Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

Ќиколай –ославец

   /   

Nickolay Roslavetz

   /
             
‘отографи€ Ќиколай –ославец (photo Nickolay Roslavetz)
   

ƒень рождени€: 08.01.1881 года
ћесто рождени€: с. ƒушатино Ѕр€нской губ., –осси€
ƒата смерти: 23.08.1944 года
ћесто смерти: ћосква, ———–
¬озраст: 63 года

√ражданство: ———–

Ѕиографи€

композитор

я знаю, что творческий акт - это не какой-то мистический "транс", не "божественное наитие", а момент высшего напр€жени€ человеческого интеллекта, стрем€щегос€ бессознательное" (подсознательное) перевести в форму сознани€".

22.03.2006

Ќиколай јндреевич –ославец (1880/81 - 1944), композитор. —оздал оригинальную систему звуковой организации, родственную додекафонии. јвтор первых в –оссии атональных (смотри јтональность) сочинений (соната дл€ скрипки и фортепь€но, 1913). Ѕалет-пантомима "’лопок" (1933), вокально-симфонические произведени€, камерно-инструментальные ансамбли, хоры, романсы и др.

Ќиколай –ославец фотографи€
Ќиколай –ославец фотографи€

–одилс€ 24 декабр€ 1880 г. (5 €нвар€ 1881) в местечке ƒушатине „ерниговской губ. (ныне Ѕр€нской области), в кресть€нской семье. ¬ его роду было много умельцев-самоучек - музыкантов и скрипачей. ѕод вли€нием одного из них мальчик полюбил скрипку и в семь лет играл на ней по слуху. ¬ дес€тилетнем возрасте он уже зарабатывал на жизнь, нанима€сь служащим в мелкие канцел€рии, но старалс€ при этом пополнить свое музыкальное образование, не гнуша€сь уроками у любителей. ≈го профессиональна€ подготовка началась в 1890-е годы в  урске, в ћузыкальных классах –оссийского музыкального общества.

ƒвадцати одного года оставил семью и службу и уехал в ћоскву. “ам он в 1901 (или 1902) г. поступил в консерваторию и окончил ее в 1912 г. с Ѕольшой серебр€ной медалью.

–ославец не только сразу вошел в русскую музыку как большой и серьезный художник, но про€вил себ€ как авангардист из авангардистов в то врем€, когда революционные идеи композиторов "левой" ориентации еще только рождались в умах их создателей. ќн начина€ с 1913 г. уверенно за€вил о себе как крупный и зрелый, глубоко мысл€щий мастер с собственным стилем и оригинальной композиторской техникой.

»нтенсивна€ интеллектуальна€ работа с весны 1912 по весну 1913 г. дала свои плоды - одно за другим по€вл€лись в 1910-е гг. его произведени€: вокальный цикл "√рустные пейзажи" по ѕ. ¬ерлену (1913), ѕервый струнный квартет (1913), симфоническа€ поэма "¬ часы новолуни€" (ок. 1913), "Ќоктюрн" дл€ арфы, гобо€, двух альтов и виолончели (1913), "“ри..." и "„етыре сочинени€ дл€ голоса и фортепиано" (1913-1914), ѕерва€ скрипична€ (1913), ѕерва€ и ¬тора€ фортепианные сонаты (1914, 1916) и множество других композиций, преимущественно в камерном жанре.

—уть новаций –ославца заключалась в создании особой системы высотной организации музыки - двенадцатитоновой серийности. ѕримерно в одно и то же врем€ разными пут€ми к ее различным вариантам шли с одной стороны ≈. √олышев, ». —травинский, Ќ. ќбухов, ». ¬ышнеградский в –оссии, с другой стороны (и с некоторой задержкой во времени) - композиторы нововенской школы ј. ¬еберн, ј. Ўенберг, ј. Ѕерг на «ападе. —озданием новой композиторской техники они совершили переворот в музыкальном сознании.

ќбычное воспри€тие музыки с детства базируетс€ на ощущении рельефа и фона (мелодии и аккомпанемента), создающих глубинную "перспективу" музыкального пространства, подобного живописному. “радиционна€ музыка XIX-XX веков нам так же привычна и пон€тна, как, например, живопись передвижников с ее пр€мой перспективой и реальными жизненными предметами и формами. ¬ этом музыкальном пространстве, основанном на закономерност€х тональности (мажорной или минорной), слух всегда имеет "точки опоры" - устои, к которым стрем€тс€ неустойчивые тоны. —ами того не подозрева€, мы ассоциируем слуховое пространство с категори€ми силы т€жести или ее преодолени€: мы говорим о "т€желом состо€нии" и "т€желом звуке" (по-италь€нски "баритон"), о звуках "высоких и низких", о "вспархивающих трел€х", "подъеме мелодии", "пар€щем" или "лет€щем" мотиве и прочем. “ак создаютс€ предпосылки дл€ "земной", "человеческой" образности в "реальном" музыкальном пространстве классической музыки.

—ерийна€ техника радикально мен€ет этот стереотип. ¬се двенадцать возможных или несколько избранных тонов (звуков) октавы, образующие "серию", станов€тс€ независимыми друг от друга, и слух внезапно оказываетс€ в непривычной ситуации отсутстви€ традиционного соотношени€ мелодии и аккомпанемента, а главное - устойчивости и т€готений. ћы словно бы переходим в иное пространство, в состо€ние невесомости, лишенное привычных "земных" ориентиров.

Ћучшие дн€

√ильди€ гени€
ѕосетило:17945
»ван  улибин
Ђ—ашка-артистї
ѕосетило:8940
јлександр Ћеньков
јнгел смерти
ѕосетило:4480
¬асилий «айцев

ѕодобное происходило и в "лучистых" композици€х ћ. Ћарионова, и в кубофутуристических картинах ƒ. Ѕурлюка, и на супрематических полотнах  . ћалевича, где отсутствуют пон€ти€ "верха" и "низа" и привычные "земные" предметы. "„истые формы" и абстракции - параллельные €влени€ живописи и музыки, отражающие новое воспри€тие времени и пространства, соответствующее изменившейс€ картине мира в XX столетии.

—овременников поражало, что –ославец называл себ€ не "композитором", а "организатором звуков".

Ќасколько хорошо была знакома широкой публике музыка –ославца в 1910-е гг., сегодн€ сказать трудно.

–еволюцию –ославец встретил с радостью. ¬ 1917-1918 гг. он - первый представитель —овета рабочих, кресть€нских и солдатских депутатов в городе ≈льце. ¬ 1919-м - председатель правлени€ ћосковского губернского управлени€ ¬серабис (¬сероссийского объединени€ работников искусств). ¬ 1921 - 1923 гг. профессор –ославец возглавл€л ’арьковский музыкальный институт и заведовал отделом художественного образовани€ Ќаркомпроса ”——–. ¬ эти годы он одним из первых стал пропагандировать в –оссии творчество "нововенцев" ј. ¬еберна и ј. Ўенберга, созвучное его представлени€м о "музыкальной красоте".

¬ 1923-1930-х гг. –ославец - редактор √лавреперткома, уполномоченный √лавлита по √осударственному музыкальному издательству, преподаватель ћосковского музыкального политехникума. ƒе€тельность его тесно св€зана с ј—ћ (јссоциацией современной музыки), целью которой было развитие новых направлений отечественной музыки; туда входили Ќ. ћ€сковский, Ѕ. јсафьев, ¬. ўербачев, ј. јлександров, ¬. Ѕел€ев, ¬. ƒержановский, —. ‘ейнберг, ƒ. Ўостакович и др. –ославец был близко знаком с ¬.  аменским, ¬. ћа€ковским, его перу принадлежит вокальный цикл на стихи петербургских эгофутуристов. ќднако композитор, шедший собственной дорогой, не полностью вписывалс€ в их круг. ћесто "председател€ земного шара от секции музыки" в их р€ду зан€л јртур Ћурье.

ѕосле революции –ославец еще продолжал писать музыку в русле найденного метода: это вокальный цикл "ѕламенный крут" (1920), “ретий квартет (1920), симфоническа€ поэма "„еловек и море" по Ў. Ѕодлеру (1921), ѕ€ть прелюдий дл€ фортепиано (1921 - 1922), симфоническа€ поэма " онец света" по ѕ. Ћафаргу (1922), ѕ€та€ соната дл€ фортепиано (1923), ¬тора€ соната дл€ виолончели и фортепиано (1924), ѕервый скрипичный концерт (1925) и множество других камерных сочинений.

 онец 20-х гг. оказалс€ дл€ композитора переломным этапом. —о стороны де€телей –јѕћа (–оссийской ассоциации пролетарских музыкантов) и ѕролеткульта, ратовавших за примитив дл€ масс, –ославец подвергалс€ нападкам и обвинени€м в "буржуазной идеологии". ќн вынужден был писать пока€нные письма в вышесто€щие инстанции.

–ославец уехал в “ашкент, где в 1931 - 1933 гг. работал музыкальным руководителем –адиоцентра, заведовал музыкальной частью и дирижировал постановками ”збекского музыкального театра. Ќаписанный им первый узбекский балет-пантомима "ѕахта" ("’лопок") был поставлен в “ашкенте в 1933 г. «атем он вернулс€ в ћоскву и продолжил службу в различных госучреждени€х. —очин€ема€ им в это врем€ музыка - профессионально написана, но лишена творческого полета.

”мер он 23 августа 1944 г. и похоронен на ¬аганьковском кладбище.

— 70-х гг. XX в. началось возрождение музыки Ќ. –ославца. ¬ 1993 г. в ћоскве по€вилс€ исполнительский коллектив его имени - "–ославец-трио".




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

ƒруга€ теори€ Ёйнштейна
ѕосетило:102646
јльберт Ёйнштейн
„то оставил после себ€ ƒональд ¬инникот?
ѕосетило:12996
ƒональд ¬инникотт
ћари€ Ўарапова. Ѕиографи€
ѕосетило:42748
ћари€ Ўарапова

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru