Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

јлександр “аиров

   /   

Alexandr Tairov

   /
             
‘отографи€ јлександр “аиров (photo Alexandr Tairov)
   

ƒень рождени€: 06.07.1885 года
ћесто рождени€: –омны, , ѕолтавска€ губерни€ ,–осси€
ƒата смерти: 25.09.1950 года
–осси€
¬озраст: 65 лет

√ражданство: –осси€

Ѕиографи€

театральный режиссер, основатель и руководитель  амерного театра

јлександр яковлевич “аиров - русский советский режиссер, основатель и руководитель  амерного театра. —пектакли Ђ‘амира-кифаредї (1916), Ђ—аломе€ї (1917), Ђ‘едраї (1922), ЂЋюбовь под в€замиї (1926), Ђќптимистическа€ трагеди€ї (1933), Ђћадам Ѕовариї (1940), Ђ„айкаї (1944), ЂЅез вины виноватыеї (1944) и др.

19.10.2006

јлександр яковлевич “аиров родилс€ 6 июл€ (24 июн€) 1885 года в городе –омны ѕолтавской губернии в семье учител€. ≈го первые театральные впечатлени€ св€заны со спектакл€ми братьев јдельнейм Ч трагиков, разъезжавших по российской провинции. “аиров начал играть в любительских спектакл€х.

јлександр “аиров фотографи€
јлександр “аиров фотографи€

ѕосле окончани€ гимназии јлександр поступает на юридический факультет  иевского университета. ¬ эти годы он непосредственно столкнулс€ с провинциальным театром, игра€ на сцене и наблюда€ игру хороших провинциальных актеров. ¬ сезоне 1906-1907 годов “аиров выступал уже в театре  омиссаржевской. «десь, в спектакл€х ћейерхольда, он познакомилс€ с мастерством авторской режиссуры, однако отверг раз и навсегда эстетику условного театра. «атем Ч ѕередвижной театр Ђмхатовцаї ѕ.ѕ. √айдебурова, ѕетербургский Ќовый драматический театр. ”же в ѕередвижном театре “аиров выступает как режиссер. ќднако неколебима€ рутина Ќового театра, прибавившись к прежним театральным разочаровани€м, послужила катализатором дл€ решени€ “аирова порвать с театром.

¬ 1913 году он заканчивает юридический факультет ѕетербургского университета и вступает в московскую адвокатуру. “аирову кажетс€, что он разочаровалс€ в театре. Ќо когда по€вл€етс€  .ј. ћарджанов с его фантастической затеей —вободного театра, который должен был сочетать трагедию и оперетту, драму и фарс, оперу и пантомиму Ч “аиров принимает предложение войти в этот театр режиссером.

»менно поставленные “аировым пантомима Ђѕокрывало ѕьереттыї Ўницлера и китайска€ сказка Ђ∆елта€ кофтаї принесли известность —вободному театру и оказались неожиданными, интересными открыти€ми. ¬ этих спектакл€х “аиров провозгласил Ђтеатрализацию театраї и выдвинул принцип Ђэмоционального жестаї взамен жеста изобразительного или житейски достоверного.

ѕремьера Ђѕокрывала ѕьереттыї состо€лась 4 но€бр€ 1913 года. “аиров, конечно, угадал в настроени€х времени, в сюжете, в молодой двадцатичетырехлетней актрисе со звучным именем јлиса  оонен. Ќадменный фатализм, порыв и излом, волнение неоставленных надежд... ¬се это было в его первом спектакле на сцене —вободного театра. ј 25 декабр€ 1914 года “аиров открыл в ћоскве новый театр Ч  амерный, ставший дл€ молодого поколени€ 1910-1920 годов символом нового искусства.

 онечно, “аирову благопри€тствовали обсто€тельства. ќн не забудет их перечислить преданные актеры-единомышленники, верные друзь€, отличное помещение Ч особн€к XVIII века на “верском бульваре, доставшиес€ почти чудом деньги. Ќо этого было бы мало, если бы не вера “аирова, если бы не его смелость, если бы, наконец, не его любовь к јлисе  оонен, воплощавшей на сцене совершенно особый тип (быть может,  оонен Ч единственна€ трагическа€ актриса советского театра).  амерный театр был воздвигнут во им€ этой любви. –ежиссер и актриса заключили брак в 1914 году. “еатр забрал у них все, не оставив места ни дл€ детей, ни дл€ особо дружеских прив€занностей.

1914 год. »дет ѕерва€ мирова€ война. ј “аиров репетирует драму древнеиндийского классика  алидасы Ђ—акунталаї. „то подвигло его выбрать именно эту пьесу ¬еро€тно, его любовь к ¬остоку, прекрасный перевод  . Ѕальмонта, выигрышна€ роль дл€  оонен, степные и бухарские картины ѕавла  узнецова, понравившиес€ “аирову на выставке Ђћир искусстваї изысканной простотой линий и красок.

¬ настроени€х тогдашнего времени преобладал пессимизм. “аиров же утверждал на сцене возможность другого, прекрасного мира, в котором господствуют красота, мудрость, полнота духовной жизни. ѕоначалу “аиров вынужден был показывать более дес€тка премьер за сезон. Ќо одна тенденци€ выступила сразу же он расчищал и освобождал пространство сцены. ќн стремилс€ к созданию трехмерного сценического пространства как единственно соответствующего трехмерному телу актера. ¬ этом режиссеру помогала художник јлександра Ёкстер. ƒекорации решались ею в стиле кубизма. Ётот замысел, в частности, воплощал спектакль Ђ‘амира- ифаредї. ѕирамиды, кубы, наклонные площадки, по которым двигались актеры, создавали некий ассоциативный образ античной √реции. ‘амиру играл восточный красавец Ќиколай ÷еретели, Ђвысмотренныйї “аировым в гуще мхатовской массовки.

Ћучшие дн€

ќна смотрела на всех с высоты
ѕосетило:9434
“рейнтье  еевер
ƒмитрий јстрахан. Ѕиографи€
ѕосетило:1638
ƒмитрий јстрахан
‘лера —улейманова. Ѕиографи€
ѕосетило:253
‘лера —улейманова

ѕосле Ђ‘амирыї “аиров обратилс€ к Ђ—аломееї ќскара ”айльда. ќформл€€ спектакль, Ёкстер, кроме тканей, применила тонкие металлические каркасы, обручи, даже фанеру.

¬печатл€ющее описание того, как јлиса  оонен играла —аломею, оставил Ћеонид √россман ЂЌо вот почти сакраментальным жестом —аломе€ возносит руки к глазам в благоговении перед представшим ей божеством. Ђя влюблена в твое телої, Ч молитвенно произносит царевна, словно ослепленна€ €влением Ѕога. » тут же, в см€тении и ужасе, ее руки начинают извиватьс€, как змеи, готовые опутать и до смерти зажать в своих кольцах намеченную жертвуї...

¬ 1917 году  амерный театр был изгнан из особн€ка на “верском бульваре, так как нечем было платить за аренду. Ќовое помещение Ч актерска€ биржа у Ќикитских ворот Ч мало подходило дл€ показа спектаклей. “ратились поистине титанические усили€, чтобы повысить температуру на сцене и в зале с четырех градусов хот€ бы до шести...

ƒл€ открыти€ сезона 191920 годов на возвращенной Ќаркомпросом сцене “аиров выбрал старинную мелодраму Ё. —криба Ђјдриенна Ћекуврерї. Ётот спектакль станет одним из самых аншлаговых спектаклей столицы и продержитс€ в репертуаре  амерного театра вплоть до его закрыти€. ѕосле 750-го представлени€ французский писатель ∆ан-–ишар Ѕлок скажет, что “аиров и  оонен подн€ли мелодраму —криба до уровн€ трагедии.

4 ма€ 1920 года в  амерном театре состо€лась еще одна премьера Ч спектакл€-каприччио по Ё.ј. √офману Ђѕринцесса Ѕрамбиллаї. Ђ—мех живой и жива€ радость Ч вот такова задача спектакл€ї, Ч объ€сн€л режиссер. –асточительно щедрое переплетение реальности и фантастики, эксцентриады и гротеска, цирковых и акробатических номеров Ч это и было созданное “аировым и художником √. якуловым царство Ђѕринцессы Ѕрамбиллыї.

¬ 1922 году “аиров вместе с якуловым ставит еще один жизнерадостный спектакль Ч Ђ∆ирофле-∆ирофл€ї по оперетте Ћекока. «десь присутствовал кордебалет, как положено в шоу, и, конечно, Ђзвездыї  оонен, сыгравша€, как и предписывало либретто, обеих героинь, и ÷еретели Ч исполнитель роли одного из женихов. “аиров утверждал в спектакле важнейшие эстетические принципы своего театра здесь разрабатывалась культура движени€, культура слова, и, конечно же, в основе всего была эмоциональна€ внутренн€€ наполненность.

“аиров считал, что первый этап его исканий в  амерном театре заканчиваетс€ постановкой Ђ‘едрыї –асина (1922). ћножество сцен из этого спектакл€ вошли в историю мирового театра. Ћегендой стал первый выход  оонен-‘едры словно сламыва€сь под т€жестью своей гибельной страсти, она шла очень медленно, и пурпурный плащ т€нулс€ за ней, как огромный огненный след.

ѕремьеры 1922 года Ч Ђ‘едраї и Ђ∆ирофле-∆ирофл€ї поставили  амерный театр на небывалую высоту. »м горд€тс€, в него вод€т иностранцев, его отправл€ют на гастроли за границу. ѕразднование дес€тилетнего юбиле€  амерного театра проводитс€ в Ѕольшом театре.

√астроли в 1923 и в 1925 годах во ‘ранции и √ермании запомнились многим. —лавословие и брань в прессе; подкупленные клакеры, не сумевшие сорвать Ђ‘едруї, и ответственный прием, устроенный эмигрантской элитой в честь актеров  амерного театра; восторги  окто, ѕикассо, Ћеже... Ќа ћеждународной выставке в ѕариже в 1925 году  амерный театр завоевывает Ѕольшой приз. “аиров вернулс€ из поездки победителем. ЂЌу какие они большевики, Ч восклицал известный французский критик јльфред ƒеблин, Ч это буржуи на 200 процентов, художники, производ€щие предметы роскошиї.

“аиров искал пути возрождени€ классической трагедии, стрем€сь сделать ее близкой современному зрителю. ќн отрицал ложноклассическую манеру исполнени€ трагедии, укоренившуюс€ и на французской, и на русской сцене.  ак вспоминала јлиса  оонен, “аиров хотел представить царей и цариц из пьесы –асина обыкновенными людьми ЂЌе играйте царей!ї Ч повтор€л он на репетици€х ÷еретели и Ёггерту, игравшими »пполита и “езе€. ќднако эти обыкновенные люди были одержимы гибельными страст€ми и вовлечены в жестокую борьбу. Ќаиболее полно замысел “аирова воплощала  оонен-‘едра. “рагическа€ сосредоточенность страсти, которую невозможно утолить, составл€ла основное содержание этого образа.

¬ планах “аирова по-прежнему на первом месте стоит задача создани€ современной трагедии. Ќа этом пути режиссер несколько раз возвращалс€ к Ђ√розеї ќстровского. ќн все меньше увлекаетс€ внешней красотой и все больше стремитс€ постичь трагические основы быти€.

¬ середине 1920-х годов “аиров находит Ђсвоегої автора это американский драматург ќ`Ќил, полагавший, что только трагеди€ способна выразить процессы современной жизни. 11 но€бр€ 1926 года состо€лась премьера спектакл€ ЂЋюбовь под в€замиї, которому суждено было войти в историю мирового театра.

ѕростой сюжет о`ниловской драмы из жизни американских фермеров XIX века обладал дл€ “аирова многозначностью мифа Ђя считаю, что в этой пьесе ќТЌил подн€лс€ до больших высот, воскресив в современной литературе лучшие традиции античной трагедииї. ¬ спектакле была показана истори€ трагической любви мачехи (ј.  оонен) к пасынку (Ќ. ÷еретели) и их €ростного соперничества из-за фермы. ћаксимум житейской убедительности, максимум достоверности страстей Ч и минимум бытовых деталей.

¬ спектакле ЂЌегрї по пьесе ќТЌила (1929) на сцене предстала истори€ любви Ёллы и негра ƒжима.  оонен-Ёлла, проживающа€ в спектакле целую жизнь своей героини, от реб€чливой девчушки до страдающей безумной женщины, поднималась в исполнении до трагических высот. ѕримечательна реакци€ самого ќТЌила на спектакли ЂЌегрї и ЂЋюбовь под в€замиї Ђ ак велики были мои восхищение и благодарность, когда € увидел ваши спектакли... ќни полностью передавали именно внутренний смысл моей работы. “еатр творческой фантазии был всегда моим идеалом.  амерный театр осуществил эту мечтуї.

ћежду тем современность настойчиво требовала от театра создани€ спектакл€, Ђсозвучного революцииї, и показа современного положительного геро€. “аиров переделывал, кроил то роман —. —еменова ЂЌаталь€ “арповаї (1929), то сценарий Ќ. Ќикитина ЂЋини€ огн€ї (1931), то романтическую трагедию ћ.  улиша Ђѕатетическа€ сонатаї (1931), то пьесу Ћ. ѕервомайского ЂЌеизвестные солдатыї (1932). Ќо постановка этих весьма несовершенных пьес была во многом вынужденной.

¬стреча  амерного театра с ¬севолодом ¬ишневским была примечательна тем, что драматург и творческий коллектив были очень близки в искусстве. » писатель, и театр стремились найти монументальные, эпические, романтические формы сценического творчества. Ђќптимистическа€ трагеди€ї ¬ишневского Ч это взволнованный рассказ о том, как анархический отр€д мор€ков под вли€нием женщины-комиссара (ј.  оонен) становитс€ сплоченным революционным полком. Ђ¬с€ эмоциональна€, пластическа€ и ритмическа€ лини€ постановки, Ч говорил “аиров, Ч должна быть построена на своеобразной кривой, ведущей от отрицани€ к утверждению, от смерти к жизни, от хаоса к гармонии, от анархии к сознательной дисциплинеї. ¬ершиной движени€ по спирали ввысь становилась гибель  омиссара, озаренна€ победой ее идеи. ЂЌебо, «емл€, „еловекї Ч краткий девиз к спектаклю, придуманный его художником ¬. –ындиным, точно формулирует замысел “аирова. —пектакль говорил о победе человеческого духа, прославл€л человека и верил в него.

¬ премьере следующего сезона Ч Ђ≈гипетских ночахї - “аиров задумал соединить в одном представлении Ђ÷езар€ и  леопатруї Ѕернарда Ўоу, Ђ≈гипетские ночиї ѕушкина, Ђјнтони€ и  леопатруї Ўекспира. –искованный эксперимент опиралс€ главным образом на смелость и актерское честолюбие  оонен, которую давно манил образ великой египт€нки. ќднако после этого спектакл€  амерный театр и в прессе и в дискусси€х стали называть формалистическим так были восприн€ты философские обобщени€ “аирова, говорившего о св€зи судьбы человека с судьбой эпохи.

¬след за трагедией Ђ≈гипетские ночиї в театре была поставлена комическа€ опера ј. Ѕородина ЂЅогатыриї (1936) с новым текстом ƒемь€на Ѕедного. «релище получилось €ркое, пестрое, слегка стилизованное под палехские миниатюры. ¬скоре последовали обвинени€ в искажении исторического прошлого русского народа. —пектакль был сн€т.

 ритика обрушилась на  амерный театр и его руководител€ со всех сторон. ”тверждалось, что в практике театра была цела€ Ђсистема замаскированных вылазок против нашей партии, советского стро€ и ќкт€брьской революцииї. –аботу над оперой ѕрокофьева Ђ≈вгений ќнегинї пришлось прекратить. ¬ августе 1937 года волевым решением были слиты воедино таировский  амерный театр и –еалистический театр ќхлопкова. “ак продолжалось два года. ¬ искусственно объединенной труппе царил хаос.

¬ 1940 году по€вилс€ еще один великий спектакль “аирова, где оп€ть мощно зазвучало трагическое дарование јлисы  оонен Ч Ђћадам Ѕовариї по ‘лоберу. –ежиссер не инсценировал ‘лобера в традиционном понимании Ч он вскрывал драматизм этого романа, всматрива€сь в самую глубину человеческой души.

¬ойна застала театр на гастрол€х в Ћенинграде. —пешный отъезд в ћоскву. ¬ начале сент€бр€ состо€лась премьера спектакл€ ЂЅатальон идет на «ападї √. ћдивани.

 амерный театр только в эвакуации на Ѕалхаше и в Ѕарнауле дал более 500 спектаклей. —реди премьер этого периода Ч Ђ‘ронтї ј.  орнейчука, ЂЌебо ћосквыї √. ћдивани, Ђѕока не остановитс€ сердцеї  . ѕаустовского, Ђ–аскинулось море широкої и Ђ” стен Ћенинградаї ¬с. ¬ишневского.

¬ 1944 году в  амерном театре шла Ђ„айкаї. √лавным принципом постановки стали слова „ехова ЂЌе надо театральности. ѕросто все надо, совсем простої. ќбъ€сн€€ выбор пьесы, “аиров говорил, что Ђ„айкаї звучит Ђкак сейчас созданна€ пьеса, показыва€, как человек побеждает все и идет в жизнь, ведь Ќина «аречна€ будет большой актрисой. Ђ„айкаї Ч пьеса большой веры в человека, в его звезду, в его будущее, в его возможностиї.

–ежиссер вз€л лишь фрагменты чеховского текста. јктеры играли без грима Ч читали текст по рол€м, изредка мен€€ мизансцены на практически пустых подмостках. –ечь Ђ„айкиї звучала, как музыка, слива€сь с мелоди€ми „айковского.

ƒругой спектакль “аирова 1944 года, ЂЅез вины виноватыеї, с помощью художника ¬. –ындина возвращал ј.Ќ. ќстровскому красочность, сладость и грусть старинного театра. Ђ„то-то от одиночества бодлеровского альбатроса было в этой кооненовской  ручининой, в ее отрешенном взгл€де, устремленном вдаль, поверх голов окружающих людей, в ее движени€х, непроизвольно быстрых и резких, несоразмеренных с теми ритмами и темпами, в которых двигалась толпа остальных персонажейї, Ч напишет в дни премьеры Ѕ. јлперс.

ѕоследние годы  амерного театра были очень драматичны. ¬ стране развернулась так называема€ Ђборьба с низкопоклонством перед «ападомї. —оветска€ же драматурги€ 1940-х годов дл€ “аирова возможности особого выбора не представл€ла.   этому надо добавить трудности, переживаемые внутри самого коллектива плохие сборы, закрытие актерского училища при театре, обветшалое здание, требовавшее ремонта...

 онечно, “аиров боролс€. —порил, отстаивал, ходил по инстанци€м, признавалс€ в ошибках. ≈ще наде€лс€ спасти театр. ≈му предсто€ли бесплодные поиски новых авторов и пьес. » еще его ждал пустоватый зал. » разброд за кулисами. » комиссии, обследующие состо€ние дел в театре. ј 19 ма€ 1949 года постановлением  омитета по делам искусств “аиров был уволен из  амерного театра.

29 ма€ в последний раз давали Ђјдриенну Ћекуврерї. јлиса  оонен играла вдохновенно, самозабвенно. Ђ“еатр, мое сердце не будет больше битьс€ от волнени€ успеха. ќ, как € любила театр... »скусство! » ничего от мен€ не останетс€, ничего, кроме воспоминаний...ї ѕоследние слова јдриенны стали прощанием создателей  амерного театра со зрител€ми.

ѕосле закрыти€ занавеса Ч овации, крики благодарности, слезы. «анавес давали несчетное количество раз, а публика все не расходилась. Ќаконец, по распор€жению “аирова опустили железный занавес. ¬се было кончено.

 омитет по делам искусств перевел  оонен и “аирова (как очередного режиссера) в “еатр имени ¬ахтангова. ѕробыли они там недолго работы им не предлагали и не обещали в будущем. ¬скоре “аиров и  оонен получили бумагу, где от имени правительства им выражалась благодарность за многолетний труд и предлагалось перейти на Ђпочетный отдых, на пенсию по возрастуї (“аирову было тогда около 65-ти лет,  оонен Ч 59). Ёто был последний удар, который пришлось перенести јлександру яковлевичу.

9 августа 1950 года  амерный театр был переименован в ћосковский драматический театр имени ј.—. ѕушкина и тем самым фактически ликвидирован.

¬ сент€бре здоровье јлександра яковлевича заметно ухудшилось. “аиров умер 25 сент€бр€ 1950 года в больнице имени —оловьева...




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

ѕосол —очи 2014
ѕосетило:20337
ќлес€ ¬ладыкина
ќснователь автомобилестроительной компании Ђ‘еррариї
ѕосетило:12299
Ёнцо ‘еррари
—оздатель лучшей снайперской винтовки
ѕосетило:10509
≈вгений ƒрагунов

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru