Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

√и€  анчели

   /   

Giya Kancheli

   /
             
‘отографи€ √и€  анчели (photo Giya Kancheli)
   

ƒень рождени€: 10.08.1935 года
ћесто рождени€: “ифлис, √рузи€
ƒата смерти: 02.10.2019 года
ћесто смерти: “билиси, √рузи€
¬озраст: 84 года

√ражданство: √рузи€

√»я  јЌ„≈Ћ»: "¬—≈ ∆ƒ”,  ќ√ƒј  ќЌ„ј“—я ƒ≈Ќ№√». ќЌ» ѕќ ј Ќ≈  ќЌ„јё“—я"

композитор

¬ Ѕольшом зале консерватории ёрий Ѕашмет в сопровождении своего оркестра "ћолода€ –осси€" исполнил "Ћитургию" √ии  анчели - сочинение, ему посв€щенное и многократно уже игранное им на других концертных площадках мира. ѕеред московской премьерой "Ћитургии" с живущим в јнтверпене грузинским классиком √ией  јЌ„≈Ћ» побеседовала ≈катерина Ѕ»–ё ќ¬ј.

21.01.2004

- ¬ам часто доводитс€ по-грузински разговаривать?

√и€  анчели фотографи€
√и€  анчели фотографи€

- ƒома с женой говорю, по телефону со своими соотечественниками. » когда в “билиси приезжаю. » самое главное - € мыслю по-грузински. Ќо вообще-то € дву€зычный: знаю грузинский и русский.

- ј как же вы без €зыков на «ападе общаетесь?

- ћое общение в основном происходит с клавиатурой инструмента. »здатель мой, хоть и немец, владеет русским. „то же касаетс€ музыкантов, то это профессиональный разговор, который происходит в основном с помощью италь€нской музыкальной терминологии.

- ¬ы учитываете пожелани€ музыкантов, когда дл€ них пишете?

- ≈стественно, € учитываю какие-то предложени€, если нахожу их правильными. Ќо при€тнее всего работать с теми, кто без предварительных объ€снений вникает в суть моей музыки.  огда не приходитс€ доказывать, что ее надо играть очень медленно и очень тихо.

- ќткуда у вас така€ любовь к медленной и тихой музыке?

- ¬ы знаете, это вопрос, на который при всем желании невозможно ответить. ѕочему один человек медленно ходит, а другой - даже если никуда не спешит - быстро? ѕочему у кого-то во врем€ разговора бывают паузы, а у кого-то их не бывает вовсе?

Ћучшие дн€

Ѕеверли —иллз. Ѕиографи€
ѕосетило:14315
Ѕеверли —иллз
Ќе всегда нужно зрение, чтобы видеть
ѕосетило:12029
Ёрик ¬ейенмайер
ќлег ƒаль. Ѕиографи€
ѕосетило:7294
ќлег ƒаль

- Ќо вы же не всегда такой. ћы знаем вашу музыку дл€ кино и театра. ќна не об€зательно медленна€ и тиха€.

- ѕросто там € выполн€ю вспомогательную функцию и стараюсь сделать то, что просит режиссер.  огда же € остаюсь наедине с собой, € сам €вл€юсь режиссером, хореографом, автором сценари€, постановщиком, композитором, осветителем. Ёто уже мой спектакль. Ќо в кино, кстати, тоже у мен€ бывает по-разному. ≈сть много фильмов, где звучит медленна€ симфоническа€ музыка. ѕросто это незаметно. ј вот песн€ "„ито-грито" из "ћимино" у всех на слуху.

- ¬ы пишете прикладную музыку на «ападе?

- “олько в тех случа€х, когда –оберт —туруа ставит в јнглии, ‘инл€ндии, √реции. ј что касаетс€ фильмов, то € работаю только с ƒанелией. » вот совсем недавно закончил работу с режиссером јлексеем «ерновым. Ётот фильм скоро пойдет по телеканалу "–осси€".

- ј в западном кинематографе вам было бы интересно поработать?

- Ќет. ” мен€ столько своей работы, что на это не остаетс€ времени. ѕоэтому если бы у мен€ и были какие-то предложени€, то € бы от них отказывалс€. Ќо дело в том, что у мен€ их нет, потому что мало кто на «ападе знает, что € работаю в кино. Ёто в √рузии мен€ знают в основном не по симфонической музыке, а по прикладной музыке. ј на «ападе - наоборот.

-  ак вы уехали из √рузии?

- ¬ 1991 году € получил стипендию немецкой јкадемии искусств на один год. Ётот год € жил в Ѕерлине как у ’риста за пазухой, имел роскошную квартиру, роскошный ро€ль, внушительную стипендию. Ќо год закончилс€, надо было возвращатьс€. ј в “билиси ситуаци€ была очень т€жела€. Ќазревала гражданска€ война, € это чувствовал. я принадлежал к той малочисленной части людей, которые не принимали режим первого грузинского президента. “ак что, получив первое предложение из јмстердама и соответствующий гонорар, € сн€л гораздо более скромную квартирку и продолжал работать на «ападе. » решил, что, пока у мен€ будет возможность оплачивать квартиру и нормально питатьс€, € буду работать там. — тех пор все жду, когда кончатс€ деньги. ќни пока не кончаютс€. Ќаоборот, у мен€ предложений - до 2007 года.

- ќпер среди них нет?

- Ќе было. Ќо у мен€ уже есть опера, котора€ называетс€ "ћузыка дл€ живых". ¬он, видите, на столе кассеты лежат. Ёто устаревший формат, который давно сн€т с производства. “ут весь материал про гастроли в 1984 году “билисского театра с моей оперой в Ѕольшом. я нашел эти кассеты в подвале у дамы, котора€ в то врем€ приезжала в ћоскву от грузинского телевидени€. ѕотом € приобрел три кассеты "Ѕетакам", привез их в ћоскву и теперь еду на Ўаболовку, где мне их перегон€т. ѕотому что такой старой аппаратуры больше почти нигде не осталось.

- Ќад вашей оперой вы работали вместе со —туруа, которого москвичам скоро вновь придетс€ увидеть в качестве оперного режиссера: в конце мес€ца он выпускает "ћазепу" в Ѕольшом. я знаю, что он даже принимал участие в написании вашей оперы.

- ќн написал либретто, учитыва€ мои пожелани€. Ќапример, по моей просьбе ввел хор мальчиков, которые поют на вымершем шумерском €зыке. —туруа придумал оперу в опере. ¬о врем€ ѕервой мировой войны театр Ћа —кала выехал с шефским представлением в военный госпиталь. Ќа сцене идет така€ мелодрама на италь€нском €зыке, котора€ трагически прерываетс€ - в госпиталь попадает бомба. » те, кто выжил, заканчивают эту оперу.

-  акова судьба этого сочинени€?

- ќпера шла несколько лет. ” нас трудно было в “билиси найти насто€щий хор мальчиков. ѕоэтому нам пришлось к мальчикам примешивать девочек. ќпера шла до тех пор, пока некоторые девочки не забеременели от некоторых мальчиков. ѕотом эту оперу сн€ли. Ќасколько € знаю, идут разговоры о том, чтобы восстановить ее в нашем оперном театре. Ќо пока в “билиси довольно т€жела€ финансова€ ситуаци€, и € думаю, что это невозможно. √ода четыре назад "ћузыку дл€ живых" поставили в ¬еймаре. Ѕыла та же команда - режиссер —туруа, художник ћесхишвили и музыкальный руководитель ¬ахтанг  ахидзе.

- –асскажите о сочинении, которое только что прозвучало в ћоскве.

-  огда-то  ахидзе в Ѕольшом зале консерватории играл мою Ўестую симфонию, на этом концерте оказалс€ Ѕашмет, с которым мы еще не были знакомы. ѕосле концерта Ѕашмет зашел ко мне и предложил подумать о сочинении дл€ него. ѕотом прошло еще какое-то врем€ и ушел из жизни мой ближайший друг, музыковед, философ и писатель √иви ќрджоникидзе. ” мен€ по€вилось желание написать дл€ Ѕашмета сочинение пам€ти ќрджоникидзе. „то € и сделал. ¬ первый раз это сочинение сыграли на фестивале в «ападном Ѕерлине - с √ергиевым и оркестром  ировского театра. ѕосле этого исполнени€ по€вилась рецензи€ очень важного немецкого критика, которому, видимо, активно не понравилась мо€ музыка. –ецензи€ заканчивалась словами: "Ёта музыка так же мертва, как человек, ради которого она написана". — той поры прошло лет тринадцать. Ѕашмет играет это сочинение по всему миру. ≈го начали играть и другие альтисты. Ќа эту музыку поставлено два балета - в јвстралии и √ермании. » еще по€вилась виолончельна€ верси€ этого сочинени€. “ак что говорить, что эта музыка мертва, пока рано.

- „то вы писали в последнее врем€?

- ћогу назвать "ќтпечатки пальцев". Ёто сочинение было написано дл€ фестивал€ моей музыки в ћельбурне. ј сама€ последн€€ премьера была в јнглии. —очинение называлось Little Inder. Ёто така€ маленька€ английска€ деревн€. ¬ 1943 году по приказу „ерчилл€ из нее срочно сделали профессиональный артиллерийский полигон, а людей, живших в ней, переселили. —ейчас в ней сто€т уже не насто€щие дома, а такие каркасы (с перекрыти€ми и комнатами внутри), по которым стрел€ют. ј на другой день эти каркасы снова восстанавливают. Ќа одном из холмов там стоит церковь, необыкновенно красива€, построенна€ в XIII столетии. ≈стественно, по ней никто не стрел€ет, но она еле-еле дышит. ѕотому что нет никакого ухода за ней. » вот на этой территории был осуществлен проект с моей музыкой, дл€ этого пришлось получать специальное разрешение. ¬се меропри€тие длилось два с лишним часа. —начала из всех этих каркасов звучала мо€ кино- и театральна€ музыка. ј шествие с грузинским фольклорным ансамблем "–устави" впереди направл€лось к церкви. ѕотом все подн€лись в церковь (там сто€ помещаетс€ не больше трехсот человек, поэтому проект повтор€ли три вечера подр€д), и там исполн€лось мое новое сочинение Little Inder.

-  огда вы приезжаете в ћоскву, то едите в грузинских ресторанах?

- Ќедавно € и ƒанели€ увидели на Ќовом јрбате ресторан "„ито-грито". я ему сказал: "√еоргий Ќиколаевич, все-таки это мо€ песн€, а фильм твой. ѕойдем, посмотрим, как нас встрет€т". ¬стретили очень хорошо. ƒаже не вз€ли денег.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

Ћариса √узеева: √лавное женское достоинство Ц независимость
ѕосетило:9500
Ћариса √узеева
Ќе всегда нужно зрение, чтобы видеть
ѕосетило:12029
Ёрик ¬ейенмайер
ѕервый в истории долларовый миллиардер
ѕосетило:11276
ƒжон ƒэвидсон –окфеллер

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru