Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

яша ’ейфец

   /   

Jascha Heifetz

   /
             
‘отографи€ яша ’ейфец (photo Jascha Heifetz)
   

ƒень рождени€: 02.02.1901 года
ћесто рождени€: ¬ильно, , Ћитва) ,Ћатви€
ƒата смерти: 10.12.1987 года
ћесто смерти: Ћос-јнджелес, —Ўј
¬озраст: 86 лет

√ражданство: —Ўј
—оцсети:


—крипач по имени яша

—крипач, один из величайших виртуозов 20 в.

я всегда удивл€лс€: почему взрослого человека называют яшей, почему не яковом? “очно так же и в наше врем€: Ћюба ”спенска€, ћиша Ўуфутинский, јлеша ƒимитриевич, как будто все они Ч дети. ¬прочем, ’ейфец и яковом не был, его насто€щее им€ Ч »осиф

03.02.2023

ѕрежде всего Ч давайте договоримс€ о терминах: как называть иммигрантов, приехавших в Ўтаты из —оветского —оюза (или из образовавшихс€ из него стран) и говор€щих по-русски? —уществует такое расхожее выражение, как Урусско€зычныеФ. »ли Урусскоговор€щиеФ, что не менее красиво. ћне эти выражени€ кажутс€ громоздкими. Ќачинаешь писать или говорить Ч Ув нашей русско€зычной общинеЕФ, и пропадает вс€ка€ охота продолжать.

яша ’ейфец фотографи€
яша ’ейфец фотографи€

ѕоэтому € предлагаю именовать всех нас, выходцев оттуда, одним словом Ч Урусско€зычникиФ. Ќадеюсь, это слово приживЄтс€. »з него совершенно €сно, что мы, во-первых, говорим по-русски, а во-вторых, что мы не верим ни в Ѕога, ни в черта, короче Ч €зычники.

“ак вот, среди русско€зычников существует мнение о том, что почти все выдающиес€ музыканты, артисты и писатели Ч выходцы из ќдессы. ¬роде того, что там Ч климат такой, он способствует, €кобы, росту талантов.

яша ’ейфец фотографи€
яша ’ейфец фотографи€

Ѕезусловно, ќдесса дала миру с дюжину совершенно замечательных личностей, среди них Ч Ћеонид ”тесов, »саак Ѕабель, ¬алентин  атаев с братом ≈вгением ѕетровым, »ль€ »льф, Ёдуард Ѕагрицкий и другие. Ќо ведь точно такую же дюжину можно насчитать и среди киевл€н. Ќе говор€ уже о сотне исключительных талантов из ѕетербурга и ћосквы. ѕусть не обижаютс€ на мен€ одесситы, но слава их города несколько преувеличена.

“очно така€ же истори€ происходит с так называемым Уодесским юморомФ. ћол, одесский юмор Ч Уэто что-нибудь особенногоФ. ѕо правде говор€, то, что называют одесским юмором, Ч это на самом деле еврейский юмор. ћногие миниатюры одессита ∆ванецкого перекликаютс€ со сценками из рассказов Ўолом-јлейхема, который, как известно, никогда одесситом не был. ј приписывают этот еврейский юмор одесситам, потому что: раз Ч в ќдессе жило много евреев, и два Ч эти евреи были значительно разговорчивее своих соплеменников из других городов, чему, конечно, способствовал южный климат и близость к морю как к свободной стихии.

яша ’ейфец фотографи€
яша ’ейфец фотографи€

≈сть еще такое пон€тие, как Уодесский жаргонФ Ч все эти легендарные выражени€ типа Упоговорим за жизньФ и Учтоб вы так жили, как вы вз€ли этот билетФ. ќдесский жаргон Ч это ни что иное, как идиш, плохо переведенный на русский. Ќичего подобного одесскому жаргону, как и одесскому юмору, не существовало в дореволюционной –оссии. ѕосле революции евреи в большинстве своем стали говорить по-русски, коверка€ его с идиш. » вот этот волапюк стали называть Уодесским жаргономФ. У»так, € жил тогда в ќдессеЕФ Ч написал ѕушкин, но не добавил при этом Умы за нее поговоримФЕ

¬прочем, € увлекс€. я начал с легенды о том, что многие выдающиес€ таланты вышли из ќдессы. »з-за этой легенды € всю жизнь считал, например, что всемирно известный скрипач яша ’ейфец Ч вундеркинд из одесской школы —тол€рского. ќказалось, что € ошибалс€. яша ’ейфец никакого отношени€ к ќдессе не имеет.

“ак, говор€т, было написано когда-то в ≈врейской Ёнциклопедии в статье о французском композиторе ∆орже Ѕизе: У—лухи о том, что ∆орж Ѕизе Ч еврей, к сожалению, не подтвердилисьФ. «амечу попутно, что Ѕизе был причислен к евре€м не случайно. ƒело в том, что он был женат на дочери другого французского композитора Ч евре€ ∆ака ‘роментал€ √алеви, автора известной оперы УLa JuiveФ (У≈врейкаФ).

Ћучшие дн€

‘абио  апелло. Ѕиографи€
ѕосетило:23675
‘абио  апелло
јнук Ёме. Ѕиографи€
ѕосетило:19804
јнук Ёме
ѕервый секс-символ —траны советов
ѕосетило:15697
Ќаталь€ —елезнева

Ќо вернемс€ к яше ’ейфецу.

я всегда удивл€лс€: почему взрослого человека называют яшей, почему не яковом? “очно так же и в наше врем€: Ћюба ”спенска€, ћиша Ўуфутинский, јлеша ƒимитриевич, как будто все они Ч дети. ¬прочем, ’ейфец и яковом не был, его насто€щее им€ Ч »осиф.

»осиф ’ейфец родилс€ 2-го феврал€ 1901-го года, и не в ќдессе, как € уже сказал, а в ¬ильнюсе. ¬ильнюс в то врем€ тоже был почти еврейским городом и называлс€ ¬ильно. ќтец »осифа Ч –увен ’ейфец Ч был скрипачом, а мать јнна содержала бакалейную лавку.  роме сына у них были еще две дочери. »м€ яша происходит, веро€тно, от древнееврейского эквивалента имени »осиф Ч яшап, так называла сына мама Ч яша. ¬последствии сам ’ейфец этого имени не любил. ќно имело хождение в музыкальном мире, в отношени€х с менеджерами, публицистами и критиками. —туденты же и прислуга в доме называли его ћистер ’ейфец, более близкие люди Ч ћистер Ёйч. » только самые близкие друзь€ называли музыканта яша. Ќе очень близким друзь€м, с которыми ’ейфец общалс€ регул€рно, он разрешал называть себ€ ƒжимом. ƒело в том, что в молодые годы ’ейфец писал песни под псевдонимом ƒжим ’ойл.

”же в три года яша обнаружил музыкальный талант и стал учитьс€ игре на скрипке Ц сперва у своего отца, потом в вильнюсской музыкальной школе у педагога Ёлиаса ћалкина. ¬ 6 лет ’ейфец выступал уже перед зрител€ми со скрипичным концертом ћендельсона. ¬ 8 лет он закончил музыкальную школу и стал ездить по разным городам с концертами. Ќадо отметить, что ’ейфец получил хорошее музыкальное образование, но он никогда не училс€ школьным предметам, и никакого общего образовани€ у него не было.

¬ 1910-м году приезжавший в ¬ильно к друзь€м Ћеопольд јуэр, концертмейстер —анкт-ѕетербургского »мператорского симфонического оркестра и профессор консерватории, прослушал юного вундеркинда и предложил ему заниматьс€ у него в классе. јуэр Ч венгерский еврей Ч был выдающимс€ педагогом и скрипачом. ≈му, между прочим, ѕетр »льич „айковский посв€тил свой скрипичный концерт. ќднако, когда јуэр попросил „айковского внести в концерт некоторые поправки, композитор обиделс€ и свое посв€щение убрал.

яша с отцом отправились в ѕетербург, и яша стал учитьс€ у Ћеопольда јуэра. “ут же возникли две проблемы. ƒело в том, что —анкт-ѕетербург находилс€ вне черты оседлости и евре€м-инородцам разрешалось находитьс€ в городе только до захода солнца, когда закрывались городские ворота. ¬прочем, директор консерватории јлександр √лазунов, наслышанный о таланте ’ейфеца, добилс€ от градоначальника разрешени€ на то, чтобы отец и сын могли находитьс€ в ѕетербурге и по ночам. ƒруга€ проблема заключалась в том, что яша был ещЄ слишком молод (ему было 9 лет) дл€ того, чтобы быть прин€тым в консерваторию. ѕоэтому официально в консерваторию был зачислен его отец.  ак студент, отец ’ейфеца получил право на жительство в ѕетербурге, а сам ’ейфец никакого права жить в городе не имел и должен был пр€татьс€, когда в квартиру, где он жил с отцом, приходили околоточные надзиратели с проверками. „ерез некоторое врем€ в ѕетербург переехала и мать ’ейфеца с двум€ его сестрами.

яша был самым младшим студентом консерватории, но это не помешало ему добитьс€ небывалых успехов. ¬ 12 лет он уже гастролировал в –оссии, √ермании, —кандинавии, через год ему аплодировали Ѕерлин, ¬ена, Ћейпциг. ¬ 17 лет ’ейфец дебютировал в —оединенных Ўтатах, его выступление в Ќью-…орке стало сенсацией. “ем временем в –оссии разразилась революци€, и ’ейфец туда уже не вернулс€. ¬ 1925-м году он получил американское гражданство.

¬ернЄмс€, впрочем, немного назад.  огда семь€ ’ейфецов воссоединилась в ѕетербурге, родители яши уже никакого вли€ни€ на сына не имели, они только наблюдали за его домашними зан€ти€ми и отводили его в консерваторию. ¬с€ семь€ жила за счет его доходов. ѕрофессор јуэр был не только яшиным учителем, он еще и помогал семье ’ейфецов в обыденной жизни в столице, потому что семь€ была к этой жизни совершенно не приспособлена. ћожет быть, именно благодар€ такому стечению обсто€тельств, яша ’ейфец был ребенком, испорченным успехом и властью над родител€ми, которые, конечно же, зависели от него как от единственного кормильца. — другой стороны, ему повезло в том, что јуэр требовал от него, как и от других студентов, жЄсткой дисциплины. јуэр и послужил моделью дл€ ’ейфеца. ѕозднее, когда ’ейфец сам уже стал педагогом, он требовал такой же дисциплины и от своих учеников. ѕон€тно, что родители яши не знали, как с ним обращатьс€, и их м€гкость стала впоследствии причиной того, что ’ейфец посто€нно чувствовал свою беззащитность. »ногда друзь€м ’ейфеца приходилось доказывать ему, что они возражают ему не потому, что не люб€т его, а потому, что их мнение просто не совпадает с его мнением.

Ќадо сказать, что, готов€ когда-то передачу о ’ейфеце на радио (котора€ и стала основой этой заметки), € обнаружил, что более или менее подробной биографии ’ейфеца нет. я нашЄл книжку У’ейфец, каким € его зналаФ (УHeifetz As I Knew HimФ), эту книжку написала Ёйки Ёгус, скрипачка и пианистка, родом из »ндонезии. Ёйки Ёгус получила начальное музыкальное образование в »ндонезии и приехала учитьс€ в —оединенные Ўтаты јмерики. ¬ 1972-м году ’ейфец прин€л еЄ в свой класс Ч он был профессором ёжно- алифорнийского ”ниверситета. ≈му шЄл тогда 71-й год, он был одинок, у него был дом в Ѕеверли ’иллс, где он жил, и летний дом в ћалибу. Ќе вдава€сь в подробности, скажу, что Ёйки Ёгус стала помощницей ’ейфеца, его концертмейстером, компаньонкой и домоправительницей. ќна годилась ’ейфецу во внучки; думаю, что никаких интимных отношений между ними не было, тем более, что Ёйки была замужем и имела ребенка. »х отношени€ кажутс€ мне странными, но Ч мир полон таких странностей.

 нижка Ёйки Ёгус описывает жизнь ’ейфеца на прот€жении его последних 15-ти лет (он умер в 1987-м году). „то происходило с ’ейфецом до 1972-го года Ц сведений нет. «наю только, что в 1920-м году ’ейфец выступал в јнглии. ѕосле второй мировой войны он оп€ть вернулс€ в јнглию и выступал в королевском јльберт-’олле перед королевой и шестью тыс€чами зрителей. ќн исполнил скрипичные концерты „айковского, Ѕетховена и Ёльгара.

ћногие композиторы писали исключительно дл€ яши ’ейфеца. ƒжордж и јйра √ершвины написали однажды песню о своих друзь€х Ч выходцах из –оссии (русско€зычниках?), включа€ и ’ейфеца, песн€ называлась Ућиша, яша, “оша, —ашаФ.

ќ личной жизни ’ейфеца знаю вот что: он был два раза женат. ¬ первый раз он женилс€ на женщине с дочерью 9-ти лет, об этой дочери ’ейфец заботилс€, как о своей собственной. ∆ена, к сожалению, умерла. ќ второй жене никаких сведений € не нашЄл. «наю только, что у ’ейфеца был сын по имени ƒжей. ќб этой стороне жизни своего учител€ Ёйки Ёгус ничего не пишет.

’ейфец был очень требовательным педагогом. ≈го студенты учились бесплатно, им давали бесплатное жилье и платили стипендию. ’ейфец относилс€ к ним как к своим питомцам, но требовал дисциплины во всЄм, даже в одежде. “ак, например, юноши должны были €вл€тьс€ на урок в брюках, пиджаках и галстуках, обувь должна была быть начищенной, никаких джинсов или кроссовок. ƒевушки должны были одеватьс€, по выражению ’ейфеца, привлекательно, быть на каблуках Ч не очень высоких, но и не очень низких, не носить мини-юбок или брюк. ѕрически у всех должны были быть короткими, ювелирные украшени€ сведены к минимуму. «а нарушение режима ’ейфец устанавливал штрафы в размере 25-ти центов и выше, например, за гр€зную скрипку, за юбку на дюйм короче, за п€тна на пиджаке или на блузке или за длинные волосы. —обранные таким образом деньги тратились на покупку струн, канифоли или нот дл€ очень нуждающихс€ студентов.

(я вспоминаю, что, когда € училс€ играть на скрипке, мой учитель (не ’ейфец, конечно) требовал, чтобы, занима€сь дома, € надевал белую рубашку и наглаженные штаны. “аким образом, создавалась как бы празднична€ атмосфера, а через нее Ч и повышенна€ ответственность при игре. Ќичего этого €, разумеетс€, не выполн€л Ч хорошо бы € выгл€дел в белой рубашке в нашей коммунальной квартире! ƒа и с белой рубашкой тоже были трудностиЕ)

—туденты ’ейфеца были из разных районов страны и даже из других стран, поэтому он старалс€ создавать им иногда семейную, что ли, атмосферу и несколько раз в году приглашал их к себе домой в Ѕеверли ’иллс. Ќа ƒень Ѕлагодарени€, –ождество и Ќовый год он устраивал дл€ студентов праздничные обеды в своем загородном доме в ћалибу или специально снимал дл€ этих целей дом в окрестност€х Ћос-јнджелеса.

¬ообще, в последние 15 лет яша ’ейфец был человеком одиноким и нелюдимым. ќн не любил по€вл€тьс€ в общественных местах, у него было всего несколько близких друзей. ќн не был религиозен и отмечал лишь один еврейский праздник в году Ч …ом  ипур. ¬ этот день он постилс€, а вечером обедал у самых близких друзей.  ак выходец из –оссии, он любил икру, куриные котлеты, селедку и суп и был, между прочим, любитель выпить тоже. ’от€ умел воврем€ остановитьс€ и не пь€неть. ” ’ейфеца было два любимых тоста: первый У«а всеобщее непониманиеФ и второй Ч У«а комнату без угловФ. ќн говорил по-русски и читал русскую литературу.

ќн иногда удивл€лс€, почему люди собираютс€ вместе, если никто никогда не прислушиваетс€ к тому, что говор€т другие, а, наоборот, стараютс€ вставить свое словечко. ѕо утверждению ’ейфеца, он проверил эту свою теорию таким образом. Ќа вопрос У ак поживаете?Ф (УHow are you?Ф) он часто говорил: Ућне все противно, и мо€ тетка только что умерлаФ, и, к большому своему удовольствию, слышал в ответ: УЁто хорошоФ.

¬ 1981-м году яша ’ейфец прекратил преподавание в университете, хот€ продолжал давать уроки у себ€ дома. ќн умер 10-го декабр€ 1987-го года от инсульта. ¬ своем завещании он просил: УЕЌикакой похоронной церемонии, никаких цветов (белых или иных), никаких речей и минимум расходовФ. ќн хотел, чтобы его кремировали и разве€ли пепел над “ихим океаном, возле его дома в ћалибу. –одные ’ейфеца выполнили эти пожелани€.

” ’ейфеца были две скрипки Ч √варнери и “онони. —крипку √варнери он завещал музею в —ан-‘ранциско с примечанием о том, что на этой скрипке могут играть только Удостойные исполнителиФ и только в помещении самого музе€.

 омпаньонка ’ейфеца Ёйки Ёгус не могла смиритьс€ с тем, что он был похоронен без должной церемонии, и через 4 года, 2-го феврал€ 1992-го года, в день рождени€ ’ейфеца, организовала синагогальную службу в пам€ть о своем учителе.

ћы же будем помнить яшу ’ейфеца как великого музыканта и педагога.  огда-то ‘риц  рейслер, в присутствии других выдающихс€ скрипачей услышав игру юного ’ейфеца, воскликнул: У„то ж, господа, не пора ли нам сломать об колено наши скрипки?Ф   счастью, никто скрипок не ломал, поэтому мы имеем сейчас ѕерльмана, ÷укермана, ¬енгерова и многих, многих других.

»осиф ’ейфец
јльфред 17.03.2017 01:51:23
»осиф ’ейфец это не человек-Ё“ќ я¬Ћ≈Ќ»≈!




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

Ёрнесто „е √евара: ' оманданте  убинской революции'
ѕосетило:124099
Ёрнесто „е √евара
—амый высокий в мире подросток
ѕосетило:19640
Ѕренден јдамс
¬семирна€ истори€ шпионажа
ѕосетило:16379
 арл √устав ћаннергейм

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru