Людибиографии, истории, факты, фотографии

Салих Сайдашев

   /   

Salikh Saidashev

   /
             
Фотография Салих Сайдашев (photo Salikh Saidashev)
   

День рождения: 03.12.1900 года
Возраст: 54 года
Место рождения: Казань, Россия
Дата смерти: 16.12.1954 года
Место смерти: Москва, Россия

Гражданство: Россия

Биография

композитор

Духовное знание гласит: только достижение равновесия обеспечивает движение вперед. Сайдашев нашел эту золотую середину. В нем жил одновременно и человек, прочно вросший своими корнями в татарскую среду, и самобытный, оригинально мыслящий художник, чутко вслушивающийся в созвучия нового времени.

VK Facebook Mailru Odnoklassniki Twitter Twitter Twitter Print

23.03.2006

Отец С. Сайдашева умер, так и не увидев сына. Салих воспитывался в семье сестры, муж которой Шигаб Ахмеров принадлежал к прогрессивным кругам татарской интеллигенции.

Салих Сайдашев фотография
Салих Сайдашев фотография

Музыкальное дарование Сайдашева проявилось рано. Первым инструментом, на котором он начал играть, была гармоника. Затем родственники купили рояль. Первым учителем его был народный музыкант Загидулла Яруллин, а затем видные педагоги Казанского музыкального училища.

Реклама:

В 1918 г. молодой музыкант организует оркестр. В 1919-1920 гг. он добровольцем вступает в ряды Красной Армии, после демобилизации работает в музыкальной школе Оренбурга.

В 1922 г. Сайдашев возвращается в Казань и в Татарском государственном академическом драматическом театре им. Г. Камала начинает свою деятельность дирижера и музыкального руководителя. Широко развертывается творческая деятельность Сайдашева: один за другим появляются музыкальные произведения к драмам: "Галиябану" М. Файзи, "Башмагым" ("Башмачки") Х. Ибрагимова, "Ил" ("Родина"), "На Кандре", "Голубая шаль" К. Тинчурина, "Наемщик" Т. Гиззата и др. Сайдашев пришел к созданию нового жанра, получившего название музыкальная драма.

В эти же годы он написал знаменитый "Марш Советской Армии", активно трудится над созданием новых и новых музыкальных произведений в различных жанрах, выступает как пианист и дирижер на многочисленных концертах.

В 1934-1938 гг. С. Сайдашев находится на учебе в студии татарской оперы в Москве. Возвратившись из Москвы, он продолжает работу в ТГАТ им. Г. Камала, работает над созданием новых произведений, пишет музыку к спектаклям.

С. Сайдашев является основоположником татарской профессиональной музыки. На подлинно профессиональном и высоком творческом уровне Сайдашев подытожил, обобщил опыт первых народных композиторов, многовековые традиции народа сумел органически соединить с опытом европейской музыки, с фольклором и создать на этой основе подлинно национальное и профессиональное искусство.

Пожалуй, ни один татарский композитор не снискал такой огромной любви, как Салих Сайдашев. Его лучезарная музыка, полная жизни и сердечного тепла, настолько глубоко и прочно вошла в наш быт, что оценивается по своей значимости наряду с поэзией великого Габдуллы Тукая. В народе композитора любовно зовут Сайдаш. И это имя соединилось в сознании людей с новой эрой в татарском музыкальном искусстве - эрой профессионального композиторского творчества.

Лучшие дня


Работа на камеру – это удовольствие
Посетило:92
Анна Большова
Инга Лепс
Посетило:85
Инга Лепс
Самый большой обжора в истории
Посетило:80
 Таррар

Деятельность Салиха Сайдашева совпала с периодом, который принято называть эпохой реформации в татарской культуре, наступившей после длительного застоя. Во второй половине XIX - начале XX веков на жизненную арену вышла "могучая кучка" творческих индивидуальностей, привнесших благотворные импульсы во все сферы жизни татарского общества. Мощные преобразования в области духовной культуры предпринял Ш. Марджани, отвергший догматический подход к исламу. Сфера народного языка была освещена гением Г. Тукая. Благодаря Б. Урманче в татарском искусстве открылся новый способ постижения мира через живопись, скульптуру, графику. Не стала исключением и музыкальная культура, долгое время остававшаяся замкнутой в русле одноголосового искусства. И здесь по масштабу своего дарования и прогрессивной направленности творческих устремлений отчетливо выделяется фигура С. Сайдашева.

Всматриваясь в течение татарской реформации, можно заметить, что все ее корифеи, в том числе и Сайдашев, выросли под сенью исламского универсума. Все они были воспитанниками медресе, однако не стали апологетами консерватизма и догматизма, в их мироощущении нет отрешенности. Напротив, наряду с кротостью, стоической жертвенностью и некоторой приглушенностью, что свойственно исламскому воспитанию, наших реформаторов отличали духовная активность, устремленность к идеалу. Не случайно они черпали свои силы из тех тайников, которые открывались им как в мудрости Востока, так и в работах выдающихся европейских умов: И. Гете, А. Пушкина, Л. Толстого.

Духовное знание гласит: только достижение равновесия обеспечивает движение вперед. Сайдашев нашел эту золотую середину. В нем жил одновременно и человек, прочно вросший своими корнями в татарскую среду, и самобытный, оригинально мыслящий художник, чутко вслушивающийся в созвучия нового времени.




Ваш комментарий (*):
Я не робот...

Лучшие недели


Евгений Аксенов
Посетило:2726
Евгений  Аксенов
Евгений Зиничев
Посетило:353
Евгений Зиничев
Величайшая актриса мира
Посетило:574
Одри Хепберн

Добавьте свою новость

Здесь
Администрация проекта admin @ peoples.ru
history