
Идеальная красавица в старом Китае должна была иметь ножки-лотосы, семенящую походку и покачивающуюся, словно ива, фигурку.

Бинтовать ноги девочкам начинали с 4-5-летнего возраста (грудные младенцы еще не могли терпеть муки от тугих бинтов, калечивших их стопы).

Детские конечности не переставали расти, но под влиянием тугих бинтов сильно деформировались. В результате этих мучений где-то к 10-ти годам у девочек формировалась примерно 10-сантиметровая «лотосовая ножка».

После этого они начинали учиться правильной «взрослой» походке. А еще через 2-3 года они уже были готовыми девицами «на выданье».

Размеры «лотосовой ножки» становились важным условием при заключении браков.

Невесты с большими ногами подвергались насмешкам и унижениям, так как были похожи на женщин из простонародья, которые трудились в полях и не могли позволить себе роскошь бинтования ног.

В разных областях Китая были модны разные формы «лотосовых ножек». В одних местах предпочитали более узкие ножки, в других - более короткие и миниатюрные.

Различными были форма, материалы, а также орнаментальные сюжеты и стили «лотосовых туфелек».

Как интимная, но выставляемая напоказ часть женского наряда, эти туфельки были мерилом статуса, достатка и личного вкуса их обладательниц.

Сегодня обычай бинтования ног кажется диким пережитком прошлого и способом дискриминации женщин. Но, на самом деле, большинство женщин в старом Китае гордились своими «лотосовыми ножками».

Истоки китайского «бинтования ног», как и традиции китайской культуры в целом, восходят к седой древности, с X века.

Институт «бинтования ног» или лотосных ножек расценивался как необходимый и прекрасный и практиковался десять веков.

Правда, редкие попытки «освобождения» ступни все же предпринимались, однако противившиеся обряду были «белыми воронами».

«Бинтование ног» стало частью общей психологии и массовой культуры. При подготовке брака родители жениха сначала спрашивали о стопе невесты, а уж затем о ее лице.

Ступня считалась главным человеческим качеством. Во время процесса бинтования матери утешали своих дочерей, рисуя им ослепительные перспективы брака, зависевшего от красоты перевязанной ноги.

Вот что говорили мужчины о «забинтованной» и обычной ногах: «Крошечная нога свидетельствует о добропорядочности женщины...»

«Крошечная ступня мягка, и прикосновение к ней чрезвычайно волнует...»

«Женщины, не прошедшие обряда «бинтования ног», выглядят как мужчины, поскольку крошечная нога и является знаком различия...»

«Грациозная походка дает наблюдателю смешанное чувство сострадания и жалости...»

«Ложась спать, обладательницы естественных ног неловки и тяжеловесны, а крошечные ступни мягко проникают под покрывало...»

«Все приветствуют крошечный размер ноги, ее считают драгоценной...»

«Женщина с большими ногами не заботится об очаровании, а обладательницы крошечных ножек часто омывают их и используют благовония, чтобы очаровывать всех находящихся вблизи них...»

«При ходьбе нога естественной формы выглядит куда менее эстетично...»

«Крошечные ножки дают возможность всецело ощутить разнообразие удовольствий и любовных ощущений...»

Изящная, маленькая, изогнутая, мягкая, ароматная, слабая, легко возбудимая, пассивная до почти полной неподвижности - такой была женщина с «забинтованными ногами».
