Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

Ўамс “ебрези

   /   

Shams Tabrizi

   /
             
‘отографи€ Ўамс “ебрези (photo Shams Tabrizi)
   

ƒень рождени€: 01.01.1185 года
ћесто рождени€: “ебриз, современный »ранский јзербайджан, јзербайджан
ƒата смерти: 28.12.1248 года
ћесто смерти: ’ой, современный »ранский јзербайджан, јзербайджан
¬озраст: 64 года

√ражданство: јзербайджан
—оцсети:


Ѕиографи€

мыслитель азербайджанского происхождени€, мистик, суфий, теолог и философ

мыслитель азербайджанского происхождени€, мистик, суфий, теолог и философ.

18.09.2018

— детства, ещЄ жив€ в “ебризе, всех удивл€л своей одарЄнностью. “о, что было под силу выучить этому мальчишке в один присест, другим удавалось лишь за мес€цы т€жких трудов. ќднажды, чита€  оран, он дошЄл до суры ЂЎамсї. ≈го настолько очаровала красота этого стиха, что он объ€вил: Ђќтныне мен€ зовут Ўамсї.

Ўамс “ебрези фотографи€
Ўамс “ебрези фотографи€

Ўамс “ебризи с малых лет начал изучать науки.

ѕозже он стал учеником Ўайха јбубакра бин »смаила “ирмизи, известного как —илабаф, и совершенствовал свои знани€. «атем, странству€ по свету, училс€ у многих св€тых и полюсов суфизма и футуввата. ¬о врем€ одного из своих путешествий Ўамс “абрези приехал в ƒамаск, и на одной из площадей этого города произошла перва€ его встреча с ƒжалаледдином –уми (1207Ч1273). ѕо некоторым сведени€м, –уми там увидел Ўамса “абрези, который был в чЄрной шерст€ной одежде, но тот, сказав ему ЂЌайди мен€!ї, исчез. ¬ это врем€, которое соответствует 1234 году, ƒжалаледдин –уми училс€ в медресе ’алави€ ƒамаска. Ўамс “абрези, по некоторым сведени€м, после этого вернулс€ из ƒамаска в “ебриз и оттуда собралс€ в ћалую јзию. ¬ 1243 г. он прибыл в город  онь€ и остановилс€ в городке продавцов сахара. ¬ это врем€ он встретилс€ с –уми, и между ними зав€залась дружба. ¬ начале этой встречи Ўамс “абрези, как будь-то, увидев ƒжалаледдина, встал ему на встречу и спросил: Ђќ, имам мусульман, кто более велик Ч Ѕа€зид или ћухаммад?ї. ѕосле этого –уми привел Ўамса из городка продавцов сахара в своЄ медресе и в одной из еЄ комнат (по другим сведени€м в доме —алахуддина «аркуба) около 40 дней, а по другим источникам, около трех мес€цев, изолировавшись от других, они провели беседы. ƒружба с Ўамсом вызвала в мировоззрении –уми глубокие переменым, и это не понравилось некоторым его последовател€м. ¬следствие интриг некоторых друзей –уми, которые собирались убить Ўамса, последний в день четверга 21 шаввала 643 г. хиджры (1244 г.) исчез. ќн покинул  онью и держал путь в сторону Ўама (—ири€). –уми со своими друзь€ми и сыном —ултанваладом тоже направилс€ в Ўам. ѕо некоторым сведени€м тот же шаввал 643 г. хиджры (1244 г.) –уми и Ўамс встретились в ƒамаске. ¬последствии —ултанвалад оп€ть привЄл Ўамса в город  онь€. ∆ив€ в городе  онь€, Ўамс “абрези женилс€ на одной из учениц –уми по имени  ими€хатун. ѕосле внезапной смерти этой женщины, которую, как будто, любил и сын ƒжалалаледдина Ч јлауддин и вследствие продолжени€ интриг последователей –уми против Ўамса, он в мес€це шабан 644 г. хиджры (1245 г.) оп€ть исчез. ѕо некоторым сведени€м, оставив  онью, Ўамс направилс€ в ƒамаск. Ќо существует легенда, согласно которой Ўамс “абрези был убит друзь€ми –уми, среди которых был и его второй сын јлауддин. ѕоэтому, по некоторым сведени€м, –уми даже не присутствовал на похоронах этого своего сына, когда тот умер вследствие неизлечимой болезни. ¬ любом случае, и после этого, ћавлана ƒжалаледдин долго искал Ўамса, но больше не смог найти его. ќднажды за весть, согласно которой, как будь-то, встретили Ўамса в ƒамаске, ƒжалалледин дал подарки, но эта весть оказалась ложной. –уми при этом сказал: Ђ»з-за ложной вести € дал чалму и халат, если бы весть была правдивой, € вместо халата отдал бы свою душуї. Ёти слова указывают, несомненно, на ту ценность, которую Ўамс представл€л дл€ –уми.

ѕо источникам известно, что Ўамс посто€нно одевал чЄрное сукно и така€ одежда именно с этих времЄн стала распростран€тьс€ среди суфиев ћалой јзии. »ногда Ўамса называли —айфуллахом (Ђћеч Ѕогаї), ибо если он обижалс€ на кого-нибудь, то Ђубил бы его или ранил бы его душуї. ≈го иногда считают св€тым.

ќ степени учЄности Ўамса имеютс€ такие сведени€, что он очень хорошо знал химию, математику, богословие, астрономию, логику и философию. »ме€ в виду такую степень учЄности Ўамса, –уми говорил: Ђ”чЄные, занимающиес€ внешними сущност€ми, осведомлены о словах пророка, а господин ћавлана Ўамсуддин осведомлен о тайнах пророкаї. “о, что Ўамс написал какое-либо произведение своей рукою или нет, до подлинности неизвестно, но известно, что он не любил писать самолично. ќднако его ученики записали его проповеди, которые известны под названием Ђћаколоти Ўамси “абрезиї (Ђ¬ысказывани€ Ўамса “абрезиї). ѕо мнению Ѕ. ‘урузанфара, эти высказывани€ представл€ют собой те слова, которые Ўамс ЂпроизнЄс во врем€ сборов и те вопросы и ответы, которые имели место между ним и –уми, его учениками, или соперниками, и отрывочность выражений и вопросов показывает, что книга не написана самим Ўамсуддином, а €вл€етс€ ежедневной записью учеников, которые собраны беспор€дочної.  роме того, одна поэма под названием Ђћаргуб-ул-кулубї (Ђ∆еланное дл€ сердецї), котора€ опубликована в “егеране как приложение к Ђ√улшани розї (Ђ÷ветник тайнї) Ўабистари, приписываетс€ перу Ўамсу “абрези, но истинность этого факта тоже не подтверждаетс€.

„то касаетс€ мировоззрени€ Ўамса, то его можно оценить лишь посредством анализа и исследовани€ его Ђћаколотї и сведений средневековых источников. ¬ этом же направлении, прежде всего, важно определение истоков его идей. »слам, суфизм и футувват, последователем которых €вл€етс€ Ўамс, несомненно, занимают важное место в формировании его мировоззрени€. „то касаетс€ отдельных личностей, то необходимо, прежде всего, упоминание имени –уми, ибо в некоторых источниках считают Ўамса его учеником.

“о, что Ўамс €вл€етс€ учеником –уми или наоборот, вы€вить очень сложно. ѕо сведени€м источников, –уми считал Ўамса великим учЄным, а последний в этом качестве признавал –уми. Ўамс сам говорил, что Ђесли мне старатьс€ в течение ста лет, то не смогу достичь и дес€тую часть его (–уми Ч ’. «.) знаний и ремеслаї. Ќо, одновременно, он признаЄт свои отношени€ с –уми как дружеские отношени€ и сотрудничества, а не как отношени€ ученика и учител€. — другой стороны, Ўамс не занималс€ учительством и не имел учеников (кроме одного Ч Ўайха »брахима, им€ которого упоминаетс€ в Ђћаколотї). ќпира€сь на эти факты, можно утверждать, что искать в св€з€х –уми и Ўамса отношени€ ученика и учител€, не будет плодотворным зан€тием. ќпределение св€зи этих двух гениев как отношени€ двух равных учЄных, которые дополн€ют друг друга, больше соответствует истине. Ќа основе этого же факта можно заключить, что в формировании взгл€дов Ўамса велика роль –уми. „то касаетс€ других отдельных личностей, которые как-то могли повли€ть на Ўамса, то среди них необходимо упоминать некоторых его предшественников, приведЄнных в его генеалогии (силсила или шаджара). “очное определение степени их вли€ни€ на мыслител€ невозможно, однако упоминание их имен небесполезно. Ёта генеалоги€ такова: јли Ч ћаТруф  архи Ч —арри —акати Ч ƒжунайд Ѕагдади Ч јбуали –удбари Ч —алам ћагриби Ч јбдулкадир —ухраварди Ч  утбуддин јбхари Ч –укнуддин —иджаси. Ќеобходимо отметить, что большинство этих мыслителей упоминаетс€ и в генеалогии –уми. ѕо словам самого Ўамса Ђћакамоти Ѕо€зидї (Ђ—то€нки Ѕа€зидаї) и идеи Ђ«од-ус-соликинї (Ђѕища дл€ путниковї), которых он посто€нно читал, также повли€ли на формирование его взгл€дов. ¬ некоторых источниках отмечаетс€, что Ўамс “абрези был учеником Ѕаба ƒжунди Ч последовател€ Ќаджмуддина  убро. Ќо это мнение опровергнуто некоторыми современными исследовател€ми, что, по нашему мнению, не безосновательно. “аким образом, можно утверждать, что мировоззрение Ўамса “абрези берЄт своЄ начало из различных философских, религиозных направлений и учений отдельных мыслителей. ¬ результате этого, он после себ€ оставил такое учение, которое имеет множество оригинальных и глубоких философских идей. Ќо его иде€м характерны скрытость и труднодоступность, на которые неоднократно указывает и сам мыслитель: Ђѕодобно тому, как писарь использует три вида письма. ќдин из его видов может читать только он сам. ƒругой могут читать и сам и другие. “ретий вид не могут читать ни он сам, ни другие. я тоже произношу слова, которых не понимаю ни сам, ни остальныеї. ѕоэтому в определении основ учени€ и мировоззрени€ этого мыслител€, который по своему образу жизни, поведени€ и взгл€дам €вл€етс€ как бы —ократом персидской философии, можно столкнутьс€ со многими трудност€ми.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

јлександр ¬асилевский. Ѕиографи€
ѕосетило:15463
јлександр ¬асилевский
”спех ресторанного бизнеса
ѕосетило:114104
јлександр ќрлов
—амое большое количество одновременно удерживаемых рекордов
ѕосетило:10051
јшрита ‘урман

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru