Людибиографии, истории, факты, фотографии

Вера Васильева

   /   

Vera Vasileva

   /
             
Фотография Вера Васильева (photo Vera Vasileva)
   

День рождения: 30.09.1925 года
Место рождения: Москва, , Калининская ,СССР
Возраст: 95 лет

Гражданство: Россия
Соцсети:


Я как была мечтающей девочкой, так и осталась ничего не понимающей в жизни

Актриса

В актерской профессии очень многое зависит от случая: важно оказаться в нужное время в нужном месте, важно, чтобы тебя заметили. И еще, не последнее значение имеет все-таки возраст. Очень часто приходится слышать о том, что актеры, когда-то прославившие свою страну, герои которых остаются надолго в памяти зрителя, сегодня находятся вдали от своей былой славы. Но есть и исключения.

VK Facebook Mailru Odnoklassniki Twitter Twitter Print

03.09.2007

Звездный путь Веры Васильевой начался с роли «Сказания о земле Сибирской», потом было множество театральных ролей, а фильм «Свадьба с приданным» подарил ей не только 2-ю Сталинскую премию и народное обожание, но и мужа, с которым они вместе уже более 50 лет. Вера Васильева говорит, что главный секрет такого супружеского долголетия - в отсутствии попыток переделать друг друга. Она считает себя совершенно неопытной в бытовых сторонах семейной жизни, в свои 80 лет она как была, так и осталась «девочкой, мечтающей о театре».

Вера Васильева фотография
Вера Васильева фотография

Мы встретились с Верой Кузьминичной прямо в Театре сатиры, где она служит уже более 57 лет.

Реклама:

Я была тихая, скромная, мечтательная девочка: не бегала на танцы, не была в лагерях

Вера Васильева фотография
Вера Васильева фотография

- Расскажите немного о вашей семье, как вас воспитывали ваши родители?

- Я родилась в Москве в 1925 году на Чистых прудах. Папа мой был из деревни, мама – из города Тверь. Папа был рабочим, мама - домашней хозяйкой. Меня воспитывали только своим примером, больше ничем. Воспитывала меня скорее любовь к театру, потому что у мамы было 4 детей, жили мы в бедности, так что все мое детство было полно забот. Жили мы в очень скромной комнате, в которой, помимо нас, постоянно находились какие-то родственники из деревни, которые пытались в Москве учиться. Росли мы, как котята.

Вера Васильева фотография
Вера Васильева фотография

Мои родители были созданиями 19-го века. Папа был верующим человеком, мама была воспитана очень строго. То, что было положено христианину настоящему, - это было заложено у них в крови, так что ничего особенного они нам не внушали. Моя семья была порядочная, предельно скромная. Я делала все, что полагается послушной девочке: ходила за керосином, чистила картошку, варила обед, как могла, стирала носки – все то, что положено бедной рабочей семье.

Но потом, лет в 6, соседка меня отвела в театр и все остальное для меня перестало существовать. Я была тихая, скромная, мечтательная девочка: не бегала на танцы, не была в лагерях. Я записалась в хоровой кружок, потом в драмкружок, в котором занимался и Вася Лановой. Так что воспитывал меня театр. Я постоянно бегала во МХАТ, безумно любила тех актеров, которые там играли. Это были великие артисты.

Вера Васильева фотография
Вера Васильева фотография

Я очень любила драму, смотрела «Таланты и поклонники», «Анну Каренину», «Грозу». Безумно много читала старых книг о старых актерах, очень много о них знала. И когда я попала в Театр сатиры, окончив театральное училище, Хенкин был поражен моими знаниями старого театра. Я ему как-то сказала, что один антрепренер поссорился с Гламой Мещерской. Он сказал: «Откуда вы знаете, это же все 19-й век». Но я очень любила старый театр и новый, тот, который был тогда, потому что это было продолжением того, что было в 19-м веке. И классика, и настоящие чувства, и настоящая красота. И эти идеалы остались у меня до сих пор.

Лучшие дня

Кристина Асмус. Биография
Посетило:8240
Кристина Асмус
Печем блины на скорость
Посетило:6248
Росс МакКерди
Эдриен Броуди: Многоликий талант
Посетило:2758
Эдриен Броуди

- Какими вам запомнились годы учебы в театральном училище?

Вера Васильева фотография
Вера Васильева фотография

- Я поступила в театральное училище в 1943 году, я не была эвакуирована во время войны, оставалась с папой, потому что он работал на военном заводе. Папа у меня очень добрый человек, очень верующий, очень совестливый, его даже в деревне звали Святой Кузьма.

Попала я в театральное училище, в котором преподавал Владимир Васильевич Готовцев, прямой ученик Станиславского. Очень талантливый артист, изумительный человек, он такой царь Берендей, просто сказочный волшебник. Он очень любил меня и очень нежно ко мне относился, хотя у меня не было никаких особенных работ. Я обращала внимание на то, что, когда я выходила на сцену или что-то читала, он очень умиленно на меня смотрел, как дедушка на внучку.

Мы учились вместе с Ольгой Аросьевой, с которой сейчас работаем в театре. Для меня она все та же Олечка, а я для нее – то Кузьма, то Кузьмишка, по-другому мы друг друга и не называем.

Вера Васильева фотография
Вера Васильева фотография

Меня в театре встретили такой любовью, что я, кроме ласки, ничего не видела

- Вы помните свой первый выход на театральную сцену?

Вера Васильева фотография
Вера Васильева фотография

- Меня пригласили в театр после того, как я снялась в «Сказаниях о земле Сибирской» на 3-м курсе театрального училища. И так как этот фильм принес невероятную славу и популярность, Лев Гурович Синичкин меня пригласил в Театр сатиры на главную роль – Лизочку Синичкину, а моего отца играл великий актер Владимир Хенкин. Меня в театре встретили такой любовью, что я, кроме ласки, ничего не видела, даже там, где я боялась и была очень робка, меня все подбадривали и говорили: «Ну и хорошо, Лизочка и должна быть такой тихенькой». И поэтому, даже когда я пела и голос дрожал, все говорили, что так и надо. Так что меня настолько ласково приняли в театре, что я и не заметила, как это страшно – выйти на сцену. Я была счастлива.

Вера Васильева фотография
Вера Васильева фотография

- Расскажите о своем дебюте в кино?

Вера Васильева фотография
Вера Васильева фотография

- Я была на 3-м курсе театрального училища, пришли ассистенты Ивана Пырьева. Они увидели меня и мою упитанность - щеки красные, наивность, которая была написана на лице, и мое происхождение рабочее, крестьянское, а именно такая девушка нужна была им для этой роли, - и пригласили к Пырьеву. Наверное, я ему показалась подходящей, и я была утверждена на эту роль.

Вера Васильева фотография
Вера Васильева фотография

Пырьев – невероятного таланта человек, очень темпераментный, мощный, противоречивый.

Вера Васильева фотография
Вера Васильева фотография

Фильм снимался целый год, а потом целый год шел на всех экранах с утра до вечера, и люди знали каждого артиста. А когда меня встречали в Москве, всегда здоровались и кричали: «Настенька, ну как в Сибири-то дела?». А я и в Сибири-то не была, потому что практически все сцены со мной снимались под Москвой.

Вера Васильева фотография
Вера Васильева фотография

Неожиданно я получила Сталинскую премию за эту роль и в те времена была самым молодым лауреатом, так что слава обрушилась на меня значительная, и она помогала мне всю жизнь. Именно после этого фильма меня пригласили в театр. Этот фильм стал таким поворотным в моей судьбе, хотя я думала, что меня никто не заметит: ну подумаешь, Настенька. Там играли знаменитые артисты, а я никто. Я не ожидала, что меня заметят и полюбят.

Вера Васильева фотография
Вера Васильева фотография

- Что вам самой ближе – театр или кино? Чем отличается для вас работа на театральной сцене и на съемочной площадке?

Вера Васильева фотография
Вера Васильева фотография

- Я всегда любила театр, и считаю, что актер растет в театре, а то, что он приобретает в театре, потом он может эксплуатировать в кино. В кино нельзя по-настоящему оценить профессионализм актера: там очень многое зависит от режиссера, от оператора, от монтажера. А на сцене актер должен прожить свою жизнь, заразить этим зрителя, и, если он этого не может, он всегда почувствует, как он плох. Поэтому большего горя, чем быть плохим актером, для него же самого представить трудно. В театре сложнее в том плане, что все свои чувства и эмоции нужно донести до зрителя собственными силами, а в кино можно практически ничего не выдавать: один лишь взгляд, правильно снятый оператором и грамотно подчеркнутый музыкой, – и вся трудность.

Вера Васильева фотография
Вера Васильева фотография

- Были ли роли, которые вам давались не сразу и нелегко, над которыми приходилось долго работать, вживаться в них?

Вера Васильева фотография
Вера Васильева фотография

- Вообще, все роли приходилось осваивать долго – это процесс репетиций со всеми вместе. Перед началом репетиций мы все похожи на белый лист бумаги, на котором надо написать роль. Но почти всегда, когда получаешь роль, какие-то идеи по поводу ее воплощения роятся в голове, образ, как ребеночек, созревает где-то внутри.

Вера Васильева фотография
Вера Васильева фотография

Иногда из-за того, что твои представления могут не понравиться режиссеру, приходится все начинать сначала. Это процесс достаточно трудный, но счастливый, потому что пока не выйдешь на сцену, всегда надеешься, что будет что-то очень интересное, а мечты окрыляют. Но бывает так, что выходишь на сцену, а публику твоя игра не увлекает, и тогда бывает очень горько. Мы всегда чувствуем зал: или он наш, или он не наш.

Вера Васильева фотография
Вера Васильева фотография

В этот театр я попала неосознанно, потому что я не ходила сюда в молодости и не любила ни комедию, ни сатиру. Не могу сказать, что сейчас безумно люблю. Но меня пригласили на роль, которая мне очень нравилась, и я понимала, что актеров много, но кому мы все нужны, и такой шанс выпадает не каждому. Раз меня пригласили, то не мне было отказываться. Поэтому моя биография для меня, с одной стороны, счастливая, а с другой стороны, очень сложная, потому что те роли, которые я мечтала сыграть всю жизнь, не могли быть сыграны в этом театре. И я на старости лет рискнула сыграть в других театрах: Раневскую я играла в Твери, Кручинину – в Орле, в Новом драматическим театре я играла Глашу Саратову. Это очень дорогие для меня роли. И так получилось, что в возрасте 60-ти лет я исполнила свои мечты.

В Германии на Чехова идут, как у нас на Мадонну

- Вы очень долго играли Раневскую в «Вишневом саде», наверняка сложилось определенное к ней отношение и видение этой героини. Чем ваша Раневская отличается от других?

- Совсем не обязательно, чтобы все отличались друг от друга, но мы отличаемся своей индивидуальностью в этой роли. Ведь целью не бывает отличиться, а мы играем так, как мы понимаем ту Раневскую, которую написал Чехов. Так вот мне казалось, что Чехов написал предельно женственную натуру. И думаю, что об этом думали практически все Раневские, потому что она действительно очень женственная.

Ее, казалось бы, можно осудить за то, что она забыла о своих детях, распродала все имение, не заботится ни о каких деньгах, но в этом она очаровательна. Но очарование играть нельзя, но можно играть непосредственность чувств: она любит своих дочерей, но она не может быть рациональной. И в то же время она упрекает себя за это. Она к жизни относится, как ребенок, и в то же время она очень сильная.

Однажды критик Галина Холодова в одной рецензии написала о 10-ти Раневских, которых она видела: Ада Роговцева, Демидова, Руфина Нифонтова, еще кто-то и я в том числе. Она написала о том, что «во мне есть много слабости, но через это чувствуется абсолютная внутренняя сила своей индивидуальности». Мне всегда хотелось, чтобы я была доверчива на сцене и, несмотря на любой возраст и любые грехи, я всегда преподносила на ладонях сердце свое.

Мне трудно говорить о том, какая я была, но, судя по тому как меня принимала публика - со слезами, со светом душевным, – Раневская у меня получалась. И даже когда мы играли в Германии, в Дюссельдорфе, нам говорили, что надо будет писать строчки с переводом, наша режиссер Вера Андреевна Ефремова отвечала: «Не надо, они все поймут». И действительно, понимали. В Германии очень любят «Вишневый сад», и мне кажется, что те люди, которые там вообще Чехова читают, любят его больше, чем у нас. Там на Чехова идут, как у нас на Мадонну.

Я ведь эту роль еще играла в Польше, когда Александр Велькин пригласил меня на гастроли вместе с польскими артистами: они играли на польском, а я на русском. Но это абсолютно ничему не мешало.

Мы были влюблены в режиссера, в свои роли и друг в друга

- Чем для вас стал фильм «Свадьба с приданным»?

- Он всем для меня стал. Во-первых, процесс работы был такой, какой был 1–2 раза за всю мою долгую 80-тилетнюю жизнь. Режиссер Борис Иванович, когда принес эту пьесу, сказал: «Пьеса примитивная, как мычание коровы, но мы сделаем из нее конфетку». И действительно, его любовь и понимание простого и очень чистого человека очень помогло.

Процесс репетиций был у нас был абсолютно влюбленный: мы были влюблены в режиссера, в свои роли были влюблены и друг в друга были влюблены. Нам всем очень нравилась игра друг друга. Курочкин - что ни жест, то мы только рты открывали. Галя Кожакина, Татьяна Ивановна Пельцер, мой жених – артист Алеша Егоров, к сожалению, начал пить и вынужден был уйти из театра, и потом ввели Володю Ушакова, который стал моим мужем.

Он рассказывал, что когда увидел меня из зрительного зала, подумал: «Ой, какая чудесная девушка», а потом уже сам стал играть со мной в этой пьесе. Он всегда относился ко мне с любовью и нежностью, а я была слегка влюблена в режиссера этого спектакля, и поэтому долго, года два, я вообще не обращала внимания на Володю. И потом, когда я в душе своей рассталась с нашим режиссером, я вышла замуж за моего Максима, и мы с ним в этом году уже отпраздновали золотую свадьбу.

В общем, я жизнь свою прожила хорошо, потому что Володя очень любит театр и воспринимает мою любовь к театру как главную тему моей жизни. Поэтому когда меня приглашают на какие-то бытовые передачи, я ничего в этом не понимаю. Я как была, когда вышла замуж, мечтающей о театре девочкой, так и осталась ничего не понимающей в жизни. И Володя всегда очень бережно к этому относился. Я благодарна своей судьбе, что я прожила всю жизнь с одним мужем, я его люблю и ценю. Я бы любой женщине пожелала бы того же.

- Вы познакомились со своим мужем и прожили с ним более 50 лет. В чем секрет такого совместного супружеского долголетия?

- Я так считала, что если судьба мне послала этого человека, то не надо его переделывать. Вот если бы он стал меня переделывать, желая видеть во мне домашнюю хозяйку или человека, который крепко стоит на ногах, я где-то бы ершилась. Просто то, что я могу сделать для него хорошего, я постараюсь сделать, но ломать никого не надо. Если я родилась той девочкой, которая мечтает о театре, и до старости остаюсь такой, то не надо этому сопротивляться, надо это принять как данность.

А он у меня такой барин, любит чистоту и порядок, но он понимает, что я в этом не идеал, и тоже относится к этому снисходительно. Ну представьте, если бы он все время упрекал меня в том, что я не такая хозяйка, не умею то, не умею се, наверное, мне бы это не нравилось. А он меня мало переделывает, и я его мало переделываю. Мы стараемся по возможности скрашивать друг другу жизнь.

Я никогда не буду ни просить, ни добиваться

- Почему, на ваш взгляд, так по-разному складываются актерские судьбы. Одни звезды вспыхивают и быстро угасают, а другим удается быть востребованными и любимыми зрителем очень долго?

- Все судьбы очень разные, и очень многое зависит от случая. Бывает, человек очень талантливый, но ему не повезло. А бывает, человек способный и ему на пути попался хороший режиссер, который поверил в него. Состояться в нашей профессии – как пройти по канату: то ли ты пройдешь по нему, то ли ты упадеш, и будешь влачить очень печальное существование.

Я не из тех, кто чего-то добивается. Если бы мне сказали: «Мы тебя увольняем», я говорю: «Ну что я могу поделать». Я никогда не буду ни просить, ни добиваться. И у меня такое чувство, что мне помогают свыше. Я не могу пожаловаться на свою судьбу, но я и не могу сказать, что это сделала я. Да и мужу своему я никогда не перечу, но он понимает, что я хочу ему добра.

Сейчас модно какие-то неурядицы семейные выносить на экран, и меня часто приглашают на передачи, где как взрослого человека просят что-то посоветовать. Я ничего не могу посоветовать: я прожила так, как я прожила, но я не могу это навязывать еще кому-то, ведь все разные.

- Не обидно ли вам бывает, когда большинство ролей в кино, например, рассчитаны больше на молодых актрис, тогда как актрисы с богатым опытом зачастую остаются невостребованными или задействованными только в эпизодах?

- Конечно, бывает, но такова актерская жизнь, на это нельзя обижаться. Это печально, очень печально – не иметь ролей, но это наша профессия, и надо быть к этому готовыми. Хотя, конечно, когда я представляю себе, что у меня не будет ролей, я просто не знаю, чем мне жить и как мне жить. Я не могу на это сердиться, но это очень печально. Очень трудно пережить такой резкий переход от наполненной эмоциональной жизни и потом вдруг ничего. Но сердиться на это нельзя, это такая профессия.

Я почти всегда отказываюсь сниматься в сериалах

- Как вы относитесь к современному кино?

- Я его очень мало смотрю. Вообще есть какие-то хорошие фильмы. Недавно посмотрела «Мне не больно», и мне очень понравилось. Я считаю, что Рината Литвинова играет изумительно, ей эта роль очень подходит, поэтому она очень точно себя выражает в этой роли как актриса. Фильмы психологического плана мне нравятся. Экранизации наших классиков мне очень нравятся. Но навороченные мелодрамы, когда убивают, насилуют, раскрывают преступления – это мой нелюбимый жанр, поэтому я их не смотрю. Если я увижу очень любимого актера в таком кино, я могу его пожалеть, что он в это влип, а иногда думаешь, что ради него можно все-таки это посмотреть.

- А вы согласились бы сниматься в сериалах?

- Я почти всегда отказываюсь, потому что то, что предлагают – это не интересно. Но сейчас мне предложили такую роль, которая меня может заинтересовать. И я как на весах: с одной стороны, я не люблю и не смотрю сериалы, а с другой стороны, роль, судя по тому, как мне о ней рассказали, мне показалась интересной и я не знаю, как я поступлю. Где-то хочется в своем возрасте хочется быть живым человеком. Не просто функцией – сыграть бабушку, которая варит суп и ждет внуков, а действительно роль, в которой есть и душевное богатство, и своя тайна.

- А театральная молодежь, какая она сейчас, и какой была, когда вы были молодыми – сильно отличается?

- Если судить о нашем театре, мне она нравится. У нас очень хорошие и талантливые девочки. Мальчики тоже, но нет среди них героя. Но они очень трудолюбивые, очень любят театр, и я не вижу в них никакого цинизма. Может быть, они и деловые немножко – ходят все время с этими телефонами: «Да, хорошо, занят сейчас», но я не могу их ни в чем упрекнуть. Они одержимы профессией, и они мне нравятся.

- В какие моменты вы чувствуете себя счастливой?

- Когда я играю на сцене! А так я считаю, что если нет несчастья, то я счастлива. Я люблю природу, мне нравится мой дом, у меня милые, добрые молодые друзья, которые очень нежно ко мне относятся. Если нет тяжелых болезней у близких и у себя, если нет предельной нищеты, потому что актеры не могут похвалиться богатством, то я счастлива.




Ваш комментарий (*):
Я не робот...

Лучшие недели

Каспаров Гарри Кимович
Посетило:22483
Гарри Каспаров
Николай Пржевальский. Биография
Посетило:28995
Николай Пржевальский
Дикий мужчина Сергей Шнуров
Посетило:9803
Сергей Шнуров

Добавьте свою информацию

Здесь
Администрация проекта admin @ peoples.ru
history