Вера Рубин

Vera Rubin

Фотография Вера Рубин (photo Vera Rubin)

День рождения: 23.07.1928 года
США
Возраст: 91 год

Гражданство: США

Кто изучает вращение галактик?

Американский астроном

Получение права голосовать на выборах стало крупной победой феминисток, однако даже после этого для женщин открылись отнюдь не все пути – так, до 1975-го в Америке женщины де-факто не могли профессионально заниматься астрономией. Неразумность данного правила отлично продемонстрировала своим примером Вера Рубин – женщина, сделавшая ряд открытий 'межгалактического' толка.

31.10.2013

Американский астроном, специалистка по вращению галактик. Более всего известна как первооткрыватель несоответствия наблюдаемого вращения галактик расчетному; открытый ей феномен известен под названием 'проблема вращения галактик'.

Вера Рубин фотография

Отец Веры, Филип Купер (Philip Cooper), был электриком из Вильнюса (Vilnius, Lithuania); мать, Роза Эпплбаум (Rose Applebaum), была родом из Бессарабии (Bessarabia). Известно, что Вера получила диплом бакалавра в колледже Вассар (Vassar College) и некоторое время пыталась поступить в Принстон (Princeton); увы, туда ей дорога была заказана – женщинам в то время проходить продвинутые курсы астрономии не полагалось. Исправлена эта досадная несправедливость была лишь в 1975-м. Вера, разумеется, ждать милостей от правительства не стала; магистерский диплом она получила в Корнелле (Cornell University), где специализировалась на физике и работала с такими выдающимися учеными, как Филип Моррисон (Philip Morrison), Ричард Фейнман (Richard Feynman) и Ханс Бет (Hans Bethe).

В 1951-м Вера успешно получила степень; уже в процессе учебы она одной из первой заметила, что галактики двигаются несколько не по закону Хаббла. Вера предположила, что галактики не только двигаются от некоего центра, но еще и вращаются в ходе движения. На тот момент подобное дополнение к существовавшим теориям по достоинству оценили немногие.

Вера Рубин фотография

Диссертацию Вера писала в Университете Джорджтауна (Georgetown University) под руководством Георгия Гамова. В своей диссертации Рубин предположила, что галактики не просто случайно разбросаны по пространству, но собираются в явные группы. Идея галактических скоплений была принята к сведению, однако всерьез не рассматривалась почти никем на протяжении следующих двух десятков лет.

После получения степени Рубин некоторое время преподавала, параллельно занимаясь исследованиями в Джорджтауне; сначала она занимала должность помощника исследователя, в 1962-м стала помощником профессора.

Вера Рубин фотография

В 1965-м Вера стала первой женщиной, которой было официально разрешено использовать инструменты обсерватории Паломар (Palomar Observatory); до этого исследовательницам доступ к мощностям обсерватории был закрыт. В том же году Рубин получила должность на факультете земного магнетизма Института Карнеги (Carnegie Institution of Washington).

Ранние наработки и концепция скоплений галактик – вкупе с помощью коллеги-астронома Кента Форда (Kent Ford) – после долгих исследований и нескольких сотен наблюдений помогли открыть так называемый 'эффект Рубин-Форда'. Вера и Кент показали, что спиральные галактики вращаются вовсе не так, как следовало бы от них ожидать по имеющимся моделям. Шум по поводу этого эффекта окончательно не утих и по сей день; в свое время некоторые астрономы даже буквально умоляли Рубин отказаться от продолжения исследований в этой области. Вера, однако, не вняла их просьбам и, напротив, взялась за проблему еще интенсивнее. Со временем ей удалось показать, что имеющаяся скорость вращения галактик должна разбрасывать их в разные стороны; этого, однако, не происходит – как будто бы нечто чрезвычайно массивное удерживает их вместе. Именно этот феномен и был назван 'проблемой вращения галактик'; дальнейшие исследования привели в область еще более интересную – теорию темной материи.

Вера Рубин фотография

В 70-х Рубин удалось получить самое, пожалуй, убедительное по сей день доказательство существования этой формы материи; непосредственно обнаружить темную материю, впрочем, не удалось и по сей день.

Иоанн Аргиропул