Людибиографии, истории, факты, фотографии

Темур Чхеидзе

   /   

Temur Chheidze

   /
             
Фотография Темур Чхеидзе (photo Temur Chheidze)
   

Год рождения: 1943 Место рождения: Тбилиси, СССР
Возраст: 78 лет
Гражданство: Россия

«Не торопитесь хоронить театр».

театральный режиссер

В этом сезоне Большой драматический театр им. Товстоногова отмечает свое 90-летие и… закрывается на реконструкцию. Легендарный грузинский режиссер, художественный руководитель БДТ Темур Чхеидзе готовит к юбилею премьеру «Дона Карлоса» Шиллера. О планах и проблемах сезона и о театральной ситуации в России Темур Чхеидзе рассказал Ольге ЕГОШИНОЙ.

VK Facebook Mailru Odnoklassniki Twitter Twitter Print

16.12.2008

Вас часто называют режиссером для интеллектуалов. Вы сознательно адресуете свои постановки элитарной публике, отстраняясь от тех зрительских масс, которые сейчас заполонили залы и часто «диктуют» театрам свои вкусы?

Темур Чхеидзе фотография
Темур Чхеидзе фотография

– Я недавно ехал с женой на машине. Я сидел за рулем, а она мне вдруг: подними голову, посмотри, что написано на рекламной растяжке! Я поднял, прочел… и чуть не врезался в машину, шедшую передо мной. На растяжке было написано: «покупайте интеллектуальные кастрюли». Мы все гадаем: куда делся интеллект? Почему вокруг столько идиотов? А интеллект теперь – атрибут кастрюль. Если всерьез, то вы никогда не задумывались: почему какие-нибудь ужасающие сериалы идут в прайм-тайм, а хорошие фильмы надо ловить глубокой ночью? Это ведь не только на нашем телевидении. Это мировая практика. В Америке смотрят больше индийских мыльных опер, чем в самой Индии. В Европе большинство телеканалов рассчитаны в лучшем случае на интеллектуальную кастрюлю. Но это значит только одно: людей, для которых снимаются высокохудожественные фильмы, пишутся книги, создаются спектакли, – везде немного. Но любой художник работает, ориентируясь именно на них. Другой вопрос – что выходит. Я никогда не ставлю себе задачу: поставить спектакль «для самых умных». Мне вообще кажется, что слишком оглядываться на публику, - вредно. Полный зал совсем не значит, что тебе удалось поставить что-то прекрасное. Полные залы собирают постановки, которые и спектаклями-то называть неудобно. Выбирая пьесу, работая над спектаклем, ты делаешь то, что кажется интересным и правильным тебе. Если это совпадает с какими-то желаниями зрительного зала, – хорошо. Нет – что делать!

Реклама:

Последние месяцы наши московские новаторы очень много говорят о смерти психологического театра. О том, что они – новые и неизбежные, – пришли делать совершенно другое искусство… А всякую мертвечину пора выбросить на свалку… Вас не задевают эти речи лиц, особо приближенных к администрации президента?

– Я не очень понимаю ярость и настойчивость, с которой это говорится. Если вам кажется, что психологический театр, действительно, умер, то о мертвых принято говорить хорошо. Поклонитесь и идите дальше. Но настойчивость, с которой мне твердят: «мертв! мертв! мертв!», мне кажется доказательством от противного. Жив и, видимо, многих именно этим раздражает. Хотя мне кажется, что места так много, что хватит для всех. Каждый может делать, что ему хочется. Заниматься психологическим театром. Или визуальным театром. Технологическим театром. Или театральными инсталляциями. А дальше, – что окажется жизнеспособным, то и выживет. Не надо начинать путь в профессии с призывов расчистить для тебя место. Еще ведь не известно, что ты на этом месте построишь. Слишком много вокруг ломают, чтобы возвести новое. А потом ахают: Боже, какой кошмар возвели! И плачут по сломанному. Да и вообще я не понимаю режиссеров, которые говорят, говорят, говорят. А их собственные постановки никаких таких громких заявлений не подтверждают. Наша профессия – ставить спектакли. Мы на сцене доказываем свою правоту, отстаиваем свою позицию. Заявляем о своих идеалах или убеждениях. Все остальное – пиар-ходы, к которым не надо относиться серьезно.

Проходя по театру, я почитала развешенные на стенах рецензии, в том числе и довольно негативные. Я знаю много худруков, которые запрещают вывешивать негатив в театре…

– Мне это кажется неправильным. Надо вывешивать все. Если что-то не вывешивается, сразу начинаются перешептывания, что «что-то от труппы скрывается». Рецензия может обидной, откровенно глупой, оскорбительной. Но скрывать ее не имеет смысла.

Как вы относитесь к театральной прессе?

– Есть люди, чье мнение я уважаю. Есть те, которых уважаю не очень. Но во всякой профессии есть специалисты разной квалификации. Или совсем без оной. Хотя, конечно, иногда читаешь и удивляешься. Человек, который потратил на спектакль два-три часа, уверен, что он во всем разбирается лучше тех, кто потратил и на пьесу и на работу месяцы, а иногда и годы жизни. Иногда хочется сказать этим людям: вы так торопитесь похоронить театр. Но если театр похоронить – критиков тоже не останется.

Лучшие дня

Самый известный силач прошлого века
Посетило:27315
Джозеф Гринштейн
Джейк Бьюзи. Биография
Посетило:12122
Джейк Бьюзи
Японский рестлер, дзюдоист и мастер смешанных единоборств
Посетило:7332
Наойя Огава

В феврале БДТ им. Товстоногова отмечает свое 90-летие. А в конце сезона он сразу закрывается на ремонт. Как связаны эти два события?

– Дело в том, что наш театр находится в предаварийном состоянии. Для меня ремонт – кошмар. Но я понимаю, что если промедлить еще немного, то здание станет опасным для жизни. И мы можем потерять одну из лучших русских театральных сцен. Я смотрю на трещины в стенах и понимаю, что выбора нет. Хотя – понятно, ближайшие два сезона в другом помещении будут очень тяжелыми. Моя главная задача на сегодня – подготовить репертуар.

Я знаю, что вы приступаете к репетициям «Дона Карлоса» Шиллера. Что еще стоит в планах театра?

– Про «Дона Крлоса» к юбилею мы говорили еще с Кириллом Юрьевичем Лавровым. Именно с постановки «Дона Карлоса» началась история нашего театра, открывшегося 15 февраля 1919 года в Петрограде, в помещении Консерватории. 90 лет спустя в этот день мы, надеюсь, тоже будем играть трагедию Шиллера. Мне нравится команда: художник Георгий Алекси-Месхишвили, композитор Гия Канчели, в главной роли – Валерий Ивченко.

Георгий Дитятковский ставит «Идеального вора». Пьеса польского драматурга Ивашкевича впервые переведена на русский язык, перевод, сценическая версия сделаны именно для БДТ. Анатолий Праудин взял «Месяц в деревне» Тургенева. Николай Пинигин, поставивший в нашем театре немало спектаклей, будет репетировать комедию «Школа налогоплательщиков», пьесу 30-х годов прошлого века французских авторов Вернейля и Берра. Два новых спектакля появятся на малой сцене: «Крейцерова соната» Льва Толстого, за которую намерен взяться Иван Стависский, и «Norway. Today» современного немецкого драматурга И. Бауэршимы, дебют в БДТ молодого режиссера Егора Чернышова.

Как долго планируется проводить реконструкцию театра и в каком помещении вы будете играть?

– Пока нам говорят срок 14 месяцев, а значит, это может растянуться на пару лет. А играть планируется в здании самого старого театра Петербурга – деревянного Каменоостровского театра, недавно нам подаренного городской администрацией. Как все это будет, я пока плохо себе представляю.

Между тем, последняя премьера театра, «Дядюшкин сон», стал одним из самых популярных спектаклей Петербурга…

– И вы знаете, это приводит ко всяким осложнениям. Вот сегодня мне администраторы сообщают, что нет у них для меня в зале места!




Ваш комментарий (*):
Я не робот...

Лучшие недели

Сколько весит самый большой в мире арбуз?
Посетило:13171
Крис Кент
Майкл Империоли. Биография
Посетило:17858
Майкл Империоли
Лучший фехтовальщик мира
Посетило:25362
Недо Нади

Добавьте свою информацию

Здесь
Администрация проекта admin @ peoples.ru
history