Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

¬ладимир ёровский

   /   

Vladimir Jurowski

   /
             
‘отографи€ ¬ладимир ёровский (photo Vladimir Jurowski)
   

ƒень рождени€: 04.04.1972 года
ћесто рождени€: ћосква, ———–
¬озраст: 48 лет

√ражданство: –осси€

Ђя вр€д ли бы стал дописывать Ђ–еквиемї ћоцартаї

дирижер, внук композитора ¬ладимира ёровского

¬ладимир ёровский Ц один из самых авторитетных молодых дирижеров. ¬ его насыщенном событи€ми графике нетривиальные программы Ц симфонические выступлени€ чередуютс€ с работой на оперных площадках.

18.01.2013

√осоркестр имени —ветланова, возглавл€емый ёровским, в короткое врем€ преобразилс€ и обрел новую жизнь. ¬ этом году ¬ладимир ёровский номинирован на Grammy за запись оперы »гор€ —травинского Ђѕохождени€ повесыї. ЂЌовым »звести€мї ¬ладимир ё–ќ¬— »… рассказал о музыкальных экспериментах, о сотрудничестве с –одионом ўедриным и о том, как нужно воспитывать публику.

‘ото: –ќћјЌ √ќЌ„ј–ќ¬
‘ото: –ќћјЌ √ќЌ„ј–ќ¬

Ц ¬ладимир, в конце декабр€ вы выступили с симфоническим оркестром имени —ветланова на вечере, посв€щенном юбилею –одиона ўедрина.  огда вы исполн€ете произведени€ живого классика, чувствуете особенную ответственность?

Ц  огда дирижируешь произведением современника, ответственности всегда больше.  лассическа€ музыка, конечно, требует к себе трепетного отношени€, но она не нуждаетс€ в защите такой степени. ≈й не нужно адвокатство, какое необходимо при исполнении любой современной музыки. Ќа мой взгл€д, если новое сочинение не имело у публики успеха, то виноват исполнитель, потому что вз€лс€ за него и не смог донести до людей в зале. Ќаша роль по отношению к музыке Ц роль повитух. ћы не родители, но акушеры дл€ музыки, без нас Ђребенокї может задохнутьс€. ѕоэтому когда € дирижирую современной музыкой, в особенности произведением живого автора, то ответственность увеличиваетс€ в два раза. ¬от –одион ўедринЕ  азалось бы, какой смысл его защищать? ќн Ц живой классик, и более известного российского автора из ныне живущих нет. » тем не менее мы подн€ли целый пласт его музыки из поздних 1960-х годов, о котором он и сам давно перестал думать. ƒл€ ўедрина эта музыка покоилась где-то в далеком прошлом.  огда мы встретились на открытии Ѕольшого театра, € сказал, что мечтаю сыграть его Ђѕоэториюї. ќн нервно засме€лс€. Ќаверное, подумал: ЂЅывают же такие чудаки!ї “а же реакци€ последовала на мое предложение сыграть его Ђ«воныї, и пришлось даже его уговаривать. Ђ«ачем вам это нужно? я вам дам новые сочинени€ї, Ц такими были его слова. ј уже после концерта ко мне подходили многие люди, которые в один голос говорили, что вечер дл€ них много бы потер€л без Ђ«воновї и Ђѕоэторииї.

Ц ј сам ўедрин это почувствовал?

Ц ≈го прошибла слеза, и это при том, что он Ц человек совсем не сентиментальный. Ќа репетици€х давал шороху всем, включа€ мен€.  то-то на «ападе говорил мне, что ўедрин очень добрый, его всегда все устраивает. Ќичего подобного. ћожет, здесь он тоже чувствовал особенную ответственность перед слушател€ми, поэтому и устроил нам мини-чистилище во врем€ репетиций, за что € ему очень признателен. ¬ какой-то момент € просто предложил ему встать р€дом с собой и попросил комментировать по ходу произведени€, без остановок оркестра. ќн кричал, шептал, пел, шипел свои замечани€ Ц и они все были по делу. ѕоэтому работать с автором, который знает, чего хочет, Ц это огромное счастье и огромный труд.

Ц »меет ли смысл вступать в спор с автором, если вдруг возникают какие-то расхождени€ в видении концепции произведени€?

Ц —порить можно, тем более что автор сам не всегда уверен в том, насколько точно он записал свою мысль. „асто композиторы во врем€ репетиций начинают что-то мен€ть. Ќапример, –одион ўедрин, любима€ фраза которого на репетици€х Ђ»грайте написанный нюанс, у автора все в нотахї, врем€ от времени начинает требовать пр€мо противоположное тому, что в партитуре. Ђ¬ы слишком буквально играете, верьте себе, идите за своим нутром! ƒа бросьте вы к черту это allargando, не нужно оно тут никомуї, Ц говорит он. ћне очень интересна эволюци€ авторского видени€, когда композитор слышит свое произведение, например, через 44 года, как это произошло с Ђѕоэториейї. —очинение все еще нравитс€ композитору, но он по-другому относитс€ к каким-то исполнительским моментам в св€зи с тем опытом, который он получил за эти годы. »менно по этой причине так интересно сравнивать редакции одних и тех же сочинений, выполненных авторами в течение многих лет. »горь —травинский, например, мен€л Ђ¬есну св€щеннуюї всю жизнь и до последнего своего дирижерского выступлени€.

Ц  огда вы впервые дирижировали сочинением композитора-современника?

Ћучшие дн€

ќснователь группы Boney M.
ѕосетило:9315
‘рэнк ‘ариан
¬иктор Ћ€гин. Ѕиографи€
ѕосетило:7291
¬иктор Ћ€гин
√игант —илва. Ѕиографи€
ѕосетило:246
  √игант —илва

Ц ћой дирижерский дебют состо€лс€ 23 года назад Ц тогда в —оюзе композиторов € силами студентов ћерзл€ковского училища исполнил экспериментальную оперу Ђ∆алобна€ книгаї моего друга јндре€ —еменова. “ри года спуст€ € сыграл камерное сочинение однокашника по ƒрезденской консерватории. “ак получилось, что дирижерскую карьеру € начал с музыки моих сверстников, а потом перешел на произведени€ старших современников. „ерез свое общение с живыми авторами и углубленное изучение музыки XX века € пришел к иному отношению к классике.

Ц  стати, как вы относитесь к модным тенденци€м дописывани€ неоконченных классических произведений? ѕомните, на одном из фестивалей современного искусства Ђ“ерритори€ї ваш коллега по цеху “еодор  урентзис исполнил Ђ–еквиемї ћоцарта, недостающие части к которому сочинили современные композиторы?

Ц я вр€д ли бы стал дописывать Ђ–еквиемї. ¬ерси€ «юсмайера также неприемлема дл€ мен€, хот€ она в отличие от других уходит корн€ми к самому ћоцарту и имеет в основе эскизы, переданные вдовой  онстанцей. ѕравда, предусмотрительный «юсмайер после своего окончани€ Ђ–еквиемаї сжег этот листок. „то касаетс€ мен€, то € €вл€юсь приверженцем версии музыковеда ‘ранца Ѕайера Ц он улучшил в уже дописанных част€х голосоведение и сильно переработал инструментовку, приблизив ее к позднему ћоцарту. ¬ообще сама иде€ исполн€ть актуальную музыку р€дом с исторической, св€зывать их в один контекст, если это не €вл€етс€ дописыванием, а созданием новой музыки, но на ту же тему, Ц это одна из важнейших линий в современном исполнительстве. Ётот процесс спайки необходим не только дл€ ныне живущих композиторов, но и дл€ слушателей, потому что иначе люди так и будут делить музыку на классическую и непон€тную.

Ц ¬ минувшем году у вашего друга композитора —ерге€ Ќевского было важное событие Ц премьера его оперы Ђ‘ранцискї была осуществлена главным театром страны. » все бы хорошо, да только публика прохладно отнеслась к новинке. ѕочему, на ваш взгл€д, до людей не дошел этот месседж?

Ц я знаю произведение —ерге€, оно мне очень нравитс€. ѕостановку в Ѕольшом театре € не видел и не буду о ней говорить, но мне знакомо западное исполнение Ђ‘ранцискаї, которое было осуществлено до российской версии. ѕонимаете, недостаточно убедительно сыграть музыку или поставить спектакль. Ќадо на врем€ пребывани€ публики в замкнутом пространстве театра или концертного зала заставить ее верить в то, что происход€щее в данный момент Ц это уникальное событие. Ќужен своего рода гипноз, погружение в транс. ћы должны каждого Ђбрать за рукуї и вести за собой. „тобы полюбить что-то, нужно к этому привыкнуть, нужно врем€. Ќевозможно, прослушав один раз такое сочинение, как Ђ‘ранцискї, пон€ть его. ѕублику надо готовить. ¬от почему последнее врем€ перед концертами мне приходитс€ брать в руки микрофон и обращатьс€ к публике Ц € бы с удовольствием помолчал, но без этого нельз€.  роме того, есть другой нюанс. Ќе уверен, что дл€ композитора всегда огромное счастье, если перва€ сцена страны беретс€ за постановку его сочинени€. Ќикому не в упрек будет сказано, но далеко не кажда€ главна€ сцена способна обслужить композитора по первому разр€ду.

Ц „то необходимо, чтобы современна€ опера оказалась в идеальных дл€ нее услови€х?

Ц ќна должна начинатьс€ еще до вешалки. ѕереступив порог театра, человек должен сразу попадать в какой-то новый мир, откуда выберетс€, только пройд€ все те круги ада, ра€, чистилища, которые ему уготованы авторами спектакл€. —егодн€ уже нельз€ на традиционных сценах просто так дл€ разнообрази€ играть современные сочинени€. Ќужно сознательно к этому относитьс€ и под каждое новое произведение создавать уникальное пространство.

Ц “о есть нужна специфическа€ площадка, отвечающа€ замыслу. Ќо не строить же ее специально?

Ц ¬спомните, что было с Ђ ольцом Ќибелунгаї ¬агнера. ќн задумал его в 1842 году. ѕремьера состо€лась в 1876-м. 34 года автор ждал, когда по€витс€ правильное помещение дл€ воплощени€ задуманного. »значально он вообще хотел возвести на берегу –ейна театр, который был бы построен только дл€ одного исполнени€ всей тетралогии, после чего здание подлежало бы сожжению. Ќо в те времена ¬агнер был молодой, гор€чий. ѕотом, когда уже обжилс€, он отказалс€ от идеи устраивать пожар и просто возвел в свою честь храм, но это уже издержки человеческой природы Ц из новаторов и революционеров порой получаютс€ конформисты-буржуа.  онечно, мы не можем вз€ть и полностью помен€ть  онцертный зал „айковского, хот€, будучи перестроенным театром, он все-таки располагает к экспериментам. ј вот Ѕольшой зал консерватории в меньшей степени подходит дл€ них. ќдно то, что теб€ сверл€т взгл€дом великие композиторы, изображенные на портретах, очень смущает и не дает сконцентрироватьс€ на той музыке, о которой идет речь. ѕоэтому зал должен соответствовать музыке и наоборот. “о же самое с театром и пьесой. —егодн€шний подход к исполнительству должен основыватьс€ на следующем Ц разную музыку нужно играть по-разному, преобража€сь если не внешне, то на всех остальных уровн€х.  аждое исполнение нового сочинени€ должно готовитьс€ с такой тщательностью, как военное сражение. » планировать нужно так, чтобы бой был выигран. ѕусть такого рода событий будет меньше, но каждое из них будет штучным товаром.

Ц ≈сли успех полностью зависит от исполнени€, от музыкантов, то кака€ роль отводитс€ зрител€м?

Ц ћежду композитором, исполнителем и публикой должна выстраиватьс€ энергетическа€ св€зь. ѕублика не воспитана так, чтобы быть активной соучастницей действа. ќна приходит в зал и требует Ц развлекайте нас. ¬ шекспировское врем€ об этом хорошо знали. Ќи один спектакль театра Ђ√лобусї не начиналс€ с подн€ти€ занавеса Ц его просто не было. јртистов и публику отдел€л только помост. ѕришедшие в зал зрители сразу видели гримирующихс€ актеров, играла музыка. —о сцены звучали шутки, и публика начинала комментировать то, что видела. ¬озникало общение. —пектакль €вл€лс€ естественным продолжением этого общени€, и оно никогда не прекращалось, потому что в любом классическом театре существовали персонажи, исполн€вшие роль св€зующего звена Ц шут в шекспировских пьесах, маски комедии дель арте. Ќу а в театре ’’ века есть достаточно примеров иного, но не менее творческого отношени€ к этой проблеме Ц возьмите хот€ бы театр Ћюбимова, ¬асильева, Ѕрука или √ротовского. ј теперь посмотрите, что происходит в нашей академической оперной действительности Ц люди приход€т, сад€тс€ в зал, гаснет свет, выходит человек во фраке, все удар€ют в ладоши, начинаетс€ действо. ѕолучаетс€ нека€ форма церковной службы, превращенной в театр. Ќо если говорить о музыкальном спектакле, то это работает только дл€ произведений XIX века. ƒл€ опер ћоцарта такое отношение к театру уже не подходит, а о произведени€х современных и говорить нечего.

Ц —огласитесь, воспитание масс Ц задача не из легких.  ак вам кажетс€, люди хот€т получать особые знани€? ћногим проще ограничить себ€ какой-то легкой формой с намеком на искусство. Ќе зр€ же отовсюду слышны разговоры о низком уровне культуры публики. ¬ы наблюдаете этот упадок?

Ц Ћюди, взращенные на массовой культуре, дегенерируют со временем. ¬ –оссии и —Ўј это более заметно, чем где бы то ни было. Ёто страны с самым уродливым воплощением массовой культуры. ѕричем и там, и там есть неверо€тный творческий потенциал. Ќо мы живем в эпоху информационного обжорства. ≈сли говорить о конце света, который все так ждали в декабре, так вот он уже давно настал. »нформационный поток Ц великий соблазн, в котором заключена огромна€ опасность. »менно из-за того, что доступ к информации не стоит никаких усилий, людское сознание развращаетс€. „тобы добыть знани€, не нужно выходить из дома, не нужно прилагать ни малейших усилий Ц стоит просто нажать на кнопку. ¬се очень здорово и удобно, Ђкомфортної, как теперь прин€то говорить. ≈сли есть в нашей де€тельности кака€-то сверхзадача, то € ее вижу так: вынимать самих себ€ и наших соучастников Ц публику Ц из зоны комфорта, хот€ бы на какое-то врем€. ќт того, что мы просто отменим или, упаси Ѕоже, запретим массовую культуру, жить лучше не станет. Ќужно просто предложить люд€м что-то взамен Ц духовный противовес.

Ц » человек сам к этому сможет прийти?

Ц „еловек уже к этому идет. я, наоборот, наблюдаю в мире обнадеживающий процесс пробуждени€ сознани€, духовности, не регламентированной какими-то государственными или религиозными установками. ¬озможность общени€ людей через континенты без преград Ц через мобильный телефон и »нтернет Ц ведет в том числе и ко многим очень положительным результатам, как бы парадоксально это ни звучало. — точки зрени€ политической, например, то, что происходило в ћоскве после выборов в позапрошлом году, не было возможно без информационных технологий. — моей точки зрени€, это неплохо. ѕосле нашего исполнени€ в Ћондоне сочинени€ Ѕернда ÷иммермана ЂЁкклезиастическое действої, которое там никогда раньше не слышали, мне многие люди сказали: Twitter и Facebook разламывались от постов. ѕусть даже слушатели не знают, как зовут композитора, исполнителей, ведь к нам на концерты приход€т и случайные люди, но раз у них произведение находит такой сильный отклик, значит, свое дело мы сделали.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

ѕосол —очи 2014
ѕосетило:20212
ќлес€ ¬ладыкина
ќснователь модного дома УKarl LagerfeldФ
ѕосетило:11485
 арл Ћагерфельд
јлла Ћарионова: ∆изнь как в сказке?
ѕосетило:20234
јлла Ћарионова

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru