Николай Лобачевский

Nikolay Lobachevskiy

Фотография Николай Лобачевский (photo Nikolay Lobachevskiy)

День рождения: 01.12.1792 года
Место рождения: Ниж. Новгород, Россия
Дата смерти: 24.02.1856 года
Место смерти: Казань, Россия
Возраст: 63 года

Гражданство: Россия

Математик, создатель неевклидовой геометрии

Лобачевский - автор ряда работ по математическому анализу, механике, физике и др. Он первым в России опубликовал курс высшей алгебры. Идеи Лобачевского повлияли на развитие русского авангарда - творчество В. Хлебникова, К. Малевича и др.

16.01.2006

Лобачевский был внебрачным сыном землемера С.С. Шебаршина, рано умершего. В 1802 - 1807 Лобачевский учился в 1-й казанской гимназии, увлекался математикой. В 1807 поступил в Казанский университет. За "чрезвычайные успехи и такие же дарования в физико-математических науках" Лобачевский в 1811 получил степень магистра и был оставлен в университете для подготовки к профессорскому званию.

Николай Лобачевский фотография

За годы преподавательской деятельности Лобачевский читал курсы всего цикла физико-математических наук. В 1826 Лобачевский сделал доклад "Сжатое изложение начал геометрии со строгим доказательством теоремы о параллелях", содержащий начала неевклидовой геометрии-открытия, совершившего переворот в представлении о природе пространства, имевшего огромное значение для дальнейшего развития математики, но не оцененного современниками.

В 1827 Лобачевский был избран ректором университета; проявив исключительные качества организатора, он избирался на этот пост 6 раз. Лобачевскому удалось создать первоклассное научное учреждение, размещавшееся в специально построенных зданиях, имевшее богатейшую библиотеку и научное оборудование.

Лобачевский положил начало регулярно выходящим "Ученым запискам Казанского университета". После 30-летней профессорской деятельности министерство отказало в ходатайстве Совета университета об оставлении Лобачевский на кафедре.

Лобачевский получил назначение помощника попечителя учебного округа, что, по словам одного из биографов, "могло его утешить так же, как Пушкина несвоевременное назначение камер-юнкером". И на этой должности Лобачевский стремился улучшить преподавание в гимназиях и училищах, но эта работа была лишь тенью его былой деятельности.

Настя Петрик. Биография