Людибиографии, истории, факты, фотографии

Болеслав Яворский

   /   

Boreslav Yavorski

   /
             
Фотография Болеслав Яворский (photo Boreslav Yavorski)
   

День рождения: 22.06.1877 года
Возраст: 65 лет
Место рождения: Харьков, Украина
Дата смерти: 26.11.1942 года
Место смерти: Саратов, Россия

Гражданство: Россия

Биография

советский музыковед и пианист, доктор искусствоведения. Один из организаторов народной консерватории в Москве.

Русский музыкальный теоретик и педагог. Окончил Московскую консерваторию в 1903 по классам композиции С.И.Танеева и фортепиано Н.Е.Шишкина. В дореволюционный период принимал участие в деятельности Музыкально-этнографической комиссии при Московском университете, Народной консерватории (после 1905). В 1918–1921 преподавал в Киевской консерватории и других учебных заведениях. С 1921 жил в Москве; в 1921–1924 заведующий отделом музыкально-учебных заведений Главпрофобра, в 1922–1930 председатель музыкальной секции Государственного ученого совета Народного комиссариата по просвещению.

VK Facebook Mailru Odnoklassniki Twitter Twitter Twitter Print

21.07.2006

В 1921–1930 преподавал в созданном по его инициативе 1-м Московском музыкальном техникуме, действительный член Государственной академии художественных наук. В 1932–1939 старший редактор Музгиза (Государственного музыкального издательства), в 1938–1942 профессор Московской консерватории.

Болеслав Яворский фотография
Болеслав Яворский фотография

Яворский – крупнейший музыкальный теоретик первой половины 20 в., создавший цельную систему – т.н. теорию ладового ритма. В ее основе – понимание музыки как вида речи, при этом лад трактуется (в отличие от прежнего понимания этого термина наравне с гаммой, звукорядом) как фундамент музыкального мышления. Яворский обосновал множественность ладов, в том числе отличающихся от разновидностей традиционных мажора и минора; развил теорию ладовой функциональности как соотношения устоев и неустоев и заложил основы учения об интонации, впоследствии развитого Б.В.Асафьевым. Созданная Яворским терминология легла в основу всей теории музыки в России в последующее время и вплоть до наших дней.

Реклама:

Яворский был значительным общественным деятелем и педагогом, который благодаря таланту и эрудиции оказывал большое влияние не только на учеников, но и на все свое окружение, в том числе на композиторов (так, он сыграл большую роль в судьбе молодого Д.Д.Шостаковича). Он много сделал для организации музыкального образования в советский период; его педагогическая деятельность была новаторской, устремленной к развитию в учениках творческого мышления. Кроме того, в качестве отличного пианиста он постоянно выступал в концертах как солист и ансамблист, был также блестящим организатором концертной жизни. Выдающееся значение имели два творческих семинара Яворского – баховский и истории исполнительских стилей. Он также пробовал свои силы в композиции (опера Вышка Октября, поставленная в 1930 в Большом театре, оркестровые пьесы, сочинения для фортепиано, романсы, записи и обработки народных песен и т.д.).

Основные труды Яворского: Строение музыкальной речи (1908), продолжение работы под названием Текст и музыка (1914); Строение музыкального произведения в связи с его исполнением (1914); Упражнения в образовании ладового ритма (1915, 1928); Сюиты Баха для клавира (1947). Наследие Яворского-теоретика после его кончины во многом осталось неопубликованным (так же, как его весьма интересная переписка), и многие его материалы вышли в свет гораздо позже; публикация их продолжается по сей день.




Ваш комментарий (*):
Я не робот...

Лучшие недели


Любимец женской аудитории
Посетило:424
Дмитрий Харатьян
Самая удачливая неудачница в истории
Посетило:444
Вайолет Джессоп
Евгений Зиничев
Посетило:373
Евгений Зиничев

Добавьте свою новость

Здесь
Администрация проекта admin @ peoples.ru
history