Джованни Чева

Giovanni Ceva

Фотография Джованни Чева (photo Giovanni Ceva)

День рождения: 07.12.1647 года
Италия
Дата смерти: 15.06.1734 года
Италия

Гражданство: Италия

Доказал теорему Чевы о геометрии треугольника

Итальянский математик

29.10.2015

Джованни Чева (Giovanni Ceva) родился в 1647 году в Италии (Italy). Он окончил иезуитский колледж (Jesuit college) в Милане (Milan), после чего стал студентом Университета в Пизе (University of Pisa), где позже и стал работать профессором математики. С 1686 года Чева работал в Университете в Мантуе (University of Mantua), оставаясь на этом посту до самого конца своей жизни. Кстати, брат Джованни, Томасо Чева (Tommaso Ceva), также был довольно талантливым и известным математиком, а также поэтом.

Джованни Чева фотография

Большую часть жизни Чева изучал геометрию, стараясь возродить греческую геометрию; кроме того, сегодня его помнят и по изысканиям в области механики.

В 1678-м Чева опубликовал свою, ставшую знаменитой, теорему 'О взаимнопересекающихся прямых' (De lineis rectis se invicem secantibus, statica constructio) о синтетической геометрии треугольника; теорема эта впоследствии получила его имя - теорема Чевы. Теорема эта сегодня является классической теоремой геометрии треугольника. Говоря простым языком, Чева изобрел некий общий метод, позволяющий по положению точек на сторонах треугольника определять, пересекается ли соответствующая тройка прямых в одной точке или нет. Она аффинная, то есть теорема эта может быть сформулирована используя только характеристики сохраняющиеся при аффинных преобразованиях. Кстати, отрезок, соединяющий вершину треугольника с некоторой точкой на противоположной стороне, называется чевианой - также по имени Джованни Чевы. Можно сказать, что эта теорема служит фундаментом всей геометрии треугольника.

Известно, что опубликовал ученый не только свои теоремы, но и доработал и популяризировал теоремы Менелая (Menelaus's theorem). В работе 'Геометрия движения' ('Geometria Motus', 1692) он рассмотрел природу движения.

Известно, что Джованни был и инженером-гидравликом, а также экономистом, и несколько раз ему довелось поработать на правительство Мантуи, был он правительственным комиссаром Мантуанского герцогства. В 1728 году он опубликовал 'Opus hydrostaticum', в котором обсуждал проблемы в гидравлике.

Джованни Чева умер 15 июня 1734 года, в возрасте 85 лет; смерть его последовала во время осады Мантуи франко-сардинской армией.

Чева и сегодня считается не только выдающимся математиком, но и талантливым автором в области экономики - именно он применил математику к экономике и стал первым математическим писателем по этому предмету.

Худайнатов Эдуард и его ННК: как частная компания выходит на уровень крупного бизнеса