Людибиографии, истории, факты, фотографии

Григорий Фрид

   /   

Grigory Freed

   /
             
Фотография Григорий Фрид (photo Grigory Freed)
   

День рождения: 22.09.1915 года
Возраст: 97 лет
Дата смерти: 22.09.2012 года
Место смерти: Москва, Россия

Гражданство: Россия

Оговорка по Фриду

Советский композитор, Заслуженный деятель искусств РСФСР (1980).

Исполняется 95 лет старейшему российскому композитору

VK Facebook Mailru Odnoklassniki Twitter Twitter Twitter Print

24.09.2010

22 сентября юбилей отмечает Григорий Фрид. Автор известных - увы, больше на Западе, чем в России, - моноопер "Дневник Анны Франк" и "Письма Ван Гога" и ведущий, с 45-летним стажем, знаменитых "фридовских четвергов" в Доме композиторов - вечеров Московского молодежного музыкального клуба, который продолжает свою работу. В том, что в октябре откроется 46-й сезон, именинник уверил обозревателя "Известий".

Григорий Фрид со Святославом Рихтером в Праге в 1960 году
Григорий Фрид со Святославом Рихтером в Праге в 1960 году

известия: Полгода назад я увидела сообщение о премьере "Дневника Анны Франк..." в Брно, и только что состоялась премьера в Дублине. Опера идет по всему миру, но только не в России. Вам не обидно?

Реклама:

-Григорий Фрид: Сейчас - нет. Я не обижен отсутствием внимания к своей музыке. Опера постоянно где-то идет - в Германии, Австрии, Чехии, в Америке, где в 1978 году она была исполнена впервые и Анну тогда пела потрясающая певица Маргарет Чокер. Когда я в 1969 году писал "Дневник...", у меня и мысли не было, что это поставят в СССР. У нас и сам "Дневник Анны Франк" был издан на 13 лет позже, чем в Европе.

Григорий Фрид фотография
Григорий Фрид фотография

и: Где исполнение "Дневника..." было самым ярким?

-Фрид: В Вене, в 1998 году. Премьера состоялась 5 мая, в годовщину освобождения концлагеря Маутхаузен. На премьере были уцелевшие узники Маутхаузена во главе с Симоном Визенталем. Зачитывая мою биографию, они упомянули, что мой отец сидел на Соловках, а потом был в ссылке в Сибири, и я жил там с ним. Его действительно посадили в 1927 году, но три года Соловков и три года Сибири по сравнению с тем, что началось через десять лет, - небо и земля.

Григорий Фрид фотография
Григорий Фрид фотография

и: Ваш отец ведь не был профессиональным музыкантом?

-Фрид: Отец окончил Киевское музыкальное училище, но стал журналистом. В 1922 году папа основал журнал "Театр и музыка", и редакция находилась в нашей коммуналке. В 1923 году, перед отъездом в Америку, у нас дома играли молодые Натан Мильштейн и Владимир Горовиц. Папу арестовали за то, что под Новый год он вроде бы произнес в Камерном театре - а папа был близко знаком с Таировым - антисоветский тост. Вообще, арестовывали отца регулярно, в первый раз - в 1905-м, за участие в студенческой демонстрации. А в 1927-м в Польше убили посла Воровского и начались первые репрессии - пробы пера. Папа сидел вместе с Дмитрием Сергеевичем Лихачевым, который попал на Соловки на год позже.

и: Как вы относились к Сталину? В тридцатые годы, будучи уже студентом?

Лучшие дня


Арагорн из трилогии «Властелин колец»
Посетило:42
Вигго Мортенсен
Взлеты и падения
Посетило:39
Данни Миноуг
Основатель компании 'Chupa Chups'
Посетило:37
Энрике Бернат

-Фрид: Никогда я не относился к Сталину с пиететом. Я не знал тогда об арестах и расстрелах, но не мог себе многих вещей объяснить. Например, того, что люди давали на процессах признательные показания. О пытках мысли не было, но было ясно, что фальшивка. Поэтому для меня удивительно, когда Чуковский и Пастернак писали восторженно о выступлении Сталина на съезде писателей. Я не плакал, когда он умер. Но и не радовался - боялся, что будет хуже. Кроме того, в один день со Сталиным умер Прокофьев, и это занимало меня больше. Тело Прокофьева с трудом удалось вывезти из его квартиры в Камергерском - центр был оцеплен. И ночь с пятого на шестое марта 1953 года я провел около его гроба.

и: В одной из книг вы пишете, что 1930-е были лучшими годами Московской консерватории.

-Фрид: Так и есть. Представьте себе, я застал Ипполитова-Иванова, а он умер в 1935-м, значит, когда я его встретил, мне было лет 17. При мне в консерватории класс фортепиано вели Игумнов, Нейгауз, Гольденвейзер, Мария Юдина, композицию - Мясковский, Шебалин, Прокофьев, Глиэр, скрипку - Ямпольский... За границу никого не пускали, и все силы они отдавали ученикам. И так как было время голодное и над всеми был колпак, то все мы постоянно находились в консерватории. На майские и ноябрьские праздники ходили на демонстрации и в голову не приходило не пойти - это могло трактоваться как акт контрреволюции. А там мы видели всех - друг друга, профессуру. Могли подойти к Нейгаузу, поговорить с тем, другим... И это была сплошная музыкальная тусовка, выражаясь современным языком.

и: Вы пишете, что, еще учась в консерватории, создали кружок, который в итоге стал прообразом вашего клуба в Доме композиторов.

-Фрид: Это было в 1938-м: мы с моим однокурсником и близким другом Вадимом Гусаковым создали творческий кружок, с тем чтобы исполнять на нем новую и редко звучащую музыку. К нам присоединились Толя Ведерников и Слава Рихтер, пианисты, с которыми я был очень дружен. Иногда к нам заходили педагоги, чаще других - Генрих Густавович Нейгауз. Однажды у нас выступал Иван Иванович Соллертинский. После того как в 1939-м я ушел в армию, кружок просуществовал еще год.

и: А правда, что в Большом зале консерватории в конце войны из 14 портретов композиторов поменяли четыре?

-Фрид: Да. Когда я вернулся с фронта, - а я провел на фронте все четыре года плюс еще два - до войны, меня призвали с первого курса аспирантуры, - мы пришли послушать Пятую симфонию Шостаковича. И обнаружили, что четыре портрета поменяли. Убрали Мендельсона, потому что еврей. После 1945 года, когда Сталин произнес тост "За великий русский народ!", в стране началась волна антисемитизма. Вместе с Мендельсоном сняли немцев - Генделя, Глюка и Гайдна, а вместо них повесили Шопена, Римского-Корсакова, Мусоргского и Даргомыжского, оставив при этом Вагнера.

и: Возвращаясь к моему предыдущему вопросу, по поводу клуба в Доме композиторов. Он был создан...

-Фрид: В 1965 году. Его теперь называют "Клуб Фрида" и понятно почему: уже 20 лет я веду его заседания один. Но я не один его создал. Вместе с моим покойным другом Григорием Головинским мы когда-то вели Университет культуры в Доме актера. И на наших лекциях сидели старушки. Этот ликбез музыкальный был нам совершенно неинтересен, мы думали, что все надо устроить по-другому, чтобы была молодежь... И вот в 1965 году мы собрались у директора Дома композиторов Андрея Луковникова. С нами были еще музыковед Владимир Зак и инженер Володя Кабаков, который сразу привел в клуб своих друзей. И с самого начала было решено, что вечера надо проводить не в форме концерта, а в форме дискуссий.

и: Когда я оказалась в клубе, - мне было лет 15, в зале было не протолкнуться. Я помню первый авторский вечер Шнитке - на входе толпа чуть не вынесла дверь.

-Фрид: Это были золотые годы клуба. Действительно, у нас проходили авторские вечера и Шнитке, и Софьи Губайдуллиной, и Эдисона Денисова, и Гии Канчели.

и: Недавно исполнилось 20 лет со дня гибели Александра Меня - впервые я увидела его в клубе. Даже не помню, о чем он говорил. Помню, что все в зале были - его.

-Фрид: Вечер назывался "Феномен человека". У нас действительно выступали не только музыканты. Нам хотелось говорить о науке, о том, что нас волновало, и мы приглашали физиков, математиков, психологов... У нас выступали Натан Эйдельман, Белла Ахмадулина, Мария Кнебель, Вильгельм Левик, мой близкий друг, замечательный поэт-переводчик, а в жизни - профессиональный художник, приобщивший к живописи и меня, и теперь это стало едва ли не основным моим занятием. Но нас в том, старом понимании давно нет. Ушли из жизни люди, с которыми я создавал клуб. Очень больна Нона Григорьевна Шахназарова, которая много лет вела его со мной. Публика немолода, но я понимаю, что клуб для этих людей - отдушина в их очень нелегкой жизни.

и: Это всегда была отдушина, в советские годы клуб был настоящим рассадником вольнодумства и инакомыслия. То, что произносилось со сцены, по общему представлению, вообще не могло говориться в то время вслух.

-Фрид: Безусловно, мы задумывали этот клуб как сообщество инакомыслящих, хотя сами боялись этого. И поэтому мы много чего себе позволяли... Меня до сих пор спрашивают, почему в свое время клуб не закрыли. Меня таскали в горком партии, но в конечном итоге ничего не запрещали. Я уверен, что это было единственное публичное место в СССР, где можно было свободно, без предварительного согласования выйти к микрофону и сказать в зал все что думаешь.

и: Сегодня этим трудно удивить.

-Фрид: И клуб изменился. Уже нет дискуссий, вечера стали больше похожи на концерты. Но они также проходят по четвергам, с октября по апрель. Ближайшее заседание - седьмого октября. Будет играть виолончелист Михаил Уткин. Приходите.

Generic placeholder image
Ирина Мак
Люблю исследовать биографии интересных людей




Ваш комментарий (*):
Я не робот...

Лучшие недели


Драматург позднего Викторианского периода
Посетило:443
Оскар Уайльд
Человек-гидрант: удивительные способности человеческого организма
Посетило:319
Диксон Оппонг
Миллионы на внешность Барби
Посетило:411
Стефани Мюлик

Добавьте свою новость

Здесь
Администрация проекта admin @ peoples.ru
history