Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

јлександр “аиров

   /   

Alexandr Tairov

   /
             
‘отографи€ јлександр “аиров (photo Alexandr Tairov)
   

ƒень рождени€: 06.07.1885 года
ћесто рождени€: –омны, , ѕолтавска€ губерни€ ,–осси€
ƒата смерти: 25.09.1950 года
–осси€
¬озраст: 65 лет

√ражданство: –осси€

 амерный театр

театральный режиссер, основатель и руководитель  амерного театра

 амерный театр открылс€ в ћоскве в 1914 году спектаклем Ђ—акунталаї  алидасы. “еатр располагалс€ в помещении нынешнего ћосковского драматического театра им. ј.—. ѕушкина, что на “верском бульваре. ќснователь и руководитель театра Ч јлександр яковлевич “аиров (1885-1950). “еатр был закрыт в 1950 году, значительна€ часть труппы вошла во вновь организованный ƒраматический театр им. ј.—. ѕушкина.

20.10.2006

ј.я. “аиров начал работу в театре в 1905 году как актер. ”же в следующем году он был приглашен актером в театр ¬.‘.  омиссаржевской. ѕозже играл в театрах ѕетербурга, –иги, три года прослужил в Ђѕередвижном театреї ѕ.ѕ. √айдебурова, где и начал свою режиссерскую де€тельность. ¬ 1913 году вступил в труппу Ђ—вободного театраї под руководством  .ј. ћарджанова, где поставил спектакли Ђ∆елта€ кофтаї ’езельтова-‘юрста и пантомиму Ђѕокрывало ѕьереттыї Ўницлера. ¬ 1914 году вместе с јлисой  оонен и группой актеров открывает  амерный театр, с которым св€зана вс€ его дальнейша€ творческа€ жизнь.

“аиров Ч один из крупнейших режиссеров-реформаторов театрального искусства XX века. —вой  амерный театр он назвал Ђтеатром эмоционально-насыщенных формї, тем самым противопоставив его как принципам Ђусловного театраї, провозглашенным ¬.Ё. ћейерхольдом, так и натуралистическому и реалистическому театру.

“аиров стремилс€ к изощренному актерскому и режиссерскому мастерству, к романтическому и трагедийному репертуару, к сюжетам легендарным и поэтическим, к изображению сильных чувств и больших страстей. ѕервым своим спектаклем Ђ—акунталаї он и за€вив о своей творческой платформе. ѕрограммными спектакл€ми этого первоначального периода были также Ђ∆енитьба ‘игарої Ѕомарше, Ђѕокрывало ѕьереттыї Ўницлера, Ђ‘амира  ифаредї ». јнненского, Ђ—аломе€ї ”айльда.

 амерный театр “аирова можно со всем основанием отнести к театру эстетическому Ч все принципы эстетического театра в его постановках были осуществлены с максимальной полнотой, а многие из них переосмыслены. ќснову самодовлеющего и €ркого театрального искусства “аиров видел в актере. ј сами его представлени€ об актере опирались на сохранившиес€ в театральном предании сведени€ об актере Ђэпохи расцвета театраї.

¬се средства театральной выразительности были подчинены режиссером его представлению об этом особенном специфическом актерском искусстве. »менно этим театр “аирова отличалс€ от Ђусловного театраї, каким он сложилс€ в начале века Ч в Ђусловном театреї актер был Ђмарионеткойї режиссера, его искусство было подчиненным Ђидееї, музыке, изобразительным началам театра и т.д. “аиров исходил из того, что актер и его тело Ч реальны, а совсем не условны. Ќо из этого не следовало, что “аиров создает реалистический театр Ч он говорит о Ђнеореализмеї, то есть не о жизненном реализме, но о реализме искусства. ¬се составные театра Ч музыка, декораци€, литературное произведение, костюм Ч должны, прежде всего, по его мнению, служить актеру дл€ наибольшего раскрыти€ именно его мастерства.

Ћитературна€ драма дл€ “аирова была источником, но не самоценным произведением. »менно на ее основе театр и должен был создать Ђсвое, новое, самоценное произведение искусстваї. ¬се и вс€ должны были стать слугами актера.

¬  амерном театре была произведена еще одна реформа, св€занна€ с устройством сцены. “аиров считал, что в обычных спектакл€х существовало противоречие между трехмерным телом актера и двухмерностью декорации. ј потому  амерный театр строит объемные пространственные декорации, цель которых Ч предоставить актеру Ђреальную базу дл€ его действи€ї. ¬ основу декораций положен принцип геометрический, так как геометрические форсы создают бесконечный р€д всевозможных построений. ƒекораци€ театра всегда словно Ђизломанаї, она состоит из острых углов, возвышений, разнообразных лестниц Ч тут дл€ актера открываютс€ большие возможности дл€ демонстрации ловкого владени€ своим телом. ’удожник в  амерном театре становитс€ строителем вместо привычного живописца. »так, спектакли  амерного театра Ч это Ђтеатральна€ жизнь, с театральной обстановкой, с театральными декораци€ми, с театральными актерамиї.

≈стественно, что от актера такого театра требуетс€ блест€щее владение техникой роли Ч внешней и внутренней. “аиров создал свой ритмико-пластический стиль актерской игры. ќбраз, создаваемый актером, должен был рождатьс€ в период поисков, он должен формироватьс€ пут€ми Ђтаинственными и чудеснымиї, прежде чем закрепитьс€ в своей окончательной форме. јктеры театра словно Ђтанцевалиї свою роль в согласии с ритмом спектакл€, словно пропевали слова.

Ћучшие дн€

√енерал от инфантерии
ѕосетило:9145
Ћавр  орнилов
—екс-символ российского кино или несчастный семь€нин?
ѕосетило:4982
Ќиколай  рючков
—ама€ пожила€ олимпийска€ чемпионка
ѕосетило:3558
Ћиди€ ¬идеман

¬ спектакле Ђѕринцесса Ѕрамбиллаї по сказке √офмана текст пьесы был пересоздан во врем€ репетиции, он был переработан согласно намерени€м театра. ƒекорации спектакл€ не обозначали никакого конкретного места, но были €ркими, красочными и фантастическими. –азнообразие красок обрушивалось на зрител€, как и бесконечна€ изломанна€ лини€ сценической площадки Ч она образовывала то лестницы, то балконы, то выступы. Ќа сцене присутствовала €рка€ и празднична€ толпа, а актер в спектакле был и акробатом, и певцом, и танцором. ¬се в этом спектакле было в движении, все было рассчитано на эмоциональное воспри€тие зрител€. ј сам сюжет пьесы, собственно, отступил на второй план. —пектакль был бурным и веселым, шумным и эффектным. Ѕорьба театра Ђпротив мещанства в жизни, Ч писал “аиров, Ч сузилась до борьбы против мещанства лишь на театре... —ценическую площадку мы стали рассматривать как Ђмир в себеїї.

¬ другой постановке “аирова, Ђ‘едреї, которую прин€то считать одной из лучших, была заметна нека€ строгость и скупость в сравнении со сказочным миром гофмановской сказки. ¬се было строго, сдержанно, волнующе. ¬нешний рисунок спектакл€ оставалс€ динамичным, но это была не динамика весель€, а тревоги. “еатральный жест у актеров передавал их эмоции. —ама сцена напоминала античный дворец (колонны, выступы, рельеф оформлени€), и на этом фоне металась и терзалась от любви ‘едра. ‘едра словно бы возвращала в XX век трагическую актрису ƒревней √реции. “еперь “аиров говорит о Ђтеатре эстетического реализмаї.

ќба этих спектакл€ были поставлены “аировым после революции, которую он прин€л. Ќо путь его был, конечно же, достаточно труден, ибо после прошедших в экспериментальных и упоительно-стихийных театральных поисках начала 20-х годов  амерный театр начинают критиковать (в том числе и ј.¬. Ћуначарский), обвин€ть в воинствующем эстетизме, несовместимом с революционными идеалами эпохи.

¬ первые послереволюционные годы театр по-прежнему продолжает считать, что свои сценические эмоции актер должен брать Ђне из подлинной жизни, но из сотворенной жизни того сценического образа, который из волшебной страны фантазии вызывает актер к его творческому бытиюї. –епертуар театра таким и был Ч далеким от вс€кой революционной действительности. “еатр стремилс€ не к вызыванию в публике социальных эмоций, но к пробуждению в ней Ђчистыхї театральных эмоций.

¬ообще же, в это врем€ создание реалистической или бытовой драмы и спектакл€ дл€ многих казалось невозможным. Ќевозможно потому, что быт Ђреволюционной эпохиї быстро мен€лс€, находилс€ в м€тущемс€ посто€нном движении, не имел законченных форм. ¬ дискуссии на эту тему прин€ли участие практически все крупные театральные де€тели того времени. » многие полагали, что нова€ драма, отражающа€ врем€, будет возможна только тогда, когда быт примет Ђостывшие формыї, как, собственно, и сама жизнь.

“аиров тоже прин€л участие в дискуссии Ч он пишет книгу Ђ«аписки режиссераї (1921). ќн зан€л крайнюю позицию в вопросе о Ђреволюционном бытеї. ќн по-прежнему считал, что театр должен уносить зрител€ от окружающей его действительности в мир фантазии, Ђв чудесные страны ”рдараї. ¬ыступа€ на одном из диспутов, чрезвычайно распространенных в те годы, “аиров оп€ть подчеркнул свое резко отрицательное отношение ко вс€ким попыткам ввести на сцену материал сегодн€шней революционной действительности. Ђ≈сли должны быть на сцене коммунисты, Ч за€вил он с трибуны, полемизиру€ с ћейерхольдом, Ч то получаетс€ сли€ние театра с жизнью, перенесение театра в жизньї. » заключил: ЂЁто Ч гибель театраї.

ќднако пройдет дес€ть лет и тот же “аиров поставит Ђќптимистическую трагедиюї ¬с. ¬ишневского. », конечно же, в этом спектакле не будет никакой гофмановской фантастической Ђстраны ”рдараї, а возникнет вполне реальна€ обстановка революционного времени, а главна€ артистка театра јлиса  оонен сменит стилизованную одежду своих прежних героинь на кожаную куртку комиссара времен гражданской войны. “ак что тезис о Ђнесценичности и нетеатральностиї революционной действительности теперь воспринималс€ как курьез. Ќо тогда, в начале 20-х годов, очень многие де€тели театра, вплоть до тех, кто отстаивал принципы реализма, относились к Ђреволюционной действительностиї примерно так же, как и эстет “аиров.

ƒл€ самого “аирова вопрос Ђо признании революцииї был решен хот€ бы и тем, что его  амерный театр в канун революции буквально погибал экономически Ч сборы были крайне малы, средств на поддержку театра почти не было. Ќова€ (революционна€) власть дала ему деньги, сделала театр государственным, и даже некоторое врем€ он был введен в группу Ђакадемических театровї. Ќо, тем не менее, вопрос об эстетически дозволенном каждый режиссер должен был решать сам Ч дл€ “аирова эта граница находилась на весьма большом отдалении от того, что было материалом живой и реальной жизни.

¬ 1917-1920 годах “аировым были поставлены Ђ ороль јрлекинї Ћотара, пантомима ƒебюсси Ђящик с игрушкамиї, Ђќбменї и ЂЅлаговещениеї  лодел€, Ђјндриенна Ћекуврерї —криба. »з этих спектаклей только один надолго сохранилс€ в репертуаре театра Ч это Ђјндриенна Ћекуврерї, в котором главную роль проникновенной сыграла ј.  оонен, создав лирико-трагедийный образ. Ќаиболее полнокровные художественные образы в спектакл€х Ђ‘едраї, Ђ осмата€ обезь€наї, ЂЋюбовь под в€замиї ќТЌила были созданы также ведущей актрисой театра Ч јлисой  оонен. “еатр по-прежнему €вл€етс€ Ђсинтетическимї в том смысле, что ставит самые разнообразные по стилю спектакли Ч тут и героика высокой трагедии, тут и буффонады, оперетты, здесь и гофмановска€ фантастика и эксцентрика.

¬ театре в 20-е годы, как и во многих других, утверждаетс€ жанр спектакл€-обозрени€, который был гораздо ближе к современности, чем другие постановки театра. ¬ дальнейшем приемы оперетты и обозрени€ соединились в социально-заостренном спектакле Ђќпера нищихї Ѕрехта и ¬ейл€ (1930) Ч это был первый опыт воплощени€ на советской сцене драматургии Ѕрехта.

“еатр, конечно же, был вынужден ставить на сцене и современную советскую драматургию. Ћучшим спектаклем из р€да советских пьес стала Ђќптимистическа€ трагеди€ї ¬с. ¬ишневского. ≈стественно, тут столь знакомый публике дух трагедии, присутствующий в спектакл€х  амерного театра, был Ђпереосмысленї в сторону насыщени€ его революционной героикой.

“еатр ставит современных драматургов, но его наиболее интересными спектакл€ми остаютс€ иные постановки. “ак, постановка Ђ≈гипетских ночейї (1934) состо€ла из фрагментов одноименного произведени€ ѕушкина, Ђ÷езар€ и  леопатрыї Ўоу, Ђјнтони€ и  леопатрыї Ўекспира. ќдним из лучших спектаклей этого периода стала постановка Ђћадам Ѕовариї по одноименному роману ‘лобера, который приветствовала советска€ критика, ибо в нем на Ђпервый план была выдвинута тема гибели человека в чуждой ему меркантильно-буржуазной средеї.

¬ 1944 году “аиров ставит ЂЅез вины виноватыеї ќстровского. —пектакль был строго выдержан в одном стиле, как и подобает большому мастеру. «амысел “аирова не был лишен новизны. ќн отказалс€ играть ќстровского в приемах бытовых, он не играл и мелодраматизма, как это часто делали в театре, разыгрыва€ драму матери, потер€вшей сына в его юные годы и вновь его обретшей. ¬  амерном театре не играли драму ќстровского как чисто личную драму  ручининой. Ёту роль прежде играли великие актрисы (≈рмолова и —трепетова), кажда€ из них, властительница дум своего времени, давала трагичное и глубоко индивидуальное воплощение образа  ручининой, но обе они играли большое страдание за всех, кого жизнь сломала, кто и сам себ€ искалечил духовно и нравственно. Ёта пьеса ќстровского вообще была самой ходовой в репертуаре театра 20-40-х годов. ≈е ставили всюду и посто€нно. ¬ середине 40-х годов был создан кинофильм с јллой “арасовой в главной роли.

“аиров поставил перед собой задачу освободить пьесу ќстровского от бытовых и мелодраматических штампов. ќн ставил трагедию в духе своеобразного неоклассицизма. —пектакль был пластически изыскан, строгими и холодноватыми были его мизансцены, скупыми движени€ исполнителей. ¬ центре спектакл€ сто€ла јлиса  оонен Ч она создала образ русской актрисы, бросающей вызов лицемерному обществу, всем самодовольным и жалким ремесленникам от искусства. Ёто была горда€ и одинока€ в своем страдании женщина-актриса. ќна играла порывисто, передава€ быстрыми и нервными движени€ми все свое отча€ние, страдание, отчуждение от окружающего. » хот€ критики говорили о реалистическом образе  ручининой, все же и здесь  оонен сохран€ла св€зь с сыгранными ей раньше героин€ми в условно-театральной манере: ЂЌа какое-то мгновение в ее игре возникал декоративный жест, обдуманна€ скульптурна€ поза, поворот головы, словно предназначенный дл€ чеканки на медалиї. » все же, говорили критики, все эти вплетени€ не нарушали реалистической канвы образа, а только создавали некоторую романтическую приподн€тость его.

ѕреодолева€ Ђбыт ќстровскогої, режиссер Ђслишком европеизировал жизнь русской провинции 70-80-х годов XIX века, придав ей чрезмерную эстетическую принар€женность и живописную изысканностьї. «рител€м вполне могло показатьс€, что действие пьесы происходит не в русском губернском городе и даже не в тогдашней ћоскве или ѕетербурге, но скорее в ѕариже второй половины XIX столети€. —пектакль был оформлен в духе живописного стил€ импрессионистов. “аиров словно перенес пьесу ќстровского в другую страну и в иную общественную среду.

¬се другие персонажи пьесы подвергались некоторой нивелировке, по замыслу режиссера Ђони должны быть обобщеннымиї. ¬ результате индивидуальные оттенки характеров, нюансы психологии, чем всегда был силен ќстровский, в спектакле  амерного театра были стерты. ќсобенно невыразителен оказалс€ Ќезнамов Ч он потер€л сложную психологическую структуру, о которой говорил еще и сам ќстровский. ќн тоже превратилс€ в обобщенно-безличную фигуру, хот€ в пьесе его роль Ч одна из главных, он - сын героини. ” “аирова же получилось так, что все персонажи спектакл€ создавали только Ђдекоративный фонї, на котором вы€вл€лс€ трагический портрет главной героини в исполнении јлисы  оонен. ј между тем в образе Ќезнамова так много вс€ких черт было переплетено: он внешне был довольно часто груб и даже циничен, но сердце его было нежным, Ђраненым сердцемї. ¬ нем сплетались застенчивость и бравада, чувство своей униженности и гордости, падени€ до самого дна жизни и стремление в идеально-романтическому. » все это было Ђвынесено за скобкиї режиссером и театром.

 амерный театр вызывал всегда осторожное к себе отношение со стороны властных структур, управл€ющих театром и государством. –езка€ негативна€ оценка оперы-фарса на музыку Ѕородина ЂЅогатыриї (либретто ƒ. Ѕедного), поставленной в 1936 году, вызвала серьезный кризис в жизни театра, ибо недостатки спектакл€ были расценены как Ђвыражение чуждых политических тенденцийї, а  амерный театр вновь обозначили как Ђбуржуазный театрї, вспомнив оценку этого театра —талиным, данную им в 1929 году ( амерный театр поставил в 1928 году ЂЅагровый островї опального ћ. Ѕулгакова). Ёто был приговор.

¬ 1938 году была сделана попытка слить коллектив  амерного театра с Ђ–еалистическим театромї, руководимым Ќ. ќхлопковым. Ќо творческа€ истори€ и сами принципы, исповедуемые в двух этих коллективах, были столь различны, что ќхлопков в 1939 году вместе со своими актерами уходит из  амерного театра.

 амерный театр пытаетс€ жить и выживать Ч ставит пьесы современных авторов, ставит классику, в нем играют хорошие актеры, есть отдельные удачи, но в целом свои лучшие годы театр, безусловно, прожил, и в истории театра он осталс€, прежде всего, своими ранними спектакл€ми, а также теми, что были поставлены в 20-е годы, когда театр еще не принужден был Ђломать себ€ї, социализироватьс€ и революционизироватьс€, что удавалось “аирову и его актерам гораздо хуже, чем играть Ђ‘едруї или Ђјндриенну Ћекуврерї.

—уществует театральна€ легенда, что, уход€ из театра, когда его закрывали, јлиса  оонен Ђпрокл€ла это местої, и с тех пор в этом переименованном театре нормальна€ и плодотворна€ творческа€ жизнь никак не наладитс€...




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

√еоргий ярцев. Ѕиографи€
ѕосетило:14977
√еоргий ярцев
ћастер боевых искусств
ѕосетило:13206
—тивен —игал
 оролева спринта
ѕосетило:17776
Ћюдмила  ондратьева

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru