Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

»сидор Ќатансон

   /   

Isidor Natanson

   /
             
‘отографи€ »сидор Ќатансон (photo Isidor Natanson)
   

ƒень рождени€: 01.01.1906 года
–осси€
ƒата смерти: 28.12.1964 года
–осси€
¬озраст: 59 лет

√ражданство: –осси€

„≈Ћќ¬≈  ƒќЋ√ј, ƒќ—“ќ»Ќ—“¬ј » ћ”ƒ–ќ—“»

профессор

¬ июле 1964 г. в Ћенинграде хоронили профессора »сидора ѕавловича Ќатансона. ѕроводить его пришло так много людей, что они заполнили помещение математико-механического факультета на 10-й линии ¬асильевского острова и всю улицу перед зданием. Ёто были не забывшие его студенты длинного р€да лет, дл€ которых ».ѕ. был не только ”чителем математики, но и образцом пор€дочности и достоинства.

27.04.2004

»сидор ѕавлович родилс€ в 1906 г. в Ўвейцарии. ≈го мать ¬ера яковлевна(1) окончила медицинский институт в ѕариже, а отец ѕавел Ќиколаевич(2) Ч ѕолитехнический институт в ÷юрихе. ¬ 1908 г. семь€ вернулась в –оссию. ѕримерно в 1915 г. переехали в ѕетроград и сн€ли квартиру на 8-[oй] —оветской (тогда Ч –ождественской) улице, где ».ѕ. прожил всю жизнь.

»сидор Ќатансон фотографи€
»сидор Ќатансон фотографи€

¬ 1929 г. ».ѕ. женилс€ на ≈лизавете ѕетровне —околовой(3). ¬ конце того же года они оба закончили ћатематико-механический факультет университета.

¬ыдающийс€ ученый

Ќаучные исследовани€ ».ѕ. начал еще студентом, его учителем был √.ћ.‘ихтенгольц(4). ѕо окончании университета ».ѕ. Ч сотрудник Ќ»»ћћ (Ќаучно-исследовательский институт математики и механики) при факультете.   1935 г., когда в ———– были введены ученые степени, у него было 10 опубликованных научных работ; степень кандидата физико-математических наук была присуждена ».ѕ. без защиты диссертации. ¬ 1937 г. он защитил докторскую диссертацию.

¬ первой половине 1930-х годов в Ћенинградском университете работал академик —.Ќ.Ѕернштейн(5). ѕод его вли€нием ».ѕ. начал заниматьс€ так называемой Ђконструктивной теорией функцийї. Ёто Ч исконно Ђпетербургска€ї область математического анализа. ¬ последующие годы ее значение усилилось в св€зи с развитием вычислительной техники. ¬ этой области ».ѕ. работал всю жизнь(6).

»сидор Ќатансон фотографи€
»сидор Ќатансон фотографи€

Ўироким кругам математиков ».ѕ. известен прежде всего как автор двух первоклассных научных монографий Ђ“еори€ функций вещественной переменнойї и Ђ онструктивна€ теори€ функцийї.

ѕерва€ из этих книг была издана Ћенинградским университетом в 1941 г. под заглавием Ђќсновы теории функций вещественной переменнойї. «а этим последовали более полные издани€ 1950, 1957, 1974 и 1999 годов.  нига переведена на 7 €зыков. ¬ этой книге ».ѕ. изложил большой раздел метрической теории функций. ѕритом с мастерски отшлифованными доказательствами(7). ќна снабжена поучительными задачами. Ќа ней воспитывались многие поколени€ математиков.

»сидор Ќатансон фотографи€
»сидор Ќатансон фотографи€

ћонографи€ Ђ онструктивна€ теори€ функцийї (1949 г.) была остро необходима в середине 20-го века. ќна упор€дочила большой раздел математического анализа. ѕереведена на 4 €зыка. ѕосле нее увеличилось число исследований в этой области, Ч легче стало вникнуть в круг методов и проблем. ¬ли€ние этой книги чувствуетс€ до сих пор в продвинутых далее исследовани€х.

Ћучшие дн€

ƒве жизни ≈лены —оловей
ѕосетило:9905
≈лена —оловей
ѕесн€ посв€щаетс€ мо€...
ѕосетило:5510
¬ладимир “рошин
Ѕьюла Ћуиза √енри: ЂЋеди Ёдисонї
ѕосетило:3092
Ѕьюла Ћуиза √енри

».ѕ. был трудоголиком. — молодости он привык проводить много времени за письменным столом.  ак правило, это были долгие, уход€щие в ночь вечера.

ƒрузь€ ».ѕ., прежде всего ƒ. .‘аддеев(8) с женой и Ћ.¬. анторович(9) часто бывали в гостеприимном доме ».ѕ. и его жены. –азговоры, в основном, шли о математике. ƒомработница, после двух лет жизни у них, сказала: Ђ“еперь € понимаю, это вы про математику говорите. ј то € думала, вы на еврейском €зыке разговариваетеї.

ќтдыхать ».ѕ. любил за играми. »грали в доме в письменные игры. »грали в пинг-понг на обеденном столе, и два котенка с кличками ћах и јвенариус выкатывали шарики из-под дивана; играли в преферанс.

Ѕольше всего ».ѕ. любил игры, содержащие единоборство. ¬ шахматы он играл в силу первого разр€да; при проигрыше более сильному гостю упорно продолжал игру заполночь, пока не отыгрывалс€. Ќо его подлинной любовью были шашки. ќн имел и изучил обширную литературу о шашках, мог подолгу разбирать этюды и варианты. —реди знакомых ему не было достойных партнеров.  огда в соревновани€х по шахматам в команду требовалось включить шашиста, спортобщество Ђ“рудї приглашало его сыграть Ђшашечную доскуї. » он не раз побеждал мастеров. Ѕыл случай, когда знакомый специально пригласил его в ѕрибалтику, чтобы он мог сыграть с сильными партнерами. » не включенный в шашечную классификацию математик из Ћенинграда их переигрывал.

¬ годы войны

¬з€ть ».ѕ. в армию отказались: опытные профессора были нужны внутри страны.   1941 г. семь€ ».ѕ. и его жены состо€ла из трех детей: √аральд (1930), ќльгерд (1932) и »нгрид (1939), матери ».ѕ. и посто€нно жившей с ними ћайи Ч дочери младшего брата матери ».ѕ. (она удочерила ћайю в 1924 г. после смерти ее матери).

“резво понима€ обстановку, ».ѕ. в июле 1941 г. посоветовал ћайе, котора€ кончала университет, чтобы она вз€ла распределение на работу учительницей в районе Ѕарнаула и увезла с собой жену ».ѕ. и детей. ќни уехали в середине августа 1941 г. ”ехала с ними и живша€ в ѕавловске мать жены ». ѕ.

—ам ».ѕ. со своей матерью остались в Ћенинграде. — началом блокады они питались только тем малым, что давали по карточкам(10). ».ѕ. продолжал читать лекции в Ћ»“ћќ (»нститут точной механики и оптики), где заведовал кафедрой, и в университете. Ќа лекции он ходил пешком, Ч транспорта уже не было. Ўел он из холодного дома по замерзшему городу, п€ть километров туда и п€ть обратно с переходом через Ќеву по льду. „итал он и военно-исторические лекции в воинских част€х. (».ѕ. хорошо знал историю и обладал блест€щей пам€тью).

” матери ≈лизаветы ѕетровны до 1941 г. был свой дом в ѕавловске. ¬ нем она жила вместе с сестрой покойного мужа. ѕеред замыканием кольца блокады эта сестра заехала к Ќатансонам. Ќа предложение Ќатансонов остатьс€ у них та ответила: Ђя не боюсь немцев. Ёто Ч культурна€ наци€. ј в Ћенинграде не будет дров. я вам оставлю валенки под кроватьюї. „ерез несколько дней немцы зан€ли ѕавловск, и она погибла.

—лабеюща€ от недоедани€ и холода ¬ера яковлевна вспомнила о валенках. ¬ них оказались пакеты с кусковым сахаром. Ётот сахар спас им жизнь. ».ѕ. сразу отнес несколько кусков сахара Ћ.¬. анторовичу. “от был так тронут этим, что заплакал.

¬есной 1942 г. ».ѕ. и ¬еру яковлевну эвакуируют в Ѕарнаул. “ам ».ѕ. заведует кафедрой в алтайском машиностроительном институте. ¬ 1943 г. на окраине Ѕарнаула разместилс€ Ћенинградский инженерно-строительный институт (Ћ»—»). ».ѕ. становитс€ заведующим кафедрой ¬ысшей математики в Ћ»—» и читает лекции в обоих институтах. ¬ том же году у него на руках умирает от рака его мать ¬eрa яковлевна.

  лету 1944 г. вместе с Ћ»—» ».ѕ. возвращаетс€ из Ѕарнаула в Ћенинград. “огда же с ¬ысшим инженерно-строительным училищем возвращаетс€ из ярославл€ Ћ.¬. анторович, а из  азани с академическим институтом Ч ƒ. .‘аддеев. ¬се они преподают и в университете, вернувшемс€ из —аратова. —нова друзь€ часто провод€т врем€ у ».ѕ.

¬ыдающийс€ педагог

¬ 1930 г. был создан р€д новых вузов. ».ѕ. сразу по окончании университета становитс€ преподавателем в одном из них Ч Ћенинградском институте промышленного строительства. ј в 1934 г. его избирают заведующим кафедрой в Ћ»“ћќ.

ѕо совместительству ».ѕ. всЄ врем€ пребывани€ в Ћенинграде работал в университете, заведу€ лабораторией теории функций в Ќ»»ћћ-е. „асть этой работы составл€ет чтение лекций в университете. ¬ 1936-37 учебном году ».ѕ. читает лекции в јлма-јте (где ему настойчиво предлагали остатьс€). ѕреподает он и в Ћенинградском областном ѕедагогическом институте им. ѕокровского, а в ѕедагогическом институте им. √ерцена не только читает лекции, но и руководит аспирантами.

»сидор ѕавлович был исключительно талантливым лектором. ќн говорил, что доходчивое изложение математической теоремы должно строитьс€ циклически: Ђ ак Ѕолеро –авел€ї(11).

—лушателей, как говорил ».ѕ., надо уважать, но не переоценивать их подготовленность. ”никальным было умение ».ѕ. безошибочно ощущать уровень этой подготовленности, было ли это при чтении специальных курсов аспирантам или на лекции во втузе, где на весь курс математики отведено не так уж много часов. Ќа лекци€х университетским математикам ».ѕ. порой сопровождал теоремы примерами инженерного характера. “аких примеров много в его с √.ћ.‘ихтенгольцем учебнике Ђ риволинейные и кратные интегралыї (‘ихтенгольц отметил в предисловии, что он сам лишь редактировал эту книгу).

¬ тыс€чах молодых студентов €сность и четкость лекций ».ѕ. впервые пробудили понимание математики и веру в свои силы. Ќа традиционных коллективных фотографи€х выпускников многих вузов присутствует фотографи€ одного из любимых профессоров Ч ».ѕ. Ќатансона.

Ќачина€ курс, ».ѕ. на первой лекции предупреждал студентов, что не пускает в аудиторию опоздавших. ќн оберегал атмосферу сосредоточенности. ≈сли видел, что пара студентов отвлеклась, делал им ироническое замечание. “ак было с его сыном √аральдом и другом сына ¬.‘айншмидтом, начавшими играть в шахматы в тот момент, когда ».ѕ. разъ€сн€л первокурсникам разницу терминов Ђнеобходимої и Ђдостаточної. ».ѕ. произнес: Ђћне кажетс€, что в этой аудитории достаточно одного Ќатансона и не необходим ‘айншмидтї.

»роническое замечание ».ѕ. мог сделать и аудитории в целом.  огда ему понадобилось значение одного интеграла, очень сложно и косвенно вычисл€емого, он по€снил его вычисление. „ерез пару недель этот интеграл понадобилс€ снова. Ќа вопрос: Ђ¬ы его помните?ї аудитори€ молчала. Ќа что ».ѕ. разразилс€ тирадой: Ђ≈сли бы вы встретили на улице шестиногую лошадь, вы бы всю жизнь рассказывали об этом друзь€м. ј встретив интереснейший интеграл, вы даже не обратили на него внимани€ї.  огда этот интеграл встретилс€ третий раз, аудитори€ дружно закричала: ЂЁто Ч шестинога€ лошадьї.

¬ беседах ».ѕ. никогда не демонстрировал свое превосходство. ќн оберегал в собеседнике его веру в себ€. “о же было и на экзаменах. Ќо в оценках он был предельно объективен. ¬от что вспоминает бывша€ первокурсница Ћ»—».

ЂЌа лекции ».ѕ. приходил всегда чисто выбритым и безукоризненно, даже несколько щеголевато одетым. Ћекции его были предельно четкими. ћы его любили, уважали иЕ бо€лись. Ќа первом экзамене € вздохнула с облегчением, когда экзаменовать мен€ подошла его помощница. Ќо оказалось, что завершал экзамен он сам. Ёкзаменаторша подвела мен€ к его столу и на вопрос Ђ„то здесь?ї ответила: Ђѕрочна€ четверка, ближе к п€тиї. ќн задал мне несложный вопрос, на который €, онемев от страха, не ответила. ќн внимательно посмотрел мне в глаза, уловил мой ужас и с ободр€ющей улыбкой сказал: Ђ’орошо, остановимс€ на четверкеї.

Ѕыл период, когда министерство дало указание ограничить одной попыткой пересдачу экзамена. —тудент архитектурного факультета, творческое увлечение которого лежало вне математики, получил у ».ѕ. двойку на пересдаче и формально подлежал отчислению.   ».ѕ. подошел декан факультета со словами: Ђ—пециально дл€ вас мы развернули в двух аудитори€х выставку рисунков этого студента. Ќадеемс€, что посмотрев эту выставку, вы согласитесь проэкзаменовать его еще разї. ».ѕ. выделил в программе тот минимум, который необходим дл€ удовлетворительной оценки. —тудент его освоил и экзамен сдал(12).

».ѕ. был располагающим к себе человеком, и те, с кем он общалс€, охотно открывались к нему своей лучшей стороной. —реди друзей он мог рассказать анекдот, порой рискованный. Ќо нельз€ было представить себе ».ѕ. пересказывающим сплетню или участвующим в пререкани€х. ќн был аристократически сдержанным и неизменно пользовалс€ всеобщим уважением. ».ѕ. был членом трех ”ченых советов: на факультете университета, факультете института им. √ерцена и в Ћ»—». ¬ каждом из этих —оветов ценили его мнение, зна€ его приверженность к истине и сути дела.

».ѕ. не только умел, но и любил читать лекции. ќн читал их и коллегам в ƒоме ученых, и школьникам.

Ќе все знают, что перва€ в мире ћатематическа€ олимпиада дл€ школьников прошла в Ћенинграде весной 1934 г. ≈е инициатором был Ѕ.Ќ.ƒелоне(13). ќлимпиады стали ежегодными, но во врем€ блокады не проводились. ¬ 1946 г. при возрождении олимпиад первым председателем жюри был ».ѕ.

¬ периоды олимпиад профессора читали во ƒворце пионеров лекции школьникам. — этой де€тельностью св€зано написание ».ѕ. книжек Ђѕростейшие задачи на максимум и минимумї и Ђ—уммирование бесконечно малыхї. ќни изданы в 1950 и 1953 гг. в серии Ђѕопул€рные лекции по математикеї.

“рудные времена

¬след за уничтожением в ———– Ђ≈врейского антифашистского комитетаї на 1951-52 учебный год пришелс€ новый подъем государственного антисемитизма. ќн пронизывал жизнь на разных уровн€х.

 огда сотрудница ƒворца пионеров пошла Ђпо инстанци€мї со списком намеченных к очередной олимпиаде лекций, ей отметили красным карандашом еврейские фамилии и спросили: Ђ«ачем вам это?ї. Ќо всЄ же лекции состо€лись, включа€ лекцию ».ѕ.

Ќеспокойно было в университете, где ».ѕ. был совместителем на полной ставке. ¬ окт€бре 1951 г. его предупреждают об увольнении из Ќ»»ћћ Ђпо сокращению штатовї, но Ђдопускаютї к чтению (уже читаемого им) курса лекций с оплатой трех часов в неделю. ¬ €нваре 1952 г. Ч оформл€ют на полставки Ђвременно, до конца второго семестраї (только после прекращени€ Ђдела врачейї ему летом 1953 г. возврат€т полную ставку). Ќо и в 1952 г. ».ѕ. помогает другим люд€м.

¬от только два примера. Ќе могла найти работу Ё.Ѕ.  арпиловска€, еврейска€ девушка, кончивша€ университет в 1952 г. ».ѕ. знал ее, т.к. два года читал лекции этому потоку. ќн обещал помочь. ќна до сих пор хранит его письмо, где он пишет, что переговорит о ней с директором Ћ»—». » она была зачислена ассистентом в Ћ»—», позже защитила диссертацию, работала в Ћ»—» 43 года, стара€сь в меру сил преподавать Ђв стиле ».ѕ.ї. ѕоследнему у ».ѕ. учились многие его сотрудники.

ƒругой пример. »з того же выпуска 1952 г. ».ѕ. пыталс€ вз€ть в аспирантуру способную студентку √.ѕ. —афронову. Ќа этот раз преп€тствием оказалась Ђслишком хороша€ї анкета. —афронову распределили в засекреченную лабораторию, где поручили Ђкрутить арифмометрї вдали от науки. ».ѕ. помог ей перейти ассистентом в университет, руководил ее соискательской диссертацией, и она многие годы была доцентом кафедры математического анализа.

¬сего под руководством ».ѕ. защищено 15 аспирантских и соискательских кандидатских диссертаций и одна докторска€ диссертаци€.

¬ 1953 г. √.ћ.‘ихтенгольца принудили отказатьс€ Ђпо анкетным мотивамї от заведовани€ кафедрой математического анализа в университете. Ќа кафедру претендовал человек, того недостойный, но последнего не допустил академик ¬.».—мирнов(14). ќн сам подал за€вление на конкурс, получил кафедру, а через три года передал ее —.ћ.Ћозинскому(15). ¬се эти годы √.ћ.‘ихтенгольц спокойно работал профессором кафедры. ¬ 1960 г. (после смерти ‘ихтенгольца) на заведование этой кафедрой выбрали ».ѕ.

¬ 1956 г. в Ћ»—» на торжественном заседании —овета отметили 50-летний юбилей ».ѕ. Ѕыла поздравительно-похвальна€ речь ректора, доклад √.ћ.‘ихтенгольца о научных работах ».ѕ., приветстви€, добрые пожелани€.

Ќа следующий день ».ѕ. заказал в ресторане ƒома архитектора обеденный банкет на 50 гостей. √отовились к этому тщательно: каждый из гостей получил приглашение с индивидуальными стихами и рисунком, был арендован Ђбелый залї дл€ танцев и подготовлена радиола.

Ќо юбилей кроме радости принес и ложку дегт€. Ќедоброжелатели пустили слух, что на официальный юбилей пришло слишком много народа Ч Ђне по чинуї, что ».ѕ. нескромно заказал банкет в ƒоме архитектора и встречал гостей на лестнице Ђбудто он хоз€ин этого особн€каї.

 афедра ».ѕ. в Ћ»—» считалась одной из лучших среди кафедр математики технических вузов Ћенинграда. Ќа кафедре работало около 40 сотрудников. —реди них выдел€лась недопустимо слаба€ ассистентка ≈.».Ўишкина, практические зан€ти€ в еЄ группе были ниже вс€кой критики. ¬ начале 1957 г. все сотрудники кафедры подлежали аттестации на ”ченом совете. ».ѕ., счита€ себ€ ответственным за качество преподавани€, настойчиво просил не аттестовать Ўишкину. ѕри этом ».ѕ. твердо сказал руководству, что он покинет Ћ»—», если еЄ аттестуют.

Ўишкину, тем не менее, аттестовали(16). ».ѕ. сразу подал за€вление об уходе с работы Ђпо собственному желаниюї и по истечению положенного срока перестал бывать в Ћ»—». „ерез некоторое врем€ к нему домой пришли представитель администрации и бухгалтер. ќни привезли ему зарплату за прошедшее врем€ и просили вернутьс€ на работу в Ћ»—». ќн ответил: Ђ—корее вы увидите мен€ прос€щим милостыню на улице, чем € возьму эти деньги. я предупреждал, что уйду, и мое слово твердої.

ѕосле этого какой-то инструктор в √оркоме  ѕ—— сказал: ЂЌу, этот профессор еще насидитс€ без работыї. ” поэта јлександра  ушнера есть строки: Ђ¬ремена не выбирают / ¬ них живут и умираютї. ƒоставшиес€ ».ѕ. времена были, увы, враждебны элементарным про€влени€м человеческого достоинства.

” ».ѕ. оставалось совместительство в университете. Ќо совместительство требовало ежегодного подтверждени€ с предъ€влением согласи€ с посто€нного места работы.  ак по команде вузы, недавно звавшие ».ѕ. к себе, отказывались брать его в штат. –ектор университета ј.ƒ. јлександров(17), человек независимый, распор€дилс€ перевести ».ѕ. на должность штатного профессора кафедры математического анализа. Ќо ректор уехал в командировку, а отдел кадров, видимо Ђиме€ указаниеї, т€нул с выполнением этого распор€жени€. ќно было выполнено только 1 окт€бр€ 1957 г. по возвращении ј.ƒ.јлександрова.

ƒва письма

ѕосле смерти писател€ ћ.ћ.«ощенко в его архиве нашли письмо от ».ѕ. —обственно, это Ч два письма: написанное в 1945 г., которое ».ѕ. постесн€лс€ в 1945 г. отправить, но приложил к написанному в 1954 г. ќни опубликованы в журнале Ђ«вездаї, 1994, є8, стр. 71. ¬от их текст:

15 июн€ 1954 г.

¬новь сердцу моему наносит хладный свет

Ќеотразимые обиды(18).

√лубокоуважаемый ћихаил ћихайлович!

¬ св€зи с опубликованием прений в Ћенинградском союзе писателей € решил послать ¬ам письмо, написанное мною еще в 1945 году, но не отосланное из-за некоторой застенчивости (постесн€лс€ переписыватьс€ со знаменитым писателем).

я хочу ¬ам сказать, что не отказываюсь ни от одной фразы, написанной в этом письме. я по-прежнему считаю ¬ас передовым, прогрессивным писателем, считаю, что избранный ¬ами подход к освещению жизни необходим дл€ нашего времени, и с чувством горького сожалени€ воспринимал то, что говорил о ¬ас ј.ј.∆данов. ƒолжен отметить при этом, что € считаю себ€ совершенно полноценным советским гражданином, но по обсуждаемому вопросу позволю себе иметь собственное мнение. ¬ частности, € никак не могу согласитьс€ с оценкой ¬ашей трагической вещи Ђѕеред восходом солнцаї.

 огда ¬ы снова начали печататьс€, € был этому очень рад. ћне очень понравилс€ ¬аш недавний маленький рассказ о старом враче. ¬ нем много верного (и, веро€тно, личного). я и сам немолод и тоже знаю, что профессиональные навыки очень помогают.   сожалению, они не могут заменить свежести подхода к вещам. ¬ основном Ч творчество Ч досто€ние молодости. ѕри всем этом € хотел бы иметь Ђвозможностьї и впредь наслаждатьс€ творчеством, хот€ и не молодого, ћ.ћ. «ощенко.

”важающий ¬ас ». Ќатансон.

5 августа 1945 г. (“огда не отправленное).

√лубокоуважаемый ћихаил ћихайлович,

я думаю, что ¬ам не может быть непри€тным получение писем от ¬аших почитателей, ведь это есть сочувственный общественный резонанс на ¬ашу литературную де€тельность. »сход€ из этой предпосылки, € позволю себе написать ¬ам это письмо.

—начала Ч Ђпризнание в любвиї. ѕо ¬ашей литературной продукции € составил себе представление о ¬ас как о личности, человеке. Ётого человека € люблю и уважаю. «а что? ѕостараюсь изложить. ћне бесконечно симпатична ¬аша ненависть к мещанству, страстное стремление к душевной красоте и благородству. ¬аш страх, что прогресс человечества пойдет не столько по пути его морального совершенствовани€, сколько по пути увеличени€ чисто материального комфорта. ¬ы, несомненно, Ч гуманист в лучшем смысле этого слова и ¬ам вполне открыты всЄ величие и грандиозность нашего времени, и тем мучительнее ¬ы воспринимаете пережитки звериной мещанской идеологии в нашем быту.

я Ђоткрылї ¬ас еще в 1925 году Ч в маленькой книжечке Ђќбезь€ний €зыкї. ”же тогда € отнес ¬ас к линии √огол€-„ехова. ѕозднее, чита€ различные высказывани€ критики о ¬ас, € часто находил в них собственные мысли и впечатлени€. ƒл€ мен€ несомненно, что по чисто биологической литературной одаренности ¬ы €вл€етесь самым крупным писателем современности, хот€ € не думаю, что в прин€том ¬ами жанре ¬ы создали вещи, адекватные ¬ашему таланту.

 онечно, € далек от мысли подавать ¬ам советы, но мне больно, что любимый мною художник может оказатьс€ недостаточно оцененным.

„ита€ ¬аши первые вещи, € думал, что ¬ы, как √оголь, со временем перейдете к более монументальной форме. ѕотом € пон€л, что этого не произойдет (как не произошло с „еховым). ѕо-видимому, ¬ам Ч философу-моралисту-сатирику Ч наша современность не дает дл€ этого материалаЕ

≈сли ¬ы напишете мне несколько слов, то это будет мне крайне при€тно.

ѕреданный ¬ам ».Ќатансон.

ѕедагог до последней минуты

».ѕ. получил к 1958 г. приглашение от ќќЌ содействовать улучшению преподавани€ математики в университетах „или. ќн был воодушевлен этим и уже проходил оформление, когда в 1958 г. у него произошел инфаркт. ѕоездка отпала.

ѕосле инфаркта ».ѕ. лечилс€ дома. ≈лизавета ѕетровна ухаживала за ним. ѕрофессор Ѕ.ћ.ћакаров, тогда Ч молодой ассистент, вспоминает, как заехал к еще не окрепшему ».ѕ. перед экзаменом, чтобы сказать ».ѕ., что они могут провести экзамен без него. Ќо ».ѕ. поехал. ѕо словам ћакарова: Ђƒл€ ».ѕ. не быть на экзамене своих студентов было равносильно уходу с боевого постаї.

¬ мае 1960 года умирает от рака ≈лизавета ѕетровна.

¬ августе 1960 г. ».ѕ. избирают по конкурсу на заведование кафедрой, которой когда-то заведовал его учитель √.ћ.‘ихтенгольц.

√руппа талантливых математиков ‘ранции под псевдонимом Ѕурбаки написала серию книг, которые как бы классифицировали математику. ќбъектом каждой из книг было абстрактное множество, снабженное некоторой структурой Ч той, котора€ содержательно изучаетс€ в крупном разделе математики. ¬ кругах научной молодежи был период увлечени€ Ђбурбакизмомї вплоть до переноса этих идей в начальное преподавание.

».ѕ. с самого начала говорил, что бурбакизм абсолютно неприемлем в первоначальном обучении. »бо классификаци€ идет от общего к частному, а усвоение знаний Ч от частного к общему и от конкретного к абстрактному. ѕо Ѕурбаки полезно расшир€ть уже имеющиес€ знани€, притом высоко профессиональные.

¬ технических вузах, не нацеленных на выпуск инженеров-исследователей, как считал ».ѕ., следует соблюдать строгую экономию в выборе сообщаемых математических фактов, одновременно организу€ эти факты в логически стройную систему. ¬ таких вузах ».ѕ. достаточно преподавал. «десь он отказывалс€ от скрупулезной строгости университетского изложени€, выдвигал на первый план нагл€дность и практические примеры. ¬сЄ лето 1961 г. он пишет дл€ таких вузов учебник: Ђ раткий курс высшей математикиї, впервые изданный в 1963 г. ƒаже в »зраиле в некоторых колледжах следуют этому учебнику.

Ќо вернемс€ на кафедру математического анализа Ћенинградского университета. «десь дипломники и аспиранты подводились к переднему краю науки гибкой системой спецкурсов и семинаров. “ем не менее, лекции по анализу, читаемые на первых двух курсах, следовали программе, которую разработал 30-ю годами ранее √.ћ.‘ихтенгольц.

ѕо инициативе √.ѕ.јкилова(19) он сам и его бывшие ученики ¬.ѕ.’авин и Ѕ.ћ.ћакаров в 1962 г. предложили ».ѕ. план модернизации этой программы. ».ѕ. говорил: Ђя мог бы это запретить. Ќо € понимал, что это не административный, а научный вопрос. ѕонимал, что они молоды и достаточно образованы, чтобы острее мен€ ощущать уже назревшую необходимость обновлени€ї. ».ѕ. организует вместе с ними тщательную разработку новой программы. Ќе раз они совещаютс€ и на кафедре, и дома у ».ѕ. ѕродумывалась не только программа, но и изменени€ в практических зан€ти€х. Ќа факультете была и остра€ оппозици€ составленной программе. » все же в декабре 1963 г. она, при активной поддержке профессоров ƒ. .‘аддеева и ¬.ј.–охлина(20), была утверждена —оветом факультета.

–еализацию программы, начатую осенью 1964 г., »сидору ѕавловичу не суждено было увидеть. ќн скончалс€ от повторного инфаркта в июле 1964 г. (Ќе увидел и √.ѕ. јкилов, уехавший в 1964 г. вместе с Ћ.¬. анторовичем в Ќовосибирск). ѕрограмма была успешно реализована. ¬ последующем Ч развита, т.к. на один семестр был продлен курс анализа. Ќыне ¬.ѕ.’авин заведует этой кафедрой, а Ѕ.ћ.ћакаров Ч ее профессор. „ерез несколько лет после смерти ».ѕ. профессором этой кафедры стал также сын ».ѕ. Ч √аральд »сидорович Ќатансон.

√роб с телом ».ѕ. опустили в могилу на  расненьком кладбище и поставили р€дом с гробом ≈лизаветы ѕетровны. »х сын ќльгерд Ч архитектор Ч поставил над могилой полированную черную стеллу с их именами. —ейчас, увы, в той же могиле поко€тс€ урны с прахом обоих сыновей ќльгерда (с 2001 г.) и √аральда (с 2003 г.).

Ќо осталась дочь, три внучки и внук. ќстались правнуки, которые горд€тс€ своим прадедом. ƒвое из правнуков несут дальше фамилию Ќатансон. ќсталс€ вклад ».ѕ. в науку. —охран€ютс€ на многих кафедрах заложенные им традиции. ≈го последний учебник через 40 лет после первой публикации издан в 2003 г. уже п€тым стереотипным изданием.

» осталась светла€ пам€ть об »сидоре ѕавловиче Ќатансоне.

јвтор благодарен ученикам, друзь€м и близким »сидора ѕавловича Ќатансона Ч Ё. арпиловской, Ѕ.ћакарову, я.Ќатансону, ј.ѕодкорытову, –.ѕрокоп, Ћ.–уховцу, √.—афроновой, ћ.—олом€ку, “.—олом€к, ¬.‘айншмидту за помощь в сборе и уточнении материала этой статьи.

____________________________________________

1 ¬ера яковлевна Ќатансон (урожденна€ –аппопорт) Ч плем€нница еврейского писател€ и этнографа јн-ского. — 1908 г. была земским врачом в  алужской губернии. ѕозже Ч врач в Ћенинградской больнице им. —вердлова.

2 ѕавел Ќиколаевич Ќатансон работал в ѕетрограде в строительной конторе. ”мер в 1921 г.

3 ≈лизавета ѕетровна всю жизнь работала в практической медицинской статистике. Ѕыла кандидатом биологических наук.

4 √ригорий ћихайлович ‘ихтенгольц (1888-1959) Ч автор трехтомного издани€ Ђ урс дифференциального и интегрального исчислени€ї, 1947 г.

5 —ергей Ќатанович Ѕернштейн (1880-1969) Ч академик, автор классических работ по теории веро€тностей, теории приближени€ функций, уравнени€м с частными производными.

6 »сследовани€ ».ѕ. посв€щены р€дам по ортогональным многочленам, €влению √иббса, интерпол€ции и многим другим вопросам теории приближени€ функций. ј также Ч самой теории функций и функциональному анализу.   концу жизни у него было 90 изданных статей, книг и их переводов. (¬ Math. Rev. прореферирована лишь половина из них: ».ѕ. начал публиковатьс€ до по€влени€ Math. Rev. ¬ поисковой системе интернета можно видеть современные работы со ссылками на книги ».ѕ.).

7 ¬ частности, много лет это была единственна€ книга, где можно найти прозрачное и полное доказательство знаменитой теоремы ’аусдорфа (о разбиении шара). Ёта теорема показывает, что в трехмерном пространстве пон€тие объема нельз€ распространить на все множества, и выделение класса измеримых множеств €вл€етс€ необходимостью.

8 ƒмитрий  онстантинович ‘аддеев (1907-1989) Ч многолетний заведующий кафедрой алгебры в Ћенинградском университете и лабораторией алгебры в академическом институте. — женой ¬ерой Ќиколаевной отмечены √ос. премией 1981 г. за книгу Ђ¬ычислительные методы линейной алгебрыї.

9 Ћеонид ¬итальевич  анторович (1912-1986) Ч академик, лауреат √осударственных и Ќобелевской премий.

10 ѕосле войны ».ѕ. узнал, что всЄ врем€ блокадного голода в Ћ»“ћќ поступал дл€ него некоторый дополнительный паЄк. Ќо паЄк этот от него утаили и ни разу ему не выдали.

11 ».ѕ. выработал абсолютно четкий почерк. ќн заранее продумывал расположение записей на доске. » мог по ним повторно по€снить идею доказательства. Ќекоторые использованные им дл€ нагл€дности термины закрепились в математике. Ќапример, Ђостановка возрастани€ї, Ђчебышевский альтернансї.

12 Ётот студент Ч Ѕорис —кобельцин Ч окончил Ћ»—». –еставрировал иконы и росписи в церкв€х ѕсковской области. ¬ частности, в селе —кобельцино, когда-то принадлежавшем его предкам.

13 Ѕорис Ќиколаевич ƒелоне (1890-1980) Ч потомок коменданта Ѕастилии, убитого при ¬еликой французской революции. √еометр, кристаллограф, алгебраист. ¬ыдающийс€ педагог, в частности Ч учитель ј.ƒ. јлександрова и ƒ. .‘аддеева. »нициатор советского альпинизма и планеризма. ”чил строить планеры будущего главу российской космонавтики —.ѕ. оролева.

Ќачальной целью олимпиад было сменить критерии. ѕреодолеть подмену приемных экзаменов анкетным отводом абитуриентов непролетарского происхождени€. ¬ Ћенинграде за первой олимпиадой последовало создание ЂЌаучной станции дл€ одаренных школьниковї (1935); на ее базе Ч кружков во ƒворце пионеров (1937); заочной школы и кружков при факультете; наконец Ч физматшкол. (ѕри создании одной из них, уже в 1963 г., чиновник ќтдела народного образовани€ произнес: Ђ¬ы создаете рассадник интеллигенцииї).

14 ¬ладимир »ванович —мирнов (1887-1974) Ч автор п€титомного Ђ урса высшей математикиї, академик, √ерой социалистического труда и одновременно староста —пас-¬ладимирского собора. —амый авторитетный среди математиков города. ѕочти св€той человек, умевший боротьс€ со злом, не дела€ нового зла. ќн в 1937-1938 гг. носил передачу арестованным, которым бо€лись еЄ носить родственники. ¬ернувшимс€ из заключени€ оказывал материальную помощь. “алантливым ученым помогал попасть на работу в университет вопреки анкетным ограничени€м.

15 —ергей ћихайлович Ћозинский (1914-1985) Ч сын известного филолога и переводчика ћихаила Ћозинского, друга ј.ј. јхматовой. «аведовал кафедрой как совместитель: его основна€ работа Ч завкафедрой в ¬оенно-воздушной академии им. ћожайского. ћноголетний президент Ћенинградского математического общества.

16 ¬ 1958 г. заведующим кафедрой математики в Ћ»—» стал профессор —.Ќ.Ќумеров. ќтношение к работе и квалификаци€ Ўишкиной его тоже не устраивали.  роме того, она была уличена в том, что ставила зачеты по контрольным работам заочников, не провер€€ этих работ (дл€ вида она произвольно делала на пол€х пометки красными чернилами). ¬сего этого было достаточно, и Ўишкина ушла из Ћ»—» на пенсию.

17 јлександр ƒанилович јлександров (1912-1999) Ч геометр, лауреат √оспремии 1942 г., ректор Ћенинградского ”ниверситета, затем долго работал в Ќовосибирске. —м. книгу Ђјкадемик јлександр ƒанилович јлександров. ¬оспоминани€. ѕубликации. ћатериалыї, ћосква, 2002 г.

18 —тихотворение ѕушкина Ђ¬оспоминаниеї (1828) в черновиках имело продолжение. Ёпиграф вз€т ».ѕ. из этого продолжени€. ќно опубликовано впервые в Ђѕолном собрании сочинений ј.—. ѕушкина в 9 томахї, 1935-1938 г.

19 √леб ѕавлович јкилов (1921-1986) Ч соавтор Ћ.¬.  анторовича по широко известной книге Ђ‘ункциональный анализ в нормированных пространствахї, 1959 г. ќтказывалс€ от присвоени€ докторской степени и профессорского звани€ словами: Ђћне от них ничего не нужної, но и в Ћенинграде, и затем в Ќовосибирске исполн€л об€занности профессора и имел сильных аспирантов.

20 ¬ладимир јбрамович –охлин (1919-1984) Ч всемирно известный специалист по двум разделам математики Ч топологии и эргодической теории. —м. книгу Ђ–охлин. »збранные работы. ¬оспоминани€ о –охлинеї, 1999 г.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

ќснователь автомобилестроительной компании Ђ‘еррариї
ѕосетило:12320
Ёнцо ‘еррари
ќснователь группы Boney M.
ѕосетило:12280
‘рэнк ‘ариан
—оздатель лучшей снайперской винтовки
ѕосетило:10540
≈вгений ƒрагунов

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru