Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

¬асилий ¬атагин

   /   

Vasiliy Vatagin

   /
             
‘отографи€ ¬асилий ¬атагин (photo Vasiliy Vatagin)
   

–осси€

√ражданство: –осси€

Ѕиографи€

художник.

¬асилий јлексеевич ¬атагин (1884-1969). ѕо образованию ¬асилий јлексеевич ¬атагинЧбиолог. ќн закончил естественный факультет ћосковского университета. ќднако основной стала дл€ него професси€ художника.

13.10.2008

Ђ— тех пор, как € помню себ€, моим любимым зан€тием было рисованиеї,Чвспоминает ¬атагин в своих автобиографических заметках. —ледует добавить, что в этом рисовании главна€ роль была отведена животным и можно только удивл€тьс€ поразительной верности ¬атагина своему детскому пристрастию, так как вс€ жизнь художника была отдана изучению и изображению мира животных.

¬асилий ¬атагин фотографи€
¬асилий ¬атагин фотографи€

¬ 1898 году ¬атагин поступает в студию художника-акварелиста Ќ. ј. ћартынова. ѕедагогическа€ система ћартынова заключалась в отсутствии вс€кой системы. ќн ставил перед учеником чучело какого-нибудь звер€ и предоставл€л тому действовать, как он умеет, требу€ лишь Ђзаконченностиї рисунка. ѕроучившись таким образом несколько лет, ¬атагин, как вспоминает он сам, Ђприобрел привычку доводить рисунок до конца, передавать подробности, часто скучные, и добросовестно исполн€ть работы мало интересныеї.

¬ 1903 году, будучи студентом второго курса университета, ¬атагин поступает в художественную школу  . ‘. ёона.  аково же было его изумление, когда, показыва€ работы учителю, он услышал вопрос: Ђј где же искусство?ї ¬первые узнает о~н о существовании принципов техники, о характере цвета, линии, формы, о законах композиции. — этого времени начинаетс€ Ђборьбаї науки и искусства в творчестве ¬атагина. Ёто было тем более трудно, что в течение всей жизни ¬атагин работал в области научной иллюстрации, требовавшей от него как раз точного Ђнаучногої рисовани€. ”ченый-зоолог и художник-анималист с трудом уживались в одном человеке. —леды этой борьбы заметны на многих произведени€х художника.

—тиль работ ¬атагина начала 1900-х годов складывалс€ под вли€нием его многочисленных путешествий по –оссии и за границей. ќн объездил север и юг –оссии, в течение нескольких лет рисовал в зоопарках ≈вропы, собира€ материал об экзотических животных дл€ ћосковского университета, посетил √рецию, —ицилию,  онстантинополь. —траницы его альбомов заполнены рисунками зверей вперемежку с набросками развалин јкропол€, ќлимпии, ћикен, акварельными пейзажами ѕалермо, Ќеапол€, ѕомпеи. ќн оставил несколько дес€тков увесистых папок с рисунками и акварел€ми, по ним можно проследить всю сложную и многообразную Ђгеографиюї его жизни.

¬се свободное врем€ ¬атагин проводил в музе€х, изуча€ в подлинниках величайшие произведени€ мирового искусства. ¬ јфинском музее его поразила египетска€ скульптура. ќтныне искусство ≈гипта с его полными значительности образами животных, лаконизмом формы, изысканностью силуэта надолго подчинит себе воображение художника.

ѕервые скульптурные опыты ¬атагина относ€тс€ к 1908 году и нос€т следы подражани€ египетскому искусству,Чэто рельефы Ђ ондорї, ЂЅизонї, Ђќбезь€наї, кругла€ скульптура в дереве и камне. ќдна из лучших работ этого периодаЧ Ђ√олова белого медвед€ї (1911, дерево). ћощна€, выразительна€, вырубленна€ конкретно и смело,Чскульптура создает образ, полный Ђзвериного достоинстваї. ќбращение к египетскому искусству и к дереву как материалу, требующему более условного решени€ формы, было частью сознательной борьбы художника по преодолению свойственной ему склонности к натурализму.

ƒальнейшие усили€ художника направлены к созданию эмоционального и живого образа звер€, его характерных жестов, повадок, пластики, к достижению Ђпростоты и пон€тности изображени€ї. ќн работает серьезно и углубленно, стара€сь выйти за пределы зоологической трактовки образа. ѕостепенно он вырабатывает €зык простой и €сный. ≈го Ђпалитраї обогащаетс€, помимо дерева, он работает в мраморе, фа€нсе, терракоте, майолике, режет по кости. ќн досконально изучил возможности различных материалов и научилс€ ими пользоватьс€.

„увство неисс€каемой любви к животному миру, восторг и преклонение перед его поразительным разнообразием и совершенством,Члежали в основе творчества ¬атагина. ќн часто обращаетс€ к жанру звериного портрета: Ђ√олова орангаї, Ђ√олова гориллыї, Ђ√олова львицыї и др. ¬ них он пытливо и доброжелательно проникает во внутренний мир звер€. ¬ жанровых скульптурах он умеет тактично и не€сно передать про€влени€ звериной ласки, дружбы, любви. “аковы его Ђ»грающие пантерыї, Ђ»грающие медведиї, Ђќбезь€на с детенышемї и многие другие. ¬атагин обладал Ђчувством звер€ї, как говорил он сам, помогающим ему любить и творчески осмысливать мир живой природы.

Ћучшие дн€

ѕааво Ќурми : 'Ћетучий финн'
ѕосетило:13865
ѕааво Ќурми
—емейный бизнес
ѕосетило:9772
ƒэвид –окфеллер
ќбличающий нацистов Ђƒневник јнны ‘ранкї
ѕосетило:8725
јнна ‘ранк

ѕробовал ¬атагин работать и в жанре декоративной парковой скульптуры. “ак, в 1931Ч1932 годах он оформил вход на новую территорию ћосковского зоопарка, а в 1935 году за 12 дней вылепил три величественные фигуры львов, украшающие спуск к морю в одном из крымских санаториев. ћного занималс€ керамикой, создава€ как уникальные работы, так и произведени€ дл€ массового производства. ’орошо известна его сери€ Ђѕромысловые звери ———–ї.

 ак уже упоминалось, ¬атагин всю жизнь занималс€ научной иллюстрацией. ќн иллюстрировал учебники, зоологические таблицы, путеводители по зоосадам. ћного лет работал дл€ ƒарвиновского и «оологического музеев, создав более 400 живописных панно и около 100 скульптур и скульптурных групп на мотивы первобытной культуры. Ќельз€ сказать, чтобы эта работа угнетала художника. ќна была близка ¬атагину-ученому.   тому же ¬атагин наделил научную иллюстрацию той долей художественности и живости, котора€ в то врем€ была ей недоступна.

≈ще в 1910 году, будучи в Ѕерлине, ¬атагин изучал технику литографии в мастерской известного немецкого графика  апштейна. ¬ этой технике выполнены многие работы ¬атагина: альбом Ђ»нди€ї, по€вившийс€ после его поездки в »ндию в 1913 году, альбом Ђ–исункиїЧпо материалам зарисовок в ћосковском зоопарке, сери€ кавказских пейзажей по впечатлени€м экспедиции 1929 года. ¬ 1938 году ¬атагин выпускает две серии: Ђ«вериї и Ђ»скопаемыеї, а в 1944 году серию Ђ«вериное и птичье детство и материнствої. », конечно, сама€ известна€ графическа€ работа ¬атагинаЧ иллюстрации к его любимой книге Ђћауглиї. ¬ ней объединились его глубокое знание животного мира и фантастические воспоминани€ путешестви€ художника по »ндии.

ѕомимо Ђћауглиї ¬атагин проиллюстрировал большое количество детских книг с произведени€ми ј. „ехова, Ћ. “олстого, ƒжека Ћондона, —етон-“омпсона и других.

ћного лет своей жизни посв€тил ¬атагин научно-исследовательской работе. »м создан труд Ђќбраз животного в искусствеї, в котором его интересовали роль и значение анимализма в различные эпохи развити€ искусства.

Ѕескорыстна€ преданность ¬атагина делу своей жизни, требовательность к себе, способность учитьс€ до конца своих дней сделали его одной из выдающихс€ фигур в анималистическом жанре. ≈го можно назвать основоположником московской анималистической школы.

¬асилий јлексеевич ¬атагин был великим тружеником Ч поражает огромное количество работ, оставшихс€ после него. ѕроизведени€ ¬атагина хран€тс€ во многих музе€х страны, в том числе в “реть€ковской галерее и в –усском музее.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

—частлива€ старуха!
ѕосетило:12776
“ать€на ѕельтцер
Ќеугомонный ƒжонни ƒепп
ѕосетило:19415
ƒжонни ƒепп
 ороль 'подлинного' кул-джаза
ѕосетило:17541
ƒин ћартин

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru