Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

–оберт ‘ицрой

   /   

Robert Fitzroy

   /
             
‘отографи€ –оберт ‘ицрой (photo Robert Fitzroy)
   

ƒень рождени€: 05.07.1805 года
ћесто рождени€: Ёмптон-’олл, графство —уффолк, ¬еликобритани€
ƒата смерти: 30.04.1865 года
ћесто смерти: Ќорвуд, графство —уррей, ¬еликобритани€
¬озраст: 59 лет

√ражданство: ¬еликобритани€

Ѕиографи€

ќфицер военно-морского флота ¬еликобритании, метеоролог

ќфицер военно-морского флота ¬еликобритании, метеоролог, командир экспедиции корабл€ ЂЅигльї, в которой принимал участие „арльз ƒарвин, генерал-губернатор Ќовой «еландии, основатель и руководитель ћетеорологического департамента.

01.01.2000

–оберт ‘ицрой родилс€ 5 июл€ 1805 года в родовом поместье √рафтонов Ёмптон ’олле, графстве —уффолк. Ѕудучи младшей ветвью √рафтонов, ‘ицрои были потомками корол€ јнглии  арла II, но не наследовали герцогского титула. ѕо материнской линии (мать ‘ренсис Ённ —тюарт) он был родственен маркизам Ћондондерри.

–оберт ‘ицрой фотографи€
–оберт ‘ицрой фотографи€

¬ феврале 1818 года –оберт ‘ицрой поступил в  оролевское военно-морское училище в ѕортсмуте. —лужба на флоте началась в 1819 году, сначала гардемарином на корабле Ђќуэн √лендоуэрї, затем мичманом на корабл€х Ђ’айндї и Ђ‘етидаї. ¬ чине лейтенанта служил на флагманском корабле адмирала ќтуэ€ Ђ√ангї. ј в окт€бре 1828 года он был назначен капитаном ЂЅигл€ї, 235-тонного корабл€ гидрографической экспедиции ‘иллипа ѕаркера  инга, котора€ занималась съЄмкой южного побережь€ ёжной јмерики.

 апитан ЂЅигл€ї

Ёкипажу ЂЅигл€ї, отделившись от корабл€ руководител€ экспедиции Ђјдвенчурї, предсто€ло продолжить исследование западной части побережь€. —ъЄмка побережь€ происходила в сложных климатических услови€х. ƒожди, шквалы и шторма были посто€нными спутниками ЂЅигл€ї. Ќеприветливый пустынный берег, населЄнный недружелюбно настроенными огнеземельцами, довершал эту картину. ѕосто€нна€ сырость и недостаток витаминов вызывали среди экипажа цингу и ревматизм. ѕредшественник ‘ицро€, капитан —токс, не выдержав сложных условий плавани€, покончил жизнь самоубийством. ќднако молодой двадцатитрЄхлетний капитан гидрографического корабл€ в сложных штормовых услови€х сумел показать себ€ решительным и волевым командиром, успешно справилс€ со сложным заданием.

¬о врем€ этого своего первого самосто€тельного плавань€ молодой офицер совершил характерный дл€ него поступок. ∆ела€ привести местное население к цивилизации и улучшить их нравы, ‘ицрой вз€л четырЄх аборигенов на борт своего корабл€. ѕредполагалось, что после обучени€ в јнглии они вернутс€ на родину. ѕо мнению ‘ицро€ обучение в јнглии поднимет культурный уровень туземцев, приучит их к цивилизации. ¬ дальнейшем путешественников в этих кра€х будут встречать не дикари, склонные к воровству, а вполне цивилизованные люди, которые при необходимости смогут оказать помощь, поставить продовольствие.

¬ начале осени 1830 года экспедици€ вернулась в јнглию.  апитан  инг по окончании плавани€ подал в отставку. Ќа должность руководител€ следующей экспедиции он рекомендовал ‘ицро€, дав ему самые лучшие рекомендации. ќднако адмиралтейство отказалось от дальнейших планов проводить съЄмку побережь€ ќгненной «емли.

ѕривезЄнные ‘ицроем огнеземельцы оказались на его попечении, адмиралтейство обещало поддержку его планам. ѕомогло и миссионерское общество. ¬ сельской местности, в ¬ольтемстоу они обучались в приходской школе, им были даны некоторые навыки в земледелии.   несчастью один из них заболел оспой и вскоре умер. ќстальные чувствовали себ€ неплохо и, как казалось, вполне освоились в непривычной дл€ себ€ обстановке. ¬месте с ними на ќгненную «емлю должен был отправитьс€ и миссионер, который должен был основать миссию.

