Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

”лугбек

Ulugh Beg

‘отографи€  ”лугбек (photo  Ulugh Beg)

ƒень рождени€: 22.03.1394 года
ћесто рождени€: —ольтание, »ран
ƒата смерти: 27.10.1449 года
ћесто смерти: —амарканд,  азахстан
¬озраст: 55 лет

√ражданство: ”збекистан

”ченый-правитель династии “имуридов

“юркский правитель династии “имуридов и ученый.

ћногие правители в той или иной степени способствовали развитию науки и искусств на подвластных земл€х, однако отнюдь не каждый принимал непосредственное участие в научной де€тельности. ”лугбек из династии “имуридов был редким исключением Ц он много сделал дл€ развити€ астрономии того времени. ”вы, правителем ”лугбек оказалс€ не столь талантливым и везучим, что в итоге и послужило причиной его смерти.

17.02.2014

”лугбек приходилс€ внуком самому “амерлану (Tamerlane); кроме того, он был старшим из сыновей Ўахруха (Shah Rukh). Ќа свет ”лугбек по€вилс€ в ѕерсии, во врем€ захватнического похода “амерлана. ≈ще ребенком будущий правитель успел объездить немалую часть Ѕлижнего ¬остока (Middle East) и »ндии (India) Ц преимущественно вместе с арми€ми деда. ѕосле смерти “амерлана его младший сын Ўахрух Ц отец ”лугбека Ц стал правителем империи “имуридов; дл€ самого ”лугбека это означало конец кочевой жизни. »значально Ўахрух правил из —амарканда (Samarkand) Ц бывшего в свое врем€ столицей всех владений “амерлана; позже столица была перенесена в √ерат (Herat), а —амарканд передан под контроль 16-летнему ”лугбеку.

”лугбек фотографи€

—тарани€ми ”лугбека —амарканд стал интеллектуальным центром всей империи. ¬ период с 1417-го по 1420-й на одной из площадей —амарканда был воздвигнут медресе; сюда правитель созвал астрономов и математиков. Ќар€ду с астрономией и математикой ”лугбек удел€л большое внимание и другим наукам и искусствам Ц так, его немало интересовали медицина и поэзи€. ѕравитель нередко участвовал в дебатах с другими поэтами; с немалым удовольствием он устраивал эти дебаты в поэтическом стиле 'Bahribayt'. —охранила истори€ и кое-какие медицинские открыти€ ”лугбека Ц так, ему приписываетс€ изобретение чесночной настойки на спирту и р€д рецептов дл€ повышени€ мужской силы.

¬ математике ”лугбека более всего влекла тригонометри€; ему даже удалось составить достаточно точные (как минимум в 8 дес€тичных знаках) таблицы синусов и тангенсов.

√лавным увлечением ”лугбека, впрочем, всегда была именно астрономи€. ¬ 1428-м он воздвиг огромную обсерваторию, во многих отношени€х схожую с обсерватори€ми “ихо Ѕраге (Tycho Brahe) или “акиюддина (Taqi al-Din). Ќовой обсерватории категорически не хватало телескопов; их отсутствие ”лугбек компенсировал с помощью чрезвычайно длинных секстантов. »спользование столь необычных приспособлений помогло ”лугбеку составить довольно точный и подробный звездный каталог Ц так называемый 'зидж ”лугбека' или '√урганский зидж'(Zij-i-Sultani). ÷елый р€д великих астрономов ссылалс€ на этот каталог, как на одну из точнейших работ в своей области; действительно, ”лугбеку удалось исправить ошибки в позици€х минимум 992 звезд.

”вы, правителем ”лугбек оказалс€ менее талантливым, нежели ученым. ”знав о смерти своего отца, ”лугбек отправилс€ в Ѕалх (Balkh); там он узнал, что на звание эмира “имуридов претендует его плем€нник, јла-уд-ƒаула (Ala-ud-Daulah Mirza bin Baysonqor). ¬скоре после этого ”лугбек и јла-уд-ƒаула встретились в битве при ћоргабе (Morghab); ”лугбек одержал победу, пробилс€ в √ерат и уничтожил немало приспешников м€тежного плем€нника. ”вы, долго наслаждатьс€ победой ему не пришлось Ц на помощь побежденному пришел брат и объединенными силами плем€нники одержали над д€дей победу. ¬ернувшись в Ѕалх, ”лугбек узнал о новой беде Ц его старший сын (оставленный на врем€ отсутстви€ ”лугбека за главного) также подн€л м€теж. Ќовый этап гражданской войны ”лугбек уже не пережил Ц по пути в ћекку (Mecca) он был обезглавлен по приказу собственного же сына.

¬о многих отношени€х нынешними познани€ми об истории и достижени€х ”лугбека мы об€заны его плем€ннику јбдалле ћирзе (Abdallah Mirza) Ц именно он когда-то поместил останки ”лугбека в мавзолей “амерлана в —амарканде; именно в этом мавзолее остатки правител€ и были обнаружены археологами.

—ергей “анеев - биографи€, новости, лична€ жизнь