Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

јлексей √рицай

   /   

Aleksey Gritsay

   /
             
‘отографи€ јлексей √рицай (photo Aleksey Gritsay)
   

–осси€

√ражданство: –осси€

Ѕиографи€

художник.

Ѕывают случаи, когда изменени€ в выборе пейзажного мотива и взгл€да на него обозначают и очень важные перемены в искусстве, в культуре, иногда и в жизни вообще. “акой перелом в советском искусстве середины 1950-х годов отразилс€ и в творчестве јлексе€ ћихайловича √рица€, народного художника ———–, действительного члена јкадемии художеств ———–, одного из известнейших пейзажистов нашей страны.

13.10.2008

¬ эти годы художник нашел себ€, свою линию в пейзажном творчестве. —кромные, простые, по-насто€щему весенние "ѕодснежники" √рица€, при всей их незамысловатости, были новым словом в искусстве тех лет. ≈сли пейзажи √еорги€ Ќисского отражали тогда героику нового, движение, устремленность в будущее, то у √рица€ то же обновление выразилось в какой-то новой камерности, задушевности пейзажа, в простоте мотива, во внимании к малой, незаметной части природы - в отказе от больших монументальных композиций, тщательно и торжественно выстроенных. Ќо именно к таким, пожалуй, работам готовили художника все годы его учени€.

јлексей √рицай фотографи€
јлексей √рицай фотографи€

ќн поступил в јкадемию художеств в 1932 году, получив до того первые наставлени€ у скульптора –. Ѕаха. ћолодой √рицай, не искушенный в художественных тонкост€х и не помышл€вший ни о каких сложных художественных задачах, на экзамене рисовал старательно и наивно, стрем€сь как можно вернее передать то, что видит. ќн и сам был удивлен, когда его прин€ли.

√рицай училс€ в јкадемии у ¬. Ќ. яковлева, который воспитывал своих учеников на копи€х со старых мастеров, причем таких, у которых первенствует крепкий академический рисунок. Ёто дало √рицаю хорошую школу, однако его таланту лирика негде было про€вить себ€. ¬озможно, художник тогда еще не понимал, что €вл€етс€ его призванием. ќн продолжал обучение в мастерской ». ». Ѕродского, видного советского живописца, также мастера скульптурно объемной формы и торжественно построенных композиций. ¬ качестве дипломной работы была выбрана тема "¬ручение √осударственного акта на пользование землей".  артина получилась не совсем удачной, не прочувствованной до конца. ѕравда, √рицай сумел показать себ€ как пейзажист - пейзажные этюды заслужили более высокую оценку экзаменационной комиссии, чем сама картина.

«авершением периода обучени€ стали, по сути дела, картины, выполненные уже после военных лет, во врем€ которых художник почти не занималс€ профессиональной живописью и многое забыл. “еперь √рицай стал пейзажистом, хот€ и писал еще в те годы картины на производственные темы. Ќо главными его произведени€ми первых послевоенных лет стали два крупных пейзажа - "¬ ∆игул€х. Ѕурный день" (1948-1950) и "Ќад ¬олгой" (1950-1952). Ёто пейзажи-картины созданы не на основе этюдов, а больше по представлению о том, каким должен быть приподн€тый над обыденностью пейзаж. ¬ картине "¬ ∆игул€х. Ѕурный день" замедленное, величавое движение бараки заставл€ет ощущать и прот€женный формат полотна. —амо состо€ние "стихии", размах пространства - все тут патетично, но, может быть, несколько подавл€ет человека. ѕейзаж "Ќад ¬олгой" с одинокой сосной еще более торжествен, эпичен. ѕростор в картине был даже увеличен по сравнению с реальной шириной реки. Ётот четко построенный парадный пейзаж выгл€дит как своего рода пам€тник природе, каким, по случайности, и стала картина. ќчень скоро после того, как картина была завершена, плотина  уйбышевской √Ё— перерезала ¬олгу как раз в том месте, которое изображено у √рица€.

Ёти картины сделали √рица€ известным мастером пейзажа определенного типа, св€занного прежде всего с именами јп. ¬аснецова, ¬. ћешкова. Ќо вот с 1954 года по€вл€ютс€ совсем другие работы. ’удожник начинает с этюдов в глубине леса, более непосредственных, не столь тщательных. ќн пишет природу ради нее самой, ее самые укромные, тихие и будничные уголки. ’удожник ставит перед собой новую задачу - создавать не торжественные оды, а что-то вроде лирических стихотворений. “аковы знаменитые "ѕодснежники. ќсинник" (1957), получившие бронзовую медаль на ¬семирной выставке в Ѕрюсселе (1958). јкадемическа€ выучка видна в этой работе и будет всегда свойственна лучшим работам художника.

ќбычно то, что было результатом натурной работы, переходило в более картинные, более обобщенные, но по-прежнему камерные образы природы. “акова сери€ картин "¬есна" (1955-1957). √рицай берет, как всегда, простые мотивы - весенние ручейки, зацветающие деревь€. ѕрирода у художника внутренне глубоко св€зана с человеком, поэтому столь естественны в его пейзажах жанровые мотивы ("¬ечером", 1954). √рицай также любит писать животных ("ѕерва€ зелень. —тадо", 1957; "“уман. “ел€та", 1962).

’удожника привлекают и зимние, и осенние мотивы, но он во всем предпочитает переходные моменты, также и во времени дн€ (любимое врем€ - сумерки). ћотивы часто повтор€ютс€, складываютс€ в серии картин, повествующих о световоздушной ткани природы в разных услови€х.

√рицай большое внимание удел€ет колориту картины, который у него всегда гармоничен. –аботы его написаны легко и свободно, но за ними стоит, как правило, долга€ работа, они даютс€ трудно, порой пишутс€ годами. “ак писалась картина "ѕора весны" (1959-1965), ставша€ у √рица€ одной из лучших. Ёто не конкретный пейзаж, а обобщенный образ весеннего мира.

Ћучшие дн€

 удесник из  ургана
ѕосетило:13540
√авриил »лизаров
јлексей Ѕаталов: Ќе торгу€сь с судьбой
ѕосетило:10462
јлексей Ѕаталов
ѕенсионер покоривший гору  илиманджаро
ѕосетило:8640
–ичард Ѕайерли

’удожник на прот€жении многих лет остаетс€ верен избранным образам и темам. » хот€ его живописна€ манера стала немного иной, все же любимой теме - весне - посв€щена и нова€ картина "Ћедоход" (1984-1985). Ётот ледоход - отзвук "весен" тридцатилетней давности, певцом которых вошел в советскую живопись √рицай.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

—емейный бизнес
ѕосетило:10227
ƒэвид –окфеллер
јлексей Ѕаталов: Ќе торгу€сь с судьбой
ѕосетило:10462
јлексей Ѕаталов
Ёрнесто „е √евара: ' оманданте  убинской революции'
ѕосетило:123782
Ёрнесто „е √евара

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru