Людибиографии, истории, факты, фотографии

Эдуард Хиль

   /   

Eduard Khil

   /
             
Фотография Эдуард Хиль (photo Eduard Khil)
   

День рождения: 04.09.1934 года
Место рождения: Смоленск, СССР
Дата смерти: 04.06.2012 года
Место смерти: Санкт-Петербург, Россия
Возраст: 77 лет

Гражданство: Россия
Соцсети:


Если б не Гагарин...

Советский и российский оперный, камерный и эстрадный певец (баритон), народный артист РСФСР (1974)

Я ездил не затем, чтобы остаться, а затем, чтобы выжить, семью прокормить. Хотя, конечно, было очень трудно. Те деньги, которые я получал, работая в кабаре — это, знаете... не те деньги. Ты каждый день должен как бы включать в голове компьютер: "Так... полкило картошки, хлеб, фрукты и рыба..." И все!

VK Facebook Mailru Odnoklassniki Twitter Twitter Print

11.08.2004

Будущий классик советской эстрады воспитывался в детдоме башкирского поселка Раевка. Одна из воспитательниц однажды сказала, обращаясь к классу: "Наш Хабибулин - по фамилии видно - татарин. Хайкин - еврей. А Хиль, наверное, немец". "Правильно! - подхватили дети. - Немец! Немец! Хиль, ты будешь в спектакле Гитлера играть!" Спустя 60 лет Эдуард Анатольевич не может вспоминать об этом эпизоде спокойно.

Эдуард Хиль фотография
Эдуард Хиль фотография

Если бы не Гагарин, меня бы не было ни на радио, ни на ТВ— Вот вы вспомнили про тот случай в Раевке, а у меня волосы встают дыбом, — говорит Эдуард Анатольевич. — Почему эта мерзость сидит в некоторых людях, я до сих пор не пойму. Когда взрослому человеку говорят такое — его словом убить можно. А представляете, ребенку? Это не забывается.

Реклама:

— Гитлера вас тогда так и не заставили сыграть?

— Нет, мне было всего лет семь-восемь. Да и не было никакого желания.

— Откуда у вас в самом деле такая фамилия — Хиль?

— Я это выяснил. Один профессор разложил мне все по полочкам. Есть две версии. У одного из праславянских племен был такой царь Хильвуд. Вуд — лес, хиль — холм, гора. А еще Хиль — испанское имя. Есть даже такая пьеса "Дон Хиль — зеленые штаны". Мои предки из Смоленска, дед с Березины. Под Брестом есть станция Тэвли, там множество Хилей живут. Быть может, какой-то испанец, раненный при отступлении наполеоновских войск, остался на Березине. У Наполеона были наемные полки из Испании. Фамилию Хиль я встречал в Латинской Америке, Португалии, Европе, Швеции и России — везде. А поездил я много.

— Не ошибусь, если предположу, Эдуард Анатольевич: по жизни вы никогда не были диссидентом... У моих родителей на проигрывателе в 70-х целыми днями крутился заезженный миньон: "Адресованная другу, ходит песенка по кругу, потому что круглая Земля..." Все детство прошло под ваши песни. Пластинки выходили миллионными тиражами. Вас не зажимали, не преследовали. И вы, кажется, всегда лояльно относились к власти?

— Я еще тогда говорил — и Стржельчик, и Копелян были со мной согласны: артист всегда должен быть в оппозиции к власти. Но оппозиции нормальной, не злобной. Критика власти — это естественно. Власть перерождает людей. Пробыл человек полгода начальником, и его не узнать.

Лучшие дня

Владимир Меньшов: Оскароносный режиссер
Посетило:6682
Владимир Меньшов
30 тысяч калорий в день
Посетило:6300
Кеннет Брамли
Джина Лоллобриджида – Очаровательная «Ла Лолло»
Посетило:6186
Джина Лоллобриджида

— Известна легенда о том, как вам влетело за песню "Как хорошо быть генералом" от самих генералов. Вы, кажется, потом оправдывались, что это сатира, направленная против итальянской армии...

— Нет, не оправдывался. Я удивился, когда генералы вдруг встали и начали покидать зал. Песня исполнялась по заявке Юрия Гагарина. Это был концерт в академии, где он учился. Когда я запел, первые ряды актового зала опустели — генералы расценили песню как оскорбление своей чести. Потом меня вызвали в политуправление и сказали: отдохните-ка годик! Ни по радио не будете звучать, ни по телевидению... Однажды мы встретились на очередном банкете с Гагариным. Он попросил исполнить новую песню Пахмутовой о летчиках. Я говорю: так и так, Юрий Алексеевич, не могу, помните тот случай? Он мне: да ты что?! И пошел в политуправление: что ж вы делаете? Вы хоть знаете, слова там какие? Это же песня про капрала, который критикует НАТО! Там говорят: а! про НАТО?! Ну, тогда можно, пусть Хиль поет! Потом "Как хорошо быть генералом" даже сняли в одном из "Огоньков". Меня как бы реабилитировали.

— Другого могли бы и не простить, даже с такой протекцией. Помните разгромные статьи про Шульженко, Райкина, Утесова?

— Помню. "Пора кончать эту пошлость!"

— А про вас выходили разгромные статьи? Что-то не припомню.

— Про меня? Очень много. Писали, например, что у Хиля столько аппаратуры — хватит на несколько музыкальных коллективов, и еще больше костюмов... Это было наглое вранье. Аппаратуру я сам купил в Японии, а за все служение в Ленконцерте с пятьдесят пятого года мне не сшили ни одного лишнего костюма.

— Говорят, вы до сих пор живете достаточно скромно. Правда, в элитном доме... (Хиль 20 с лишним лет живет в знаменитом "толстовском" доме зодчего Лидваля, выходящем одновременно на улицу Рубинштейна и набережную Фонтанки. Во дворах этого здания снимали заключительные кадры фильма "А вам и не снилось..." С конца 80-х здесь жили многие представители питерской власти, в том числе убитый вице-губернатор Михаил Маневич).

— Моими соседями по дому всегда были известные артисты, писатели, композиторы, театральные критики. Лидваль спроектировал гостиницу "Астория" и еще несколько подобных шедевров в Петербурге. Эта поэзия в камне и дереве положительно влияет на жильцов, особенно на людей творческих.

— Идя к вам, начал пересчитывать во дворе "Лэнд Крузеры" и сбился. Очевидно, поменялся контингент?

— В доме три двора, и в каждом своя публика. Я живу в среднем. Квартира просторная. Когда делал ремонт, переставил стены — зачем мне, например, огромная, в половину комнаты, ванная? А кого-то из жильцов это вполне устраивает.

— Кто сегодня ваши соседи — из "людей творческих"?

— Их мало осталось. Вы их не знаете. Эти фамилии ничего не значат для нашего шоубизнеса. Времена изменились.

— Вы вообще против шоубизнеса?

— Я не говорю, что его надо запретить. Он должен занимать определенное место, но не в душах. Собрались, поплясали и забыли. Делать из этого деньги — увольте. Лучше уж сидеть голодным.

- В Париже на хлеб уже хватало, а вот на мясо...— Вы как-то сказали: Париж помог мне пережить нелегкие времена. Чем они были нелегкие для вас лично?

— Был Ленконцерт — три с половиной тысячи человек. Из них две тысячи артистов. И вдруг все рухнуло, распалось на частные бригады. Люди получали под это дворцы — обещали, что сделают новое искусство. А вместо этого просто тусовались годами. Для артистов моего возраста вообще не стало никакой работы.

— И тогда вы сами решили податься в Париж — на заработки...

— Я туда не насовсем уезжал, а так — два-три раза в год. Французскую визу больше чем на два месяца не дают. Пел в русском кабаре "Распутин". Туда любили приходить богатые американцы, арабы, французы, новые русские. Не поесть, как правило, а послушать музыку. Иногда кто-то заказывал икру и семгу. Но в основном слушали. Хозяйкой кабаре была мадам Мартини Елена Афанасьевна, я слышал, она в прошлом году умерла. Мартини она по мужу, а сама родом из Белостока. У нее было несколько русских кабаре... Атмосфера в "Распутине" аристократическая — я застал дворян еще из первого поколения нашей эмиграции.

— Как они к вам отнеслись?

— Очень благожелательно. Предлагали свои услуги. Один человек открыл свой гардероб и говорит: бери любой костюм! А там их штук сто. И все подходят мне по комплекции. Я говорю: "Нет, Митя, ну как я могу?" И не взял. Не потому, что новый костюм не был нужен... Другой случай: мадам Мартини была смущена назначенной мне ставкой, когда кое-что узнала обо мне от своих друзей Любимова и Евтушенко. Сказала: что ж это вы не предупредили, что так популярны в России? И предложила другой гонорар. Но я уже уезжал из Парижа.

— Почему не остались?

— Я ездил не затем, чтобы остаться, а затем, чтобы выжить, семью прокормить. Хотя, конечно, было очень трудно. Те деньги, которые я получал, работая в кабаре — это, знаете... не те деньги. Ты каждый день должен как бы включать в голове компьютер: "Так... полкило картошки, хлеб, фрукты и рыба..." И все! Позволить себе мясо было невозможно. Только на Пасху и Рождество мог чуть-чуть больше подзаработать, потому что богатые люди приглашали к себе домой.

— Вы получали там деньги как ресторанный певец — от посетителей за столиками?

— Когда я впервые с этим столкнулся, стало не по себе. Но мне сказали: да ты что! Шаляпин в Париже пел прямо на обеде. И деньги за это получал... Мне стало как-то легче. На Западе так принято. Тех, кто не берет деньги за исполнение, считают недоумками.

— Говорят, вы все-таки отказывались от таких денег.

— Да, был случай, обидел человека. И зря. Старики-эмигранты давали певцам деньги от чистого сердца. А мне хотелось просто так петь для них "Утро туманное", "Вечерний звон", чтобы напомнить им о России... Какой-то, как сказали, принц захотел меня отблагодарить — он сидел в отдельном кабинете, в полутьме, с дамой. Мужчина лет сорока и молодая очаровательная женщина. Я отказался. В конце выступления он все-таки подошел и положил на рояль розу. Стебель был обернут какой-то бумажкой. Стоявшая рядом знакомая, югославка Соня, сказала: "Что это ты, Эдуард, сто долларов бросаешь?" Этот принц розу в сто долларов завернул...

В Париже вообще смешно дают артистам деньги: берут вас за руку, говорят "Большое спасибо!" и с рукопожатием передают купюру. В "Распутине" на рояле стояла шкатулка, куда исполнители складывали свои чаевые, а потом все делилось поровну. Я никогда не смотрел, сколько там и кто что складывает. Были артисты, которые заранее чувствовали, что им перепадет от посетителя крупное вознаграждение — допустим, тысяча франков. Они эту тысячу брали одной рукой, а другой опускали в шкатулку 50 франков. Были скандалы, но — не пойман, не вор.

— Как вам показался Париж?

— Я изучил его по станциям метро. Знал их все, мог сделать пересадку с закрытыми глазами в любом месте. Когда начал больше зарабатывать, стал ездить на автобусе. А потом мне сказал один поэт: попробуй походи пешком. Ты другой раз едешь 3 остановки на метро, а можно через дворы пройти за пять минут. Я начал ходить и увидел: Париж очень маленький, в несколько раз меньше Москвы. А народу столько же.

- "Так у вас 3 машины — и все мало?!"— Сейчас вы на родине. Каковы впечатления?

— К сожалению, не блестящие. На деньги, которые имел на книжке, мог купить две машины. Все это превратилось в две буханки хлеба. И до сих пор над нами продолжают эксперименты... Недавно стоял в сберкассе, и приходит бабушка. Она не была здесь 10 лет. "Милочка, у меня тут две тыщи..." - "Бабуля! Какие две тыщи? Это два рубля у тебя!" Вся сберкасса плакала. Стали деньги ей собирать. Это не политика, это издевательство... Хорошо еще, мне разрешали ездить в Париж. А если б не разрешали? Одна надежда — на Бога.

— Кто-то сказал: "Я бы уверовал в Бога, но смущает толпа посредников". Недавно наблюдал сцену: два священнослужителя на иномарке подъехали к супермаркету и накупили "Колы" с чипсами...

— Ну и хорошо. Ну и пусть. Я знаю священников, которые коллекционируют антиквариат, покупают дорогие продукты, дорогие вина. Это и есть жизнь. А есть другие, которые все раздают. Это нельзя осуждать. У каждого свои привычки... Я, например, могу сто раз переписывать ноты в разных тональностях. Это моя страсть. Жена смеется, сын говорит: папа, легче на компьютере. Нет, я от руки... Нельзя завидовать. Меня однажды спросили: "Какая у вас машина?" - "Семерка", уже третья". А одна женщина воскликнула: "А! так у вас уже три "семерки"! И все мало!"

— А на самом деле?

— Мы старую "семерку" за полцены продали, добавили и купили новую. А иногда и без машины обходимся... Однажды я выступал перед сердечниками в санатории — опоздал на 15 минут. Мы с женой 6 часов добирались на электричке из Луги. Электричка все время стояла. Вышел на сцену, говорю: "Извините, на дорогах такие пробки..." Из зала кричат: "Да что пробки! Надо было раньше выезжать!" Я оправдываюсь. Они: "Как? Хиль на электричке? Не верим!Э Я: "Да, иногда мне нравится ездить вместе с народом. Хоть пообщаемся..."

— После Парижа вы, кажется, успешно адаптировались на современной эстраде. Продвинутый проект "Хиль и сыновья"; клипы с "Препинаками"; курехинское садомазохистское шоу, где вас, завернутого в занавеску, выносили на сцену с голыми арфистками четыре огромных негра; ария водопроводчика Сидорова, которую вы исполняете в ватнике и с вантузом в руке... Это подчас шокирует.

— Это ничем не хуже тех студенческих капустников, которые мы устраивали в консерватории. Помню, как все начиналось у Александра Броневицкого — он придумывал такие капустники, что профессура со стульев падала... Разрядка на концерте для меня — насущная необходимость. Я говорил Курехину, что мечтаю сделать совместно с группой единомышленников концерт старинных русских романсов, но петь их не вчистую, а в комическом преломлении. Начинаю, к примеру, романс, и вдруг крышка рояля падает со стуком, певец, как бы от страха, начинает петь другой романс, или пианист аккомпанирует не в той тональности, или у меня отрывается рукав от пиджака... Ильинский так шутил: начинал петь, и вдруг раздавалось сипение, будто у него голос пропадал. Это нужно каждому артисту. Если вы постоянно будете петь одно и то же, то станете, как компьютер, который можно в любой момент выключить. Это не мое. Лучше уж тогда — на сцену в ватнике!

Эдуард Хиль
марина 12.10.2006 02:01:01
Мне 26 лет,но все детство пошло на этих песнях,до сих пор сердце замирает когда слышу по радио или телевидению.Жаль,что звучат они редко.Для меня Хиль просто супер-мужчина во всех отношениях.Такой энергии можно только позавидовать.Молодец.Эдуард Анатольевич,вы наш кумир!!!

версия происхождения фамилии
Эйла Уутела 23.10.2007 03:30:08
Многоуважаемый Эдуард Анительевич.
Являюсь давней поклонницей Вашего творчества.Считаю Вас одним из самых корректных и интеллигентных певцов эстрады середины прошлого века. Жаль, что ОРТ (которое мы принимаем в приграничной зоне Финляндии) не часто доставляет нам удовольствие видель Вас на экранах наших телевизиров. От своих предков и знакомых старшего поколения получила в "наследство" историю судьбы одного человека, которого они считали вашим отцом с той минуты, как увидели Вас на экранах своих телевизоров. Эти люди хорошо знали его и работали с ним в начале 30-х годов. К сожалению этих людей уже нет с нами, но рассказанная ими история осталась в моей памяти и еще есть архивные данные,по которым заинтересованное лицо может навести справки. Если Вас,Эдуард Анатольевич, это заинтересует, я готова дать более подробную информацию при переписке. Адрес электронной почты указан выше.
С глубочайшим уваженим,
Эйла Уутела (Лаппеенранта,Финляндия)




Ваш комментарий (*):
Я не робот...

Лучшие недели

«Король русского шансона»
Посетило:15178
Михаил Круг
Актерская кухня Михаила Тарабукина
Посетило:8595
Михаил Тарабукин
Икона русского балета
Посетило:16571
Агриппина Ваганова

Добавьте свою информацию

Здесь
Администрация проекта admin @ peoples.ru
history