Кругобайкальская железная дорога — историческая железная дорога в Иркутской области, в прошлом — часть Транссибирской магистрали, уникальный памятник инженерного искусства, одна из живописных достопримечательностей Прибайкалья.
Участок дороги от станции Иркутск-сортировочный до порта Байкал, проходивший по левому берегу Ангары, был в 1956 году разобран и полностью затоплен в 1958 году после строительства Иркутской ГЭС
Первоначальные изыскательские работы были проведены с участием А. И. Штукенберга в 1836—1840 годах. Окончательный этап работ по определению маршрута первого участка Кругобайкалки, от Иркутска до озера Байкал, был проведён в 1894 году.
Берега, представляют собой скалистую гряду с крутыми откосами, возвышающуюся над урезом воды на 270—400 м.
По первоначальному плану, на участке от Слюдянки до П.Байкала было необходимо соорудить 33 тоннеля.
Минимальная высота пролегания железнодорожного полотна над урезом воды Байкала — 5,33 м.
По причине отсутствия прибрежной террасы доставка всех материалов к месту строительства (за исключением камня, добываемого на месте) осуществлялась по воде (летом — на баржах, зимой — на гужевом ходу по льду).
С вводом в строй всей трассы КБЖД маршрут Транссиба вокруг Байкала был полностью замкнут, по магистрали пошли грузы, пассажирские вагоны. Кругобайкалку называли «Золотой пряжкой стального пояса России».
При этом при строительстве мостов и других инженерных сооружений вместо природного камня активно применялся новый для тех времён материал — железобетон.
В 1947—1949 годах была построена электрифицированная перевальная дорога Иркутск — Большой Луг — Слюдянка, заметно сократившая путь по сравнению с Кругобайкальской веткой. Основной ход Транссибирской магистрали был переведён на новый участок
Магистраль потеряла своё стратегическое значение, количество пар поездов на дороге резко уменьшилось, с тоннелей и мостов была снята
В настоящее время Кругобайкальской железной дорогой называют ветку длиной 89 км.
На дороге сейчас имеется четыре станции (Култук, Маритуй, Уланово и Байкал) и один разъезд (137 км).
На КБЖД используется38 тоннелей общей длиной 9063 м(самый длинный из них-тоннель через мыс Половинный длиной 777,5 м),15 каменных галерей общей длиной 295 м и 3 железобетонных галереи с отверстиями,248 мостов и виадуков,268 подпорных стенок
По насыщенности инженерными сооружениями КБЖД не имеет равных в России и занимает одно из первых мест в мире.
Одна из основных достопримечательностей - Итальянская стенка
Одна из основных достопримечательностей - Итальянская стенка
Одна из основных достопримечательностей - Итальянская стенка
Одна из основных достопримечательностей - Итальянская стенка
Также периодически ходят туристические поезда, в том числе с паровозной тягой и оформлением вагонов в стиле «ретро».
Тоннель №18 "Киринрей 3" 13 сентября 1904 г. здесь была произведена стыковка Великого Сибирского пути.
Крупнейшее и глубочайшее озеро планеты Земля. Байкал неповторим...


