Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

‘еренц Ћист

   /   

Franz Liszt

   /
             
‘отографи€ ‘еренц Ћист (photo Franz Liszt)
   

ƒень рождени€: 22.08.1811 года
ћесто рождени€: ƒоборь€н, ¬енгри€
ƒата смерти: 31.07.1886 года
ћесто смерти: Ѕайройт, √ермани€
¬озраст: 74 года

√ражданство: ¬енгри€
—оцсети:


Ѕиографи€

 омпозитор, пианист, дирижер

ќчень €рка€ и многогранна€ романтическа€ личность 2-й половины 19-го века. √ениальный пианист и композитор. Ќоватор. ћузыкальный критик, который написал много статей о музыке ("ѕисьма странствующего бакалавра", "»сследование музыки венгерских цыган").

12.12.2000

Ћист родилс€ 22 окт€бр€ 1811 г. в поместье кн€з€ Ёстергази. — детства полюбил венгерские народные песни и песни венгерских цыган. ¬ 9 лет играл перед меценатами. ќн поразил их своей игрой. ћеценаты дали Ћисту деньги, на которые он вместе с отцом в 1820-м году поехал учитьс€ в ¬ену. “ам он занимаетс€ частным образом. ѕо фортепиано - у „ерни, а по композиции у —альери. “ам Ћист познакомилс€ с Ѕетховеном, который его благословил. ѕервое произведение Ћиста - "вариации на тему вальса ƒиабелли", которое он написал в 11 лет.

‘еренц Ћист фотографи€
‘еренц Ћист фотографи€

¬ 1823 г. Ћист с отцом едет ѕариж, где его не прин€ли в консерваторию, так как он был иностранцем. Ќо он занималс€ частным образом, по композиции - у ѕаэра, по теории - у –ейха (–ейх преподавал в консерватории). ќдним из самых первых композиторских опытов Ћиста была опера "ƒон —анчо, или «амок любви", поставленна€ в 1825 году в театре Ѕольшой парижской оперы.

¬ 1827 г. у Ћиста умер отец. Ћист зан€лс€ самообразованием. ƒавал много концертов. ¬ 30 г. гор€чо восприн€л революцию. √астролировал в јнглии, Ўвейцарии, ‘ранции. ѕосле революции увлекалс€ утопическим и православным социализмом. Ћист встречалс€ со многими знаменитост€ми. ќсобое вли€ние оказали Ѕерлиоз, Ўопен (после его смерти Ћист написал книгу о Ўопене) и ѕаганини, который поразил Ћиста как исполнитель. Ћист написал фантазию на тему " ампанеллы", а позже транскрипции каприсов и этюдов ѕаганини.

¬ 1834 г. Ћист познакомилс€ с ћарии д'јгу. — 1835 по 1839 г. они отправл€ютс€ в путешествие по Ўвейцарии и »талии. Ёто - 1-й плодотворный период жизни Ћиста. ¬печатлени€ о Ўвейцарии он выразил в цикле фортепианных пьес "јльбом путешественника". ¬ 50-м году в ¬еймаре Ћист переработал этот цикл, и он вошел в состав "√оды странствий" - "ѕервый год" - Ўвейцари€.

¬ Ўвейцарии Ћист преподавал в консерватории. ќн выезжал в ѕариж соревноватьс€ с “альбергом (Ћист победил). ¬се свои мысли о судьбе художника, о назначении искусства он высказывает в книге "ѕисьма странствующего бакалавра".

¬ 1837 г. Ћист едет в »талию. ѕод впечатлением произведений италь€нского возрождени€ пишет фортепианные пьесы "ќбручение", "ћыслитель". ¬ последствии он их включил в "√оды странствий" - "¬торой год" - »тали€. Ќаписал 3 "—онета ѕетрарки", сонату-фантазию "ѕосле прочтени€ ƒанте". ¬ конце пребывани€ в »талии Ћист стал давать больше концертов (большинство - благотворительные). ƒал концерт в ¬ене дл€ пострадавших от наводнени€ в ¬енгрии, а также концерт на сооружение пам€тника Ѕетховену в Ѕонне.

1839-1847 гг. Ёто - период интенсивной концертной де€тельности Ћиста по всем странам ≈вропы. Ѕольшой триумф во‘ранции,–оссии,»спании,ѕортугалии, ¬енгрии, –умынии. ќн исполн€л очень много произведений других композиторов (транскрипции Ћиста дл€ фортепиано симфоний Ѕетховена, Ѕерлиоза, песен Ўуберта, ћеддел€, Ўумана, каприсов ѕаганини и др., а так же фантазии на темы ћоцарта, Ѕеллини, ћейербера). ¬ ¬енгрии Ћиста принимали как национального геро€. ќн дал благотворительный концерт дл€ создани€ венгерской консерватории. Ћист 3 раза был в –оссии (в 1842-м, 43-м и 47-м году). — триумфом дал концерты в ћоскве и ѕетербурге. ѕознакомилс€ с √линкой. Ћист сделал транскрипцию "ћарша „ерномора". ѕозже он посто€нно дирижировал произведени€ √линки. ¬ –оссии Ћист познакомилс€ с ¬ерстовским и ¬арламовым. —делал транскрипцию "—оловь€" јл€бьева. ѕодружилс€ с русскими музыкальными критиками - —тасовым и —еровым. ¬ конце этого периода познакомилс€ с  аролиной ¬итгенштейн (дочь польского помещика) и поселилс€ с ней в ¬еймаре.

1848-1861 гг. ” Ћиста назрела потребность композиторского творчества. ѕродолжает пропаганду произведений других композиторов как дирижЄр. ƒирижирует симфоническую и оперную музыку. ¬ этот период написал 12 из 13 симфонических поэм; 15 из 19 венгерских рапсодий; "√оды странствий" - "√од 1" -Ўвейцари€ (55 г.) и "√од 2" - »тали€ (58 г.).

Ћучшие дн€

¬еликан-книголюб из украинской глубинки
ѕосетило:10627
Ћеонид —тадник
јлексей јбрикосов. Ѕиографи€
ѕосетило:6989
јлексей јбрикосов
Ќикита ћазепин. Ѕиографи€
ѕосетило:2427
Ќикита ћазепин

¬ 1849 г. закончил 2 фортепианных концерта, "ѕл€ску смерти" дл€ фортепиано с оркестром , 2 эпизода из "‘ауста" Ћенау (не √Єте), соната h-moll (53 г.), "”тешени€" дл€ фортепиано, ноктюрн "“раурное шествие на смерть геро€ венгерской революции", 2 программных симфонии - "‘ауст" и "ƒанте", "√рандска€ месса".

Ѕлагодар€ Ћисту маленький ¬еймар стал центром музыкальной культуры ≈вропы и почти мира. Ћист ставил в театре оперы ¬агнера, Ѕерлиоза, Ўумана, ¬ерди, √люка, –убинштейна, ћоцарта, ¬ебера. «а 11 лет поставил 43 оперы (!!!). »сполнил все симфонии Ѕетховена, Ўуберта, Ѕерлиоза. Ћист пропагандировал этих композиторов и в печати. ѕисал книги о Ўопене, об исследовании музыки венгерских цыган. Ќачал педагогическую де€тельность. «анималс€ с учениками только бесплатно.

¬ 1854 г. Ћист основал "Ќововеймарский союз" ("Neu-Weimar-Verein"). ¬ 1861г. по€вилс€ "¬сеобщий немецкий музыкальный союз". ÷ель этих союзов - пропаганда программности, классического наследи€, нового передового искусства, композиторов. Ћист поддерживал молодых музыкантов: —метану, Ѕрамса, —ерова, јнтона –убинштейна. Ѕлизким другом Ћиста стал ¬агнер. Ћист поставил много его опер.

¬ 1858 г. Ћист ушЄл в отставку из оперного театра.

1861-1869 гг. –имский период. ѕод вли€нием  аролины Ћист уехал в –им. “ам он принимает должность сан-аббата. Ќаписал духовные произведени€ - оратории "—в€та€ ≈лизавета", "’ристос", "¬енгерска€ коронационна€ месса". ¬ это врем€ он писал и светлую музыку - программные этюды, испанскую рапсодию, разные транскрипции.

1869-1886 гг. ¬ 1869г. Ћист вернулс€ в ¬еймар. –азрыв с  аролиной. ѕоследние 17 лет живет в ¬еймаре, но выезжает в ѕариж, ¬ену, –им, Ѕудапешт.

¬ 1871г. благодар€ Ћисту открылась венгерска€ консерватори€ (в Ѕудапеште). Ћист стал еЄ президентом и педагогом.   нему пот€нулись новые ученики. ќн давал уроки пианистам, среди которых были и русские - «илоти (брат –ахманинова) и др. ќн помогал √ригу, јльбенису. ѕродолжал пропагандировать музыку ¬агнера. Ћист принимал участие в организации и открытии театра в Ѕайрейте. “ам он был и на постановке " ольцо нибелунга" (4 оперы ¬агнера) в 1876 г.

Ћист всЄ больше сближалс€ с русскими музыкантами.   нему приезжал Ѕородин,  юи, √лазунов. ѕо инициативе Ћиста в 1880г. была исполнена 1-€ симфони€ Ѕородина. Ћист делал транскрипции на музыку русских композиторов. Ќапример: полонез из "≈вгени€ ќнегина".

¬ последние годы Ћист писал немного: "√оды странствий" - "√од третий" - –им, " ипарисы виллы д'Ёсте", "јнгелюс" ("Angelus"), 3 "«абытых вальса", фторой и третий "ћефисто-вальсы", венгерские рапсодии (16-19). Ћист оп€ть начал давать концерты. ѕоследний концерт дал в Ћюксембурге в 1886г. ѕосле этого поехал в Ѕайрейт, чтобы послушать оперы ¬агнера. «аболев воспалением легких, Ћист скончалс€ в Ѕайрейте 31 июл€ 1886 года.

Ћист-композитор неотделим от Ћиста-исполнител€. ≈го пианизм повли€л на его музыку. — другой стороны он, как гениальный композитор, обновил звучание фортепиано. ¬ своей фортепианной музыке Ћист был проповедником-оратором. ќн хотел донести свои идеи к большой аудитории, пыта€сь увлечь, убедить людей в своих иде€х. ѕоэтому его музыка така€ приподн€та€, патетическа€, страстный ораторский тон. ” него был героический стиль исполнени€, что тоже отразилось на его музыке. Ћист обладал потр€сающей техникой. ¬ажнейшим принципом его музыки была программность. Ёта программа не берлиозовского типа, а более обобщенна€ (общее настроение, общее состо€ние, нет сюжета). Ќоваторством €вл€етс€ трактовка фортепиано. ≈го звучанию Ћист придал оркестровую мощь. ќн передаЄт тембры разных инструментов на фортепиано - грозное звучание меди, нежное звучание скрипок, свирельные наигрыши. Ћист использовал аккордовые трели, тремоло, репетиции на одном звуке, пассажи, характерные дл€ струнных инструментов, сочные виолончельные мелодии, пассажи октавами или двойными нотами. »ногда записывает фортепианные ноты в 3 строчки (из-за оркестровой фактуры).

ћоЄ личное мнение
јлекса 20.02.2006 10:39:33
—пасибо большое создател€м этой странички и вообще всем создател€м!!!
—ейчас очень сложно найти нужную информацию в книгах,а ¬аши странички помогают в короткие сроки найти всЄ ,что необходимо

Liszt Ferenc
Ќик 30.04.2006 10:23:09
Ћист €вл€етс€ моим любимым композитором.
ѕожалуйста! ѕишите его им€ правильно: по венгерски! Ёто не так трудно:

‘еренц=Ferenc.

—пасибо!




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

Ђќба€тельный хулиганї
ѕосетило:10485
ћихаил ѕореченков
Ђ–омашки спр€тались, поникли лютикиЕї
ѕосетило:14072
Ќина —азонова
—амый высокий на планете
ѕосетило:21418
—ултан  есен

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru