Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

ћихаил Ѕарышников

   /   

Michail Baryshnikov

   /
             
‘отографи€ ћихаил Ѕарышников (photo Michail Baryshnikov)
   

ƒень рождени€: 27.01.1948 года
ћесто рождени€: –ига, ———–
¬озраст: 73 года

√ражданство: —Ўј
—оцсети:


“анцы не дл€ экрана

–оссийский и американский артист балета, балетмейстер

ƒавать интервью ћихаил Ѕарышников не любит. «на€ это, € терпеливо ждала своего часа. » дождалась. ћихаил показал мне новый “еатр имени ƒжерома –оббинса в Baryshnikov Art Center. ÷ентр этот очень дорог сердцу Ѕарышникова. — него мы и начали нашу беседу.

10.04.2010

Ц ѕочему вы открыли ÷ентр?

ћихаил Ѕарышников фотографи€
ћихаил Ѕарышников фотографи€

Ц Ћет двадцать назад мои пути начали все больше уводить мен€ из Ќью-…орка Ц в ≈вропу, јвстралию, Ћатинскую јмерику. я должен был от Ќью-…орка внутренне освободитьс€. ѕусть это и дом, но в 80-е и начале 90-х годов мне в нем многое стало не нравитьс€. Ќью-…орк 70-х был совершенно замечательным местом, перекрестком интересных людей, интересных идей. ј с середины 80-х все это стало измен€тьс€ под напором конъюнктуры, бизнеса. Ќо у мен€ четверо детей, внуки, так что от Ќью-…орка далеко не уедешь. » € решил принести сюда свое личное отношение к происход€щему. я не претендую на нечто глобальное, просто "что вижу, о том и говорю". ¬ообще речь сразу шла не только о танце, о балете, но об искусстве в целом. Ќью-…орк раньше всегда был городом открытых дверей, городом "перекрестного опылени€", хотелось как-то это возродить. Ќужен был €корь, пристанище. » вот нашелс€ кусок земли в HellТs Kitchen, на западе ћанхэттена, в чуть ли не последнем нетронутом уголке Ќью-…орка. “ам стали строить здание, куда мы и въехали п€ть лет назад. ” нас четыре замечательных репетиционных зала, в которых наход€т приют музыканты, актеры, режиссеры, танцовщики, хореографы. ≈сли им нужна помощь или совет, они их получают. ≈сли им нужен зал Ц мы даем им зал и оставл€ем их в покое. ≈сли они хот€т показать свои достижени€, мы приглашаем на просмотры людей, которые могут с ними сотрудничать. ћесто тихое, без фанфар, что дл€ творческого процесса Ц главное. ¬ Ќью-…орке сн€ть помещение на час или на несколько часов Ц это бешеные деньги, особенно если речь идет о команде в 15-20 человек. ј у нас они могут спокойно работать. ѕомещени€ мы сдаем по минимальной цене. Ќо два-три раза в год кто-то "выигрывает в лотерею", то есть получает помещение совершенно бесплатно. Ёто те, кого мы приглашаем к себе на "резиденцию".

Ц ћногие ваши театральные программы св€заны с русским театром: Ўкола-студи€ ћ’ј“а, уроки Ћьва ƒодинаЕ

Ц — русским театром у мен€ отношени€ нежные. я вырос в –иге. ћо€ мать, проста€ женщина, обожала театр. ѕоходы в оперу, на балет, в драму, даже латышскую, хот€ она по-латышски не понимала, были дл€ нее хлебом насущным. ќна мен€ с собой повсюду брала. ” нее была любима€ актриса Ц ¬и€ јртмане, она обожала ее голос. ћне было семь лет, помню, как € засыпал в театральном кресле, а мама мен€ будила: "„то она сказала?" Ц и € должен был переводить, и все в партере на нас шикали. ѕотом ѕитер. ¬ кино мы особенно не бегали Ц разве что на закрытый просмотр Ѕергмана или јнтониони. ’одили в основном в театры Ц “овстоногова, јгамирз€на, ¬ладимирова, јкимова. Ќу и ћосква тоже Ц Ёфрос, ћ’ј“, какие-то спектакли Ћюбимова, актерска€ дружбаЕ ” мен€ было мало близких при€телей в балете, но очень много в театре. ¬ јмерике ностальгии € не испытывал, но именно по русскому театру затосковал, потому что Ѕродвей был мне во многом чужд, да и с английским тогда было очень худо: все, что € мог, это yes и noЕ

Ц Ќо € видела интервью, где вы вспоминаете своего учител€ јлександра ѕушкина. Ёто 70-е годы, во вс€ком случае вы там очень юно выгл€дите, и там говорите на потр€сающем английском. ¬идно, вы его быстро освоили.

Ц Ќу, это, наверное, результат бессонных ночей Ц ночное телевидение, фильмы ‘реда јстера. я тогда почти не спал. ѕостепенно € начал понимать €зык, смотреть пьесы “еннесси ”иль€мса, ћамета, —эма Ўепарда. Ќо это американский реализм. » вдруг кто-то мне сказал: пойди в √араж. »мелс€ в виду Performing Garage в —охо. Ќе помню, как называлс€ спектакль, но помню, какое он произвел на мен€ впечатление. —то€л большой стол, заваленный книгами. Ўесть-семь актеров сидели у стола, каждый брал из кучи книгу и читал вслух. я был поражен и формой, и тем, как они читали, и как из этих кусков Ц из французской литературы, русской, американской Ц создавалось некое панно, и через эту сеть фрагментов ты начинал ощущать ужас действительности. Ёто было и высоко, и чисто, и политически остро. “ак € встретилс€ с The Wooster Group. я начал ходить на их спектакли все чаще, последние дес€ть лет довольно плотно, познакомилс€ с Ћиз Ћекомте Ц основательницей и главным режиссером этой группы и очень интересной женщиной. »х последние работы Ц "‘едра", "√амлет", "»мператор ƒжонс" Ц просто поразительны. “ам есть актеры высочайшего уровн€.

Ц The Wooster Group теперь будет "резидентом" у вас в ÷ентре. „то это значит?

Ц ћы заключили контракт на три года. “руппа будет играть в “еатре имени ƒжерома –оббинса по нескольку мес€цев в году, и вместе с Ёлизабет мы будем приглашать другие труппы Ц в том числе из ¬осточной и ÷ентральной ≈вропы. ќна этот мир очень хорошо знает, потому что группа много гастролирует и у нее масса последователей. ѕервый спектакль у нас называетс€ North Atlantic. »меетс€ в виду —еверо-јтлантический союз. —пектакль был поставлен в 1980-е годы, потом они к нему несколько раз возвращались. ќн смешной, пародийный и в то же врем€ страшноватый, с музыкой, песн€ми и танцами, и его тема Ц американска€ арми€ времен холодной войны, в период между ¬ьетнамом и падением Ѕерлинской стены. ¬ нем зан€ты прекрасные актеры, например легендарна€  эйт ¬олк и ‘рэнсис ћакдермонд.

Ћучшие дн€

”спех ресторанного бизнеса
ѕосетило:113894
јлександр ќрлов
¬уди јллен: интеллектуал и неисправимый романтик
ѕосетило:8132
¬уди јллен
ѕрыжок с самого высокого небоскреба мира
ѕосетило:6188
‘ред ‘уген

Ц  огда-то с по€влением –остроповича все композиторы мира стали сочин€ть произведени€ дл€ виолончели. “ак и дл€ вас практически все более или менее значительные хореографы мира Ц от ћарка ћорриса до Ёлиота ‘елда, “вайлы “арп, ћерса  аннингэма Ц что-то создали. ” вас гигантский современный репертуар, который вы, в частности, показывали со своей группой White Oak Dance Project. Ќо на DVD или в интернете есть еще "∆изель", "ƒон  ихот", друга€ классика. —обираетесь ли вы что-то с этим делать?

Ц «наете, € небольшой поклонник танца на экране. ќн так плохо передаетс€. «аписи относ€тс€ к тем временам, когда € танцевал с крупными компани€ми Ц —ити-балетом, јЅ“,  ировским. ќстановить этот материал € не могу. ј свои новые работы € хоть и снимаю на видео, но не распростран€ю. Ёто архив, он пойдет в какую-нибудь библиотеку, например Ћинкольн-центра, и можно будет посмотреть это там. Ќо € решил, что серьезно заниматьс€ танцем на экране не стоит. —кажем, сейчас дл€ телевидени€ сн€ты два дуэта, поставленные замечательным шведским хореографом ћатсом Ёкком. ќдин он сделал дл€ мен€ и своей жены, прекрасной танцовщицы јнны Ћагуны, во втором зан€т его брат Ќиколас. Ќо, посмотрев это видео, € разочаровалс€, потому что с живым исполнением ничего общего.

Ц ћожет быть, еще не найдены приемы видеовоплощени€ танца?

Ц я думаю, дело в другом. ≈сть отлична€ традици€ фильмов ‘реда јстера, когда танец снималс€ одной камерой, и все показывалось одним планом, без "нарезок" и монтажа. »ногда камера тихо плыла за ним. ѕотом он смотрел, и если ему не нравилось, танцевал сначала. Ќо сейчас люди бо€тс€, что так зрителю будет скучно. » за кинематографическими приемами становитс€ уже не видно танца. ƒа и вообще Ц жизнь коротка, а снимать свои работы, на мой взгл€д, нескромно. »нтереснее заниматьс€ живым театром.

Ц  ак часто вы выступаете?

Ц ¬ прошлом году мы очень много танцевали в ≈вропе, спектаклей п€тьдес€т-шестьдес€т: Ћатви€, —ерби€, ѕольша, √олланди€, »спани€, »тали€. ¬ этом году будет меньше, потому что готовилось открытие театра. Ќо намечаетс€ что-то и в Ќью-…орке, может быть в мае. »юнь Ц в ѕариже, пара спектаклей в »зраиле, в окт€бре-но€бре ёжна€ јмерикаЕ

Ц „то вас подстегивает, что заставл€ет выходить на сцену?

Ц »нтересные проекты.  ажетс€, место вокруг мен€ уже хорошо "оттоптанное", хочетс€ иногда прилечь, но раздаетс€ звонок, и тот же ћатс Ёкк, или Ѕилли ‘орсайт, или еще кто-нибудь предлагает что-то сделать, и думаешь: ну как отказатьс€ Ц ведь потом локти будешь кусать. —кажем, ‘орсайт позвонил несколько мес€цев назад: мы с тобой не сделали ни одной вещи, все собирались-собирались, давай. ћы старые друзь€, € согласилс€, уже начали работу, но не знаю, когда закончим. »ли что-то интересное в театре предложат. “еатром заниматьс€ труднее, потому что надо параллельно держать себ€ в хореографической форме Ц значит, день раст€гиваетс€ часов до восемнадцати.

Ц ¬ы серьезно занимаетесь фотографиейЕ

Ц я увлекс€ черно-белой фотографией лет тридцать назад. ћен€ подтолкнул к этому Ћеонид Ћуб€ницкий, отличный фотограф. — ним мы купили Nikon, который € вз€л в свое первое турне по японии, “аиланду и другим странам јзии. я привез оттуда роликов двадцать, мы вместе их про€вили, там, конечно, оказалась масса ерунды, но два-три снимка получились, и с тех пор € вв€з в это дело. Ќесколько лет назад € начал заниматьс€ цветной дигитальной фотографией. я всегда считал, что фотографи€ танца Ц это мертвое искусство, к которому нельз€ серьезно относитьс€, потому что движение, застывшее в кадре, не дает о танце никакого представлени€. Ќо потом наткнулс€ на фотоработы ѕенна, ћэн –е€ и особенно јлексе€ Ѕродовича, который был арт-директором журнала HarperТs Bazaar и великим учителем ѕенна, јведона и многих других. ” Ѕродовича есть книга "Ѕалет", сделанна€ в 1940-е годы. ќн нашел способ передать движение. » мен€ эта форма очень привлекла. ѕотом € наткнулс€ на книгу »рвина ѕенна Dancer: он несколько дней снимал танцовщицу и хореографа јлександру Ѕеллер таким же способом, "размыва€" изображение и тем самым ввод€ в него динамику. ѕод вли€нием всего этого € тоже начал снимать танец. ” нас есть летний дом в ƒоминиканской –еспублике. ј доминиканцы танцуют всегда и везде. ¬от их € и снимал. “ем же способом € делал книгу Merce My Way. ћерс  аннингэм разрешал мне снимать во врем€ его репетиций, потом мы вместе выбирали фото дл€ книги, ему нравилось. ќн был великим человеком. —кучаю по нему.

Ц ¬ –оссии танцевальный жест всегда был выражением экспрессии, смысла.  аннингэма интересовало чистое движение.  ак вы это примир€ете?

Ц — одной стороны, кажетс€, что да Ц модернизм, деконструкци€, холодность, отстраненность. Ќо в аккумул€ции это так сильно, что комок к горлу подступает.  аннингэм был на вид человеком сдержанным, но с внутренним огнем. »х тандем с ƒжоном  ейджем направил искусство во всем мире по другому пути. “о же с The Wooster Group. я вырос на театре переживани€ и представлени€, а тут этот "формализм". Ќо он, как и танец  аннингэма, открыл мне американскую действительность, котора€ была дл€ нас загадкой.  огда Ѕаланчин приехал в 60-е годы в ѕитер, у нас все тоже говорили, что, мол, холодно, без чувств. —ейчас это вызывает улыбкуЕ ћне было 25-26 лет, когда € оказалс€ здесь. я вырос и сформировалс€ на чем-то другом и, хот€ глаза держал открытыми, не все понимал.  аннингэм и Ћекомте показали мне новый мир.

Ц  аково будущее классического балета?

Ц “рудно сказать. я давно отошел от этого. ƒети выросли, водить их на "ўелкунчик" уже не надо, так что на классических спектакл€х € бываю редко. Ќо есть такие люди, как, скажем, јлексей –атманский. Ќам в Ќью-…орке очень повезло, что он здесь, потому что он €рко, серьезно работает и он прелестный человек. ќн сделал дл€ мен€ соло на "¬альс-фантазию" √линки, получилось зан€тно. ≈сть и другие хореографы. Ќо классический балет Ц загадка. ” него поразительна€ аура, и эта танцевальна€ метафора дев€тнадцатого века, как и классическа€ опера, всегда будет существовать и прит€гивать людей. ’от€, может быть, сместитс€ в более сжатое, концентрированное и тонкое действо, чем трехактный спектакль. ¬прочем, большие компании, такие как ћариинка или ѕарижский балет, будут, веро€тно, продолжать показывать большие спектакли.

Ц ¬ одном интервью вы сказали, что, родись вы в јмерике, неизвестно, кем бы стали, Ц может быть, юристом или бизнесменом. ¬ы не жалеете о том, что стали танцовщиком?

Ц ƒа нет. ѕросто времени мало осталось, и дневное расписание посто€нно уплотн€етс€. »ногда ужас охватывает от того, как мало времениЕ

Ѕарышников ћ.Ќ.
iriv 11.06.2010 01:19:19
√ений!!! “аких в балетном искусстве за ’’ век было немного: Ќижинский, ‘окин, Ћифарь, Ќуриев и Ѕарышников.
ћихаил Ќиколаевич - субстанци€ танца! “анец - это его состо€ние души, научить этому нельз€. ” него танцуют не ноги или корпус, это самовыражение его души + совершеннейша€ техника и необыкновенное трудолюбие. » еще вызывает чувство глубочайшего уважени€ за его непри€тие журнальной шумихи вокруг его имени.
Ќижайший поклон, долголети€ и вдохновени€!!!




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

”спех ресторанного бизнеса
ѕосетило:113894
јлександр ќрлов
—ергей “анеев - биографи€, новости, лична€ жизнь
ѕосетило:16783
—ергей “анеев
ѕравила питани€ от Ѕрюса Ћи
ѕосетило:72703
Ѕрюс Ћи

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru