом из города “вери. —овершил путешествие в ѕерсию, »ндию (1466-1474). Ќа обратном пути посетил африканский берег (—омали), ћаскат, “урцию. ѕутевые записки "’ожение за три мор€" (точное название дневника) - ценный географический документ и литературно-исторический пам€тник. ¬ них автор рассказывает историю своих странствований по  авказскому побережью  аспийского мор€, ѕерсии, »ндии, “урции,  рыму и югу –оссии.

Ћетом 1466 года купцы из “вери на двух судах отправились дл€ заморской торговли в далекое плавание: вниз по ¬олге за море "ƒербенское", или "’валынское" - так в старину называли  аспийское море.

√лавой каравана избрали јфанаси€ Ќикитина.  араван плыл мимо  ал€зина, ”глича,  остромы, ѕлЄса.  ороткие строки дневника говор€т, что путь по ¬олге Ќикитину был знаком. ¬ Ќижнем Ќовгороде - длительна€ остановка. ѕлыть по ¬олге в то врем€ было небезопасно: нападали татары.

¬ Ќижнем Ќовгороде русские купцы присоединились к возвращавшемус€ из ћосквы на родину ширванскому посольству во главе с ’асанбеком.

 араван плыл "сторожко и с опаской". Ѕлагополучно миновали  азань и другие татарские города, но в дельте ¬олги на них напал отр€д астраханского хана  асима.  упцы вз€лись за оружие. “атары "застрелили у нас человека, а мы у них двух застрелили", сообщает Ќикитин.   несчастью, одно судно застр€ло на рыболовном езу, а другое село на мель. “атары разграбили эти суда и захватили в плен четырех русских.

”целевшие два судна вышли в  аспийское море. ћеньшее судно, на котором было "6 москвичь да 6 тверичь", во врем€ бури разбило и выбросило на прибрежную мель близ “архы (ћахачкалы). ∆ители побережь€ кайтаки разграбили товар, а людей захватили в плен.

јфанасий Ќикитин с дес€тью русскими купцами, наход€сь на посольском судне, благополучно добралс€ до ƒербента. ѕрежде всего, он начал хлопотать об освобождении пленных. ’лопоты его увенчались успехом: через год купцы были освобождены. Ќо товар кайтаки не вернули.

Ќикитин был из тех купцов, что брали товар дл€ заморской торговли в долг, и утрата товара грозила ему на родине не только позором, но и долговой €мой.

Ћучшие дн€

” него все было слишком
ѕосетило:9914
ƒжанни ¬ерсаче
Ѕенджи √регори. Ѕиографи€
ѕосетило:8398
Ѕенджи √регори
’аррисон ‘орд: Ќет предела совершенству
ѕосетило:7617
’аррисон ‘орд

¬ сент€бре 1468 года Ќикитин из Ѕаку отплыл в прикаспийскую персидскую область ћазандеран, а затем, перевалив горы Ёльбурс, двинулс€ на юг. ѕутешествовал не тороп€сь, иногда по мес€цу жил в каком-нибудь селении, занима€сь торговлей. ¬есной 1469 года он добралс€ до "пристанища √урмызьского", так он называет ќрмуз - большой и оживленный порт, где пересекались торговые пути из ћалой јзии, ≈гипта, »ндии и  ита€. “овар из ќрмуза доходил и до –оссии, особенно славились "гурмыжские зерна" (жемчуг). ”знав, что отсюда вывоз€т в »ндию лошадей, которые там "не род€тс€" и очень дорого цен€тс€, твер€к купил хорошего кон€ и из √урмыза "...пошел есми за море »ндейское..." 23 апрел€ 1471 года Ќикитин сел на судно и через шесть недель прибыл в индийский город „аул.

»нди€ поразила его. ƒаже не сама земл€, столь не похожа€ на его родные места, а люди - темнокожие, нагие, босые. Ћишь у тех, кто побогаче да познатнее, на голове да бедрах фата - кусок материи, но у всех, даже и бедных - либо золотые серьги, либо браслеты на руках и ногах, а вокруг шеи - украшение тоже из золота. Ќикитин недоумевал: если есть золото, отчего же они не куп€т хоть какую одежду, чтобы прикрыть свою наготу? Ќо в „ауле ему не удалось выгодно продать кон€, и в июне он отправилс€ через «ападные √аты в глубь страны, за 200 верст от мор€, на восток, в небольшой городок в верховь€х —ины (бассейн  ришны), а оттуда на северо-запад, в ƒжуннар - крепость, сто€щую на высокой горе, к востоку от Ѕомбе€. јсад-хан, наместник ƒжуннара, соблазнилс€ превосходным конем и повелел силой забрать его. ¬добавок, узнав, что жеребец принадлежал иноверцу, јсад-хан вызвал русина к себе во дворец и посулил вернуть жеребца и отвесить тыс€чу золотых в придачу, если чужеземец согласитс€ перейти в магометанскую веру. ј нет, так не видать тому жеребца, да и самого продаст в рабство.

’ан отвел на размышление четыре дн€. Ќикитина спас случай - помог своим ходатайством случайно встреченный старый знакомый ћухаммед. ’ан показал, что может быть милостив: не стал понуждать мен€ть веру и вернул жеребца.

Ќикитин шел в »ндию в надежде вз€ть товар на –усь, "ано нет ничего на нашу землю".

ƒождавшись, как подсохнут дороги после сезона дождей, в сент€бре, повел жеребца еще дальше, за 400 верст, в Ѕидар, столицу бесерменского (мусульманского) государства Ѕахмани, владевшего тогда почти всем ƒеканом до реки  ришны на юге,- "город большой, многолюдный". «атем пошел он дальше - в јлланд, где открывалась больша€ €рмарка и где он наде€лс€ выгодно продать жеребца. “олько напрасно на это рассчитывал: тыс€ч двадцать коней собралось на €рмарке, и Ќикитину продать своего жеребца не удалось.

“олько в Ѕидаре, в декабре 1471 года продал он, наконец жеребца. ¬ 1472 году из Ѕидара јфанасий направилс€ в св€щенный город ѕарват, на правом берегу  ришны, куда богомольцы шли на праздник ночи, посв€щенный богу Ўиве (—иве). ѕутешественник отмечает, что этот город дл€ индийцев-брахманов так же св€щенен, как дл€ мусульман ћекка, дл€ православных »ерусалим. Ќа этот большой праздник собиралось до 100 тыс€ч человек.

»з ѕарвата јфанасий Ќикитин снова вернулс€ в Ѕидар, который оставил в апреле 1473 года. ѕробыв п€ть мес€цев в одном из городов "алмазной" области –айчур, решил возвращатьс€ "на –усь".

Ќикитин был разочарован результатами путешестви€: "ћен€ обманули псы-басурмане: они говорили про множество товаров, но оказалось, что ничего нет дл€ нашей земли... ƒешевы перец и краска. Ќекоторые воз€т товар морем, иные же не плат€т за него пошлин. Ќо нам они не дадут провезти без пошлины. ј пошлина больша€, да и разбойников на море много"»з краткого вступлени€ к его "’ожению...", включенному в "Ћьвовскую летопись" под 1475 год, видно, что он, "—моленска не дойд€, умер [в конце 1474 - начале 1475 года], а писание своей рукой написал, и его рукописные тетради привезли гости [купцы] в ћоскву..."“етради, исписанные рукою Ќикитина, попали в ћоскву, к дь€ку великого кн€з€ ¬асилию ћамыреву. “от сразу же пон€л, какую ценность они представл€ют - ведь до Ќикитина русские люди не были в »ндии. ¬ XVI-XVII веках "’ожение..." неоднократно переписывалось: до нас дошло по крайней мере шесть списков.

на тему знаменитостей
јнька –уднЄва 28.03.2010 07:14:31
ѕросто супер , просто класс кто не верит тому в ггггллллаааазззззз




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

јза Ћихитченко. Ѕиографи€
ѕосетило:17629
јза  Ћихитченко
ќдин из величайших англо€зычных актеров
ѕосетило:8697
Ћоуренс ќливье
—офь€ ћуратова. Ѕиографи€
ѕосетило:9691
—офь€ ћуратова

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru