Людибиографии, истории, факты, фотографии

Григорий Конский

   /   

Grigoriy Konskiy

   /
             
Фотография Григорий Конский (photo Grigoriy Konskiy)
   

День рождения: 06.06.1911 года
Возраст: 61 год
Место рождения: Москва, Россия
Дата смерти: 22.07.1972 года
Место смерти: Москва, Россия

Гражданство: Россия

ПРО ШКОЛУ И БРАТЬЕВ КОНСКИХ

Актер и режиссер МХАТа, народный артист РСФСР

В марте 1933 года на репетиции "Мертвых душ" К.С.Станиславский увидел
незнакомого актера:
- Как Ваша фамилия?
- Конский, Константин Сергеевич.
- Этого не может быть! Таких фамилий не бывает! - глубокомысленно
изрек создатель МХАТа и долго смеялся...

VK Facebook Mailru Odnoklassniki Twitter Twitter Twitter Print

09.07.2009

В знаменитом рассказе А.П.Чехова такой фамилии действительно нет, но в

Программка сп. <<Пиквикский клуб>> МХАТ, сентябрь 1946 года. Из  ЖЖ-блога С.Садальского (Автор/прислал: Наталья Пшенова)
Программка сп. <<Пиквикский клуб>> МХАТ, сентябрь 1946 года. Из ЖЖ-блога С.Садальского (Автор/прислал: Наталья Пшенова)

словаре В.И.Даля сказано: "конский или кониный, лошадиный, к коням

Реклама:

относящийся" и дана поговорка: "Конским хвостом пепелище размету".

Программка сп. <<Мертвые души>> МХАТ, январь 1944 года. Из ЖЖ-блога  С.Садальского (Автор/прислал: Наталья Пшенова)
Программка сп. <<Мертвые души>> МХАТ, январь 1944 года. Из ЖЖ-блога С.Садальского (Автор/прислал: Наталья Пшенова)

Именно таким образом получил фамилию основатель рода. Помещик

определил его конским мальчиком, помощником конюха. Когда отменили

Программка сп. <<Школа злословия>> МХАТ, сентябрь 1943 года. Из  ЖЖ-блога С.Садальского (Автор/прислал: Наталья Пшенова)
Программка сп. <<Школа злословия>> МХАТ, сентябрь 1943 года. Из ЖЖ-блога С.Садальского (Автор/прислал: Наталья Пшенова)

крепостное право, управляющий спросил, как записать конского мальчика?

Помещик ответил: "Крещен Григорием, отец его - Яков, стало быть

Поздравление В.И.Немировича-Данченко, май 1935 года. Из ЖЖ-блога  С.Садальского (Автор/прислал: Наталья Пшенова)
Поздравление В.И.Немировича-Данченко, май 1935 года. Из ЖЖ-блога С.Садальского (Автор/прислал: Наталья Пшенова)

Яковлевич, а фамилия - Конский.

Лучшие дня


Всякий человек способен прожить более ста лет
Посетило:90
Поль Брэгг
Блестящий талант перевоплощения
Посетило:89
Александр Феклистов
Летчик группы «свободных охотников»
Посетило:84
Екатерина Буданова

Свободное время конский мальчик проводил на репетициях крепостного

Поздравление К.С.Станиславского, май 1935 года. Из ЖЖ-блога  С.Садальского (Автор/прислал: Наталья Пшенова)
Поздравление К.С.Станиславского, май 1935 года. Из ЖЖ-блога С.Садальского (Автор/прислал: Наталья Пшенова)

оркестра, которым руководил дирижер-итальянец. Он обнаружил у Гриши

музыкальные способности и выучил играть на скрипке. Затем маэстро

подарил своему ученику инструмент и отправил с рекомендательным

Выпускники мастерской Г.Г.Конского - Станислав Садальский и  Людмила Гарница. Из ЖЖ-блога С.Садальского (Автор/прислал: Наталья  Пшенова)
Выпускники мастерской Г.Г.Конского - Станислав Садальский и Людмила Гарница. Из ЖЖ-блога С.Садальского (Автор/прислал: Наталья Пшенова)

письмом в Москву, к Н.Г.Рубинштейну.

Шарж. Надпись: Смотря на лик сей, брось ты горечь. Ты наш кумир,  Григорь Григорьич.
Шарж. Надпись: Смотря на лик сей, брось ты горечь. Ты наш кумир, Григорь Григорьич.

Великий музыкант очень тепло принял Г.Я.Конского в своем доме на

Г.Конский. Рисунок театрального художника Р.В.Левицкого  (Автор/прислал: Наталья Пшенова)
Г.Конский. Рисунок театрального художника Р.В.Левицкого (Автор/прислал: Наталья Пшенова)

Большой Никитской, подарил молодому человеку фрак, послушал, как он

Брат, Алексей Григорьевич Конский. (Автор/прислал: Наталья Пшенова)
Брат, Алексей Григорьевич Конский. (Автор/прислал: Наталья Пшенова)

играет, и отвез к Ипполиту Карловичу Альтани, главному дирижеру

У входа в театр Корша. На ступенях сидит Г.Конский (слева), рядом  с ним М.Булгаков (справа) Из ЖЖ-блога С.Садальского (Автор/прислал:  Наталья Пшенов
У входа в театр Корша. На ступенях сидит Г.Конский (слева), рядом с ним М.Булгаков (справа) Из ЖЖ-блога С.Садальского (Автор/прислал: Наталья Пшенов

оркестра Большого театра в 1882-1906 годах.

Друзья Г.Г.Конского - Михаил Афанасьевич и Елена Сергеевна  Булгаковы (Автор/прислал: Наталья Пшенова)
Друзья Г.Г.Конского - Михаил Афанасьевич и Елена Сергеевна Булгаковы (Автор/прислал: Наталья Пшенова)

И.К.Альтани зачислил музыканта в первые скрипки и тот стал артистом

П.Массальский, А.Степанова, Г.Конский в сп.
П.Массальский, А.Степанова, Г.Конский в сп. "Мария Стюарт", МХАТ (Автор/прислал: Наталья Пшенова)

Большого и помощником дирижера. В оркестре играли иностранцы, и чтобы

Григорий Конский в роли литовского посла Константина Воропая. «Трудные годы», 1943 год, МХАТ (Автор/прислал:  Наталья Пшенова)
Григорий Конский в роли литовского посла Константина Воропая. «Трудные годы», 1943 год, МХАТ (Автор/прислал: Наталья Пшенова)

нормально объясняться Г.Я.Конский выучил английский, немецкий,

Григорий Конский. Из ЖЖ-блога С.Садальского (Автор/прислал: Наталья Пшенова)
Григорий Конский. Из ЖЖ-блога С.Садальского (Автор/прислал: Наталья Пшенова)

французский - всего 8 языков.

Григорий Конский. Из ЖЖ-блога С.Садальского (Автор/прислал: Наталья Пшенова)
Григорий Конский. Из ЖЖ-блога С.Садальского (Автор/прислал: Наталья Пшенова)

Поселившись в Кисловской слободе, рядом с Консерваторией и недалеко от

Григорий Конский. Из ЖЖ-блога С.Садальского (Автор/прислал: Наталья Пшенова)
Григорий Конский. Из ЖЖ-блога С.Садальского (Автор/прислал: Наталья Пшенова)

Большого театра, Г.Я.Конский устраивал музыкальные вечера, где бывали

Григорий Конский, МХАТ, 1930 год. Из ЖЖ-блога С.Садальского  (Автор/прислал: Наталья Пшенова)
Григорий Конский, МХАТ, 1930 год. Из ЖЖ-блога С.Садальского (Автор/прислал: Наталья Пшенова)

многие известные музыканты. Приходил Модест Ильич Чайковский, и его

Гриша Конский. Из ЖЖ-блога С.Садальского (Автор/прислал: Наталья Пшенова)
Гриша Конский. Из ЖЖ-блога С.Садальского (Автор/прислал: Наталья Пшенова)

знаменитый брат, которого по-домашнему звали "дядя Петя".

Гриша Конский. Из ЖЖ-блога С.Садальского (Автор/прислал: Наталья Пшенова)
Гриша Конский. Из ЖЖ-блога С.Садальского (Автор/прислал: Наталья Пшенова)

Семья Конских жила в доме No. 3 на углу Большой Никитской и Среднего

Гриша Конский. Из ЖЖ-блога С.Садальского (Автор/прислал: Наталья Пшенова)
Гриша Конский. Из ЖЖ-блога С.Садальского (Автор/прислал: Наталья Пшенова)

Кисловского переулка, где долгое время находился известный старожилам

С мамой. Из ЖЖ-блога С.Садальского (Автор/прислал: Наталья Пшенова)
С мамой. Из ЖЖ-блога С.Садальского (Автор/прислал: Наталья Пшенова)

овощной магазин. До революции против дома Конских располагался театр

Гриша Конский. Из ЖЖ-блога С.Садальского (Автор/прислал: Наталья Пшенова)
Гриша Конский. Из ЖЖ-блога С.Садальского (Автор/прислал: Наталья Пшенова)

"Парадиз", затем "Театр революции".

Конские жили в Кисловской слободе, на Арбате. Уникальный

социокультурный феномен Арбата зародился в царствование Ивана

Грозного, когда вблизи Кремля в Земляном городе появились государевы

казенные слободы: Конюшенная, Поварская, Плотницкая и несколько

Стрелецких. Тогда Арбатом называли местность от Кремля до Садовой,

между Пречистенкой, Большой Никитской и Спиридоновкой. Позже, уже в

ХIХ веке эта территория относилась к Пречистенской и Арбатской

полицейским частям. Одноименная с местностью Арбатская часть

находилась у Никитских ворот, в Столовом переулке, д. 7.

В ХVШ веке Арбат заполонили дворянские усадьбы "фамильных людей" -

Волконских, Толстых, Голицыных, Трубецких. На рубеже ХIХ-ХХ веков

Арбат именовали аристократическим или

"дворянско-интеллигентско-литературным", как писал Б.Зайцев. В

доходных домах селились врачи, ученые, писатели, музыканты, артисты,

духовенство, юристы, коммерсанты. Для детей арбатских интеллигентов

работали 7 частных гимназий.

В двух шагах от дома Конских, против храма Большого Вознесения у

Никитских ворот, на углу Мерзляковского и Медвежьего переулков, в

новом, специально выстроенном по проекту архитектора Н.И.Жерихова

здании, начались в 1910 году занятия в частной мужской гимназии

Александра Ефимовича Флерова.

Плата за обучение во Флеровской гимназии была вдвое выше, чем в

казенной, поэтому там учились дети состоятельных, интеллигентных

родителей. Учился там сын зубного врача Игорь Владимирович Ильинский.

В книге воспоминаний знаменитый народный артист СССР отметил, что

гимназистов не мучили учением, и в курилке через всю стену красовалась

надпись "Вясна ядеть", сделанная углем.

В пятый класс Флеровской гимназии в 1914 году поступил Николай

Владимирович Тимофеев-Рессовский, который закончил учение в советское

время, когда гимназия стала опытной школой No. 10 МОНО г. Москвы.

Впоследствии "Зубр" очень высоко оценивал гимназический

учебно-педагогический потенциал: "Во Флеровской гимназии был

необычайно высокий даже для столичных гимназий... процент талантливых

учителей". Действительно, в первые послереволюционные годы ученики и

школа могли гордиться своими выдающимися учителями. Со временем, это,

к сожалению, прошло...

Учредитель и попечитель гимназии А.Е.Флеров издавал и редактировал

журнал "Педагогическое обозрение". В гимназии работали известные

ученые, профессора, преподаватели университета, авторы учебников,

научных и популярных книг. Учитель зоологии Сергей Иванович Огнев

(1886-1951) потом написал классический семитомный труд "Звери СССР"

(1928-50), стал дважды лауреатом Государственной премии, профессором

МГУ, заслуженным деятелем науки РСФСР, основал московскую научную

школу териологов - специалистов по млекопитающим. Директор гимназии

географ А.С.Барков (1873-1953) вошел в число первых 13 действительных

членов Академии педагогических наук РСФСР. В свое время школа получила

имя знаменитого полярного исследователя Фритьофа Нансена, чей портрет

с автографом находился в директорском кабинете, а огромное живописное

изображение долгие годы висело в актовом зале.

В 1930-х годах в школе еще преподавалась геология, занятия вел

В.Малинко, автор учебника "Геология и минералогия", а также, изданной

"Геолразведиздатом" научно-популярной книги для молодежи

"Геологические экскурсии в окрестностях Москвы". Среди преподавателей

довоенной поры особое влияние на школьников оказали: учитель

литературы Иван Иванович Зеленцов и математик Вера Акимовна Гусева.

В июне 1945 года центральные газеты опубликовали имена первых в СССР

медалистов. Список награжденных золотой медалью открывался именами

четырех выпускников школы No. 110. Медаль No. 1 получил Гена Щукин. Сын

репрессированного, он так и остался в неведении, чего стоила его

медаль директору школы Ивану Кузьмичу Новикову. Известный в советской

педагогике И.К. Новиков возглавлял школу 25 лет, был

членом-корреспондентом Академии педагогических наук. Первыми из

советских педагогов И.К.Новиков, И.И.Зеленцов и В.А.Гусева получили

орден Ленина.

В 1934-35 годах, когда артист Григорий Григорьевич Конский, так

поразивший К.С.Станиславского своей фамилией, уже работал во МХАТ, в

5-ом классе школы No. 110 учился Андрей Дмитриевич Сахаров. В это же

время в первый класс поступил Маркус Вольф, который потом 30 лет

возглавлял внешнюю разведку ГДР и был генерал-полковником

госбезопасности ГДР.

Рабоче-крестьянское государство сперва не жаловало интеллигенцию, но

довольно скоро среди властей предержащих образовался культурный слой

партийной и советской элиты, которую вполне устроили "буржуазные"

традиции Флеровской гимназии - 110 школы. Поэтому в Мерзляковском

переулке учились дети героев войны и труда, знаменитых полярников,

генералов, маршалов, академиков, наркомов, министров, членов ЦК, и

просто "дети Арбата".

В 10-110 школе учились: академики: Е.Е.Милановский и С.О.Шмидт,

основатель и первый президент Российской академии естественных наук

Д.А.Минеев, кинорежиссер Андрон Михалков-Кончаловский, писатель Юрий

Сотник, кинодраматург А.В.Спешнев - сценарист фильмов "Пржевальский",

"Алишер Навои", "Миклухо-Маклай", драматург Н.Голикова - автор пьесы

"Жизнь моя, иль ты приснилась мне?", кинорежиссер А.Бланк -

постановщик фильма "Цыган", А.Киселев -двукратный Олимпийский призер

по боксу, кинооператор В.Ошеров, снявший фильм "12 стульев" с

А.Мироновым и А.Папановым, киновед, зам. директора Госфильмофонда РФ

В.Дмитриев, "Мисс Россия" - М.Калинина, скульптор Д.Митлянский - автор

композиции "Реквием 41 года", посвященной памяти ста учеников и

учителей школы, не вернувшихся с войны. Одним словом, созвездье

знаменитостей Флеровской гимназии - 110 школы не имеет аналогов.

Закономерно, что именно в эту интеллигентную, арбатскую школу

определил своих детей Гришу и Алексея, сын скрипача Большого театра,

юрист Г.Г.Конский. Разница в возрасте у братьев составляла 3 года, и

они были очень похожи. А.Г.Конский вспоминал, как однажды Ляля Черная

признала в нем брата-артиста.

...Во МХАТ молодого артиста судьба свела с М.А.Булгаковым, поэтому в

дневнике супруги писателя имя Г.Г.Конского, обычно просто Гриша,

встречается более 40 раз. Несмотря на разницу в возрасте они

подружились, два потомственных интеллигента - сын профессора

богословия и сын юриста.

В сезон 1934-35 гг. М.А.Булгаков играл судью в мхатовском спектакле

"Пиквикский клуб" и гримировался в одной гримуборной с Г.Г.Конским.

"После спектакля у нас Лямин и Конский, молодой актер, он гримируется

в одной уборной с М.А."- записывала Е.С.Булгакова 2 декабря 1934 года.

Гри-Гри, как звали его мхатовцы, мастер иронии и острословия, сыграл

более 60 ролей. В спектакле "Дни Турбиных" Г.Г.Конскому досталась

крошечная роль петлюровца Урагана, словами которого: "Коня командиру!"

- заканчивался второй акт. Спектакль получился судьбоносным для театра

и многих актеров, которых М.А.Булгаков увековечил в "Театральном

романе", но кто из них помянул добрым словом великого писателя?

Мхатовских воспоминаний о своем драматурге удивительно мало.

Написанные с тонким интеллигентным юмором и грустью, воспоминания

Гри-Гри выгодно отличаются портретом самого М.А.Булгакова. Актер

Г.Г.Конский играл также в пьесе М.А.Булгакова "Последние дни. Пушкин",

но его коронной ролью был барон Берли в "Марии Стюарт", в 1948 году он

- заслуженный, в 1962 году - народный артист РСФСР. Гри-Гри преподавал

в ГИТИСЕ, был руководителем курса, у него учились: диктор телевидения

Н.Кондратова, артисты: Л.Касаткина, С.Садальский, В. Коренев.

В книге "Михаил Булгаков в Художественном театре" профессор

А.Смелянский отметил "живые глаза", как высшую оценку личности в

художественной системе писателя. Среди актеров Художественного театра

Г.Конский и Б.Ливанов названы "номерными" людьми с живыми глазами.

"Номерными" в закулисной мхатовской жизни звали талантливых

актеров-сочинителей и рассказчиков, для которых театральное действо не

ограничивалось сценой и текстом спектакля.

Помимо сходства, важнейшей фамильной чертой потомственных москвичей

братьев Конских были их "живые глаза" неравнодушных, сопричастных

ближнему, добрых и сердечных людей интеллигентной породы.

Более всего эти замечательные человеческие качества судьба позволила

проявить младшему брату. Во время войны он служил в морской авиации, а

в 1946 году поступил на работу в Московский геологоразведочный

институт им. С.Орджоникидзе, где проработал более 40 лет заместителем

декана Геологоразведочного факультета.

А.Г.Конский ничего не преподавал и не учил студентов наукам. Он принес

в институт традиции арбатской гимназии Флерова и собственный комплекс

человечности с интеллигентным расположением к людям. Он относился к

студентам по-родственному и по-домашнему, за что они окрестили его

"папой", а институт МГРИ стал для них Отечеством, школой и родным

домом "папы Конского". Он был для студентов добрым папой Карло и

суровым дядькой-воспитателем. Терпеливо и внимательно А.Г.Конский

общался с беспокойной студенческой публикой, помогал, советовал,

опекал. Для А.Г.Конского студент начинался не с зачетки или отметки, а

с человека и его имени. Поэтому он знал всех своих студентов в лицо и

поименно. Он любил их, а они любили его. Он относился к студентам

заботливо и требовательно, или как вспоминал один из них "деловито и

по-свойски." Значение уроков А.Г.Конского, как справедливо отметил

другой, возрастает с годами и помнится всю жизнь.

Студенты проходили одну дисциплину за другой, встречались и

расставались с разными преподавателями, а общение с Конским

продолжалось все время учебы. Если возникала необходимость, он защищал

студента от произвола преподавателя. Он никогда не говорил, что занят,

его время принадлежало студентам, и он вел их по пути учебы, не

заставляя, а наставляя и вдохновляя. Вот строки из стихотворения

выпускника МГРИ С.С. Лопатина, посвященного памяти А.Г.Конского:

Студентам разных поколений

Ведь не случайно и не вдруг

Он был бесспорный добрый гений,

Советчик мудрый, верный друг. ...Своею опекая властью,

Всегда доступным, на виду,

Делил он с нами радость, счастье,

Успехи, промахи, беду...

Своим добрым, внимательным отношением, интеллигентной порядочностью он

воспитывал граждан страны и делал это лучше и продуктивнее, чем вся

огромная машина народного образования. Своей доброй улыбкой "папа"

Конский согревал детские души, учил правилам порядочности и дарил им

доброту на всю будущую жизнь. Поэтому, когда самые разные люди,

которые учились у него полвека, сорок или двадцать лет назад, слышат

его фамилию, они не просто вспоминают молодость. Имя Конского служит

для них волшебным словом, от которого светлеют лица и теплеют души.

20 июля 1974 года А.Г.Конскому исполнялось 60 лет. Обычно летом

геологи работают в полевых экспедициях и командировках, поэтому

юбилейную встречу перенесли на осень. 31 октября бывшие студенты

разных выпусков заполнили самую большую 20-ю аудиторию. Они пели песни

и ждали юбиляра, а он, как потом выяснилось, сидел дома...

Наконец он появился, высокий, худощавый, лысоватый и сутулый, знакомый

всем и каждому в отдельности. Он стоял и улыбался своей замечательной

улыбкой Деда Мороза, вглядываясь в изменившиеся лица своих бывших

студентов. В возникшем шуме всеобщей радости и ликования слились

крики, вопли, аплодисменты, смех.

Вдруг откуда-то сверху, с последних рядов амфитеатра, полетел букет

алых роз, ударился о стол и рассыпался лепестками у ног юбиляра.

...Не прошло и года после юбилея, как в двадцатке рухнула огромная

люстра и возник пожар. Несчастье случилось в субботний день зимних

каникул, когда аудитория пустовала, поэтому никто не пострадал, хотя

амфитеатр выгорел дотла.

Перестроенный дом Конских по-прежнему стоит на углу Среднего

Кисловского и Большой Никитской. Вокруг дома - жизненное пространство

этой семьи арбатских интеллигентов. Слева - ГИТИС, направо через

Большую Никитскую и Тверскую - МХАТ, вверх по Большой Никитской -дом

Флеровской гимназии - школы No. 10-110. В бывшем здании Флеровской

гимназии теперь поселилось музыкальное училище Консерватории и актовый

зала украшает не портрет Ф.Нансена, а настоящий орган. Образование и

искусство - жизненные ипостаси семьи Конских соединились вместе в их

арбатском школьном доме.

По дороге к Кремлю - Консерватория и слева на Моховой - здание

Геологического музея им. В.И.Вернадского - бывший корпус "Ж", где

много лет находился деканат геологоразведочного факультета МГРИ.

Когда-нибудь на музейном доме появится мемориальная доска, посвященная

светлой памяти и благому делу изумительного московского интеллигента

Алексея Григорьевича Конского.

Generic placeholder image
В.П. Зверев (профессор МГРИ)
Люблю исследовать биографии интересных людей




Ваш комментарий (*):
Я не робот...

Лучшие недели


Дмитрий Обретецкий
Посетило:7067
Дмитрий Обретецкий
Стреляем ногами!
Посетило:482
Клодиа Гомес
Джазовый скрипач
Посетило:408
Стефан Граппелли

Добавьте свою новость

Здесь
Администрация проекта admin @ peoples.ru
history