Февральским утром 1637 года в переполненной римской мастерской раздались крики. Себастьян Бурдон, двадцатиоднолетний художник из Монпелье, схватился за кисти и краски. Соотечественник грозил выдать его инквизиции как протестанта-еретика. В те времена это означало верную смерть. За несколько часов молодой мастер должен был покинуть Вечный город, где только начинал обретать славу. Так закончилась первая римская глава в жизни человека, который станет одним из самых разносторонних художников французского барокко — мастером, способным менять стили как маски.
Себастьян Бурдон родился 2 февраля 1616 года в Монпелье, в семье, где искусство передавалось из поколения в поколение. Отец, Марен Бурдон, был мастером расписных витражей, мать, Жанна Гельдер — дочерью ювелира. В доме пахло красками и расплавленным серебром, а в воздухе витали протестантские псалмы.
В семь лет случилось невообразимое: ребенок покинул семью и отправился в Париж, где поступил в мастерскую художника Жана-Жозефа Бартелеми Старшего. Что заставило родителей отдать столь маленького сына на обучение в далекую столицу? Возможно, уже тогда было ясно: в этом мальчике пылает такой художественный огонь, что провинциальный Монпелье его не удержит.
В четырнадцать лет юный Бурдон снова в пути — теперь он покидает Париж и направляется к Бордо, где, согласно биографам, расписывает фресками свод замка. Четырнадцать лет! В возрасте, когда сверстники едва научились держать кисть, он уже создает монументальные произведения.
Краткая попытка военной службы в Тулузе закончилась освобождением от воинской повинности — капитан быстро понял, что перед ним не солдат, а художник. И возможно, именно командир предложил Себастьяну то путешествие, которое изменит всю его жизнь, — поездку в Италию.
Около 1634 года восемнадцатилетний Бурдон прибыл в Рим — художественную Мекку Европы, где творили корифеи эпохи: Питер Ван Лар, создатель жанра «бамбоччанти», великий Никола Пуссен, поэтичный Клод Лоррен, экспрессивный Джованни Бенедетто Кастильоне. Для молодого художника это было как попасть в логово львов живописи.
Клод Лоррен оказал содействие Бурдону, и тот начал работать, подражая великим мастерам, а также Караваджо. Но Себастьян не был простым копиистом. В Риме он нашел собственную тему, обратившись к бытовому жанру: «Военный лагерь», «Печь для обжига извести» (1635—1636). В этих работах уже проявилось то, что позднее назовут «стилем Бурдона» — более четкое построение композиции, ясность пространственных планов и преобладание светлого колорита.
Рим дал юному французу бесценный опыт, но пылкий и неровный темперамент Бурдона сыграл с ним злую шутку. Конфликт с соотечественником из-за религиозных убеждений поставил крест на римской карьере.
Покинув Рим в сопровождении финансиста Эсселена, Бурдон некоторое время провел в Венеции. Этот краткий период оказался удивительно плодотворным. Венецианская школа с ее культом цвета и света навсегда вошла в художественную ДНК мастера. Влияние венецианцев ощутимо проявилось в его полотнах, написанных по возвращении в Париж: «Поклонение волхвов», «Смерть Дидоны», «Нахождение Моисея».
В Париже Эсселен представил художника Симону Вуэ, первому живописцу короля. Но настоящий переворот в творчестве Бурдона произошел в 1640-1642 годах, когда он встречался с Никола Пуссеном, и эта встреча оказала решающее влияние на формирование его классицистического стиля.
В январе 1641 года Бурдон женился на Сюзанне, сестре художника-кальвиниста Луи Гумьера. Венчание в протестантском храме Шарентон-ле-Пон укрепило связи Себастьяна с художниками-единоверцами. Любовь и творчество шли рука об руку.
В мае 1643 года было принято решение украсить фресками Собор Парижской Богоматери, и выбор пал на Себастьяна Бурдона. Этот год считается поворотным в его творческой карьере. Его «Мученичество святого Петра» стало антиподом спокойного классицизма Пуссена — картина отличалась экспрессией и бурным, барочным движением.
В 1652 году художника пригласила шведская королева Кристина в Стокгольм. Он сразу согласился: Фронда потрясла Францию, и художники остались без заказов. Путешествие в Швецию стало триумфом портретиста Бурдона.
В Швеции Бурдон получил звание придворного живописца, написал серию портретов королевы, короля Карла Х Густава, портреты придворных и офицеров. Самый знаменитый — конный портрет королевы Кристины, где суровая северная правительница предстает в образе воительницы, достойной Амазонки.
В этих портретах мастер проявил новые стилевые качества: сочетание академической моделировки форм и необычно светлого колорита, что позднее будет унаследовано Гиацинтом Риго и Никола де Ларжильером. Бурдон не просто писал портреты — он создавал новый язык парадного изображения.
В 1648 году Бурдон был среди 12 художников, которые вошли в учрежденную Королевскую Академию живописи и скульптуры. В 1654 году он был назначен ректором Академии. Для художника, начинавшего семилетним беглецом из провинциального Монпелье, это было головокружительным взлетом.
Подобно Пуссену, Бурдон стремился к теоретическому формулированию своего художественного идеала и стиля. Он неоднократно выступал на заседаниях Академии с речами, обращенными к молодым художникам. Мастер-практик стал мастером-мыслителем.
Что делало Бурдона уникальным? Он не раз менял свой стиль, то работал в духе классицизма, то использовал приемы, характерные для барокко, однако его всегда можно отличить по звучности и гармонии цветовых сочетаний, плавности движений, линий. Современники называли это «стилем Бурдона» — способностью художника адаптироваться к любому направлению, сохраняя собственную неповторимость.
Один из шедевров Бурдона — картина «Нахождение Моисея» (Вашингтон, Национальная галерея). Обратившись к этому сюжету из Ветхого завета, Бурдон вступил в своеобразное соперничество с Пуссеном. И выдержал сравнение с великим мастером.
В 1658 году Бурдон возвратился в Париж. В том же году скончалась его жена. В сентябре он женился вторично на дочери купца из Тура, Маргарите Жумо. 11 ноября 1665 года Маргарита родила Себастьяну сына Анри.
В последние годы художник создавал живописные и гравированные пейзажи с библейскими сценами. Виртуозный и плодовитый рисовальщик, он писал сангиной и лависом пейзажи и исторические сцены. До конца жизни Бурдон не переставал экспериментировать.
8 мая 1671 года Себастьян Бурдон умер в Париже, похоронен в пригороде Сен-Жермен. Ему было всего 55 лет, но за это время он прожил несколько художественных жизней: ученика «бамбоччанти», классициста, придворного портретиста, академика-теоретика.
Бурдон оставил потомкам не просто картины — он показал, что великий художник не обязан всю жизнь писать в одной манере. Картины наполнены светом и воздухом, а его влияние прослеживается в творчестве Риго и Ларжильера. Мастер, который в семь лет покинул отчий дом, чтобы научиться рисовать, создал искусство, где каждое полотно — новое лицо, новый голос, новая история.
В эпоху, когда художники боролись за место под солнцем французского классицизма, Себастьян Бурдон нашел свой путь: он стал художником тысячи лиц, мастером превращений, доказав, что подлинный талант не знает границ стиля.
Себастьян Бурдон - фотография из открытых источников
Посмотреть фотоРодился: | 02.02.1616 (55) |
Умер: | 08.05.1671 |