ќтказ адмиралтейства от планов дальнейших гидрографических исследований ставил ‘ицро€ в затруднительное положение. ќгнеземельцы оставались в јнглии, а ‘ицрой обещал им возращение на родину. ѕоэтому он вынужден был вз€ть отпуск, и готовилс€ вернуть своих подопечных за свой счЄт. ƒл€ этого им за 1000 фунтов было нан€то судно. ќднако, не без помощи вли€тельных родственников, мнение лордов адмиралтейства изменилось, и ‘ицрой, уже в звании капитана 3-го ранга, вновь начал готовить ЂЅигльї к экспедиции. ќдной из инициатив ‘ицро€ была иде€ пригласить в экспедицию натуралиста. ѕо рекомендации профессора ботаники ’енслоу им оказалс€ недавно окончивший  ембриджский университет „арльз ƒарвин.

Ћучшие дн€

—вен ‘ишер. Ѕиографи€
ѕосетило:17916
—вен ‘ишер
—екс-символ 80-х
ѕосетило:11778
—аманта ‘окс
∆енщины в русской истории
ѕосетило:11696
—офь€ ѕеровска€

 ругосветное плавание ЂЅигл€ї

»так, 4 июл€ 1831 года ЂЅигльї был вновь отдан под командование –оберта ‘ицро€, и на нЄм началась подготовка к плаванию, которое согласно заданию адмиралтейства, стало кругосветным. «адачи, сто€щие перед экипажем ЂЅигл€ї, существенно расширились. —огласно меморандуму главного гидрографа адмиралтейства капитана Ѕофорта, кроме съЄмки побережь€ ёжной јмерики необходимо было определить долготы р€да мест вокруг всего земного шара.  артографическа€ съЄмка должна начатьс€ к югу от Ћа-ѕлаты, затем продолжить описание ћагелланова пролива и ќгненной «емли. ѕри этом необходимо подробно исследовать реку –ио-Ќегро и ‘олклендские острова. ƒалее следовало пойти вдоль тихоокеанского побережь€ как можно дальше на север. «атем в месте, где будет завершена съЄмка, нужно пересечь “ихий ќкеан. ѕри этом желательно зайти на √алапагосские острова и “аити, а также посетить р€д мест в районе пролива “орреса и ќст-»ндии. Ќа всю экспедицию отводилось два года. Ќа деле, оказалось Ч почти п€ть лет.

ƒл€ скорейшей выполнени€ съЄмки прот€жЄнного побережь€ ѕатагонии, в ћонтевидео ‘ицрой нан€л сроком на восемь мес€цев две небольшие шхуны (9 и 15 тонн). ¬скоре обе шхуны под командованием лейтенанта ƒжона ¬икема и штурмана ƒжона —токса приступили к выполнению задачи. ¬ отличие от  инга ‘ицрой не счЄл необходимым запрашивать на это разрешение из Ћондона: врем€, потраченное на переписку, зан€ло бы мес€цы, было бы потер€но драгоценное врем€. ќн известил об этом адмиралтейство задним числом, подчеркнув, что если его действи€ не будут одобрены, то он Ђв состо€нии заплатить и охотно заплатитї необходимую сумму. ќтветом было обвинение в нарушении инструкций и требование немедленно разорвать контракт, как только к тому представитс€ удобный случай.  онтракт ‘ицрой не разорвал.

ѕотребность во вспомогательной шхуне (така€ была в составе более внушительной экспедиции капитана  инга) была вызвана большим объЄмом работ, а также удалЄнностью объектов исследовани€ от портов. ѕоход за пополнением запасов в ближайший порт занимал мес€цы. ѕоэтому на ‘ольклендах ‘ицрой за свои деньги (6000 долларов) купил 70-ти тонную зверобойную шхуну Ђёникорнї, переименованную вскоре в Ђјдвенчурї. Ќа этот раз ‘ицрой не поставил адмиралтейство в известность. ѕоэтому все расходы на приобретение и содержание шхуны нЄс сам руководитель экспедиции. ¬последствии из-за невозможности содержать шхуну еЄ пришлось продать.

27 но€бр€ 1832 года ЂЅигльї вышел из ћонтевидео и направилс€ к мысу √орн, где предсто€ло высадить огнеземельцев и основать христианскую миссию. ” мыса √орн ЂЅигльї попал жестокий шторм и оказалс€ одним из немногих судов, кто смог его пережить.

Ќеудача с миссией

ќгнеземельцы были высажены на берегу залива Ќассау. «десь же, в местечке под названием ¬улли€ приступили к строительству миссии. јборигены сначала про€вл€ли вполне дружелюбное любопытство, потом их поведение стало более агрессивным и бесцеремонным. ћисси€ через недолгое врем€ оказалась заброшенной, а Ђцивилизованныеї огнеземельцы никак не повли€ли на своих собратьев и вскоре вернулись к привычной дл€ них жизни. Ќе удалось насадить и культурные растени€, привезЄнные из јнглии, так как их посевы были вытоптаны туземцами, а все предметы, которые привлекли внимание дикарей, разворованы. ћиссионер –ичард ћетьюз в таких услови€х не мог наде€тьс€ добитьс€ успеха и, пока на врем€, отложил свои миссионерские планы. Ќадежда возлагалась на то, что оставшиес€ огнеземельцы со временем повли€ют на своих собратьев. Ќапрасна€ надежда. ¬ернувшись через год, путешественники не встретили особых изменений в поведении туземцев, хот€ единственный оставшийс€ в этих кра€х Ђанглийскийї огнеземелец (‘ицрой назвал его ƒжемми Ѕаттон) не забыл своих друзей и не превратилс€ вновь в дикар€. ќн обзавЄлс€ семьЄй, с которой жил отдельно от своих сородичей, и не желал покидать больше своей родины. ¬ общем, иде€ с миссией и цивилизацией огнеземельцев провалилась.

¬ “ихом океане

ѕровед€ исследование архипелага ќгненной «емли и ‘олклендских островов, экспедици€, следу€ указани€м инструкции, направилась на север вдоль тихоокеанского побережь€ ёжной јмерики. “€жесть личных расходов на Ђјдвенчурї и невозможность его содержать вынудили ‘ицро€ его продать (окт€брь 1834 года). Ћишившись вспомогательной шхуны, экспедици€ тер€ла большие возможности в исследовании побережь€. ¬ своЄм дневнике ƒарвин писал: Ђѕоследние два мес€ца капитан ‘ицрой работал сверх сил, причЄм ему всЄ врем€ мешали. ѕродажа шхуны и св€занные с этим непри€тности, холодность адмиралтейства и тыс€чи других досадных мелочей привели к т€жЄлой нервной депрессииї. ‘ицрой на врем€ сложил с себ€ полномочи€ руководител€ экспедиции, передав руководство лейтенанту ¬икему.

Ћетом и осенью шла съЄмка в районе острова „илоэ у побережь€ „или. ¬ феврале 1835 года ЂЅигльї покинул этот район и прибыл в порт ¬альдиви€. ¬ это врем€ произошло сильное землетр€сение, разрушившее почти полностью  онсепсьон. ѕроизошедшее смещение земных пластов привели к изменению океанских течений, в результате чего разбилс€ на скалах корабль британского флота Ђ„елленджерї, которым командовал друг ‘ицро€ ћайкл —еймур. ‘ицрой лично принимает меры дл€ спасени€ его экипажа, настойчиво добива€сь от местных английских властей, не спешащих выполн€ть свои об€занности, решительных действий. ¬ конце концов, он предложил командиру морской базы коммодору ћейсону свои услуги и сам, оставив на врем€ ЂЅигльї, на другом судне отправилс€ на выручку мор€кам.

Ћетом 1835 года экспедици€ работала у перуанского побережь€ и здесь закончила свою программу исследований южноамериканского материка. ¬ начале сент€бр€ ЂЅигльї наконец покинул берега ёжной јмерики и направилс€ к √алапагосским островам. — 15 сент€бр€ до 20 окт€бр€ экспедици€ занималась здесь картографическими съЄмками.

ѕосле √алапагосских островов корабль направилс€ на “аити. «десь ‘ицрою пришлось выполнить дипломатическое поручение коммодора ћейсона и взыскать с таит€н долг в 2853 доллара в качестве компенсации за убийство на островах английских офицеров. ‘ицрой вЄл переговоры деликатно и твЄрдо, с уважением обраща€сь к совету вождей, и ему удалось добитьс€ положительного решени€ этого вопроса.  огда островит€не выдвинули встречный иск, всего в 390 долларов, он признал его (чем поступил против обыча€ английский властей). ѕосле переговоров островные вожди задали ему р€д вопросов, касающихс€ правовых отношений. ћногие из ответов английского офицера тут же были прин€ты в качестве островных законов. ѕробыв на “аити дес€ть дней (с 15 по 25 но€бр€), ЂЅигльї отбыл в направлении Ќовой «еландии.

ѕод –ождество 1835 года экспедици€ достигла Ќовой «еландии. ¬ этот свой приход ‘ицрой сблизилс€ с новозеландскими миссионерами. «а дес€ть дней пребывани€ в Ќовой «еландии он успел основательно познакомитьс€ с положением дел. ¬о многом это знакомство предопределило его действи€ в качестве новозеландского губернатора через семь лет.

ƒалее путь экспедиции пролегал через —идней, “асманию,  окосовые острова в »ндийском океане, остров ћаврикий,  ейптаун в ёжной јфрике. ¬ јтлантическом океане ЂЅигльї посетил остров —в€той ≈лены, остров ¬ознесени€ и, пересекши океан, достигли вновь берегов ёжной јмерики.

2 окт€бр€ 1836 года ЂЅигльї прибыл в ‘алмут. Ёкспедици€ была завершена.

¬ јнглии

”спехи экспедиции привлекли внимание самой широкой общественности. –езультаты п€тилетних исследований получили высокую оценку. ‘ицрою была вручена золота€ медаль королевского общества. ѕо результатам исследований дл€ судов наход€щихс€ в плавании у берегов ёжной јмерики им была составлена ЂЌавигационна€ инструкци€ї. —ам руководитель экспедиции зан€лс€ подготовкой к изданию книги о плавании ЂЅигл€ї. ¬ итоге в 1839 году в свет вышел четырЄхтомник. ѕервый том включал материалы первого плавани€ под руководством ‘иллипа ѕаркера  инга. ¬торой том посв€щЄн кругосветному плаванию ЂЅигл€ї. “ретий том написал „арльз ƒарвин. »зданный впоследствии отдельно, он стал известен как Ђѕутешествие натуралиста вокруг света на корабле ДЅигльУї. ѕол€ризаци€ взгл€дов двух учЄных ещЄ не достигла высокой степени и пока они успешно работают совместно. ƒополнительный четвЄртый том был приложением ко второму и включал документы плавани€ (судовой журнал, метеорологический дневник и т. п.), а также замечани€ ‘ицро€ по различным научным вопросам.

ƒл€ у€снени€ мировоззрени€ ‘ицро€ отдельный интерес представл€ют две заключительные главы его ќтчЄта о плавании. јвтор убеждЄнно пишет: ЂЋюди сходны по крови, но под вли€нием различных климатических условий, различных привычек и различной пищи приобрели различный видї. ‘ицрой приходит к выводу, что у всех людей Ч одна прародина и, изуча€ течени€ и господствующие ветры (ведь примитивные суда могли плавать только по ветру) можно установить общую прародину человечества. Ѕезусловно, с помощью этих исследований ‘ицрой хочет доказать истинности Ѕиблии. ѕоследн€€ глава называетс€ ЂЌесколько замечаний, имеющих касательство к всемирному потопуї. ¬ ней он приводит аргументы в пользу буквального понимани€ книги ЂЅыти€ї.

¬ 1841 году по предложению д€ди по материнской линии Ћондондерри ‘ицрой выставл€ет свою кандидатуру на выборы в парламент от партии тори от ƒарема. »збранный в парламент, ‘ицрой получает назначение старейшиной английской лоцманской ассоциации, исполн€ющим об€занности инспектора управлени€ охраны рек и лесов. »м подготовлен законопроект Ђќб об€зательном экзамене дл€ лиц, желающих зан€ть должность капитана и помощника капитана на торговом суднеї. ¬ 1850 году была введена об€зательна€ аттестаци€ дл€ этих категорий судоводителей.

–абота капитана ‘ицро€ в парламенте была не долгой. ¬скоре он получил предложение зан€ть пост губернатора Ќовой «еландии, заменив умершего в 1842 году первого новозеландского губернатора капитана ”иль€ма ’обсона.

√убернатор Ќовой «еландии

¬ июле 1843 года новый новозеландский губернатор вместе с семьЄй (в это врем€ у него уже было трое малолетних детей) отбыл к месту своего назначени€. Ќастроение ‘ицро€ было вполне филантропическое. ¬ письме  ингу он пишет: Ђ“рудно сказать, что мне предстоит. ћы с женой едем туда по доброй воле, упова€ на всевышнего и гор€ желанием принести пользу коренным новозеландцам. Ќе думаю, что с ними возникнут какие-нибудь затруднени€, зато от белых € не жду ничего хорошегої. ¬последствии  инг писал: Ђќн оказалс€ жертвой принциповї.

ќднако действительность оказалась намного сложнее. Ќова€ «еланди€ в это врем€ населена немногочисленными белыми поселенцами (приблизительно 15 тыс€ч) и многочисленными маори, народом храбрым и предприимчивым. —тарани€ми губернатора ’обсона маори признали британский суверенитет и получили права британских подданных. ќднако в планах иных представителей британской короны местному населению отводилась незначительна€ роль. Ёдвард √иббон ”эйкфилд в 1839 году снар€дил на острова экспедицию с целью активной их колонизации. „асть денег дл€ этого предпри€ти€ он получил от продажи ещЄ не принадлежавших ему земель. Ќесмотр€ на то, что вначале отношени€ с местным населением были в общем неплохими, экспанси€ белых в конце концов натолкнулась на сопротивление маори. Ќезадолго до прибыти€ нового губернатора произошло столкновение из-за земли в долине ¬аирау. ƒело закончилось попыткой арестовать вожд€ маори, что было восприн€то ими как недопустимое унижение. ¬ результате разношЄрстный отр€д белых колонистов был легко обращЄн в бегство, а сдавшихс€ в плен маори, по своему обычаю, убили.

‘ицрою досталось т€жЄлое наследство. “ем более что он был полон решимости следовать своим филантропическим принципам. ¬ конфликте в ¬аирау он признал правоту маори, чем вызвал возмущение колонистов. Ќо и среди маори его авторитет не укрепилс€. ≈го обвинили в слабоволии и те и другие. ќднако, когда дело дошло до серьЄзных боевых действий, большинство вождей оказалось на стороне губернатора.

ѕоложение усугубл€лось т€жЄлым финансовым положением. ћетрополи€ не желала помогать колони€м, счита€, что они должны самоокупатьс€. ‘ицрой, как и прежде, во врем€ плавани€ на ЂЅиглеї, действовал, наруша€ инструкции, и не ставил министерство колоний в известность о своих мерах. ¬ результате в Ћондоне о происход€щем знали из других источников, €вно настроенных против губернатора, и это вызывало раздражение министра колоний лорда —тенли. ƒепеши —тенли полны раздражени€ действи€ми губернатора: Ђ¬ы должны были, прежде всего, формулировать свои высказывани€ крайне осторожно, проводить необходимые меры с твЄрдостью и докладывать о них пунктуальної.

¬ свою очередь колонисты послали петиции с просьбой отозвать ‘ицро€. ѕетици€ Ќовозеландской компании обвин€ла губернатора в деспотизме и выражала желание иметь Ђболее демократичное правлениеї. ѕри этом утверждалось, что ‘ицрой действует наперекор Ђобщепризнанной практики обращени€ с туземцамиї. Ќо решение об отзыве ‘ицро€ было прин€то до того, как петиции достигли Ћондона. 18 но€бр€ 1845 года он был отозван с поста губернатора Ќовой «еландии.

√лава метеорологического департамента

ѕо возращении из Ќовой «еландии ‘ицрой в 1847 году был назначен управл€ющим верф€ми в ¬улвиче, где занималс€ вопросами парового судостроени€. ¬ 1850 году он, сославшись на плохое здоровье, подал в отставку.

¬ 1851 году избран членом  оролевского общества.

¬ 1853 году в св€зи с обострением отношений с –оссией ( рымска€ война) некоторое врем€ исполн€л об€занности личного секретар€ главнокомандующего сухопутными силами ¬еликобритании лорда ’ардинга.

¬ этом же году он прин€л участие в конференции, посв€щЄнной метеорологии на море, котора€ проходила в Ѕрюсселе. ¬ 1854 году  омитет по торговле[en] прин€л решение об учреждении ћетеорологического департамента. ѕо рекомендации  оролевского общества, “орговый совет главой департамента в должности главного метеоролога-статистика назначил ‘ицро€. Ўтат департамента состо€л из 3-х человек. ‘ицрою был присвоен чин контр-адмирала.

√лава департамента вменил в об€занность всем капитанам английских судов наблюдение за погодой, отмечать значение температуры, силы и направлени€ ветра, снимать показани€ барометров и заносить данные в специально разработанные таблицы. ƒл€ этого он добивалс€ снабжени€ всех судов необходимым оборудованием. Ќа побережье јнглии, а также в некоторых европейских стран было создано 24 метеорологические станции. 19 находились в јнглии, одна Ч в  опенгагене, одна в √олландии, две во ‘ранции (Ѕрест и Ѕайен) и ещЄ одна в Ћиссабоне. —танции были соединены с центром службы погоды недавно изобретЄнным телеграфом ћорзе. —ведени€ о погоде, собранные с этих станций, анализировались в центре службы погоды и на основании этого анализа давались рекомендации. –екомендации рассылались на станции с помощью телеграфа. Ѕыли выпущены первые синоптические карты на основании которых и составл€лс€ прогноз погоды.

√азета Ђ“аймсї начала публикацию первых прогнозов погоды.

¬ 1862 году была опубликована Ђ нига о погодеї –оберта ‘ицро€. ¬ следующем году последовало второе издание. ¬ 1865 году книга была переведена на русский €зык и вышла под названием Ђѕрактическа€ метеорологи€ контр-адмирала ‘ицро€ї. Ђћы живЄм в воздушном океане, все изменени€ погоды завис€т от солнечного излучени€. Ќужно помнить, что состо€ние воздушного океана скорее говорит о будущей погоде, чем о погоде в насто€щий моментї,- писал он во введении к своей книге.

Ќесмотр€ на безусловную пользу, которую приносила де€тельность метеорологического департамента, и здесь ‘ицрою не удалось избежать весьма острой критики. ѕричины критики были пон€тны ‘ицрою. ¬ отчЄте за 1863 год он писал, что к его критикам принадлежат Ђвсе заинтересованные в денежной прибыли торговые компании и отдельные лица, которые предпочитают, чтобы рыбаки, не обраща€ внимани€ на предостережени€, с риском дл€ жизни продолжали заниматьс€ своим опасным делом, лишь бы не платить за простой суднаї. ƒруга€ категори€ критиков не соглашалась с де€тельностью метеорологического департамента по теоретическим соображени€м. “ем не менее, критику он воспринимал крайне болезненно.

 ритика ƒарвина

¬ 1859 году вышла книга „арльза ƒарвина Ђѕроисхождение видовї, наделавша€ большой шум в научном сообществе. ‘ицрой, и ранее не раздел€вший взгл€дов ƒарвина (об этом между ними были споры ещЄ на борту ЂЅигл€ї), выступил с критикой нового учени€. —начала в Ђ“аймсї по€вилась стать€, подписанна€ псевдонимом Senex (Ђстарикї). ¬ ней автор оспаривал мнение археолога ƒжона Ёванса, что найденные на берегах реки —оммы камни Ч это топоры, оруди€ труда людей палеолита, живших 14000 лет назад. ”дивл€€сь, что вместе с ними не были найдены иные оруди€ труда, Senex утверждал, что эти камни оставили племена кочевников, утративших свою цивилизацию.

¬ публичном выступлении на заседании Ѕританской ассоциации содействи€ науке в ќксфорде 25 июн€ 1860 года он оспорил утверждение √ексли, что теори€ ƒарвина логически вытекает из фактов, и сообщил, что Ђчасто увещевал своего друга пересмотреть взгл€ды, идущие вразрез с первой главой книги Ѕыти€ї.

ƒл€ ‘ицро€ наука Ч ещЄ одно доказательство верности —в€щенного ѕисани€. ¬ письме √ершелю он пишет: Ђјстрономи€ и геологи€ убедительным образом доказывают богоданность ¬етхого «аветаї.

Ѕолезнь и смерть

¬ последние годы, у ‘ицро€, много работавшего, по€вились признаки переутомлени€. ƒоктора настойчиво, но безуспешно предписывают ему оставить работу и отдохнуть. ≈го жена в своЄм дневнике пишет: Ђќн всЄ врем€ находитс€ в нервном возбуждении, но как только ему становитс€ немного лучше, спешит в департамент, а когда приезжает оттуда, убеждаетс€, что не может по-насто€щему работатьї. 30 апрел€ 1865 года 59-летний адмирал ‘ицрой покончил жизнь самоубийством.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

ћастер визуальных эффектов
ѕосетило:10257
–идли —котт
—вен ‘ишер. Ѕиографи€
ѕосетило:17916
—вен ‘ишер
”частник прославленной группы 'Ќа-Ќа'
ѕосетило:9788
¬ладимир јсимов

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru