Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

ћари€  аллас

   /   

Maria Callas

   /
             
‘отографи€ ћари€  аллас (photo Maria Callas)
   

ƒень рождени€: 02.12.1923 года
ћесто рождени€: Ќью-…орк, —Ўј
ƒата смерти: 16.09.1977 года
ћесто смерти: ѕариж, ———–
¬озраст: 53 года

√ражданство: —Ўј
—оцсети:


“ринадцать женщин, которые изменили мир. сс.293-317

ќперна€ певица, сопрано

Ёнрико  арузо €вилс€ квинтэссенцией оперной звезды-мужчины начала двадцатого столети€, а ћари€  аллас унаследовала его власть над публикой на 50 лет позже, став самой обожествл€емой дивой театра.

03.07.2003

¬еличайша€ оперна€ дива и примадонна двадцатого столети€ была целеустремленной женщиной, бросившей вызов критике, оперным импресарио и публике своим безудержным восхождением к вершине музыкального мира.  огда она умерла в 1977 году, ѕьер-∆ан –еми, парижский оперный критик, сказал о ней: "ѕосле  аллас опера никогда не будет такой же, как раньше". Ћорд ’эрвуд, лондонский критик, описал ее как "величайшую исполнительницу нашего времени". ƒаже противники  аллас вынуждены были засвидетельствовать ее гениальность, признава€ ее значительное воздействие на мир оперы.  аллас и –удольф Ѕинг из нью-йоркского "ћетрополитен-ќпера" посто€нно конфликтовали в течение ее профессиональной карьеры (он активно выступал против нее), но и он сказал после ее смерти: "ћы не увидим больше подобную ей". Ёта страстна€ актриса была любима, обожествл€ема, ненавидима, почитаема и презираема, но никогда ее профессиональное мастерство не оставалось без внимани€ и не оставл€ло никого равнодушным. Ѕез сомнени€, она повли€ла на мир оперы больше, чем кака€-либо друга€ личность в двадцатом столетии, если не во все времена. ќна главенствовала в своей профессии в течение двенадцати лет и была выдающейс€ исполнительницей в течение двадцати.  аллас €вл€лась новатором и творцом как никто другой до или после нее благодар€ исступленной работе, моральным качествам, всепоглощающему стремлению к совершенству и несравненной маниакально-депрессивной целенаправленной энергии. Ёти качества были результатом детских мечтаний и кризисов, которые привели  аллас к ее посто€нным сверхдостижени€м в течение большей части ее взрослой жизни.

ћари€  аллас фотографи€
ћари€  аллас фотографи€

Ёта трагическа€ героин€ посто€нно играла выдуманные роли на сцене и, по иронии судьбы, ее жизнь стремилась превзойти трагизм ролей, которые она играла в театре. Ќаиболее известной партией  аллас была ћеде€ - роль, как будто специально написанна€ дл€ этой чувствительной и эмоционально непосто€нной женщины, олицетвор€ющей трагедию жертвы и предательства. ћеде€ пожертвовала всем, включа€ отца, брата и детей, ради залога вечной любви ясона и завоевани€ золотого руна. ѕосле такой самозабвенности жертвенности ћеде€ была предана ясоном так же, как  аллас была предана своим любовником, судостроительным магнатом јристотелем ќнассисом, после того как она пожертвовала своей карьерой, своим мужем и своим творчеством. ќнассис изменил своему обещанию женитьс€ и отказалс€ от ее ребенка после того, как он завлек ее в свои объ€ти€, что заставл€ет вспомнить судьбу, выпавшую на долю вымышленной ћедеи. —трастное изображение волшебницы ћарией  аллас потр€сающе напоминало ее собственную трагедию. ќна играла с такой реалистической страстью, что эта роль стала дл€ нее ключевой на сцене, а затем в кино. ‘актически, последним значительным выступлением  аллас была роль ћедеи в артистически разрекламированном фильме ѕаоло ѕазолини.

 аллас воплощала страстный артистизм на сцене, облада€ несравненной внешностью как актриса. Ёто сделало ее всемирно известной исполнительницей, одаренной от природы. ≈е изменчива€ индивидуальность заслужила ей у восхищенной, а иногда и озадаченной публики прозвища “игрица и ÷иклон  аллас.  аллас прин€ла глубокое психологическое значение ћедеи как своего alter ego, что становитс€ €сно из следующих строк, написанных как раз перед ее последним выступлением в 1961 году: "я видела ћедею так, как € ее чувствовала: гор€чую, внешне спокойную, но очень сильную. —частливое врем€ с ясоном прошло, теперь она раздираема страдани€ми и €ростью" (—таникова, 1987).

ћари€  аллас фотографи€
ћари€  аллас фотографи€

ћари€  аллас, подобно другим большим художникам, была блест€щей актрисой, она умела полностью вживатьс€ в сценический образ. —амое удивительное, что ее реальна€ жизнь была посто€нным воспроизведением сценических событий. ћеде€ использовала свое волшебство, чтобы найти ясона, и пожертвовала всем ради его верной любви и вечного счасть€.  аллас использовала свой талант дл€ воплощени€ детских мечтаний об артистическом совершенстве и пожертвовала всем дл€ своего греческого бога ќнассиса. Ёта трагическа€ личность была совершенной примадонной. ќна так сливалась со своими героин€ми, что буквально становилась ими. »ли она стала трагической личностью, отыскивающей роли, с которыми она могла бы себ€ отождествить и буквально, и эмоционально. ¬ любом случае  аллас была "трагической" ћедеей, даже несмотр€ на то, что она за€вила: "ћне нравитс€ роль, но не нравитс€ ћеде€". ќна была "целомудренной хранительницей искусства" в роли Ќормы, осужденной героини, котора€ предпочла умереть, но не причинить вред своему возлюбленному, несмотр€ на то что он предал ее. Ёто была любима€ роль  аллас. ќна была "безумной" Ћючией, которую принудили выйти замуж за нелюбимого человека. ќна была "покинутой" в "“равиате", где играла гонимую, оскорбленную и презираемую героиню. ќна была "страстной любовницей" в "“оске", где пошла на убийство ради своей истинной любви. ќна была "жертвой" в "»фигении".

ѕри чтении истории жизни  аллас становитс€ весьма очевидным, что эта женщина-ребенок была жертвой, прежде чем она сыграла какую-либо роль. Ёта исключительно талантлива€ дива стала трагически переплетатьс€ с персонажами, которых она изображала на сцене и в реальной жизни. —ходство существует и вне театра. Ѕольшинство людей получают то, что они "действительно" хот€т и станов€тс€ тем, чем они себ€ ощущают. ћари€  аллас - воплощение этого принципа. Ёмоционально скованна€ женщина искала то, чего она хотела от жизни, и создавала собственную реальность. ¬ыража€сь патетически, судьба ее была трагедией в жизни и в театре. ћаниакальна€ депресси€  аллас не знала никаких границ, и это сделало ее несравненным талантом на сцене и стало ее изначальной трагедией. ƒэвид Ћоу (1986) описывает ее личные и профессиональные трагедии: "ћари€  аллас имела сопрано, которое доводило публику до неистовства. ≈е вокальные и личные взлеты и падени€ были так же драматичны и экстравагантны, как судьбы оперных героинь, которых она играла".

ћари€  аллас фотографи€
ћари€  аллас фотографи€

»—“ќ–»я ∆»«Ќ»

—ссили€ —офи€ јнна ћари€  алогеропулос родилась в Ќью-…орке 2 декабр€ 1923 года. ≈е им€ было позже сокращено до ћарии  аллас из уважени€ к ее новой американской родине. —тарша€ сестра, ƒжекки, родилась в √реции в 1917 году, и мальчик по имени ¬ассилиос родилс€ на три года позже. Ѕазиль был любимцем матери, но заболел тифозной лихорадкой в возрасте трех лет и скоропостижно скончалс€. Ёта трагеди€ потр€сла семейство, особенно мать ћарии, ≈вангелию. ќтец неожиданно решил продать свою процветающую греческую аптеку и уехать в дальние кра€.  аллас была зачата в јфинах и родилась в Ќью-…орке через четыре мес€ца после приезда. ≈е отец √еоргес, амбициозный ловец удачи и предприниматель, сообщил своей жене, что они уезжают в јмерику за день до отъезда. ≈е мать страстно желала другого мальчика и отказывалась даже посмотреть на свою новорожденную дочь или прикоснутьс€ к ней в течение целых четырех дней. —естра ћарии, —инти€, на шесть лет старше, была любимицей матери к посто€нному огорчению ћарии.

ћари€  аллас фотографи€
ћари€  аллас фотографи€

ќтец ћарии открыл роскошную аптеку в ћанхэттене в 1927 году. ќна в конечном счете стала жертвой ¬еликой депрессии. ћари€ была крещена в возрасте двух лет в √реческой ортодоксальной церкви и выросла в адовой кухне ћанхэттена. —емейство переезжало дев€ть раз за восемь лет из-за посто€нного упадка в делах.  аллас воспринимали как чудо-ребенка. ќна начала слушать записи классических произведений в возрасте трех лет. ≈женедельно ћари€ ходила в библиотеку, но часто предпочитала классическую музыку книгам. ¬ детстве она хотела быть дантистом, а затем посв€тила все свое существование пению. ѕластинки с классическими запис€ми стали ее игрушками. ќна была чудо-ребенком, который начал брать уроки фортепиано в возрасте п€ти лет, а уроки пени€ - с восьми. ¬ дев€ть лет она была звездой концертов в общественной школе © 164. Ѕывший школьный товарищ говорил: "ћы были очарованы ее голосом". ћари€ знала " армен" в дес€тилетнем возрасте и была способна обнаружить ошибки в спектакл€х "ћетрополитен-ќпера", передаваемых по радио. ≈е мать решила компенсировать неудавшуюс€ собственную семейную жизнь с помощью талантливой ћарии и подталкивала ее к тому, чтобы она всеми силами добивалась совершенства. ќна записала ее дл€ участи€ в радио-шоу "Ѕольшие звуки любительского часа", когда ей было тринадцать лет, и кроме того, ћари€ ездила в „икаго, где зан€ла второе место в детском телевизионном шоу.

¬ шестилетнем возрасте ћари€ попала под машину на улице ћанхэттена, и ее протащило целый квартал. ќна была в коме в течение двенадцати дней и лежала в больнице двадцать два дн€. Ќикто не ожидал, что она выживет. Ёта ранн€€ травма, казалось, вдохнула в нее страстную решимость преодолевать все будущие преп€тстви€ в жизни и способность к об€зательным сверхдостижени€м во всем, что бы она ни пыталась сделать. ќна оправилась от этого раннего кризиса без видимых последствий.

ћари€  аллас фотографи€
ћари€  аллас фотографи€

 аллас позже вспоминала о своем детстве: "“олько когда € пела, € чувствовала, что мен€ люб€т". ¬ одиннадцать лет она слушала Ћили ѕанс в Ќью-йоркской "ћетрополитен ќпера" и предсказала: " огда-нибудь € сама стану звездой, большей звездой, чем она". » стала. ќдной из причин такого решени€ было ее маниакальное желание успокоить больное самолюбие. ≈е старша€ сестра ƒжекки всегда была любимицей ее матери. ѕо словам  аллас, "ƒжекки была красива, умна и общительна". —еб€ ћари€ видела толстой, уродливой, близорукой, неуклюжей и замкнутой. Ёто чувство собственной неполноценности и неуверенности привели  аллас к ее классическим сверхдостижени€м как к компенсации. ѕо словам мужа  аллас, Ѕатисты, ћари€ полагала, что ее мать украла у нее детство.  аллас сообщила репортеру в интервью: "ћо€ мать... как только осознала мое вокальное дарование, тут же решила сделать из мен€ чудо-ребенка как можно быстрее". ј затем добавила: "я вынуждена была репетировать снова и снова до полного изнеможени€". ћари€ никогда не забывала своего несчастливого детства, заполненного до краев т€желыми упражнени€ми и работой. ¬ 1957 году она рассказывала в интервью италь€нскому журналу: "я должна была учитьс€, мне запрещалось без какого-то практического смысла проводить врем€... ѕрактически мен€ лишили каких бы то ни было светлых воспоминаний об отрочестве".

Ћучшие дн€

ќснователь группы Boney M.
ѕосетило:8835
‘рэнк ‘ариан
¬иктор Ћ€гин. Ѕиографи€
ѕосетило:7235
¬иктор Ћ€гин
ќлег „угунов. Ѕиографи€
ѕосетило:141
ќлег „угунов

ћари€ посто€нно ела, пыта€сь восполнить едой отсутствие прив€занности к ней холодной, но требовательной матери и см€гчить свою незащищенность.  о времени достижени€ подросткового возраста она была п€ти футов и восьми дюймов ростом, но весила почти две сотни фунтов. ¬ этом смысле  аллас так и осталась на всю жизнь незащищенной, и в 1970 году призналась репортеру: "я никогда не уверена в самой себе, мен€ посто€нно гложут разнообразные сомнени€ и опасени€".

‘ормальное образование дл€ ћарии закончилось к тринадцатилетнему возрасту, когда она закончила восьмой класс манхэттенской средней школы. ¬ этот момент ее мать рассорилась с ее отцом, схватила двух девочек-подростков в охапку и отправилась в јфины. ћать ћарии использовала все св€зи семейства, чтобы попытатьс€ устроить ее дл€ продолжени€ образовани€ в престижной  оролевской музыкальной консерватории. “уда по традиции принимали только шестнадцатилетних, поэтому ћарии пришлось солгать относительно своего возраста, поскольку ей к этому времени было только четырнадцать лет. Ѕлагодар€ ее рослости обман прошел незамеченным. ћари€ начала учитьс€ в консерватории под руководством известной испанской дивы Ёльвиры де »дальго. ѕозднее  аллас скажет с большим теплом: "«а всю свою подготовку и за все мое художественное воспитание как актрисы и человека музыки € об€зана Ёльвире де »дальго" ¬ возрасте шестнадцати лет она завоевала первый приз в консерваторском выпускном конкурсе и начала зарабатывать деньги своим голосом. ќна пела в јфинском лирическом театре во врем€ ¬торой мировой войны, часто поддержива€ материально свою семью в течение этого лихорадочного периода. ¬ 1941 году, в дев€тнадцатилетнем возрасте, ћари€ пела свою первую партию в насто€щей опере, "“оска", за баснословную королевскую плату -шестьдес€т п€ть долларов.

ћари€  аллас фотографи€
ћари€  аллас фотографи€

ћари€ обожала своего отсутствующего отца и ненавидела мать. ќдин из ее друзей по школе вокала описывал мать ћарии как женщину, чем-то удивительно напоминающую гренадера, женщину, котора€ посто€нно "и толкала, и толкала, и толкала ћарию". ƒедушка ћарии, Ћеонидас Ћонтцаунис, отозвалс€ об отношени€х между ћарией и ее матерью вскоре после смерти последней следующим образом: "ќна [Ћиза] была амбициозной, истеричной женщиной, у которой никогда не была насто€щего друга... ќна эксплуатировала ћарию и посто€нно экономила, даже сама делала ћарии кукол. Ёто была насто€ща€ землечерпалка денег... ћари€ каждый мес€ц посылала деньги чеками своей сестре, матери и отцу. “ак вот ее матери всегда не хватало, она требовала все больше и больше".  аллас вспоминает: "я обожала моего отца" и при этом настойчиво обвин€ла в своих разочаровани€х в жизни и любви родную мать. ќна купила матери после турне по ћексике в 1950 году меховую шубу и распрощалась с ней навсегда. ѕосле тридцати лет она никогда ее больше не видела.

ѕ–ќ‘≈——»ќЌјЋ№Ќјя  ј–№≈–ј

 аллас возвратилась в Ќью-…орк из јфин летом 1945 года, чтобы добиватьс€ достойной ее карьеры. ќна не испытывала никакого страха, несмотр€ на личную неустроенность, и позже говорила о своем переезде в —оединенные Ўтаты и о разлуке с семьей и друзь€ми: "¬ двадцать один год, одна и без единого цента, € взошла в јфинах на корабль, отплывающий в Ќью-…орк. Ќет, € ничего не бо€лась." ќна встретилась со своим любимым отцом только дл€ того, чтобы узнать, что он живет с женщиной, которую она была не в силах переносить. ƒоказательством того, что  аллас всю жизнь была крайне вспыльчива, €вилась пластинка, разбита€ ею собственноручно на голове у этой женщины, после того как мачехе не понравилось ее пение.  аллас провела следующие два года, пробу€сь на роли в „икаго, —ан-‘ранциско и Ќью-…орке. Ёдвард ƒжонсон из нью-йоркского "ћетрополитен-ќпера" предложил ей ведущие партии в "ћадам Ѕаттерфл€й" и "‘иделио". „то касаетс€ участи€ в "Ѕаттерфл€й" ,  аллас вспоминает, что ее внутренний голос посоветовал ей отказатьс€ от роли. ќна самокритично признавалась: "я была тогда очень толстой - 210 фунтов.  роме того, это была не сама€ мо€ лучша€ роль." ћари€, никогда не колеблюща€с€, чтобы честно высказать свое мнение, объ€снила свое решение так: "ќпера по-английски звучит слишком глупо. Ќикто не воспринимает это всерьез." ("Life", 31 окт€бр€ 1955 г.) “ем временем

 аллас в Ќью-…орке подписала контракт на выступлени€ в ¬ероне, в »талии, в течение августа 1947 года, дебютировав в "ƒжиоконде". ¬ ¬ероне ею восхищалс€ маэстро “уллио —ерафин, который стал ее руководителем на следующие два года. ќн приглашал ее на роли в ¬енеции, ‘лоренции и “урине. —удьба вмешалась, и дала ћарии первый большой шанс, когда ведуща€ певица в беллиниевских "ѕуританах" заболела. —частливый случай сыграл свою роль, и ей предложили в качестве испытани€ колоратурную партию в опере.  аллас всегда имела экстраординарную пам€ть и потр€сла музыкальный мир, блест€ще выучив роль всего за п€ть дней.

 арьера  аллас продвигалась. »таль€нское оперное общество прин€ло ее, и она решила сделать »талию своим домом, местом, где она наконец была нужна и желанна. ¬ течение этого времени ее посто€нно осыпал знаками внимани€ и восхищени€ италь€нский промышленник, которого угораздило быть еще и фанатиком оперы - италь€нский миллионер ƒжиованни Ѕатиста ћенеджини. ќн был бакалавром и был на двадцать семь лет старше нее. ¬сегда порывиста€,  аллас вышла замуж за Ѕатисту меньше чем через год после знакомства - 21 апрел€ 1949 года. ќн был ее менеджером, руководителем и компаньоном в течение следующих дес€ти лет.

 аллас уже прин€ла об€зательство выступать в Ѕуэнос-јйресе, в јргентине, в течение 1949 года и оставила своего новоиспеченного мужа через день после бракосочетани€, чтобы закончить трехмес€чное выступление в "“еатро  олон". «атем она открыла сезон "Ќормой" в ћехико в 1950 году.  аллас была одинока в этой стране третьего мира, где она испытывала острую нехватку близких родственных или дружеских отношений. ќдиночество и неустроенность достигли апоге€, и она все врем€ ела дл€ достижени€ психологического комфорта. ¬ начале 50-х  аллас стала очень массивной, и ее вес начинал становитьс€ преп€тствием дл€ сценической карьеры. »похондри€ не знала никаких границ. ≈е письма были заполнены заверени€ми в одиночестве и страхе. ќна была посто€нно больна и ежедневно писала мужу: "я должна признатьс€, что € заболела в этой прокл€той ћексике с момента приезда. я не чувствовала себ€ хорошо ни единого дн€. " » позже: "я побила собственный рекорд - 8. 30 утра, а € все еще не могу заснуть. я думаю, что скоро сойду с ума здесь, в ћексике."

 аллас была раздражительна, угрюма и посто€нно больна фактически в каждом городе, где она пела. ќна была всегда своим самым строгим критиком, требу€ совершенствовани€, что приводило к борьбе со всеми директорами опер и с большинством актеров, с которыми она работала.  аллас дебютировала в "Ћа —кала", спев "јиду" в 1950-м. »менно здесь она была наконец признана бесспорным талантом.  аллас была печально известна как певица, игнорирующа€ традиционные шаги по лестнице успеха. ћари€ бессознательно решила, что она лучша€ и должна начинать с самой вершины, что раздражало женщин, которым приходилось годами боротьс€ за свой шанс, и все дл€ того, чтобы их обошла молода€ дебютантка. ѕозици€  аллас была такова: "»ли у вас есть голос, или у вас его нет, и если у вас он есть, вы сразу начинаете петь ведущие партии." ќна официально была прин€та в труппу "Ћа —кала" к открытию сезона 1951-го года в этом великом театре. Ёто побудило журнал "Life" дать ей самую высокую оценку, какую только можно дать оперной звезде: "≈е особое величие было достигнуто в давно забытых, музейных произведени€х, которые были вынуты из нафталина только потому, что наконец-то нашлось сопрано, которое может это спеть." » √овард “аубмэн из "New York Times" за€вил, что она вернула прежний блеск титулу примадонны.

  1952 году вокальный гений  аллас достиг пика. ќна пела "Ќорму" в  оролевской ќпере " овент √арден" в Ћондоне.  ак раз в это врем€ пресса начала издеватьс€ над ее огромными размерами и весом. Ќекий критик написал, что у нее ноги, как у слона. ќна была потр€сена и немедленно села на строгую диету и потер€ла сотню фунтов за восемнадцать мес€цев. ≈е муж рассказывал по секрету, что она заразила себ€ глистами, чтобы стимулировать потерю веса. Ёто подействовало. –удольф Ѕинг пригласил ее на три представлени€ "“равиаты" в "ћетрополитен-ќпера" в сезоне 1952/1953 г. ќна отказалась, потому что у ее мужа не было визы. Ёто обозлило Ѕинга и положило начало дес€тилетней вражде с человеком, которого вр€д ли  аллас стоило иметь в качестве врага. Ёта конфронтаци€ задержала ее дебют в јмерике вплоть до представлени€ "Ќормы" в „икаго 1 но€бр€ 1954 года.  аллас мгновенно стала сенсацией. Ѕинг признал себ€ побежденным в отношени€х с этой непосто€нной звездой и немедленно начал переговоры о ее выступлении в "ћетрополитен-ќпера" .

 аллас впервые спела ћедею в "Ћа —кала" в 1953 году, и ее трепетное исполнение принесло этой относительно мало известной опере огромный успех. ƒирижировал Ћеонард Ѕернстайн, и он был восхищен ее талантом. ќтносительно ее исполнени€ он сказал: "ѕублика была без ума.  аллас? ќна была чистое электричество." Ѕернстайн на всю жизнь стал другом и сторонником  аллас. Ѕинг подписал с ћарией контракт о ее дебюте в Ќью-…орке в "Ќорме" на открытии сезона 1956/1957 г.  аллас была блест€ща, но это заключалось прежде всего не в ее голосе или игре, а в ее стиле. Ѕернстайн сказал о ней: "ќна была не больша€ актриса, а великолепна€ индивидуальность." ƒраматическое чутье  аллас и ее искрометный сценический талант отличали ее, помогали ей мен€ть мир оперы. ≈е менеджер студии звукозаписи ƒжеймс ’интон подчеркивает сценическую жизненность ћарии: "“е, кто слышал ее только в записи... не могут вообразить общую театральную жизненность ее натуры.  ак певица она очень индивидуальна, и голос ее так необычен по качеству звучани€, что легко пон€ть, что не вс€кое ухо может услышать это." ("—овременна€ биографи€", 1956)

 аллас часто говорила: "я помешана на совершенствовании" и "я не люблю среднего пути". "¬се или ничего" было ее девизом.  аллас всю жизнь была трудоголиком и имела обыкновение говорить: "я работаю, поэтому € существую". ≈е приступы депрессии усиливались попытками похудеть и переутомлением, вызванными нервным напр€жением и ее этикой, заставл€вшей работать на износ. ќна непрерывно искала средства от болезни и нервного истощени€. ƒоктор  оппа увер€л ее: "¬ы здоровы. ” вас нет никаких отклонений, следовательно, вы не нуждаетесь в лечении. ≈сли вы больны, то это св€зано с вашей головой."

ѕосто€нные приступы болезни вынуждали  аллас отмен€ть многие представлени€. ≈е восторженна€, но непосто€нна€ публика упрекала ее за подобные отмены. Ѕританска€ пресса осудила "очередную забастовку  аллас" в середине п€тидес€тых, когда она была обманута администрацией "Ћа —кала" (было объ€влено, что она больна, в то врем€, как она пыталась исправить ошибку в программе, допущенную производственной компанией). «атем она была замешана в скандале в "Ћа —кала", когда оставила сцену после первого акта из-за болезни, в то врем€ как в зале находилс€ президент »талии. Ёто привело к судебным процессам и про€влени€м недовольства со стороны де€телей италь€нской сцены. √одами позже  аллас реабилитировали, но ее репутаци€ была испорчена.

 ак посто€нна€ шумиха, так и законные действи€ ожесточили  аллас. ќна была действительно эмоционально очень чувствительной женщиной-ребенком, на чем основывались многие ее профессиональные проблемы. »менно во врем€ этих деловых кризисов она в первый раз решила поставить личную жизнь выше искусства. ќна отменила выступление в опере —ан-‘ранциско 17 сент€бр€ 1958 года по болезни. ƒиректор  урт јдлер был разъ€рен и подал жалобу в јмериканскую гильдию музыкальных артистов, котора€ позже объ€вила ей выговор на судебном заседании. Ёти посто€нные сражени€ только укрепл€ли ее репутацию взбалмошной артистки, котора€ подобно Ќорме была в посто€нных конфликтах между своими св€щенными кл€твами и страстным желанием любви и поклонени€.  аллас говорила:

"ћы платим за эти вечера. я могу проигнорировать это. Ќо мое подсознание не может... я признаю, что бывают времена, когда кака€-то часть мен€ польщена высоким эмоциональным накалом, но вообще € не люблю ничего из этого. Ќачинаешь чувствовать себ€ осужденной... „ем больше у вас известности, тем больше ответственность и тем меньше и беззащитней вы себ€ чувствуете" ("Lowe", 1986).

ѕосле представлени€ "Ќормы" в –име в 1958 году ћари€ была представлена судостроительному магнату јристотелю ќнассису Ёльзой ћаксвелл, известной американской газетной фельетонисткой и устроительницей вечеров.  аллас и ее муж были приглашены на €хту јристотел€

" ристина", пользующуюс€ дурной славой, и с этого момента ее карьера отступила на второй план по сравнению с огромной потребностью в любви и прив€занности. Ёта ранима€ женщина была легкой добычей дл€ люб€щего земные радости, распутного ќнассиса. ѕодобно ћедее,  аллас не колебалась пожертвовать всем, чтобы удовлетворить свои романтические желани€. ѕосле романа с јристотелем  аллас дала только семь представлений в двух городах в течение 1960 г. и только п€ть представлений в течение 1961 г. ќна спела свою последнюю оперу, "Ќорму", в 1965 году в ѕариже, где она жила после того, как ее бросил ќнассис. ѕосле брака јристотел€ с ∆аклин  еннеди  аллас согласилась играть ћедею в кинофильме ѕьера ѕазолини в 1970 г. Ёто оказалось большое произведение искусства, но коммерческа€ неудача. »рони€ заключалась в том, что в своем последнем представлении она должна была играть роль, показывающую, как в зеркале, образ ее агонии и мучений.  аллас была отвергнутой женщиной, и было что-то пророческое в том, что ѕазолини выбрал ее на такую роль именно в тот момент, когда ее мучитель, ќнассис, умирал: "¬от женщина, в каком-то смысле сама€ современна€ из женщин, но в ней живет древн€€ женщина - странна€, мистическа€, волшебна€, с ужасными внутренними конфликтами" (ѕазолини, 1987)

ћ≈∆ƒ” —≈ћ№≈… »  ј–№≈–ќ…

—естра  аллас, ƒжекки, написала в биографии: "я отдала свою жизнь семье, ћари€ отдала свою жизнь карьере". ’от€ на самом деле  аллас сделала нечто совсем другое - она посв€тила жизнь освобождению от детских страхов неполноценности и ненадежности. ќна искала счасть€ и нашла его, реализовав мечту детства о пении. ќна говорила: "я хотела быть большой певицей," - и определ€ла собственную эмоциональную дисфункцию таким образом: она только тогда чувствовала, что ее люб€т, когда пела. Ёта движима€ эмоци€ми женщина вышла замуж за человека намного старше себ€, чтобы изжить комплекс Ёлектры (символическа€ влюбленность в отца), но также и ради стабильности как артистки. ќна никогда не брала фамилию ћенеджини, а носила собственное им€ в браке, подобно многим женщинам своего дела. ќна была всегда известна как  аллас, хот€ ƒжиованни Ѕатиста ћенеджини был ее приемным отцом, менеджером, руководителем, любовником и врачевателем.

ћенеджини был богатым италь€нским промышленником, который любил оперу и ћарию. ќн отча€нно боролс€ со своим семейством, которое восприн€ло дело так, будто корыстолюбива€ молода€ американка польстилась на его деньги. ќн оставил свою фирму, состо€вшую из двадцати семи фабрик: "Ѕерите все, € остаюсь с ћарией". ќн был преданным мужем, способствовал ее карьере и пыталс€ защищать ее от клеветников. ќна вышла за него замуж импульсивно. ќни были обвенчаны в католической церкви в 1949 году, несмотр€ на то что она принадлежала к √реческой ортодоксальной церкви. Ёто обернулось ахиллесовой п€той через одиннадцать лет, когда ÷ерковь отказала ей в разводе, чтобы она могла выйти замуж за ќнассиса.

¬ течение раннего периода ее брака с Ѕатистой  аллас часто заговаривала о возможности иметь ребенка и думала, что это могло бы избавить ее от многих физических недугов.  ажетс€, она никогда серьезно не рассматривала возможность семейной жизни с человеком настолько старше ее. Ѕатисте было значительно за 60, ей - за 30 в то врем€, когда она была наконец готова пожертвовать своей профессиональной жизнью дл€ улучшени€ личной. ” нее были романы, но ее привлекали люди театра вроде режиссера Ћукино ¬исконти и Ћеонарда Ѕернстайна, которые были гомосексуалистами ("Lowe", 1986). ѕосле того, как она встретила јристотел€ ќнассиса, ничто более не имело значени€, включа€ Ѕатисту. ќна говорила: " огда € встретила јристо, который был так полон жизни, € стала другой женщиной".

 аллас впервые встретила ќнассиса на балу в ¬енеции в сент€бре 1957 года, когда Ёльза ћаксвелл, искусна€ сводница, представила их друг другу. Ёльза была бисексуалкой, безрезультатно домогалась ћарии и решила утонченно отомстить, провоциру€ этих двух непосто€нных греков (—таникова, 1987). ¬ 1959 году врач предписал ћарии морской воздух. ќна и Ѕатиста прин€ли приглашение јристотел€ совершить круиз на печально известной €хте ќнассиса " ристина". »х злосчастный во€ж, который началс€ с ”инстоном „ерчиллем, √ари  упером, герцогиней  ентской и другими высокопоставленными особами, положил конец браку  аллас. ћежду двум€ греческими любовниками на борту €хты зав€залс€ бурный роман, который сокрушил оба их брака. ¬сегда реб€члива€,  аллас, когда Ѕатиста упрекал ее в скандальном романе, сказала: " огда ты видел, что у мен€ ноги подкашиваютс€, почему ты ничего не сделал?" ј всего за год до встречи с ќнассисом она говорила репортерам: "я не могла бы петь без него [ее мужа]. ≈сли € - голос, он -душа". “акова была привлекательность ќнассиса.

ѕо словам Ѕатисты, "ћари€ казалась более ненасытной, чем € когда-либо видел. ќна танцевала непрерывно, всегда с ќнассисом. ќна сказала мне, что море было роскошно, когда оно штормило. ќна и ќнассис были влюблены и танцевали за полночь каждый вечер и занимались любовью. ќнассис был только на дев€ть лет моложе, чем Ѕатиста. ’от€ ее муж и был миллионером и промышленником, он впоследствии был вежлив с космополитом ќнассисом. Ѕатиста говорил по-италь€нски и на ломаном английском, в то врем€, как ќнассис бегло говорил по-гречески, по-италь€нски, по-французски и по-английски. ќн имел миллиарды, а Ѕатиста - миллионы, и ќнассис тратил их легкомысленно, в то врем€ как Ѕатиста был бережлив. ќнассис устроил вечер в честь  аллас в знаменитом ƒорчестерском отеле в Ћондоне и засыпал отель красными розами. Ёто не было в духе ее консервативного мужа.  аллас была буквально повержена международным ловеласом.

ѕосле злосчастного рейса  аллас переехала в парижскую квартиру, чтобы быть возле ќнассиса. ќн развелс€ с женой, согласившись женитьс€ на  аллас, и покл€лс€ ей устроить насто€щую семью. ќна была в экстазе впервые в жизни, и в любви была подобна подростку в свои тридцать шесть лет. ќна фактически прекратила петь и посв€тила жизнь истинной любви. ќднако италь€нский католический брак с Ѕатистой мешал ее бракоразводным планам, и она смогла получить развод только через много лет. Ѕатиста использовал свое вли€ние на церковные круги, чтобы задержать развод, пока ќнассис не встретилс€ с ∆аклин  еннеди и не женилс€ на ней (ћенеджини, 1982; —таникова, 1987).

 аллас пожертвовала карьерой и браком дл€ ќнассиса, не получив взамен ничего, кроме многолетнего дешевого романа до и после его брака с ƒжекки. ќна забеременела от него в 1966 году, когда ей было сорок три. ќтвет ќнассиса был: "јборт". Ёто был приказ (—таникова, 1987). —начала она не думала, что это серьезно, пока он не сказал ей: "я не хочу ребенка от теб€. „то € буду делать еще с одним ребенком? ” мен€ уже есть двое."  аллас была сломлена. "ћне потребовалось четыре мес€ца, чтобы прийти в себ€. ѕодумайте, как бы наполнилась мо€ жизнь, если бы € усто€ла и сохранила ребенка." ƒруг и биограф  аллас Ќад€ —таникова спросила ее, почему она поступила так? "я бо€лась потер€ть јристо". »рони€ в том, что когда посыльный ќнассиса прибыл с сообщением о его свадьбе с ∆аклин  еннеди, ћари€ сказала ему пророчески: "ќбратите внимание на мои слова. Ѕоги будут справедливы. ≈сть на свете правосудие." ќна была права. ≈динственный сын ќнассиса трагически погиб в автокатастрофе вскоре после аборта  аллас, а его дочь  ристина умерла вскоре после смерти ќнассиса в 1975 году.

ћари€ сообщила журналу "Woman's Wear Daily" пo поводу свадьбы ќнассиса и ƒжекки: "—начала € потер€ла вес, потом € потер€ла голос, а теперь € потер€ла ќнассиса".  аллис даже предприн€ла попытку самоубийства в парижской гостинице. ќнассис непрерывно осаждал ее после своего сенсационного брака с ƒжекки. ќн имел наглость за€вить ей, что разведетс€ с ƒжекки, чтобы женитьс€ на ней, и она была достаточно несчастна, чтобы поверить ему.  огда ќнассис умер в марте 1975 года, она сказала: "Ќичего больше не имеет значени€, потому что ничего никогда не будет так, как было... Ѕез него." Ёта талантлива€ женщина пожертвовала и карьерой, и браком - совсем как ћеде€ - ради своего греческого любовника. ѕодобно ћедее,  аллас потер€ла все. ≈е собственные личные потребности в семье и друге никогда не были удовлетворены. ќна закончила свои дни в парижской квартире с двум€ пудел€ми - вместо детей.

 аллас сообщила лондонскому журналу "Observer" в феврале 1970 года, что самым важным в ее жизни была не музыка, хот€ этот комментарий был сделан после того, как ее карьера была окончена. ќна сказала: "Ќет, музыка - не сама€ важна€ вещь в жизни. —ама€ важна€ вещь в жизни - общение. Ёто то, что делает человеческие трудности терпимыми. » искусство - наиболее глубокий путь общени€ одного человека с другим... любовь более важна, чем любой артистический триумф."

—транно, что мы поклон€емс€ тому, что быстротечно и недоступно, и игнорируем то, что легко и доступно. ћари€ покорила мир оперы и более не находила это важным, но потерпев поражение в романтической любви, превозносила этот деликатный момент своей жизни. ќна никогда не ценила любовь или семью во врем€ своего лихорадочного восхождени€ к вершине как признанна€ международна€ оперна€ звезда. ј когда она пон€ла, что €вл€етс€ истинными жизненными ценност€ми, они уже были недоступны дл€ нее. ќна пожертвовала всем дл€ своей профессиональной жизни и отрицала важность личной жизни, а затем она пожертвовала своей профессией дл€ ќнассиса только дл€ того, чтобы потерпеть неудачу в обеих област€х.

∆»«Ќ≈ЌЌџ≈  –»«»—џ

Ётому не по летам развитому чудо-ребенку на роду были написаны непри€тности со дн€ ее зачати€ в јфинах, в √реции. ≈е родители потер€ли любимого сына, ¬ассилиоса, умершего от тифозной лихорадки только за год до зачати€ ћарии. —емейство все еще было в трауре, когда мать пон€ла, что она беременна. ≈вангели€ была поглощена мысл€ми о другом мальчике.  огда ћари€ родилась в Ќью-…орке через дев€ть мес€цев, мать отказалась смотреть или трогать ее в течение четырех дней, потому что она была девочкой и не была заменой дл€ любимого потер€нного сына. Ќе слишком идеальное начало жизни дл€ любого человека. ћари€ никогда не забывала этого раннего отторжени€ и отплатила за него, когда в 1950 году она сказала матери "прощай" и никогда больше не разговаривала с ней.

¬ возрасте шести лет ћари€ попала в автокатастрофу в Ќью-…орке. ¬рачи ожидали, что она умрет. √азеты упом€нули о ней как об "удачливой ћарии". »менно вскоре после выздоровлени€ ћари€ стала одержима музыкой. “ака€ одержимость после эпизода, чуть не закончившегос€ трагически, знакома нам по биографи€м больших творческих гениев. ќни пытаютс€ придать смысл жизни, котора€ была под угрозой. —осто€ни€ при травмах создают плодородную почву дл€ запечатлени€ бессознательных образов в психике. ¬озможно, это и случилось со всегда у€звимой ћарией. ќна пережила эту почти трагедию и стала поглощена идеей совершенствовани€. Ќеобходимость сверхдостижений, очевидно, происходила из этого травматического периода ее жизни.

—ледующа€ встреча ћарии с кризисом произошла, когда ее отец потер€л свой бизнес в период ¬еликой депрессии, и из-за финансовых непри€тностей семьи ее мать предприн€ла попытку самоубийства. ≈вангели€ находилась в больнице Ѕеллевю, в то врем€ как отец заботилс€ о дет€х.  рестный отец  аллас, доктор Ћонтцаунис, сказал о ее матери: "ќна, веро€тно, была сумасшедша€." Ётот инцидент произошел в период формировани€ ћарии, в возрасте от семи до одиннадцати.

ƒругой серьезный кризис произошел после того, как ћари€ с семьей переехали в јфины. ќна жила и пела в јфинах, когда нацисты захватили √рецию в 1940 году в начале ¬торой мировой войны. ћари€ была совсем подростком в то врем€, и семь€ стала голодать из-за многочисленных сражений во врем€ оккупации. "ћари€ буквально питалась из мусорных баков в течение войны", согласно Ќаде —таниковой, ее биографу (1987). "ћари€ считала св€тотатством выбросить кусок хлеба даже тогда, когда она была богатой, из-за своего опыта военного времени". ≈е гурманские оргии сразу после войны представл€ютс€ последствием ее голодани€.   концу войны, в 1944 г., ћари€ рассказывала о том, как она бежала пр€мо поперек направлени€ заградительного ружейного огн€. ќна приписала свое спасение "божественному вмешательству".  аллас была очень религиозна всю жизнь и верила в оккультную сторону вещей, броса€ вызов логике.

 аллас удовлетворила свои эмоции и аппетит в послевоенные годы и очень располнела. ¬ес ћарии колебалс€ между 200 и 240 фунтами в период ее дебюта. √олодание в военное врем€ вылилось в гурманские оргии, которые продолжались семь лет. ¬ попытке сдержать свой растущий вес она стала есть только овощи, салаты и изредка - м€со, даже прибегла к заражению глистами, чтобы снизить вес в 1953 году. ќна потер€ла почти 100 фунтов за полтора года, став стройной - 135 фунтов при росте 5 футов 8 дюймов. ќна прошла через психологическую метаморфозу типа проанализированной в "ѕсихокибернетике" ћаксвелла ћальца. ≈е индивидуальность изменилась вместе с ее телом. Ѕатиста говорил: "≈е психика подверглась решительному изменению, которое, в свою очередь, повли€ло на ее дальнейший образ жизни. ќна казалась другой женщиной с другой индивидуальностью".  аллас стала внезапно более известна в течение этого периода из-за ее драматической потери веса, чем из-за голоса.

ƒќћ»Ќ»–”ёўјя „≈–“ј ’ј–ј “≈–ј » ”—ѕ≈’

Ќеуверенность  аллас была движущей силой ее успеха. јльфред јдлер проповедовал, что все люди борютс€ за совершенствование и превосходство, чтобы справитьс€ с чувством неуверенности и неполноценности. ћари€  аллас могла бы служить нагл€дным подтверждением теории јдлера. ќна была борцом за совершенство, трудоголиком в попытке преодолеть ее глубоко спр€танную неуверенность. ќна сверхкомпенсировала в фрейдистском смысле сублимации и использовала свои слабости, чтобы стать самой великой оперной певицей двадцатого столети€.  ак? ќна использовала свое нав€зчивое совершенствование и нетерпение, чтобы изменить манеру пени€ в опере. ќна создала сценический образ, который поставил ее отдельно от всех, кто когда-либо пел арии. ќна не бо€лась быть непохожей и использовала интуитивные силы, чтобы знать, что наиболее соответствует данному моменту.  ак сказал »в —ен-Ћоран, "она была дива из див, императрица, королева, богин€, колдунь€, работ€ща€ волшебница, короче говор€, божественна€."

¬ опере у ћарии  аллас нет никаких исторических параллелей. Ёнрико  арузо стоит ближе всего как исполнитель-мужчина, гипнотизировавший публику в начале двадцатого столети€. ќднако втора€ половина столети€ принадлежала  аллас. ƒавид √амильтон написал в "Ёнциклопедии ћетрополитен-ќпера" в 1987 году: "«а что ни бралась  аллас, она все делала по-новому, путем комбинации ресурсов воображени€ и по-насто€щему интенсивной работы." ќн говорил: "Ќи один голос еще не звучал с таким театральным характером". ћэри √амильтон написала о  аллас: "Ќаличие каждого признака голоса оперного певца - огромный диапазон (до верхнего ми-бемоль), экстраординарна€ сценическа€ внешность, красочна€ лична€ жизнь". Ќелюбители оперы были побеждены ее спектакл€ми. Ёльза ћаксвелл сказала о ней: " огда € загл€нула в ее удивительные глаза - блест€щие, прекрасные и гипнотические - € пон€ла, что она экстраординарна€ личность."

 аллас всегда искала решение своих проблем вне себ€ (снаружи), даже если фактические решени€ были внутри. —ами качества, которые выдвинули ее как необыкновенно знаменитую диву и примадонну, были такого рода, что, использу€ их должным образом, можно было бы решить ее личные проблемы. ќна так никогда и не узнала этого, и продолжала жить, вечно стрем€сь к совершенству. ≈е импульсивное, нетерпеливое и настойчивое стремление к совершенствованию подн€ло ее к вершинам профессии. Ќерушима€ этика работы создала существо, имевшее целью только превосходство. Ќо эти черты характера также привели ее к болезни и в конечном счете послужили причиной дл€ потери большого количества друзей и знакомых. ќна была авторитетом во всем, что бы ни делала, и поражала воображение слушателей почти на каждом €зыке. ≈е мастерское владение английским, греческим, италь€нским, испанским и французским сделали ее необычайной артисткой. ќна гипнотизировала на сцене, очаровывала своей личностью и воспринимала это все как побуждение к тому, чтобы стать самой лучшей. —тоила ли игра свеч?  аллас думала, что да.

 –ј“ »≈ ¬џ¬ќƒџ

Ёнрико  арузо €вилс€ квинтэссенцией оперной звезды-мужчины начала двадцатого столети€, а ћари€  аллас унаследовала его власть над публикой на 50 лет позже, став самой обожествл€емой дивой театра. Ёта примадонна с бурным характером была известна под именами, которые ей дала пресса: ÷иклон  аллас, ”раган  аллас, “игрица, ƒь€вольска€ ƒива. ≈е прозвища рассказывают историю этой спорной и очень талантливой артистки.   счастью, выступлени€ ћарии сохранены на пленке и видеозаписи дл€ потомков. ќна получила новое рождение благодар€ фильму "‘иладельфи€", сделанному в 1994 году. —уммы, выручаемые от продажи ее пластинок, составл€ли миллион долларов ежегодно. Ёта попул€рность поддерживала ее имидж мученицы и трагической героини. ќна - творческа€ мечтательница, потому что она изменила свою профессию больше, чем люба€ друга€ женщина в истории. ≈е достоинства обеспечили ей место в пам€ти потомков как одной из наиболее новаторских и творческих индивидуальностей, украшавших профессиональную сцену. ћари€ начинала, не име€ ничего, кроме восьми классов образовани€ и воли к тому, чтобы быть самой лучшей, и закончила, будучи мировым лидером в своей профессии в течение 15 лет. ќна признана самой лучшей в своей эпохе, а некоторые считают, что и во все времена.

“рагеди€ этой женщины в том, что она всегда была окружена проблемами, исход€щими от ее изначальной неуверенности. ќна была достаточно склонна к самоанализу, чтобы видеть это в себе, и говорила так: "Ёто всегда было так, при каждом важном повороте в моей карьере... я всегда должна была оплачивать свои триумфы немедленно об€зательно, печалью или физической болезнью" ("Oggi", 1957).

 аллас остро чувствовала у€звленность судьбой, и иронию этого утверждени€ мы видим даже в ее смерти. ќна умерла внезапно и таинственно в своей парижской квартире в относительно молодом возрасте п€тидес€ти четырех лет. ≈е завещание не было найдено, что наводит на размышлени€ о причинах ее смерти. »рони€ в том, что два ее злейших в мире врага унаследовали ее состо€ние, составл€вшее 12 миллионов долларов. »ли она не оставила завещани€, или оно было скрыто каким-то лицом, имевшим дл€ этого причины, как предполагали некоторые, но ее состо€ние было присуждено бывшему мужу Ѕатисте и матери ≈вангелии. ќбоим было за восемьдес€т, и они пережили ћарию, чтобы унаследовать ее богатство.

Ёта женщина, добивавша€с€ совершенства, достигла самой вершины оперного мира из-за бескомпромиссного стремлени€ к превосходству во всем, что она делала. ќна изменила мир оперы и сделала это со вкусом и элегантностью. Ќачав с нул€, она преобразовала свою слабость - вулканический темперамент - в положительную силу, украсив сцену, как никака€ друга€ женщина в истории. ≈е специфическим вкладом в творческую гениальность и новшеством была ее интуитивна€ чувствительность к прекрасному.   сожалению, дл€ мира оперы артистка умерла раньше женщины. 16 сент€бр€ 1977 года, когда умерла женщина, средства массовой информации объ€вили: "√олос столети€ замолчал навсегда". ќна вернула оперу театральному искусству и, умерев театрально, играла как драматическа€ актриса до самого конца.

Ѕожественна€ ћари€  аллас
Sergeiv 13.04.2006 08:52:26
—пасибо за интересную статью о великой женщине ћарии  аллас. ѕервый раз € услышал ее лет 35 назад еще на пластинке, но тогда не оценил ее исполнени€. Ќесколько мес€цев назад € переписал ее диск у моего знакомого. — тех пор € почти каждый день его слушаю. Ќи разу € не слушал его без внутреннего волнени€. ≈ще раз убеждаешьс€ в том, что великое произведение искусства трогает душу при каждом соприкосновении с ним. Ѕогатый (к этому страстному и очень женственному голосу не подходит слово "мощный"), м€гкий, теплый тембр звучит в ушах и после ее исполнени€. ѕервое врем€ когда € ее слушал мен€ переполн€ли эмоции: хотелось плакать, радоватьс€ и почему-то было стыдно за себ€. я никогда не пытал слабость к женским голосам, по крайней мере к сопрано, но ћари€  аллас с ее сопрано, меццо-сопрано резко изменила это мое отношение. ќчень признателен ¬ам за статью и фотографии. —ергей.
P.S.
1. ¬ заголовке ¬ы написали "Maria Kallas" а не "Maria Callas"
2. –еклама - это, конечно, здорово, но перед такой статьей слова
"–емонт холодильников Ќорд
ѕереработка и консервирование картофел€"...

ћари€  аллас
»рина 04.08.2007 01:32:35
я согласна с автором статьи в том, что при обращении к талантливому психологу,  аллас могла бы изменить свою жизнь в лучшую сторону. Ќо была бы она тогда той  аллас, которую мы знаем? —уть в том,что ћари€  аллас €вл€лась уникальной неподражаемой частью оперного искусства. ќна единственна€ возродила старинное италь€нское искусство бельканто.  аллас была великой трагической актрисой (в духе великой Ўредер-ƒевриент), но при этом была новатором в оперном искусстве. » мне кажетс€, ћарию  аллас нужно рассматривать только со стороны ее вклада в оперу.

¬елика€ певица
tenorediforza 26.08.2009 04:55:58
ћари€  аллас была поистине величайшей певицей,личностью,женщиной.ќна отдала себ€ полностью миру искусства.—ветла€ пам€ть ей на все времена.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

јлла Ћарионова: ∆изнь как в сказке?
ѕосетило:20203
јлла Ћарионова
—амый молодой ћаршал —оветского —оюза
ѕосетило:10474
ћихаил “ухачевский
ќснователь модного дома УKarl LagerfeldФ
ѕосетило:11058
 арл Ћагерфельд

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru