Людибиографии, истории, факты, фотографии

Михаил Гриб

   /   

Mihail Grib

   /
             
Фотография Михаил Гриб (photo Mihail Grib)
   

День рождения: 02.10.1919 года
Место рождения: с. Плескачевка, , Черкасская ,Украина
Дата смерти: 11.08.2003 года
Место смерти: Ростов-на-Дону, Россия
Возраст: 83 года

Гражданство: Россия

Биография

Летчик истребитель

За период свое боевой деятельности он совершил 510 успешных боевых вылетов, провёл десятки воздушных боев.
За период службы награждён орденами Ленина, Красного Знамени ( трижды ), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, медалями.

VK Facebook Mailru Odnoklassniki Twitter Twitter Print

12.02.2008

Михаил Гриб родился 2 Октября 1919 года в селе Плескачевка, ныне Смелянского района Черкасской области, в семье крестьянина. Окончил среднюю школу. В 1937 году был призван на службу в Военно - Морской Флот. В 1940 году окончил Ейскую военную авиационную школу морских лётчиков.

Михаил Гриб фотография
Михаил Гриб фотография

На фронтах Великой Отечественной войны с Июня 1941 года. Воевал в составе 8-го истребительного авиационного полка ( ВВС Черноморского флота ), летал на И-16. Особенно отличился в боях летом 1942 года. В те дни, в небе осаждённого Севастополя, всё время "висели" вражеские бомбардировщики. Нашим лётчикам приходилось туго: они непрерывно подвергались атакам со стороны многократно превосходивших сил врага. И тем не менее, черноморские авиаторы с честью выходили из неравных схваток. Так, лишь за несколько Июньских дней, Михаил Гриб лично сбил 4 вражеских самолёта. Однополчане так вспоминают о своём боевом товарище:

Реклама:

"Небольшого роста, энергичный, подвижный, порывистый, с открытым мужественным лицом, с глубоко сидящими глазами под густыми светлыми бровями, Михаил Гриб виртуозно владел самолётом, прошёл школу суровых испытаний войны. Он принимал участие в боях при обороне Одессы и Севастополя. Когда Гриб вёл группу, у лётчиков прибавлялось сил и уверенности. Как дорого и много значит на войне вера в своего командира, вера в то, что он в самой сложной обстановке найдёт и примет единственно правильное решение, отыщет путь к победе".

Михаил Гриб фотография
Михаил Гриб фотография

Однажды Михаил Гриб вылетел на задание с Александром Катковым. Лётчики научились буквально с полуслова понимать друг друга. И на этот раз, вылетев вместе, они почти сразу же повстречались с большой группой "Юнкерсов", идущих в сопровождении 9 истребителей Ме-109. Наша пара устремилась в атаку. В течение нескольких минут самолёты крутились в воздушном клубке, выписывая самые немыслимые фигуры. Но вот длинная очередь полоснула по машине Лейтенанта Гриба. Лётчик ощутил резкую боль в спине и левой ноге. Рука соскользнула с сектора газа и повисла плетью. В кабине появился едкий дым.

Прикрываемый Александром Катковым, Михаил Гриб дотянул до своего аэродрома и успешно посадил искалеченную машину. А на земле, тем временем, догорали обломки "Мессершмитта" - 12-го по счёту немецкого самолёта, сбитого отважным лётчиком в небе Севастополя.

К Августу 1942 года командир звена 6-го Гвардейского истребительного авиационного полка ( 62-я Авиационная бригада, ВВС Черноморского Флота ) Гвардии старший лейтенант М. И. Гриб совершил 250 боевых вылетов, провёл 56 воздушных боёв, в которых сбил 10 самолётов противника. 23 Октября 1942 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза. Несколько позже Михаил Иванович сражался в небе Кавказа и Украины.

С Января по Июнь 1943 года 6-й ГвИАП базировался на аэродроме Геленджик и выполнял задачу по прикрытию военно - морской базы, кораблей и войск на Мысхако, а таже сопровождал штурмовики 11-й штурмовой авиадивизии, в состав которой он входил вместе с 8-м Гвардейским и 47-м штурмовыми авиаполками.

Только в Марте 1943 года лётчиками полка было сбито 36 самолётов противника. В один из дней, отрабатывая со своим ведомым технику пилотирования, Герой Советского Союза М. И. Гриб заметил большую группу Ju-87, шедших на бомбёжку наших плавсредств под прикрытием истребителей. Мгновенно оценив обстановку, Гриб вместе с Лазутиным с ходу пошёл в атаку на четвёрку "Мессеров". Связав их боем, смельчаки сбили два Ме-109, а вторую пару обратили в бегство. Поднятые в воздух дежурные истребители схватились с бомбардировщиками и сбили ещё 4 вражеских самолёта. В результате бомбовой удар врага был сорван. Гвардейцы без потерь вернулись на свой аэродром.

Лучшие дня


Иоанн Аргиропул
Посетило:274
Иоанн Аргиропул
Полина Виторган
Посетило:271
Полина Виторган
Последний русский император
Посетило:265
  Николай II

В Июле 1943 года полк, весьма потрёпанный в тяжелейших боях, был выведен в тыл на переформирование. Там их ждали новенькие истребители Як-9Д. На боковом капоте мотора всех машин был нарисован Гвардейский знак, а на бортах фюзеляжа - большой порядковый номер, чтобы быть легче отличимыми в воздухе. На киле самолётов, лётчики которых имели на боевом счету сбитые самолёты, техники рисовали между лучами красной звезды маленькие звёздочки по числу официальных побед. В начале Декабря полк перелетел на передовой аэродром Анапа для продолжения боевой деятельности и вскоре снова оказался в самой гуще войны.

10 Февраля 1944 года в одной из схваток самолёт Капитана Гриба был подбит "Мессером" и лётчику пришлось поврежденную машину сажать на вынужденную посадку, в районе Керчи. Произошло это лишь потому, что его ведомый Лейтенант Иванов, увлекшись погоней за самолётом врага, оставил своего командира без прикрытия. Михаил Гриб, уверенный в том, что хвост его машины надёжно защищен ведомым, заметил "Мессершмитт" уже в последний момент...

Гриб попытался резким маневрированием уйти от смертоносного огня, но на какую - то долю секунды опоздал. Снаряды и пули ударили по мотору и правой плоскости его "Яка". Бросив машину почти в отвесное пике, он оторвался от атаковавшего его "Мессера" и с заклинившим мотором сел неподалеку от позиций наших артиллеристов. Несмотря на ссадины и ушибы, полученные при посадке "на живот", Михаил Гриб в тот же день возвратился в полк и продолжал летать на боевые задания. Правда уже с другим ведомым. В 15 часов 45 минут, в районе Большой Бабчик он сбил свой очередной Ме-109.

Спустя всего несколько дней, 15 Февраля 1944 года, Михаил Гриб праздновал уже свою 14 победу. Вместе с ним отличились Шапочкин, сбивший в этот день сразу 3 самолёта ( доведя личный счёт до 8 побед ), Кологривов, Войтенко и другие лётчики полка.

С Апреля 1944 года Михаил Гриб стал командиром 3-й эскадрильи 6-го Гвардейского авиаполка. Летал он в паре с Владимиром Вороновым, который позднее вспоминал:

"Все лётчики и техники с радостью отнеслись к этой новости. Гриб был опытным воздушным бойцом, прошёл большую и суровую школу войны и в числе первых лётчиков полка был удостоен высокого звания Героя Советского Союза. В ту пору ему было 25 лет. Нам не раз приходилось летать с ним на боевые задания, и мы хорошо знали о его смелости не по рассказам других, а по своим личным наблюдениям. Пилотировал он спокойно, без лишних резких движений, в чём сразу чувствовалась рука опытного воздушного бойца".

В Августе 1944 года, по инициативе командира полка Героя Советского Союза Гвардии подполковника М. В. Авдеева, над аэродромом были проведены показательные воздушные бои командиров эскадрилий. Победителем оказался Михаил Гриб, проявивший все лучшие свои качества лётчика - истребителя. В середине Августа М. И. Гриб совершил несколько вылетов на "свободную охоту" со своим бывшим напарником Владимиром Вороновым. В одном из таких полетов им удалось нанести значительный урон врагу. Вспоминает В. И. Воронов:

"Мы настигли артиллерийскую батарею и разметали противника огнём из пушек и пулемётов. Немецкие солдаты, спасаясь от нашего огня, разбегались по канавам и ямам. Я восхищался мастерством Гриба. Каждая его очередь находила врага, метко поражая выбранную цель. Я старался не отставать от своего командира. Атака следовала за атакой. После метких очередей мы проносились так низко, что порой казалось, столкновение с землей неизбежно. Я понял стремление командира зацепить винтом или обтекателем радиатора за головы разбегающихся вражеских солдат и стремился делать то же самое".

В конце Августа эскадрилья Гриба первой перебралась на румынский аэродром Мамайя и подготовила его для приёма остальных самолётов полка. А в Сентябре Капитан Гриб во главе четвёрки "Яков" первым произвёл посадку на ограниченную площадку аэродрома Балчик ( территория Болгарии ), проявив при этом высокое лётное мастерство. Однако, этот аэродром по своим размерам не мог обеспечить базирование всех истребителей полка, поэтому уже на следующий день группа Гриба вернулась обратно на аэродром Мамайя.

В Январе 1945 года Михаил Гриб убыл на курсы усовершенствования офицерского состава и, таким образом, война для него закончилась. За период свое боевой деятельности он совершил 510 успешных боевых вылетов, провёл десятки воздушных боев. На Болгарской земле упал последний сбитый им "Хейнкель" - 20-й по общему счёту вражеский самолёт. Число же личных побед, в различных источниках, трактуется по разному. Бывший командир 6-го ГвИАП Герой Советского Союза М. В. Авдеев в своей книге "У самого Чёрного моря" ( часть 3 ) указывает на 16 побед.

После окончания войны Михаил Иванович продолжил службу в ВМФ. В 1955 году окончил Военно - Морскую ёкадемию. С 1968 года Гвардии полковник М. И. Гриб - в запасе. Жил в Ростове - на - Дону. За период службы награждён орденами Ленина, Красного Знамени ( трижды ), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, медалями.




Ваш комментарий (*):
Я не робот...

Лучшие недели


Богат и знаменит
Посетило:996
Джон Ву
Украшает мужика борода
Посетило:1064
Антанас Контримас
Маргарита Дуглас
Посетило:1005
Маргарита Дуглас

Добавьте свою информацию

Здесь
Администрация проекта admin @ peoples.ru
history