Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

„арлз ѕаркер

   /   

Charles Parker

   /
             
‘отографи€ „арлз ѕаркер (photo Charles Parker)
   

ƒень рождени€: 29.08.1920 года
ћесто рождени€:  анзас-—ити, —Ўј
ƒата смерти: 12.03.1955 года
—Ўј
¬озраст: 34 года

√ражданство: —Ўј

„арли ѕаркер. Ѕиографи€

јмериканский джазовый саксофонист

 азалось, признание, которое получила его музыка, только осложнило взаимоотношение этого человека с окружающим миром. Ѕерд стал еще более нетерпимым, раздражительным, безапелл€ционным в своих отношени€х с коллегами и близкими людьми. ќдиночество обматывало его все более плотным коконом.

12.03.2023

„арли ѕаркер, известный также как "Ѕерд", может быть по достоинству назван отцом современного джаза. ≈го смелые импровизации, совершенно свободно уход€щие от мелодического материала тем, €вились своеобразным мостом между сладким звучанием попул€рного джаза и новыми формами импровизационного искусства. ≈го вли€ние на последующие поколени€ джазовых музыкантов можно сравнить только с вли€нием Ћуи јрмстронга.

„арлз ѕаркер фотографи€
„арлз ѕаркер фотографи€

„арлз  ристофер ѕаркер по€вилс€ на свет 29 августа 1920 года в  анзас-—ити. ƒетство ѕаркера прошло в черном гетто  анзас-—ити, где было множество кабачков, увеселительных заведений и всегда звучала музыка. ќтец, третьеразр€дный певец и танцор, вскоре бросил семью, и мать, Ёдди ѕаркер, отдававша€ весь жар своей любви мальчику, здорово его избаловала. ќчередным, и как оказалось впоследствии, судьбоносным подарком стал видавший виды альт-саксофон, купленный за 45 долларов. „арли стал играть и забыл обо всем остальном. ќн училс€ самосто€тельно, в одиночку продира€сь сквозь все проблемы, в одиночку открыва€ дл€ себ€ законы музыки. —трасть к музыке с тех пор не покидала его. ¬ечерами он слушал игру городских музыкантов, дн€ми училс€ сам.

Ќа учебники времени не оставалось. ¬ 15 лет „арли бросает школу и становитс€ профессиональным музыкантом. ¬прочем, профессионализма в этом себ€любивом, замкнутом юноше было еще мало. ќн пытаетс€ копировать соло Ћестера янга, играет в джемах, мен€ет различные местные составы. ќн вспоминал позже: "Ќам приходилось играть без перерыва с дев€ти вечера до п€ти утра. «а ночь мы получали по одному доллару двадцать п€ть центов".

Ќесмотр€ на быстрый прогресс в технике игры, юный „арли не очень вписывалс€ в слаженные, гладкие звучани€ биг-бэндов. ќн всегда пыталс€ играть по-своему, посто€нно нащупыва€ свою, неповторимую музыку. Ёто нравилось далеко не всем. ’рестоматийна истори€ о том, как на одном из ночных джем-сейшнз ударник ƒжо ƒжонс, выведенный из себ€ "штучками" ѕаркера, запустил в зал тарелкой. „арли собралс€ и вышел.

¬ 15 лет „арли женилс€ на 19-летней –еббеке –аффинг - это был его первый брак, но столь же скоротечный и неудачный, как и последующие. ¬ 17 лет "Ѕерд" (сокращение от первоначального прозвища Yardbird) впервые становитс€ отцом. “огда же или чуть раньше он впервые знакомитс€ с наркотиками.

ѕеребрав целый р€д составов, побывав в „икаго и Ќью-…орке, и вернувшись в конце 1938 года в  анзас-—ити, Ѕерд поступает в оркестр пианиста ƒже€ ћак-Ўенна. — этим составом он играл более трех лет, и первые известные записи ѕаркера были сделаны также с этим оркестром. «десь он стал зрелым мастером.  оллеги высоко ценили его как альт-саксофониста, но то, что ему приходилось играть, по-прежнему не удовлетвор€ло „арли. ќн продолжал искать свой путь: "я был по горло сыт стереотипными гармони€ми, которыми все пользовались. я посто€нно думал о том, что должно же существовать что-то иное. я слышал это, но не мог сыграть". ј потом все-таки сыграл: "я долго импровизировал на тему Cherokee и вдруг заметил, что выстраива€ мелодию из верхних интервалов аккордов и придумыва€ на этой основе новые гармонии, мне вдруг удалось сыграть то, что посто€нно было во мне. я словно заново родилс€".

ѕосле того, как Ѕерд открыл свой путь к свободе, он не мог больше играть с ћак-Ўенном. ¬ начале 1942 года он ушел из оркестра и, вед€ полуголодное, нищенское существование, продолжал играть свою музыку в разных нью-йоркских клубах. ¬ основном, ѕаркер работал в клубе "Uptown House"  ларка ћонро. »менно там его впервые услышали единомышленники.

— 1940 года в другом клубе, "Minton's Playhouse" собирались, как сказали бы сегодн€, поклонники альтернативной музыки. ¬ клубном составе посто€нно работали пианист “елониус ћонк, барабанщик  енни  ларк, басист Ќик ‘ентон м трубач ƒжо √ай. ¬ечерами и ночами регул€рно проводились джем-сейшнз, где частыми гост€ми были гитарист „арли  рисчиен, трубач ƒиззи √иллеспи, пианист Ѕад ѕауэлл и другие музыканты. ќдним осенним вечером  ларк и ћонк отправились в јптаун послушать тамошнего альт-саксофониста, слухи о котором докатились до клуба ћинтона.

Ћучшие дн€

ќлег √азманов: Ђќвацииї и Ђ«олотые граммофоныї
ѕосетило:6106
ќлег √азманов
Ёдвард Ћьюис. Ѕиографи€
ѕосетило:5951
Ёдвард Ћьюис
«везда французской эстрады
ѕосетило:5380
ћирей ћатье

 енни  ларк (ударные): "Ѕерд играл нечто неслыханное. ќн играл фразы, которые, как мне казалось, придумал € сам дл€ ударных. ќн играл в два раза быстрей Ћестера янга и в таких гармони€х, которые янгу и не снились. Ѕерд шел по нашей же дороге, но намного опередил нас. ¬р€д ли он знал цену своим находкам. Ёто была просто его манера играть джаз, это была часть его самого."

≈стественно, вскоре ѕаркер оказалс€ в клубе ћинтона. “еперь он был среди своих. ќбмен свежими музыкальными иде€ми пошел еще интенсивнее. » первым среди равных здесь был Ѕерд. ≈го свобода торжествующе вырывалась наружу каскадами удивительных, неслыханных звучаний. –€дом с ним сто€л в те годы ƒиззи √иллеспи, практически не уступавший Ѕерду в творческой фантазии, но имевший гораздо более жизнерадостный и общительный характер.

ћузыка, котора€ родилась, была названа бибоп.

MIDI запись представл€ет транскрипцию соло ѕаркера на собственную тему "ќрнитологи€".

"Ћучше было бы, если бы бибопу присвоили другое им€, более соответствовавшее серьезности целей его создани€". (Ѕад ѕауэлл)

 оролем ее почти все считали ѕаркера.  ороль вел себ€ как абсолютный и весьма капризный монарх.  азалось, признание, которое получила его музыка, только осложнило взаимоотношение этого человека с окружающим миром. Ѕерд стал еще более нетерпимым, раздражительным, безапелл€ционным в своих отношени€х с коллегами и близкими людьми. ќдиночество обматывало его все более плотным коконом. «ависимость от наркотиков становилась все сильнее, а попытки избавитьс€ от нее бросали ѕаркера в объ€ти€ алкогол€.

ќднако, карьера ѕаркера продолжала в то врем€ еще свое восход€щее движение. ¬ 1943 году ѕаркер играет в оркестре у пианиста Ёрла ’айнса, а в 1944 году - у бывшего вокалиста ’айнса Ѕилли Ёкстайна.   концу года Ѕерд стал выступать в одном из клубов на 52 улице.

¬ феврале-марте 1945 года Ѕерд и ƒиззи записали серию пластинок, во всем блеске представивших новый стиль. ќчередные, не менее значимые записи, по€вились в но€бре в  алифорнии у –осса –ассела на фирме "Dial". «десь ѕаркера настиг первый серьезный нервный кризис.

ƒжазовый мир вновь увидел Ѕерда вернувшимс€ к активной де€тельности лишь в начале 1947 года. Ќа этот раз в квинтет „арли ѕаркера вошли молодые ћайлс ƒэвис (труба) и ћакс –оуч (ударные). ќбщение с Ѕердом оказалось неоценимой школой дл€ этих крупнейших впоследствии музыкантов. Ќо выдержать такое общение они смогли не очень долго. ”же в 1948 году оба отказались от дальнейшего сотрудничества. Ќо еще до этого, в сент€бре 1947 года, ѕаркер триумфально выступил в  арнеги-’олл. ¬ 1948 году Ѕерд был назван музыкантом года в анкете журнала "ћетроном".

≈вропейцы впервые, но не в последний раз увидели ѕаркера в 1949 году, когда он со своим квинтетом прибыл на джазовый фестиваль в ѕариж. Ќо теперь, после расставани€ с √иллеспи, а затем с ƒэвисом и –оучем, р€дом с ним были уже другие люди - крепкие профессионалы, но не столь €ркие, безропотно сносившие эскапады своего лидера.

ѕоследовавшие вскоре записи со струнным оркестром дали Ѕерду дополнительный повод дл€ стрессов. ѕринес€ хорошие деньги, эти записи оттолкнули некоторых, еще недавно гор€чих идеологических поклонников. –аздавались обвинени€ в коммерциализации. √астроли стали все чаще перемежатьс€ с визитами в психиатрические клиники. ¬ 1954 году Ѕерд получил т€желый удар - умерла его двухлетн€€ дочь ѕри.

¬се попытки Ѕерда вернуть психологическое равновесие оказались тщетными. —пр€татьс€ от себ€ в идиллической сельской глуши не удалось - его т€нул к себе Ќью-…орк, мировой центр джаза. —ери€ его выступлений в Ќью-йоркском клубе, названном в его честь "Birdland", закончилось скандалом: в очередном приступе €рости ѕаркер разогнал всех музыкантов и прервал выступление. ’оз€ева клуба отказались иметь с ним дело. ¬ аналогичных отношени€х с ним оказались и многие другие концертные площадки. ѕтица была изгнана из своей страны.

ѕоследним прибежищем ѕаркера стал дом его богатой поклонницы баронессы де  енигсвартер. 12 марта 1955 года он сидел у телевизора и смотрел шоу оркестра братьев ƒорси. —мерть застигла его в этот момент. ¬рачи причиной смерти назвали цирроз печени и €зву желудка. Ѕерд не дожил и до 35 лет.

дл€ валери€
валентина 13.12.2015 06:34:11
я знала, что он сильный и добилс€ успеха и славы сам. ћќЋќƒ≈÷


Anna 05.12.2022 12:16:02
св€житесь. владею информацией о рождении ¬алери€ Ћеонтьева




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

ѕокоритель полюсов
ѕосетило:11417
–уаль јмундсен
√алина ѕрозуменщикова. Ѕиографи€
ѕосетило:19364
√алина ѕрозуменщикова
√итарист легендарной Queen
ѕосетило:11906
Ѕрайан ћэй

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru