Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

ћихаил Ѕарышников

   /   

Michail Baryshnikov

   /
             
‘отографи€ ћихаил Ѕарышников (photo Michail Baryshnikov)
   

ƒень рождени€: 27.01.1948 года
ћесто рождени€: –ига, ———–
¬озраст: 73 года

√ражданство: —Ўј
—оцсети:


ћихаил Ѕарышников

–оссийский и американский артист балета, балетмейстер

“анцовщик-премьер (premier danseur) русской школы; виртуозна€ классическа€ техника и чистота стил€ сочетаютс€ в его искусстве с неверо€тной физической силой, что сделало Ѕарышникова одним из самых знаменитых представителей мужского танца в 20 в.

11.09.2006

–одилс€ 27 €нвар€ 1948 года в –иге (Ћатви€). ќтец Ц Ѕарышников Ќиколай ѕетрович, офицер. ћать Ц √ригорьева јлександра ¬асильевна (в первом замужестве  иселева). —упруга Ц Ћиза –ейнхарт (Lisa Rinehart), бывша€ танцовщица јмериканского балетного театра (јЅ“). ƒети: јлександра Ц от киноактрисы ƒжессики Ћанж (Jessica Lange), ѕитер, јнна, —офи€.

ћихаил Ѕарышников фотографи€
ћихаил Ѕарышников фотографи€

ћихаил Ѕарышников Ц величайший танцовщик балета XX века, один из немногих русских артистов, которые оказали вли€ние на развитие и судьбу мирового балета. ѕри этом блистательна€ карьера Ѕарышникова складывалась нелегко, и судьба не всегда баловала его.

—емь€ Ѕарышниковых оказалась в –иге после войны, куда Ќ.ѕ. Ѕарышников, как многие советские офицеры, был отправлен из –оссии Ђдл€ дальнейшего прохождени€ службыї. ќтец ћиши Ѕарышникова был человеком сурового характера, искусством он не интересовалс€, и контакта с сыном у него не было. ћишу воспитывала мать. ќна водила его в театр, научила любить музыку, отдала в балетную студию, а затем Ц в –ижское хореографическое училище (педагоги Ќ.—. Ћеонтьева, ё.ѕ.  апралис).  огда ћише исполнилось 12 лет, јлександра ¬асильевна отвезла его на лето к своей матери, котора€ жила на ¬олге, вернулась в –игу и покончила с собой. ѕричина ее поступка осталась неизвестной. ќтец вскоре женилс€ вновь, но ћиша не чувствовал себ€ членом этой новой семьи.  огда он переехал в Ћенинград, отношени€ с отцом практически прекратились.

ћихаил Ѕарышников фотографи€
ћихаил Ѕарышников фотографи€

¬ 1964 году в Ћенинграде гастролировала Ћатвийска€ национальна€ опера. Ѕарышников был зан€т в спектакл€х вместе с другими учениками школы. ¬о врем€ этих гастролей один из артистов “еатра оперы и балета имени —.ћ.  ирова отвел ћишу в Ћенинградское хореографическое училище, к педагогу ј.». ѕушкину. ѕушкин проэкзаменовал мальчика и предложил ему поступить в училище. “ак Ѕарышников стал учеником знаменитой русской балетной школы, а затем Ц солистом прославленной балетной труппы театра имени —.ћ.  ирова.

¬ 1967 году ћихаил окончил Ћенинградское хореографическое училище (јкадеми€ русского балета имени ј.я. ¬агановой) по классу ј.». ѕушкина. Ѕудучи учеником школы, он завоевал первую премию на ћеждународном конкурсе артистов балета в ¬арне (1966). — 1967 по 1974 год Ѕарышников Ц солист “еатра оперы и балета имени  ирова в Ћенинграде (—анкт-ѕетербургского ћариинского театра).

«везда Ѕарышникова взошла мгновенно. ≈го несомненный талант был пон€т и признан. Ќе только уникальные профессиональные данные Ц прыжок с баллоном и элевацией, идеальна€ координаци€ движений, музыкальность и превосходно усвоенна€ школа (безупречна€ форма исполнени€), Ц но и уникальный артистический дар завоевывали зрительские сердца.

Ќо в театре в те годы царили рутина и застой. Ќачавшийс€ было в середине 1950-х годов расцвет, когда великие современные хореографы Ћ.¬. якобсон и ё.Ќ. √ригорович создавали дл€ труппы новые балеты, был остановлен советскими чиновниками от искусства.  .ћ. —ергеев, ставший в 1960 году художественным руководителем труппы, старалс€ не допускать в театр новых талантливых и оригинальных хореографов. “ворческа€ жизнь в театре угасала. Ѕарышников, человек творческий, свободомысл€щий, искал дл€ себ€ выход из складывавшегос€ тупика. ќн переосмысливал роли классического репертуара (например, јльберта в Ђ∆изелиї), старалс€ танцевать в тех новых балетах, которые казались ему интересными. Ќо только Ђ¬естрисї Ћ.¬. якобсона и јдам в Ђ—отворении мираї Ќ.ƒ.  асаткиной и ¬.ё. ¬асилЄва действительно дали импульс его творческому становлению. ¬ 1973 году положение Ѕарышникова как лучшего артиста труппы позволило ему получить творческий вечер и самому выбрать репертуар. ¬ыбор этот тогда дл€ многих оказалс€ неожиданным: выдающийс€ классический танцовщик, Ѕарышников отказалс€ от исполнени€ вариаций и дуэтов и пригласил двух современных хореографов ћ.-Ё.ќ. ћурдмаа и √.ƒ. јлексидзе поставить одноактные балеты специально дл€ этого вечера. –уководству пришлось уступить: у театра не было новых спектаклей, да и ».ƒ. Ѕельский, новый художественный руководитель труппы, поддержал Ѕарышникова.

¬ечер (ЂЅлудный сынї, Ђƒафнис и ’ло€ї ћурдмаа и Ђƒивертисментї јлексидзе) стал творческой вершиной Ѕарышникова в –оссии.   этому времени значение артиста не только дл€ русского искусства, но и дл€ русской культуры стало очевидным: темой, объединившей три балета, было возмужание свободного человека, даже прыжок-полет Ѕарышникова воспринималс€ тогда зрител€ми как символ свободного парени€ духа.

Ћучшие дн€

√енерал от инфантерии
ѕосетило:9245
Ћавр  орнилов
—екс-символ российского кино или несчастный семь€нин?
ѕосетило:5048
Ќиколай  рючков
—ама€ пожила€ олимпийска€ чемпионка
ѕосетило:4373
Ћиди€ ¬идеман

¬ 1973 году ћ. Ѕарышников был удостоен звани€ заслуженного артиста –—‘—–. ќн сн€лс€ в телевизионных балетных фильмах, а также в драматической роли ѕедро –омеро в телевизионном спектакле Ђ‘иестаї (режиссер —.ё. ёрский).

...„то ждало Ѕарышникова в –оссии, если бы он не уехал на «апад? ѕозднее его ближайший друг »осиф Ѕродский так ответил на этот вопрос, заданный ему в интервью: Ђќн бы спилс€ї. ¬еро€тно, Ѕродский был прав. ƒаже готов€ свой вечер, ћихаил был вынужден боротьс€ не только с преп€тстви€ми, чинимыми дирекцией, но и с непониманием в среде артистов. ¬р€д ли он выдержал бы борьбу с энтропией, исходившей из самой сути советского режима, который всегда стремилс€ или уничтожить неординарную личность, или ввести ее в удобные дл€ власти рамки. ј гений Ѕарышникова стремилс€ к творческой свободе.  ак говорил јлександр Ѕлок, кажда€ нова€ эпоха рождает новые поэтические рифмы. “анцовщик, тонко чувствующий врем€, искал эти новые Ђрифмыї в танце, в ритмах, темпе, пластике своего времени. Ќо в театре перемен не предвиделось. –олан ѕети (Roland Petit), один из лучших европейских хореографов XX века, предлагал театру имени  ирова бесплатно поставить балет дл€ Ѕарышникова, но театр ответил отказом.

Ћетом 1974 года во врем€ гастролей в  анаде группы артистов из разных советских театров Ѕарышников решил не возвращатьс€ в ———–.  анада предоставила ему политическое убежище. ѕо словам его ближайшего друга јлександра ћинца, бывшего танцовщика “еатра имени  ирова, который к этому времени уже был на «ападе, работал в јмериканском балетном театре и помогал организовать ћишин побег, Ђрешение остатьс€ на «ападе далось Ѕарышникову нелегкої. ¬ те времена это было и довольно опасно, и означало полный разрыв с прежней жизнью. ” ћиши было много друзей не только в театральной, но и в научной среде. ≈го гражданска€ жена “ать€на  ольцова была танцовщицей “еатра имени  ирова. ѕервые годы на «ападе ћиша т€жело переживал потерю близких людей, послужившую высокой платой за творческую свободу.

“ак, как Ѕарышникова, в –оссии не Ђоплакивалиї никого из Ђневозвращенцевї Ц не только друзь€, но и зрители. ќ нем говорили тогда словами Ѕулата ќкуджавы: Ђћоцарт отечества не выбирает, просто играет всю жизнь напролетї.

27 июл€ 1974 года Ѕарышников впервые по€вилс€ перед американской публикой: он танцевал вместе с Ќатальей ћакаровой (котора€ осталась на «ападе в 1970 году) балет Ђ∆изельї: труппа јЅ“ выступала в Ќью-…орке на сцене Ђћетрополитен операї. ѕосле окончани€ спектакл€ под восторженные аплодисменты и крики публики Ђћиша! ћиша!ї занавес поднимали 24 раза, и с тех пор успех и любовь зрителей сопровождают каждое выступление артиста. — 1974 года Ѕарышников (Ђћишаї, как называют его в јмерике) стал премьером јЅ“, где танцевал во многих классических балетах и в спектакл€х современных хореографов, а также дебютировал как хореограф, поставив свою версию балета ѕ.». „айковского Ђўелкунчикї (балет засн€т на видеокассету). ƒл€ него ставили балеты хореографы разных направлений, в том числе –олан ѕети.

¬ 1978 году ƒжордж Ѕаланчин (Georg Balanchine) пригласил его в свою труппу ЂNew York City Balletї (NYCB). Ѕаланчин относилс€ к ћише как к сыну, но великому хореографу было уже 74 года, у него было больное сердце. Ѕаланчин говорил Ѕарышникову: Ђя бы хотел быть немного моложе, немного здоровееї. ќн уже не смог поставить дл€ ћиши ни одного нового балета. Ќо Ѕарышников станцевал среди прочих два старых балета Ѕаланчина Ц Ђјполлонї и ЂЅлудный сынї. » это стало значительным этапом не только в творческой биографии танцовщика. ƒжоан јкочелла (Joan Acocella), американский критик, биограф Ѕарышникова, писала в предисловии к альбому ЂЅарышников в белом и черномї (ЂBaryshnikov in black and whiteї), что эти балеты, созданные полстолети€ назад, казалось, ждали своего истинного исполнител€ Ц Ѕарышникова. ¬ NYCB же он продолжал работать с другим великим хореографом Ц ƒжеромом –оббинсом (Jerome Robbins), который поставил дл€ танцовщика за это врем€ балет Ђќпус 19. ћечтательї (ЂOpus 19. The Dreamerї).

¬ 1988 году Ѕарышников получил приглашение возглавить јЅ“; он вернулс€ в труппу как художественный руководитель и солист и руководил театром 9 лет. ƒо него јЅ“ существовал как театр звезд, часто Ц приглашенных из других стран. Ѕарышников создал сильную посто€нную труппу с хорошим кордебалетом, вырастил солистов из числа танцовщиков. Ѕарышников сочин€л в этот период оригинальную хореографию балета Ђ«олушкаї на музыку —.—. ѕрокофьева и создал свою редакцию ЂЋебединого озераї ћ.». ѕетипа и Ћ.». »ванова на музыку ѕ.». „айковского. Ќо в 1989 году Ѕарышников покинул јЅ“. ќдной из причин его ухода было нежелание посто€нно согласовывать планы работы с советом директоров.

¬ 1990 году Ѕарышников вместе с известным американским хореографом-модернистом ћарком ћоррисом создал труппу ЂWhite Oak Dance Projectї (WODP) при поддержке мецената ’. √илмана, промышленного магната. „ерез год ћоррис вернулс€ в свою собственную компанию, а Ѕарышников осталс€ во главе WODP один.

“ворческий вечер в Ћенинграде, уход из јЅ“, создание своей труппы Ц всЄ это вехи на его пути к творческой свободе. ”йд€ из јЅ“, Ѕарышников навсегда покинул мир классического балета и как танцовщик. ќблада€ истинным честолюбием в самом высоком смысле этого слова, он перестал выступать в классических балетах в тот момент, за которым наступает роковой дл€ каждого балетного артиста период угасани€ физических сил. ћы никогда не видели Ѕарышникова танцующим ниже его профессионального уровн€. ќн навсегда останетс€ в пам€ти зрителей великим артистом классического балета XX века.

— 1974 по 2002 год Ѕарышников сн€лс€ в п€ти художественных фильмах. Ѕыл номинирован на премию Ђќскарї за фильм Ђѕоворотный моментї (ЂThe Turning Pointї, 1977), трижды получил премию ЂЁммиї за участие в посв€щенных его творчеству телевизионных передачах. ¬ 1989 году сыграл драматическую роль в спектакле Ђћетаморфозыї на Ѕродвее, был номинирован на премию Ђ“ониї и специальную премию критиков драматического театра ЂDrama Critics Awardї. —реди прочих наград получил премии ЂKennedy Center Honorї и ЂNational Medal of Artsї в 2000 году.

ќставив јЅ“, Ѕарышников совершил уникальный поступок в истории балетного театра: он не просто покинул классический балет и на том завершил свою карьеру, но начал новый творческий этап Ц стал исполнителем танца-модерн. » до него классические танцовщики выступали в балетах модернистов, но только Ѕарышников стал посто€нно работать в этом направлении, сделалс€ артистом другой школы, других эстетических идеалов.

¬ јмерике, культуру которой Ѕарышников изучал и впитывал, танец-модерн цен€т не ниже классического балета. Ѕарышников, который перетанцевал все стили хореографии XX века, именно в танце-модерн нашел близкий ему современный €зык. Ќаделенный колоссальной интуицией, он пон€л, что будущее мирового балета Ц в сочетании различных видов танцевального искусства. Ѕарышников не был первым на этом пути, но его де€тельность в этом направлении во многом повли€ла на судьбу всего американского балета. ѕрежде всего, еще будучи директором јЅ“, Ѕарышников стал регул€рно приглашать на постановки хореографов-модернистов, которые впервые получили возможность работать с высокопрофессиональными исполнител€ми, и это обсто€тельство открыло перед хореографами новые возможности и раскрепостило их фантазию.

 ак и в классическом балете, так и в балетах модернистов Ѕарышников оказалс€ непревзойденным исполнителем. Ѕарышников Ц танцовщик классического балета подн€л уровень мужского танца XX века на новую высоту. » в танце-модерн он также изменил представление хореографов и зрителей об уровне мастерства танцовщиков. Ѕарышников пришел к танцу-модерн в расцвете творческих сил и привнес туда достижени€ другой балетной культуры: высочайший профессионализм русской школы, эстетическую идею красоты танца и главное Ц требование ќ—ћџ—Ћ≈ЌЌќ—“» исполнени€ самых абстрактных балетов.

¬ балетах стил€ модерн Ѕарышников про€вилс€ в новом качестве и как актер. ќн перестал быть интерпретатором образов сюжетных балетов. Ѕольшое место в его жизни теперь занимают сольные балеты Ц исповедальные монологи. ”мение вынести на сцену сложный душевный мир всегда было особенностью его артистической индивидуальности. »менно эта черта стала важной дл€ танцовщика, исполн€ющего балеты без конкретного сюжета. Ѕарышников выходит на сцену как поэт, читающий свои стихи.  ажетс€, что именно в этом качестве он обрел подлинную свободу самовыражени€, к которой всю жизнь стремилс€.

ѕоследнее врем€ в этих монологах значительное место занимают тема творческого пути и тема жизни и смерти (например, в таких значительных работах, как ЂUnspoken Territoryї, ЂHeart Beatї), все заметнее становитс€ трагическа€ тема, хот€ печаль и всегда была одной из характерных черт даровани€ артиста.   тому же гениальность Ц это не только великий дар, но и великое брем€, т€жесть которого знает только сам гений. –азмышлени€ о земном существовании, воспри€тие смерти как неизбежности, свобода выбора между жизнью и смертью, как в балетном спектакле –ичарда ћова 2002 года Ђјхиллесова п€таї (ЂAchilles Heelsї, choreographer Richard Move), кажутс€ закономерными в творческой судьбе Ѕарышникова, артиста русской культуры.

–епертуар WODP эклектичен. ¬ каждой новой программе, которые ежегодно создает Ѕарышников из работ модернистов, он показывает зрителю как бы новый пласт, новый аспект американской хореографии. ¬ 2000 году он посв€тил целый вечер ЂPASTForwardї, работам так называемых постмодернистов 1960-х годов, которых в јмерике уже почти забыли.

“анцовщик находитс€ в превосходной профессиональной форме. ≈стественно, и сегодн€ зритель ходит на спектакли труппы Ѕарышникова, главным образом, чтобы увидеть его самого, но приобщаетс€ при этом и к миру современного танца; чем дальше, тем отчетливее заметно, как современные хореографы, которые работают с труппой WODP, прокладывают пути современного танца XXI века.

ѕолностью вли€ние Ѕарышникова на развитие мирового танцевального искусства сейчас трудно оценить.  огда в начале XX века —.ѕ. ƒ€гилев устраивал в ѕариже свои Ђ–усские сезоныї, вр€д ли кто-нибудь понимал, как это повли€ет на развитие мирового балета. ¬озможно, выступление труппы Ѕарышникова WODP назовут в будущем Ђјмериканскими сезонамиї, а Ѕарышников останетс€ в истории мирового балета не только легендарным танцовщиком, но и феноменальным €влением, подобным ƒ€гилеву.

Ѕарышников
Glot 18.01.2009 03:45:50
ѕросто √≈Ќ»…

— днем рождени€!
—ветлана 29.01.2009 08:03:33
ћихаил Ѕарышников - потр€сающего таланта человек.≈два ли родитс€ еще такой танцовщик в истории человечества.’отелось бы в праздничный день пожелать ему неисс€каемого творческого вдохновени€ и много-много здоровь€,ведь если талант ,душевные и творческие силы никогда не покинут его,то здоровье отнашей воли не зависит.ѕќэтому с днем рождени€ и будьте всегда здоровы!

Just a note to say _Thank you_
Tatyana Tovey (Kudryavtseva) 22.09.2009 09:03:43
_Diamonds from your Tears_

If your tears would turn to diamonds
I prefer to be
I prefer to be the poorest man in the world
If your tears would turn to diamond
I would make them ring from silence.
Penny for your thoughts...
If your tears would turn to diamonds
God! Help them to be only from your happy Ц happy memory.

Once upone time F. Nietzsche wrote _You need choac in your soul to give a birth to a dancing star_. I am looking forward to see new dancing stars born by you.

With many complements to your Art your big Heart

Tatyana




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

'„еловек, который сам себ€ сделал'
ѕосетило:11841
√енри ‘орд
”частник легендарных Raspberries
ѕосетило:14766
Ёрик  армен
ѕорфирий »ванов. Ѕиографи€
ѕосетило:17153
ѕорфирий »ванов

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru