Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

“омас √оббс

   /   

Tomas Hobbes

   /
             
‘отографи€ “омас √оббс (photo Tomas Hobbes)
   

ƒень рождени€: 05.04.1588 года
ћесто рождени€: ћалмсбери, , ”илтшир ,¬еликобритани€
ƒата смерти: 04.12.1679 года
ћесто смерти: ƒербишир, ¬еликобритани€
¬озраст: 91 год

√ражданство: ¬еликобритани€
—оцсети:


Ѕиографи€

јнглийский философ

–одилс€ 5 апрел€ 1588 в ћалмсбери (графстве √лостершир) раньше положенного срока, после того как его мать напугало известие о приближении »спанской јрмады. Ќесмотр€ на это неблагопри€тное стечение обсто€тельств (впоследствии √оббс говорил, что 'страх и € сам - близнецы-брать€'), он прожил необычайно долгую и плодотворную жизнь.

10.07.2006

—лава пришла к нему как к автору философских трактатов, однако склонность к философии про€вилась, когда ему было далеко за сорок. √оббс жил в один из самых значительных периодов английской истории. ќн училс€ в школе, когда заканчивалось царствование ≈лизаветы I, был выпускником университета, наставником и знатоком древних €зыков в эпоху якова I, изучал философию в правление  арла I, был знаменит и находилс€ под подозрением при  ромвеле и, наконец, вошел в моду как историк, поэт и почти что непременный атрибут британской жизни в эпоху –еставрации.

“омас √оббс фотографи€
“омас √оббс фотографи€

√оббс был воспитан д€дей, обладавшим значительным состо€нием и стремившимс€ дать своему плем€ннику достойное образование. –ебенок пошел в школу в четыре года и с шести лет учил латынь и греческий. ¬ четырнадцать лет, освоив €зыки настолько, что мог свободно перелагать ≈врипида латинским €мбом, был отдан в ћодлин-’олл, один из колледжей ќксфордского университета, где спуст€ п€ть лет получил степень бакалавра. ¬ 1608 √оббсу повезло: он получил место воспитател€ в семье ”иль€ма  авендиша, графа ƒевонширского. “ак началась дливша€с€ всю его жизнь св€зь с семейством  авендишей.

—редств, которые он получал благодар€ своему наставничеству, хватало на то, чтобы продолжить академические зан€ти€. √оббс также имел возможность познакомитьс€ с вли€тельными людьми, в его распор€жении находилась первоклассна€ библиотека, а кроме всего прочего, сопровожда€ в путешестви€х молодого  авендиша, он смог посетить ‘ранцию и »талию, что послужило сильнейшим стимулом его умственного развити€. ѕо сути дела, интеллектуальна€ биографи€ √оббса, единственный заслуживающий интереса аспект его жизни, может быть поделена на периоды соответственно трем путешестви€м по ≈вропе.

ѕервое путешествие в 1610 вдохновило его на изучение античных авторов, поскольку в ≈вропе аристотелевска€ философи€, в традици€х которой он был воспитан, считалась уже устаревшей. √оббс вернулс€ в јнглию, полный решимости глубже познакомитьс€ с мыслител€ми античности. ¬ этом его укрепили и беседы с лордом-канцлером ‘рэнсисом Ѕэконом 'во врем€ чудесных прогулок в √орамбери'. Ёти беседы состо€лись, по-видимому, между 1621 и 1626, когда Ѕэкон был уже отправлен в отставку и занималс€ сочинением трактатов и разнообразными проектами научных исследований. ¬еро€тно, √оббсу передалось не только бэконовское презрение к аристотелизму, но также убеждение в том, что знание - это сила, а целью науки €вл€етс€ улучшение условий человеческой жизни. ¬ автобиографии, написанной по-латыни в 1672, он пишет о зан€ти€х античностью как о счастливейшем периоде своей жизни. ≈го завершением следует считать перевод »стории ‘укидида, опубликованный отчасти дл€ того, чтобы предупредить соотечественников об опасност€х демократии, ибо в то врем€ √оббс, подобно ‘укидиду, был на стороне 'царской' власти.

¬ 1628, во врем€ своего второго путешестви€ в ≈вропу, √оббс страстно увлекс€ геометрией, о существовании которой узнал случайно, обнаружив Ќачала ≈вклида на столе в библиотеке некоего джентльмена. Ѕиограф √оббса ƒжон ќбри живописал это открытие: 'Ѕоже мой, воскликнул он (иногда он божилс€, когда бывал чем-то увлечен), это невозможно! » он читает доказательство, отсылающее к тезису. ѕрочитывает тезис. Ёто отсылает его к следующему тезису, который он также читает. Et sic deinceps (и так далее), и наконец он убеждаетс€ в истинности вывода. » влюбл€етс€ в геометрию'. √оббс теперь убежден, что геометри€ дает метод, благодар€ которому его взгл€ды на общественное устройство могут быть представлены в виде неопровержимых доказательств. Ѕолезни общества, наход€щегос€ на грани гражданской войны, будут излечены, если люди вникнут в обоснование разумного государственного устройства, изложенное в виде €сных и последовательных тезисов, подобных доказательствам геометра.

“ретье путешествие √оббса по континентальной ≈вропе (1634-1636) внесло еще один ингредиент в его систему натуральной и социальной философии. ¬ ѕариже он становитс€ членом кружка ћерсенна, в который входили –.ƒекарт, ѕ.√ассенди и другие представители новой науки и философии, а в 1636 совершает паломничество в »талию к √алилею.   1637 он готов к разработке собственной философской системы; существует мнение, что сам √алилей предложил √оббсу распространить принципы новой натурфилософии на сферу человеческой де€тельности. √рандиозной идеей √оббса было обобщение науки механики и геометрическа€ дедукци€ человеческого поведени€ из абстрактных принципов новой науки о движении. '»бо, наблюда€, что жизнь есть лишь движение членов... что такое сердце, как не пружина? „то такое нервы, как не такие же нити, а суставы - как не такие же колеса, сообщающие движение всему телу так, как этого хотел мастер?'

ѕо мнению √оббса, его оригинальным вкладом в философию была разработанна€ им оптика, а также теори€ государства.  раткий трактат о первых принципах (A Short Tract on First Principles) √оббса представл€ет собой критику аристотелевской теории ощущени€ и набросок новой механики. ѕосле возвращени€ в јнглию мысли √оббса вновь обратились к политике - общество накануне гражданской войны бурлило. ¬ 1640 он пустил по рукам, как раз во врем€ знаменитой парламентской сессии, трактат Ќачала закона, естественного и политического (The Elements of Law, Natural and Politic), в котором доказывал необходимость единой и неделимой власти суверена. Ётот трактат был опубликован позднее, в 1650 в двух част€х - „еловеческа€ природа (Human Nature, or the Fundamental Elements of Policie) и ќ теле политическом (De Corpore Politico, or the Elements of Law, Moral and Politic).  огда парламент выставил требование об отставке графа —траффорда, √оббс, опаса€сь, что его открыто ро€листские взгл€ды могут стать угрозой дл€ жизни, бежал на континент. ’арактерно, что позднее он гордилс€ тем, что 'был первым из тех, кто бежал'. “рактат ќ гражданстве (De cive) по€вилс€ вскоре после этого, в 1642. ¬торое издание вышло в 1647, а английский вариант в 1651 под названием Ќаброски философии государства и общества (Philosophical Rudiments Concerning Government and Society). Ёта книга - втора€ по значению в идейном наследии √оббса после более позднего Ћевиафана. ¬ ней он пыталс€ окончательно определить надлежащие задачи и границы власти, а также характер отношений церкви и государства. —м. также јЅ—ќЋё“»«ћ.

ќригинальность √оббса заключалась не только в иде€х, касавшихс€ оптики и политической теории. ќн мечтал построить всеобъемлющую теорию, котора€ бы начинала с простых движений, описываемых постулатами геометрии, и завершалась обобщени€ми о движении людей в сфере политической жизни, как бы приближающихс€ и отдал€ющихс€ друг от друга. √оббс предложил пон€тие 'усилие' дл€ того, чтобы постулировать бесконечно малые движени€ разного рода - особенно те, что совершаютс€ в среде между человеком и внешними телами, в органах чувств и внутри человеческого тела. ‘еномены ощущени€, воображени€ и сна - действие малых тел, подчин€ющихс€ закону инерции; феномены мотивации - реакции на внешние и внутренние стимулы (общее место современной психологии). »звестна теори€ √оббса о том, что накопление малых движений выливаетс€ на макроуровне, в теле в форме двух основных движений - влечени€ и отвращени€, €вл€ющихс€ приближением или удалением от других тел.

Ћучшие дн€

јлександр –ошаль. Ѕиографи€
ѕосетило:10133
јлександр –ошаль
«вездна€ выпускница '‘абрики'
ѕосетило:8424
—анта ƒимопулос
ƒмитрий  уличков. Ѕиографи€
ѕосетило:3147
ƒмитрий  уличков

√оббс планировал написание философской трилогии, котора€ бы давала трактовку тела, человека и гражданина. –абота над этим грандиозным проектом посто€нно прерывалась из-за событий на политической сцене и в личной жизни √оббса. ќн начал работать над трактатом ќ теле вскоре после публикации трактата ќ гражданстве, однако закончил его только после своего возвращени€ в јнглию. “рактат ќ человеке (De Homine) по€вилс€ в 1658.  огда молодой принц  арл (будущий  арл II) был вынужден бежать в ѕариж после поражени€ в битве при Ќейзби, √оббс отложил свои размышлени€ о физике и начал работать над своим шедевром - трактатом Ћевиафан, или матери€, форма и власть государства церковного и гражданского (Leviathan, or the Matter, Forme, and Power of a Commonwealth, Ecclesiastical and Civil, 1651), в котором лаконично и остро сформулировал свои взгл€ды на человека и государство (левиафан - морское чудовище, описанное в  ниге »ова, 40-41). ќн был приглашен к принцу учителем математики - должность, которую ему пришлось оставить из-за серьезной болезни, котора€ чуть не свела его в могилу.

ѕоложение √оббса в ѕариже стало весьма опасным после смерти в 1648 ћерсенна, его друга и покровител€. √оббса заподозрили в атеизме и борьбе с католицизмом.  арл I был казнен в 1649, и вплоть до 1653, когда  ромвель стал лордом-протектором, велись непрестанные дискуссии о надлежащей форме правлени€. Ћевиафан по€вилс€ как раз воврем€, а приводивша€с€ в нем аргументаци€ и нежелание √оббса находитьс€ в слишком близких отношени€х с принцем  арлом позволили ему испросить у  ромвел€ разрешени€ вернутьс€ на родину. ¬ Ћевиафане доказываетс€, с одной стороны, что суверены уполномочены править от имени своих подданных, а не по божьему соизволению - ровно то же, что говорилось в парламенте; с другой стороны, √оббс использовал теорию общественного договора дл€ того, чтобы доказать, что логическим результатом государства, основанного на общественном согласии, должна быть абсолютна€ власть суверена. ѕоэтому его учение могло быть использовано дл€ оправдани€ любой формы правлени€, кака€ бы ни одержала верх в то врем€.

Ћевиафан обычно считают сочинением на политические темы. ќднако взгл€ды автора, касающиес€ природы государства, предвар€ютс€ тезисами о человеке как природном существе и 'машине', а завершаютс€ пространными полемическими рассуждени€ми насчет того, какой должна быть 'истинна€ религи€'. ѕрактически половина всего объема Ћевиафана посв€щена обсуждению религиозных вопросов.

ѕолитический анализ √оббса, его концепции 'естественного состо€ни€' и сообщества основывались на механистической психологии. ѕод €влени€ми социального поведени€, считал √оббс, скрываютс€ фундаментальные реакции влечени€ и отвращени€, превращающиес€ в желание власти и страх смерти. Ћюди, ведомые страхом, объединились в сообщество, отказавшись от 'права' неограниченного самоутверждени€ в пользу суверена и уполномочив его действовать от их имени. ≈сли люди, забот€сь о своей безопасности, согласились на такой 'общественный договор', то власть суверена должна быть абсолютной; в противном случае, раздираемые противоречивыми прит€зани€ми, они всегда будут находитьс€ под угрозой анархии, присущей бездоговорному естественному состо€нию.

¬ сфере моральной философии √оббс также разрабатывал натуралистическую теорию как следствие его механистической концепции человека. ѕравила цивилизованного поведени€ (называвшиес€ во времена √оббса 'естественным правом'), считал он, выводимы из правил благоразуми€, которые должны быть прин€ты всеми, кто обладает рассудком и стремитс€ выжить. ÷ивилизаци€ основана на страхе и расчетливом эгоизме, а не на присущей нам от природы социальности. ѕод 'благом' мы имеем в виду просто то, чего желаем; под 'злом' - то, чего стремимс€ избежать. Ѕудучи достаточно последовательным мыслителем, √оббс верил в детерминизм и полагал, что волевой акт есть просто 'последнее влечение в процессе обдумывани€, непосредственно примыкающее к действию или отказу от действи€'.

¬ теории права √оббс известен концепцией закона как заповеди суверена, котора€ стала важным шагом в про€снении различи€ между статутным правом (в то врем€ только нарождавшимс€) и общим правом. √оббс также хорошо понимал различие между вопросами: '„то есть закон?' и '—праведлив ли закон?', которые люди - и в то давнее врем€, и сегодн€ - имеют склонность смешивать. ¬о многих отношени€х √оббс предвосхитил основные положени€ правовой теории ƒж.ќстина.

√оббс рассматривал религию не как систему истин, а как систему законов; большое место в Ћевиафане занимает доказательство того, что имеютс€ все основани€ - исход€щие из здравого смысла и из ѕисани€ - считать, что суверен €вл€етс€ наилучшим истолкователем воли Ѕожьей. √оббс последовательно различал знание и веру и полагал, что мы не можем ничего знать об атрибутах Ѕога. —лова, в которых мы описываем Ѕога, €вл€ютс€ выражением нашей любви, а не продуктами де€тельности разума. ќн особенно негодовал, защища€ 'истинную религию' от двойной угрозы католицизма и пуританства, которые апеллировали к власти иной, нежели власть суверена, - к полномочи€м папы либо к голосу совести. √оббс не колебл€сь применил механицистский подход к пон€ти€м ѕисани€ и полагал, что Ѕог должен обладать телом, пусть достаточно разреженным, чтобы можно было говорить о его существовании в качестве субстанции.

ћногие современные философы подчеркивают значение выдвинутой √оббсом концепции €зыка, в которой механистическа€ теори€ происхождени€ речи была соединена с номинализмом в трактовке смысла общих терминов. √оббс критиковал схоластическое учение о сущност€х, показыва€, что это и другие подобные учени€ возникают вследствие неверного употреблени€ различных классов терминов. »мена могут быть именами тел, именами свойств или именами самих имен. ≈сли использовать имена одного типа вместо имен другого типа, мы приходим к абсурдным утверждени€м. Ќапример, 'универсали€' - им€ дл€ обозначени€ класса имен, а не сущностей, €кобы называемых этими именами; такие имена называютс€ 'универсали€ми' в силу своего употреблени€, а не потому, что обозначают особый класс предметов. “ем самым √оббс предвосхитил идеи многих философов 20 в., проповедовавших идеалы €сности и использовавших теорию €зыка дл€ критики метафизических учений, населивших мир 'ненужными' сущност€ми. √оббс также настаивал на том, что €зык имеет существенное значение дл€ рассуждени€, а также что именно способность к рассуждению (в смысле прин€ти€ определений и выведени€ заключений с помощью общих терминов) отличает человека от животных.

¬ернувшись в јнглию в конце 1651, √оббс вскоре вступил в дискуссию с епископом Ѕремхоллом по вопросу о свободе воли. ¬ результате по€вилась его работа ¬опросы касательно свободы, необходимости и случа€ (The Questions Concerning Liberty, Necessity, and Chance, 1656). «атем он оказалс€ замешанным в самом унизительном в его жизни споре, ибо в двадцатой главе трактата ќ теле, первой части абмициозной трилогии, опубликованной в 1655, √оббс предложил способ вычислени€ квадратуры круга. Ёто было замечено ƒжоном ¬аллисом (1616-1703), профессором геометрии, и —етом ”ордом, профессором астрономии. ќба они были пуританами и входили в число основателей  оролевского общества в Ћондоне, в которое √оббсу так и не довелось вступить. ѕрофессора были раздражены критикой √оббсом системы университетского образовани€ и отомстили, указав на его невежество в области математики. —делать это было нетрудно, поскольку √оббс начал заниматс€ геометрией в сорок лет, да и ƒекарт уже указывал на любительский характер его доказательств. —кандал длилс€ около двадцати лет и зачастую принимал характер личных выпадов с обеих сторон.   этому времени относ€тс€ работы √оббса Ўесть уроков профессорам математики ќксфордского университета (Six Lessons to the Professors of Mathematics in the University of Oxford, 1656) ; ƒ

иалоги о физике, или о природе воздуха (Dialogus Physicus, sive de Natura Aeris, 1661) ; √осподин √оббс с точки зрени€ его ло€льности, веры, репутации и поведени€ (Mr. Hobbes Considered in His Loyalty, Religion, Reputation and Manners, 1662) и другие труды полемического характера, направленные против ”оллиса, –.Ѕойл€ и других ученых, объединившихс€ вокруг  оролевского общества.

ќднако энерги€ √оббса, замечательна€ дл€ человека его возраста (в семьдес€т лет он все еще играл в теннис), не уходила полностью на эти безнадежные споры. ¬ 1658 он опубликовал вторую часть трилогии - трактат ќ человеке. «атем произошли достойные сожалени€ событи€, остановившие поток его публикаций. ¬ период –еставрации, несмотр€ на то что √оббс был представлен ко двору, а король весьма ценил его остроумие, он стал жертвой предрассудков и страха, охватившего в то врем€ общество. »скали причину дл€ неудовольстви€ Ѕога, выразившегос€ в ужасной эпидемии чумы и сильнейшем пожаре в Ћондоне (соответственно в 1664-1665 и 1666), и в парламенте обсуждалс€ билль против атеизма и богохульства. Ѕыла создана комисси€, в задачу которой входило изучение на этот предмет Ћевиафана. ќднако вскоре дело было закрыто, по-видимому, после вмешательства  арла II.

“ем не менее √оббсу было запрещено публиковать сочинени€ на актуальные темы, и он зан€лс€ историческими изыскани€ми. ¬ 1668 был закончен труд Ѕегемот, или ƒолгий парламент (Behemoth, or the Long Parliament) - истори€ гражданской войны с точки зрени€ его философии человека и общества; работа была опубликована после смерти мыслител€, не ранее 1692. ѕрочитав Ќачала общего права јнглии ‘.Ѕэкона, которые ему послал его друг ƒжон ќбри (1626-1697), √оббс в возрасте 76 лет написал работу ƒиалоги между философом и изучающим общее право јнглии (Dialogues between a Philosopher and a Student of the Common Laws of England), опубликованную посмертно в 1681.

¬ возрасте 84 лет философ написал автобиографию в стихотворной форме на латинском €зыке, а два года спуст€ за невозможностью лучшего приложени€ сил сделал переводы »лиады (1675) и затем ќдиссеи (1676) √омера. ¬ 1675 он покинул Ћондон, перебравшись в „атсуорт, а в 1679 узнал о собственной скорой неминуемой смерти. √овор€т, что, услышав о своей неизлечимой болезни, √оббс заметил: 'Ќаконец-то € обрету лазейку и выберусь из этого мира'. ќн забавл€лс€ тем, что разрешил друзь€м заготовить впрок надгробные эпитафии. Ѕолее всего ему понравились слова: '¬от истинный философский камень'. ”мер √оббс в ’ардвик-’олле (графство ƒербишир) 4 декабр€ 1679.

Ќа надгробном камне была сделана надпись, что он был человеком справедливым и хорошо известным своей ученостью на родине и за рубежом. Ёто соответствует истине, и хот€ вокруг его взгл€дов велись бесконечные шумные споры, никто никогда не подвергал сомнению, что √оббс был цельной личностью и обладал выдающимс€ интеллектом и замечательным остроумием.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

ћа€к славы дл€ миллионов
ѕосетило:12919
Ќатали€ ќрейро
ќдна из лучших певиц второй половины ’’ века
ѕосетило:10858
Ѕиргит Ќильссон
“ать€на ќкуневска€: –оманы, трагедии, легенды
ѕосетило:12186
“ать€на ќкуневска€

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru