Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

√и€  анчели

   /   

Giya Kancheli

   /
             
‘отографи€ √и€  анчели (photo Giya Kancheli)
   

ƒень рождени€: 10.08.1935 года
ћесто рождени€: “ифлис, √рузи€
ƒата смерти: 02.10.2019 года
ћесто смерти: “билиси, √рузи€
¬озраст: 84 года

√ражданство: √рузи€

Ќас не так мало, как ни странно

композитор

√и€  анчели известен во всем мире как вполне серьезный композитор, однако широкие массы нашей страны знают его в первую очередь как автора музыки к фильмам √еорги€ ƒанели€, среди которых Ќе горюй!, ћимино,  ин-дза-дза, ѕаспорт и другие. —егодн€ √и€ јлександрович живет и работает в Ѕельгии, хот€ часто бывает и в родном “билиси.

19.08.2005

- √и€ јлександрович, мы искали вас в јнтверпене, в “билиси, но нашли только в ялте. ѕровод€тс€ ли там какие-то меропри€ти€, св€занные с вашим юбилеем?

√и€  анчели фотографи€
√и€  анчели фотографи€

- Ќет, ничего такого нет, € просто приехал сюда на неделю отдохнуть немножко.

- ќдин из фестивалей, посв€щенных вашему 70-летию, состо€лс€ недавно в “билиси, где в исполнении оркестра “билисской консерватории звучали ваши сочинени€, а обрамл€ли их виолончельные сюиты Ѕаха. ѕонравилась ли вам така€ иде€ представлени€ вашего творчества и весь фестиваль в целом?

- Ёто была иде€ дирижера Ћьва ћаркиза: в каждом концерте вместе с моей музыкой... ¬ернее, лучше сказать, вместе с сюитой Ѕаха в концерте исполн€лись два-три моих сочинени€. ‘естиваль, по-моему, прошел хорошо - мне кажетс€, и публика осталась довольна, и исполнители, и € тоже. ѕолучилось неплохо, хот€ в филармонических концертах очень часто исполн€етс€ музыка современных авторов вместе с классикой, так что это дл€ мен€ не было чем-то неожиданным или каким-то новшеством. Ќо это было хорошо. ¬ последнюю неделю окт€бр€ в ћанчестере также пройдет маленький фестиваль моей музыки, и там также прозвучит классика. Ѕудут камерные программы с солистами, симфонические концерты с оркестром Ѕи-би-си, дирижировать будет известный английский композитор ƒжеймс ћакмиллан.

-  акие еще меропри€ти€, посв€щенные вашему юбилею, состо€тс€ в ближайшее врем€ и в каких странах?

- ¬ы знаете, в этом году столько исполнений, св€занных с юбилеем, что перечисл€ть их все очень долго, это не имеет смысла. » фестивалей много, и отдельных исполнений тоже: приблизительно п€тьдес€т. Ёто уже произошло в јвстрии, на ежегодном фестивале √идона  ремера в Ћокенхаузе. Ѕыл фестиваль в Ћатвии, там звучало около дес€тка моих сочинений. Ѕудет концерт в “билиси, будет концерт в ѕетербурге, где ёрий “емирканов продирижирует моим симфоническим сочинением, которое он уже исполн€л в ≈вропе. –€д концертов пройдет с участием √идона  ремера, премьеру моего сочинени€ Twilight он сыграл в этом году с  ремерата Ѕалтика в нескольких странах.

- ¬ свое врем€ вы сказали: я пишу тихую, медленную музыку и очень боюсь, чтобы слушатель не заснул. —огласились ли бы вы с этими словами сегодн€?

- ƒа, вполне; в этом смысле у мен€, по-моему, изменений нет.

Ћучшие дн€

ќтец информатики
ѕосетило:14638
јлан ћатисон “ьюринг
—ветлана  рючкова: Ђ√адкий утенокї
ѕосетило:11315
—ветлана  рючкова
ёрий Ўатунов: Ѕывший солист ЂЋаскового ма€ї
ѕосетило:10409
ёрий Ўатунов

- “ем не менее существует мнение, которое раздел€ют в том числе и большие любители ваших произведений: тиха€, медленна€ музыка у вас подобна одному большому сочинению, которое вы понемногу пишете всю жизнь без особенных отклонений от основного курса.

- “акой взгл€д вполне возможен, но так ли важно, кто и как говорит о твоей музыке? ќдни говор€т одно, другие - другое. ћой замечательный друг √иви ќрджоникидзе считал, что мой путь подобен бесконечному восхождению на вершину, при котором ты никогда не увидишь горизонта. ¬идите, возможен и такой взгл€д.

-  аким образом формировалс€ ваш теперешний €зык? Ќе мешала ли этому работа над музыкой дл€ театра и кино, носившей, как правило, совсем другой характер?

- Ќет, эти два направлени€ сосуществовали вполне органично.  огда € пишу дл€ себ€, то сам €вл€юсь и режиссером, и художником, и хореографом. ј там € писал музыку не дл€ себ€, а дл€ фильма или дл€ спектакл€, дл€ того или иного режиссера, который и €вл€лс€ автором; € же был лишь звеном в творческой группе и выполн€л его пожелани€.

- ƒавно ли вы последний раз писали музыку дл€ кино?

- Ёто был фильм ѕан или пропал в постановке јлексе€ «ернова, он вышел пару лет назад, сериал по мотивам »оанны ’мелевской. ѕока € больше дл€ кино не пишу, а сейчас работаю над сочинением дл€ хора и квартета саксофонов.

- ѕоддерживаете ли вы контакты с кем-либо из композиторов вашего поколени€?

- ƒа, конечно; в первую очередь это јрво ѕ€рт и ¬алентин —ильвестров. ¬стречаемс€ мы не очень часто, но вс€кий раз очень тепло. — нами давно нет јльфреда Ўнитке, однако в каком-то смысле, безусловно, € продолжаю общатьс€ и с ним. Ќас не так мало, как ни странно. я имею в виду и исполнителей, с которыми дружу и которые исполн€ют мою музыку, - это и √идон  ремер, и ёрий Ѕашмет, и ћстислав –остропович, и ¬алерий √ергиев, и ёрий “емирканов. Ќашей дружбе посв€щены многие страницы книги Ѕеседы с √ией  анчели, котора€ выходит в издательстве ћузыка. ќна уже в типографии и печатаетс€, скоро по€витс€ в продаже. ƒовольно больша€ книга, около шестисот страниц. –абота над ней шла года два.

- ¬ течение этих двух лет вы с автором встречались и беседовали?

-  огда € бывал в ћоскве, разговоры происходили с глазу на глаз, один раз Ќаталь€ ћихайловна приезжала в Ѕельгию по моему приглашению. Ќо работа шла в основном по электронной почте.

- Ёта книга наверн€ка станет большим подарком дл€ всех любителей вашей музыки. ѕозвольте поздравить вас с юбилеем и пожелать счасть€ и здоровь€.

- —пасибо большое.

—ам себе режиссер

ћузыка, безусловно, - самое абстрактное из искусств, и сочинени€ √ии  анчели подтверждают это как нельз€ лучше: сколько ни старатьс€ подверстать к ним ту или иную драматургическую программу, они остаютс€ в первую очередь музыкой настроени€. “ем любопытнее, что в большинстве своем опусам  анчели даны вполне красноречивые и, несомненно, несущие определенную программу названи€: ”шел, чтобы не видеть, ќплаканный ветром, —ветла€ печаль, ∆изнь без –ождества, не говор€ уже про заслуженно любимый публикой —тикс.

¬ среде музыкантов нередко приходитс€ слышать, будто наш современник √и€  анчели всю жизнь пишет одно и то же большое сочинение; примечательно, что те же слова зачастую говор€тс€ по поводу еще одного знаменитого симфониста, жившего столетие назад, - √устава ћалера. ѕопытаемс€ пон€ть, почему два, казалось бы, столь несхожих композитора удостоиваютс€ в наши дни подобной оценки. ƒействительно, цикл симфоний ћалера подобен многосерийному фильму. ’от€ музыке как никакому другому из искусств противопоказаны вульгарные толковани€, любое из малеровских полотен вызывает невольные ассоциации с неким грандиозным спектаклем, в котором без труда видишь героев и их судьбы.

ћузыка √ии  анчели, с поправкой на минувшее столетие, ничуть не менее зрима - не случайно ее автор много работал дл€ театра и кино. ¬ отличие от ћалера, писавшего симфонии всю жизнь,  анчели зав€зал с этой формой много лет назад, назвав свою —едьмую симфонию Ёпилог. — тех пор  анчели предпочитает не давать своим опусам жанровых определений, довольству€сь именами собственными. ¬прочем, природа его музыки уже в течение полутора-двух дес€тилетий остаетс€ неизменной: злопыхатели утверждают, что композитор действует по методу кнута и пр€ника, с потр€сающей быстротой смен€€ лирику громом, муча€ слушател€ неожиданными контрастами между почти полной тишиной и неожиданными оркестровыми взрывами. ќднако если иным сочинени€м  анчели не хватает цельности, то в лучших его опусах - таких как ќплаканный ветром и —тикс - эта калейдоскопичность становитс€ единым целым.

ѕодобна€ манера может нравитьс€ или не нравитьс€, однако это фирменный почерк композитора, который вр€д ли спутаешь с любой другой музыкой. я сам €вл€юсь режиссером, хореографом, автором сценари€, постановщиком, композитором, осветителем. Ёто уже мой спектакль, - говорит  анчели о своей тихой медленной музыке. ѕримечательно, что схожим образом ее воспринимают и исполнители; так, накануне фестивал€ музыки  анчели, прошедшего три мес€ца назад в “билиси, дирижер Ћев ћаркиз рассказывал автору этих строк: ѕо-насто€щему сочинение  анчели становитс€ музыкой, когда возникает определенна€ атмосфера на сцене. ƒл€ мен€ дирижировать по отношению к его музыке - не совсем точный термин: скорее, тут нужно быть режиссером.  стати, именно Ћев ћаркиз был первым европейским музыкантом, от которого  анчели получил официальный заказ, покинув постсоветское пространство. Ёто было в начале дев€ностых, а теперь √и€  анчели регул€рно издаетс€ на престижной фирме ECM и нагружен заказами на много лет вперед.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

—амый высокий в мире подросток
ѕосетило:19885
Ѕренден јдамс
ћишель ‘уко. Ѕиографи€
ѕосетило:24383
ћишель ‘уко
«везда и смерть »зольды »звицкой
ѕосетило:65739
»зольда »звицка€

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru