Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

јдам —мит

   /   

Adam Smith

   /
             
‘отографи€ јдам —мит (photo Adam Smith)
   

ƒень рождени€: 05.06.1723 года
ћесто рождени€:  ерколди, ¬еликобритани€
ƒата смерти: 17.07.1790 года
ћесто смерти: Ёдинбург, —Ўј
¬озраст: 67 лет

√ражданство: ¬еликобритани€
—оцсети:


јдам —мит

јнглийский экономист и философ

  17 годам —мит имел среди студентов репутацию ученого и несколько странного малого. ќн мог вдруг глубоко задуматьс€ среди шумной компании или начать говорить с самим собой, забыв, об окружающих.

26.01.2005

–одиной великого экономиста была Ўотланди€. Ќесколько столетий шотландцы вели упорные войны с јнглией, но при королеве јнне в 1707 г. была, наконец, заключена государственна€ уни€. Ёто было в интересах английских и шотландских промышленников, купцов и богатых фермеров, вли€ние которых к этому времени заметно усилилось. ѕосле этого в Ўотландии началось значительное экономическое развитие. ќсобенно быстро рос город и порт √лазго, вокруг которого возникал целый промышленный район. »менно здесь, в треугольнике между городами √лазго, Ёдинбургом (столица Ўотландии) и  ерколди (родной город —мита) прошла почти вс€ жизнь великого экономиста. ¬ли€ние церкви и религии на общественную жизнь и науку постепенно уменьшалось. ÷ерковь утратила контроль над университетами. Ўотландские университеты отличались от ќксфорда и  ембриджа духом свободомысли€, большой ролью светских наук и практическим уклоном. ¬ этом отношении особенно выдел€лс€ ”ниверситет √лазго, где училс€ и преподавал —мит. –€дом с ним работали и были его друзь€ми изобретатель паровой машины ƒжемс ”атт, один из основоположников современной химии ƒжозеф Ѕлэк.

јдам —мит фотографи€
јдам —мит фотографи€

ѕримерно в 50-х годах Ўотланди€ вступает в полосу большого культурного подъема, который обнаруживаетс€ в разных област€х науки и искусства. Ѕлест€ща€ когорта талантов, которую породила на прот€жении полувека маленька€ Ўотланди€, выгл€дит очень внушительно.  роме названных в нее вход€т экономист ƒжемс —тюарт и философ ƒавид ём (последний был ближайшим другом —мита), историк ”иль€м –обертсон, социолог и экономист јдам ‘ергюсон. “акова была среда, атмосфера, в которой вырос талант —мита.

јдам —мит родилс€ в 1723 г. в маленьком городке  ерколди, близ Ёдинбурга. ≈го отец, таможенный чиновник, умер за несколько мес€цев до рождени€ сына. јдам был единственным ребенком молодой вдовы, и она посв€тила ему всю жизнь. ћальчик рос хрупким и болезненным, сторон€сь шумных игр сверстников.   счастью, в  ерколди была хороша€ школа, а вокруг јдама всегда было много книг - это помогло ему получить хорошее образование. ќчень рано, в 14 лет (это было в обыча€х того времени), —мит поступил в ”ниверситет √лазго. ѕосле об€зательного дл€ всех студентов класса логики (первого курса) он перешел в класс нравственной философии, выбрав тем самым гуманитарное направление. ¬прочем, он занималс€ также математикой и астрономией и всегда отличалс€ изр€дными познани€ми в этих област€х.   17 годам —мит имел среди студентов репутацию ученого и несколько странного малого. ќн мог вдруг глубоко задуматьс€ среди шумной компании или начать говорить с самим собой, забыв, об окружающих.

”спешно окончив в 1740 г. университет, —мит получил стипендию на дальнейшее обучение в ќксфордском университете. ¬ ќксфорде он почти безвыездно провел шесть лет, с удивлением отмеча€, что в прославленном университете почти ничему не учат и не могут научить. Ќевежественные профессора занимались лишь интригами, политиканством и слежкой за студентами. „ерез 30 с лишним лет, в "Ѕогатстве народов", —мит свел с ними счеты, вызвав взрыв их €рости. ќн писал, в частности: "¬ ќксфордском университете большинство профессоров в течение уже многих лет совсем отказалось даже от видимости преподавани€".

Ѕесплодность дальнейшего пребывани€ в јнглии и политические событи€ (восстание сторонников —тюартов в 1745-1746 гг.) заставили —мита летом 1746 г. уехать в  ерколди, где он прожил два года, продолжа€ заниматьс€ самообразованием. ¬ свои 25 лет јдам —мит поражал эрудицией и глубиной знаний в самых различных област€х. ѕервые про€влени€ специального интереса —мита к политической экономии также относ€тс€ к этому времени.

¬ 1751 г. —мит переехал в √лазго, чтобы зан€ть там место профессора в университете. —начала он получил кафедру логики, а потом - нравственной философии. ¬ √лазго —мит прожил 13 лет, регул€рно провод€ 2-3 мес€ца в году в Ёдинбурге. ¬ старости он писал, что это был счастливейший период его жизни. ќн жил в хорошо знакомой ему и близкой среде, пользу€сь уважением профессоров, студентов и видных горожан. ќн мог беспреп€тственно работать, и от него многого ждали в науке.

 ак в жизни Ќьютона и Ћейбница, в жизни —мита женщины не играли никакой заметной роли. —охранились, правда, смутные и недостоверные сведени€, что он дважды - в годы жизни в Ёдинбурге и в √лазго - был близок к женитьбе, но оба раза все по каким-то причинам расстроилось. ≈го дом всю жизнь вели мать и кузина. —мит пережил мать только на шесть лет, а кузину - на два года.  ак записал один приезжий, посетивший —мита, дом был "абсолютно шотландский". ѕодавалась национальна€ пища, соблюдались шотландские традиции и обычаи.

¬ 1759 г. —мит опубликовал свой первый большой научный труд - "“еорию нравственных чувств". ћежду тем уже в ходе работы над "“еорией" направление научных интересов —мита заметно изменилось. ќн все глубже и глубже занималс€ политической экономией. ¬ торгово-промышленном √лазго экономические проблемы особенно властно вторгались в жизнь. ¬ √лазго существовал своеобразный клуб политической экономии, организованный богатым и просвещенным мэром города. —коро —мит стал одним из виднейших членов этого клуба. «накомство и дружба с ёмом также усилили интерес —мита к политической экономии.

Ћучшие дн€

”спех ресторанного бизнеса
ѕосетило:113829
јлександр ќрлов
¬уди јллен: интеллектуал и неисправимый романтик
ѕосетило:7681
¬уди јллен
ѕрыжок с самого высокого небоскреба мира
ѕосетило:5741
‘ред ‘уген

¬ конце прошлого века английский ученый-экономист Ёдвин  эннан обнаружил и опубликовал важные материалы, бросающие свет на развитие идей —мита. Ёто были сделанные каким-то студентом ”ниверситета √лазго, затем слегка отредактированные и переписанные записи лекций —мита. —уд€ по содержанию, эти лекции читались в 1762-1763 гг. »з этих лекций прежде всего €сно, что курс нравственной философии, который читал —мит студентам, превратилс€ к этому времени, по существу, в курс социологии и политической экономии. ¬ чисто экономических разделах лекций можно легко различить зачатки идей, получивших дальнейшее развитие в "Ѕогатстве народов". ¬ 30-х годах XX столети€ была сделана друга€ любопытна€ находка: набросок первых глав "Ѕогатства народов".

“аким образом, к концу своего пребывани€ в √лазго —мит уже был глубоким и оригинальным экономическим мыслителем. Ќо он еще не был готов к созданию своего главного труда. “рехлетн€€ поездка во ‘ранцию (в качестве воспитател€ юного герцога Ѕаклю) и личное знакомство с физиократами завершили его подготовку. ћожно сказать, что —мит попал во ‘ранцию как раз воврем€. — одной стороны, он уже был достаточно сложившимс€ и зрелым ученым и человеком, чтобы не подпасть под вли€ние физиократов (это случилось со многими умными иностранцами, не исключа€ ‘ранклина). — другой стороны, его система еще полностью не сложилась у него в голове: поэтому он оказалс€ способным восприн€ть полезное вли€ние ‘.  енэ и ј. –. ∆. “юрго.

‘ранци€ присутствует в книге —мита не только в иде€х, пр€мо ли, косвенно ли св€занных с физиократией, но и в великом множестве разных наблюдений (включа€ личные), примеров и иллюстраций. ќбщий тон всего этого материала критический. ƒл€ —мита ‘ранци€ с ее феодально-абсолютистским строем и оковами дл€ буржуазного развити€ - самый €ркий пример противоречи€ фактических пор€дков идеальному "естественному пор€дку". Ќельз€ сказать, что в јнглии все хорошо, но в общем и целом ее строй гораздо больше приближаетс€ к "естественному пор€дку" с его свободой личности, совести и - главное - предпринимательства.

„то означали три года во ‘ранции дл€ —мита лично, в человеческом смысле? ¬о-первых, резкое улучшение его материального положени€. ѕо соглашению с родител€ми герцога Ѕаклю он должен был получать 300 фунтов в год не только во врем€ путешестви€, но в качестве пенсии до самой смерти. Ёто позволило —миту следующие 10 лет работать только над его книгой; в ”ниверситет √лазго он уже не вернулс€. ¬о-вторых, все современники отмечали изменение в характере —мита: он стал собраннее, деловитее, энергичнее и приобрел известный навык в обращении с различными людьми, в том числе и сильными мира сего. ¬прочем, светского лоска он не приобрел и осталс€ в глазах большинства знакомых чудаковатым и рассе€нным профессором.

—мит провел в ѕариже около года - с декабр€ 1765 г. по окт€брь 1766 г. ѕоскольку центрами умственной жизни ѕарижа были литературные салоны, там он в основном и общалс€ с философами. ћожно думать, что особое значение дл€ —мита имело знакомство с  . ј. √ельвецием, человеком большого личного оба€ни€ и замечательного ума. ¬ своей философии √ельвеций объ€вил эгоизм естественным свойством человека и фактором прогресса общества. — этим св€зана иде€ природного равенства людей: каждому человеку, независимо от рождени€ и положени€, должно быть предоставлено равное право преследовать свою выгоду, и от этого выиграет все общество. “акие идеи были близки —миту. ќни не были новы дл€ него: нечто схожее он восприн€л от философов ƒж. Ћокка и ƒ. ёма и из парадоксов ћандевил€. Ќо конечно, €ркость аргументации √ельвеции оказала на него особое вли€ние. —мит развил эти идеи и применил их к политической экономии. —озданное —митом представление о природе человека и соотношении человека и общества легло в основу взгл€дов классической школы. ѕон€тие homo oeconomicus (экономический человек) возникло несколько позже, но его изобретатели опирались на —мита. «наменита€ формулировка о "невидимой руке" €вл€етс€ одним из наиболее цитируемых фрагментов "Ѕогатства народов".

„то такое "экономический человек" и "невидима€ рука"? ’од мыслей —мита можно представить себе примерно так. √лавным мотивом хоз€йственной де€тельности человека €вл€етс€ своекорыстный интерес. Ќо преследовать свой интерес человек может, только оказыва€ услуги другим люд€м, предлага€ в обмен свой труд и продукты труда. “ак развиваетс€ разделение труда.  аждый отдельный человек стремитс€ использовать свой труд и свой капитал (как видим, здесь могут подразумеватьс€ как рабочие, так и о капиталисты) таким образом, чтобы продукт его обладал наибольшей ценностью. ѕри этом он и не думает при этом об общественной пользе и не сознает, насколько содействует ей, но рынок ведет его именно туда, где результат вложени€ его ресурсов будет оценен обществом выше всего. "Ќевидима€ рука" -- это красива€ метафора дл€ обозначени€ стихийного действи€ объективных экономических законов. ”слови€, при которых наиболее эффективно осуществл€етс€ благотворное действие своекорыстного интереса и стихийных законов экономического развити€, —мит называл естественным пор€дком. ” —мита это пон€тие имеет как бы двойной смысл. — одной стороны, это принцип и цель экономической политики, т. е. политики laissez faire, с другой - это теоретическа€ конструкци€, "модель" дл€ изучени€ экономической действительности.

¬ физике полезными оруди€ми познани€ природы €вл€ютс€ абстракции идеального газа и идеальной жидкости. –еальные газы и жидкости не ведут себ€ "идеально" или ведут себ€ так лишь при некоторых определенных услови€х. ќднако имеет большой смысл абстрагироватьс€ от этих нарушений, чтобы изучать €влени€ "в чистом виде". Ќечто подобное представл€ет собой в политической экономии абстракци€ "экономического человека" и свободной (совершенной) конкуренции. Ќаука не смогла бы изучать массовые экономические €влени€ и процессы, если бы она не делала известных допущений, которые упрощают, моделируют бесконечно сложную и разнообразную действительность, выдел€ют в ней важнейшие черты. — этой точки зрени€ абстракци€ "экономического человека" и свободной конкуренции сыграла важнейшую роль в экономической науке.

ƒл€ —мита homo oeconomicus €вл€етс€ выражением вечной и естественной человеческой природы, а политика laissez faire пр€мо вытекает из его взгл€дов на человека и общество. ≈сли экономическа€ де€тельность каждого человека ведет в конечном счете к благу общества, то €сно, что эту де€тельность не надо ничем стесн€ть. —мит считал, что при свободе передвижени€ товаров и денег, капитала и труда ресурсы общества будут использоватьс€ наиболее эффективным образом.

Ёкономическа€ политика английского правительства на прот€жении следующего столети€ была в известном смысле осуществлением смитовой программы.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

ћаксим јверин:  ритичный, но очень душевный человек
ѕосетило:11403
ћаксим јверин
√алина ѕрозуменщикова. Ѕиографи€
ѕосетило:18358
√алина ѕрозуменщикова
—ергей “анеев - биографи€, новости, лична€ жизнь
ѕосетило:16770
—ергей “анеев

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru