Брюс Эймс

Bruce Ames

Фотография Брюс Эймс (photo Bruce Ames)

День рождения: 16.12.1928 года
Место рождения: Нью-Йорк, США
Возраст: 91 год

Гражданство: США

Почему не стоит зацикливаться на канцерогенах?

Американский биохимик

Эймс – профессор биохимии и молекулярной биологии в Калифорнийском Университете в Беркли (University of California, Berkeley) и старший научный сотрудник Научно-исследовательского института детской больницы Окленда (CHORI).

11.02.2014

Генетический тест Эймса, названный так в честь своего разработчика, предназначен для простой и недорогой оценки мутагенного потенциала химических соединений. Эймс настоящая 'белая ворона' во всеобщей истерии по поводу выявления мельчайших следов химических веществ, дабы определить, могут или не могут они вызывать рак. Он заявил, что гипотетический риск, исчисляемый тысячами вариантов, полностью вытесняет основные риски, о которых нужно быть осведомленными в первую очередь.

Брюс Эймс фотография

Брюс Нэйтан Эймс родился 16 декабря 1928-го в Нью-Йорке (New York City), где и вырос. Он окончил Школу наук Бронкса (Bronx High School of Science) и Корнельский Университет в Итаке (Cornell University, Ithaca). Его аспирантские годы прошли в Калифорнийском технологическом институте (California Institute of Technology).

Исследования Эймса сосредоточены в таких непростых сферах, как рак и старение. Он написал свыше 500 научных работ. Американский биохимик вошел в сотню самых цитируемых ученых во всех областях. В современные исследования Эймса включена идентификация агентов, призванных подтвердить митохондриальную теорию старения, и понимание митохондриальных дисфункций, особенно распад в головном мозге. Он пытается вычислить оптимальную дозу микронутриентов среди населения в целях предупреждения заболеваний, недоедания и ожирения. Кроме прочего, Брюс заинтересован мутагенами – как они могут применяться в профилактике рака и профилактике старения организма.

Брюс Эймс фотография

В 1970-х ученый разработал тест Эймса, удобную и недорогую систему исследования химических веществ на наличие канцерогенных свойств. В предыдущих тестированиях страдали животные, тогда как сами процедуры стоили недешево и отнимали много времени. Такие методы были непрактичными для использования в скрининге, что вынуждало существенно сужать рамки поиска.

В новом тесте Эймса участвуют некоторые штаммы бактерии Salmonella Typhimurium. Этот способ, хотя и не безупречный, выявляет наличие мутагенов быстрее и дешевле. Открытие Брюса помогло обнаружить потенциальные канцерогены, которые ранее использовались в коммерческих продуктах. К примеру, с производства была снята краска для волос, давшая положительный результат в тесте. Последующие лабораторные исследования Эймса помогли создать полноценную систему оценки относительной опасности мутагенного или канцерогенного вещества, тогда как ранее все сводилось только к положительным или отрицательным результатам, без определения реального уровня угрозы.

Брюс Эймс фотография

Эймс зашел в своих предположениях настолько далеко, что вызвал осуждение у многих экологов. Он утверждал, что наиболее опасные генетические повреждения у человека возникают в результате окисления ДНК во время нормального обмена веществ, и что именно 'экологические канцерогены' несут ответственность за главный эффект, вызывающий хроническое деление стволовых клеток. Это, в свою очередь, приводит к тому, что нормальные защитные механизмы клетки становятся менее эффективными.

Эймс выступал против запрета синтетических пестицидов и других химических веществ, таких, как алар (даминозид), который, согласно исследованиям, обладает канцерогенными свойствами. Биохимик был обеспокоен тем, что излишнее усердие в поиске веществ, несущих незначительные последствия для здоровья, может привести к общественной путанице и быстро осушить и без того скудные финансовые запасы, из-за чего в какой-то момент серьезная угроза просто будет упущена из виду.

Брюс Эймс фотография

В 1970-м Брюс был выбран членом Американской академии искусств и наук (AAAS). Он получил медаль Болтона С. Корсона (Bolton S. Corson) в 1980-м, премию Тайлера (Tyler Prize) за экологические достижения в 1985-м, Международную японскую премию в 1997-м, Национальную научную медаль 1998-м, медаль Томаса Ханта Моргана (Thomas Hunt Morgan) в 2004-м и мн. др.

Василий Алексеев. 79 мировых рекордов