Так начинают. Года в два
От мамки рвутся в тьму мелодий.
Борис Пастернак
- Ты рано начал петь, - сказала мать, -
и году не было. - Бывает всяко,
но чтобы петь, не надо понимать,
и чиж поет, а под рояль - собака.
Сказала мать: - Ты рано стал болтать. -
В год с небольшим слова пришли из мрака,
пока еще хромые, и, однако,
в четыре я уже читал, а в пять
стал буквами исчерчивать страницы,
а свет звучал, на ветках пели птицы,
и непонятный шум листвы царил.
Я смыслы образов и звуков множил,
так семь десятков лет на свете прожил
и только на восьмом заговорил.
Арсению Тарковскому
На черном полустанке
в задымленном году
лежачие подранки,
мы слышали беду,
там на платформе черной,
где в паровозный вой
влился гобой с валторной
и барабан с трубой.
В вагоне санитарном
сквозь дрему и угар
над запахом камфарным
взлетела медь фанфар,
и словно по тревоге
привстала вся братва:
безрукий и безногий,
а кто — живой едва.
За окнами вагона
над пестрою толпой
мешался вздох тромбона
с взывающей трубой
и женских плеч молчанье
в объятиях мужчин,
и детских глаз мерцанье,
и слезы вдоль морщин.
Кого-то провожали
и кто-то голосил,
куда-то уезжали
и барабан басил,
и вышла из-под спуда
всеобщая беда,
ведь были мы оттуда,
а эти шли туда.
На последнем снегу, под последним
ранним светом далекого дня
оплетенный туманом, как бреднем,
он лежит и глядит на меня.
Этот пристальный взгляд, как с портрета,
все следит и следит за тобой,
он пока еще с этого света,
но уже далеко за чертой,
в позапрошлом, где мглистые даты,
где в стихе шелестит листопад,
где и версты бегут полосаты
метели, как бесы вопят.
Он уходит, но все остается,
уходить навсегда не спеша,
этих крон, этих чащ позолотца,
эта даль, этот стих и душа
Аркадию Штейнбергу
Не думать никогда о чистогане,
не дожидаться спелых виноградин.
Не плачь, мой друг, ведь мы с тобой цыгане,
есть конь у нас, и тот чужой — украден.
Приснятся кипарисы, но скорее —
сосновый бор, ольха или рябина.
Не плачь, мой друг, ведь мы с тобой евреи,
есть дом родной, и тот, увы, чужбина.
От самого младенчества до гроба
скитается душа в жару и в холод.
Что толку плакать, мы бродяги оба,
есть молодость, и та — покуда молод.
Смыкаются над нами воды Леты,
холодные, как глубина колодца.
Что толку плакать, мы с тобой поэты,
есть песенка, и та пока поется.
Везувий зев открыл - дым хлынул...
А.С.Пушкин
Так вот он ты каков, прославленный залив,
дугою берегов охваченный корявой,
таким ты был, когда Везувий, зев открыв,
окрестность затопил быстротекущей лавой.
Теперь стоит себе и курит, присмирев,
злокозненный хитрец, злопамятный тихоня,
а порт Неаполя гудит во весь свой зев,
и окна дребезжат, и двери на балконе.
Ночные фонари отражены волной,
и мачты зыбятся безлистой чашей леса,
все пахнет рыбою и гарью нефтяной,
мазутом и смолой, ну что твоя Одесса.
Когда-то здесь бывал приезжий из Москвы,
вдоль огненной дуги над морем проезжал он,
трещал мотоциклет и, встав из синевы,
адмиралтейский шпиль вонзался в сердце жалом.
О невозвратный мир, куда дороги нет,
где над Москвой-рекой нахохлились домишки...
Опять под окнами трещит мотоциклет,
и слышно, как вопят портовые мальчишки.
За окнами вода, синеют острова,
Везувий высь коптит, подмяв поля подножьем,
Но, слава богу, есть деревья и трава
в московском дворике, куда вернуться можем.
В глубины вечности душа устремлена.
Неужто все прошло — страдания и хвори,
неужто где-то там планета и страна,
твой дом и улица — уже в другом просторе,
и сосны шаткие у твоего окна,
палата белая и серый крематорий,
поляны снежные, земные времена,
закаты прежние и утренние зори,
и промельк воробья, зовущий улететь,
и переплет ветвей, поймавший сердце в сеть,
неужто там, внизу, оборванные корни,
а ты вне времени, вне памяти земной
лишь скорость чувствуешь и холод за спиной,
и крылья ангела в простор возносят горний?
…вдруг стало видно далеко во все концы света…
Н. Гоголь
Стало видно далёко-далёко,
до конца и до края земли,
словно чудом прозревшее око
различило Карпаты вдали.
То ли сон, то ли блажь, то ли морок,
но на мартовский снег наяву
косо падают листья, чей ворох
в прошлом веке осел на траву.
Тут же пыль, духота и проселок
в колеях орудийных колес,
дым от стен обгорелых и елок
и фугасами взрытый откос,
и мальчишка, бегущий по травам
в зной, в далекие колокола,
и снежок над речным ледоставом:
все, как было, и жизнь не прошла.
...а в прилагаемой ситуации желаем
спокойного места на трибуне...
(Из новогоднего поздравления
на открытке с изображением боя быков)
Господи, снова музей,
кругом стены обнесенный,
это же сам Колизей
в дебрях столицы бессонной!
Город, как губка вобрал
все, что нетленно и бренно,
и не овал, а провал
это была арена
с глыбами блоков на дне -
бывшими стенами камер.
Хаос трибун в вышине
вечной воронкою замер,
а вдоль стены, вдоль стены
смотрят пустые окошки,
ночью при свете луны
плачут бездомные кошки
там, где на лучших местах
в ложах безумье сидело,
там, где повержено в прах,
корчилось смертное тело,
там, где с застывшим лицом
пир озарило кровавый
время пред самым концом,
бремя позора и славы.
Город в неоновой мгле,
камни в мерцаниях лунных,
все, кто сражался, - в земле,
и никого на трибунах.
Здесь дом, куда вовеки не войти мне,
и двор, зажатый каменным каре,
направо дверь... Что может быть интимней,
чем полумрак подъезда в сентябре,
когда лучи не достигают окон
и лампочки не светят допоздна,
а если дождь гремит по водостокам,
и вовсе эта лестница темна?
Шагнуть бы в эти сумерки и споро
подняться по ступеням, а затем
нырнуть в знакомый хаос коридора,
где сундуки соседские вдоль стен,
где на крюках висят велосипеды,
салазки загораживают путь,
где было все — и радости, и беды,
которых, к сожаленью, не вернуть,
хоть этот мир до жути узнаваем:
хор перебранки в кухне, визг пилы,
стук молотка, скрипучие полы, —
все это было коммунальным раем,
теперь достойным всяческой хулы.
Убогий быт, несчастная эпоха,
но как ее теперь ни назови,
все это было в дни царя Гороха
порой надежд, печалей и любви.
Теперь ко мне приходят на свиданье
лишь стаи разноперых облаков.
Лишь ветер мне бросается навстречу,
лишь ветки елок обнимают в чаще.
А иногда зовет издалека
протяжный альт проезжей электрички.
А лес окрестный, к горлу подступая,
заводит голосами птиц и хвои
зеленую симфонию свою.
Взмахну рукой — и зяблики со свистом
вмиг облетают с ближнего куста,
взмахну тяжелой суковатой палкой —
и защебечут чижик и щегол,
и одинокий дрозд с вершины ели
подхватывает тему и ведет.
Вот так я управляю голосами
моей державы, музыки моей.
Здесь я волшебник, здесь я виртуоз.
А близко за спиной твое дыханье,
затылком вижу бледное лицо,
твои глаза, как прозелень пруда.
И пряди легкие, и руки, руки,
живые, обнаженные до плеч.
Нет, кажется, ты вся обнажена
горячим, безрассудным хвойным ветром.
Я чувствую спиной твое дыханье,
а обернусь — ты превратишься в ель.
И я махну рукой, и снова лес
засвищет, запоет, зальется трелью.
Теперь ко мне приходят на свиданье
лишь стаи разноперых облаков.
Металл казненный —
экспонат казенный.
Совсем не страшен,
лишь молвой прикрашен.
Он был набатом —
этот слиток меди,
был языкатым
вестником трагедий.
Округлый бок вибрировал, как дека,
высоким ладом человечьей речи.
О медь! О грозный отголосок века!
Настойчивый надсадный зов на вече.
Металл казненный —
экспонат казенный.
А не болтай, —
мы за язык в ответе.
На месте лобном сгинуло немало,
да только медь пока не онемела.
Притронешься — и в сердце отдается
глухая дрожь порожнего колодца,
бессмертная, как подсеченный колос.
Притронешься — и раздается голос:
«Колокола, колосья и колодцы
за все несут ответ, как полководцы,
как битву проигравшие колоссы,
как сброшенные с трона короли.
Я — колокол,
меня тащили волоком,
мне вырвали язык
и ухо отсекли.
На далеком ночном берегу
кипарисы стояли в снегу,
волны белые били в причалы,
черно-белым был мир под луной,
под негреющей, под ледяной,
под ударом воды одичалой.
Южный берег, арктический лед,
ветер, воющий ночь напролет,
вестник вечного оледененья;
было весело в давнем году
в одиночестве, на холоду
слушать пенный накат на каменья.
Уж не здесь ли изгнанник Орест
видел хаос, царящий окрест
на таврических этих просторах?
Но его-то судьба загнала
в этот край, где не стало тепла,
в край, где стелется мрак или морок.
Дверь под вывеской, помню, была,
там бы сесть в погребке у стола,
посидеть за вином до рассвета,
но зачем-то к себе приковал
мир, где ветер да пенистый вал,
а иначе к чему бы все это?
Советских актёров часто ставят в пример как образец духовной силы, национальной гордости и внутренней красоты. Они стали символами эпохи, носителями культуры и нравственности. Но, как известно, за кул...
Актеры — люди творческие, но кто бы мог подумать, что некоторые из них скрывают прекрасный голос. В эпоху раннего Голливуда актеров с музыкальными способностями было немало — это считалось скорее норм...
Неузнаваемая Ким Кардашьян в объективе фотографа Маркуса Клинко, 2009 год. Памела Андерсон в самой первой съёмке для журнала «Playboy», 1990. На фото голливудская актриса Dorothy Lamour и шимпанзе Джи...
Расскажем, как сложилась судьба актеров, которые начинали сниматься еще в детстве.
Остаться на вершине в Голливуде удаётся не каждому, особенно если путь начался в детстве. Одни актёры теряются из-за...
Два года назад отечественное телевидение столкнулось с беспрецедентной кадровой тектоникой — целая группа ярких и узнаваемых ведущих стремительно исчезла с экранов федеральных каналов. Эти лица долгие...
Кира Найтли на страницах журнала к выходу фильма «Пиджак», 2005. Следы динозавра, раскопанные в русле реки Палакси. Техас. США. 1952г. Самая большая женщина рядом с самым маленьким мужчиной, 1922 год....