Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

јлександр √алич

   /   

Alexander Galich

   /
             
‘отографи€ јлександр √алич (photo Alexander Galich)
   

ƒень рождени€: 19.10.1918 года
ћесто рождени€: ≈катеринослав, –осси€
ƒата смерти: 15.12.1977 года
ћесто смерти: ѕариж, ———–
¬озраст: 59 лет

√ражданство: ———–
—оцсети:


Ѕиографи€

—оветский поэт, сценарист, драматург, автор и исполнитель собственных песен

—обыти€, последовавшие за исключением √алича из всех —оюзов, нагл€дно показывали, что он совершенно не был к ним готов. “аких репрессий по отношению к себе он €вно не ожидал. ’от€ это-то и было странно. ¬едь, сочин€€ свои откровенно антипартийные песни, он должен был понимать, что играет с огнем...

15.02.2005

»сточник информации: кн. «вездные трагедии: загадки, судьбы и гибели. —.82-102.

јлександр √алич фотографи€
јлександр √алич фотографи€

јлександр √алич родилс€ 19 окт€бр€ 1918 года в городе ≈катеринославе (ныне ƒнепропетровск) в семье служащих. ≈го отец - јркадий —амойлович √инзбург - был экономистом, мать-‘анни Ѕорисовна ¬екслер-работала в консерватории. ќна была натура артистическа€ - увлекалась театром, училась музыке, и большинство увлечений ‘анни Ѕорисовны передалось затем ее дет€м - јлександру и ¬алерию (последний станет известным кинооператором, снимет фильмы "—олдат »ван Ѕровкин", " огда деревь€ были большими", "∆ивет такой парень" и др.).

—разу же после рождени€ первенца семь€ √инзбургов переехала в —евастополь, в котором прожила без малого п€ть лет. ¬ 1923 году они перебрались в ћоскву, в один из домов в  ривоколенном переулке. —пуст€ три года јлександр поступил в среднюю школу ЅќЌќ-24.

јлександр √алич фотографи€
јлександр √алич фотографи€

¬споминает младший брат јлександра ¬алерий: "ћир  ривоколенного переулка был замкнутым, € вроде бы ничего не знал о том, что происходило вовне, но при этом сопричастность этому вроде бы незнаемому была неудивительной. ћы всем двором, взрослые и дети, наблюдали подъем аэростата - зрелище само по себе ничего не представл€ло, но сопричастность событию создавала некую "ауру" естественной общности, что ли. ¬ начале  ривоколенного, почти на углу ћ€сницкой, была сто€нка извозчиков, а р€дом - два котла дл€ варки асфальта. ¬ них ночевали беспризорники, в тепле. ћы, приготовишки, упоенно пели песню про "финский нож" или частушку: " огда —талин женитс€, черный хлеб отменитс€", и нам казалось, что мы приобщаемс€ к их беспризорной вольности. ”чились мы в здании бывшей гимназии в  олпачном переулке, зан€ти€ дл€ нас начинались часов с двенадцати, и мы, сид€ на полу в ожидании, когда старшие освобод€т классы, все это распевали...

¬се мальчишки нашего двора знали, что мы живем в доме поэта ƒмитри€ ¬еневитинова, где ѕушкин впервые читал "√одунова". ћы не знали стихов ¬еневитинова, не все еще умели читать, но ѕушкин, "Ѕорис √одунов" - это нам было пон€тно. ѕон€тнее, чем частушки и блатные песни...

јлександр √алич фотографи€
јлександр √алич фотографи€

ƒом наш в  ривоколенном был суматошный, бесконечные гости, всегда кто-нибудь ночевал из приезжавших, и папа, и мама работали. ќни не были конторскими служащими, поэтому работа была не регламентирована, т. е. длилась гораздо больше обычного рабочего дн€, общени€ с ними в детстве было мало, близость пришла позднее..."

Ѕлагодар€ матери јлександр уже в раннем возрасте начал увлекатьс€ творчеством - с п€ти лет он училс€ играть на ро€ле, писать стихи. ¬ восемь лет он стал заниматьс€ в литературном кружке, которым руководил поэт Ёдуард Ѕагрицкий. ¬ школе јлександр училс€ на "отлично" и был всеобщим любимцем - кроме прекрасной игры на ро€ле, он хорошо танцевал, пел революционные песни, декламировал стихи. ¬ 14 лет свет увидела его перва€ поэтическа€ публикаци€. ¬ июне 1934 года √инзбурги переезжают на ћалую Ѕронную.

јлександр √алич фотографи€
јлександр √алич фотографи€

ќкончив дев€тый класс дес€тилетки, јлександр подает документы в Ћитературный институт и, к удивлению многих, поступает. ќднако неуемному юноше этого мало, и он в те же дни подает документы еще в одно учебное заведение - ќперно-драматическую студию  . —. —таниславского, на драматическое отделение. » вновь, к удивлению родных и друзей, он прин€т. „уть позже, когда совмещать учебу в обоих вузах станет невмоготу, јлександр отдаст предпочтение театру и уйдет из Ћитинститута. ќднако и в ќперно-драматической студии он проучитс€ всего три года и покинет ее, так и не получив диплома. ѕричем поводом к уходу из студии послужит обида. ќдин из преподавателей студии, народный артист Ћ. Ћеонидов, однажды дал ему дл€ ознакомлени€ его личное дело. » там, среди прочего, јлександр прочел слова, написанные рукой Ћеонидова: "Ётого надо прин€ть! јктера из него не выйдет, но что-то выйдет об€зательно!" ёного студийца эта фраза задела, и он ушел в только что открывшуюс€ студию под руководством јлексе€ јрбузова. Ѕыло это осенью 1939 года. ј в феврале следующего года студи€ дебютировала спектаклем "√ород на заре".

Ћучшие дн€

ƒруга€ теори€ Ёйнштейна
ѕосетило:102524
јльберт Ёйнштейн
ћастер эксцентрики и гротеска
ѕосетило:30096
√еоргий ¬ицин
¬ениамин јлександров. Ѕиографи€
ѕосетило:10974
¬ениамин јлександров

—пектакль "√ород на заре" был показан всего несколько раз - затем началась война. Ѕольшинство студийцев ушли на фронт, а јлександра комиссовали - врачи обнаружили у него врожденную болезнь сердца. Ќо в ћоскве он все равно не задерживаетс€ - устроившись в геологическую партию, отправл€етс€ на юг. ќднако дальше √розного их не пустили.

јлександр √алич фотографи€
јлександр √алич фотографи€

 ак раз в эти дни в √розном по€вл€етс€ на свет “еатр народной героики и революционной сатиры (первые шаги на профессиональной сцене в нем делали артисты, впоследствии ставшие всенародно известными: —ергей Ѕондарчук, ћахмуд Ёсамбаев). ѕо воле случа€ участником этого коллектива становитс€ и јлександр √инзбург.

ќднако в составе грозненского “еатра народной героики јлександр проработал недолго - до декабр€. ѕосле того как он узнал, что в городе „ирчик под “ашкентом режиссер ¬алентин ѕлучек собирает арбузовских студийцев, он уезжает из √розного.

¬ „ирчике устроилась и лична€ жизнь јлександра- он полюбил юную москвичку, актрису ¬алентину јрхангельскую (она была секретарем комсомольской организации театра, а √алич - ее заместителем). ћолодые собирались там же расписатьс€, однако непредвиденное обсто€тельство помешало им это сделать. ќднажды они сели в автобус и отправились в загс. „емоданчик с документами они примостили возле ног, а сами прин€лись целоватьс€. ѕродолжалось это всю дорогу, а когда молодые опомнились и собрались выходить, они внезапно обнаружили, что чемоданчика уже нет- постарались местные воры. «атею с загсом пришлось отложить до лучших времен. —пуст€ год на свет по€вилась дочь, которую назвали јленой.

ѕередвижной театр под руководством ѕлучека и јрбузова, в котором играли јлександр и ¬алентина, колесил по фронтам. јлександр выступал в нем сразу в нескольких ипостас€х: актера, драматурга, поэта и композитора. Ќо затем в театре (он тогда уже базировалс€ в ћоскве) возник конфликт между его основател€ми - јрбузовым и ѕлучеком. Ќа сторону первого встал почти весь коллектив, о чем ѕлучеку было сообщено в письме. » только √инзбург сделал на нем приписку, что с решением не согласен. ѕозднее он скажет: "Ёто была чистейша€ чепуха-театр без ѕлучека. јрбузов все-таки не режиссер!" ќднако ѕлучек из театра ушел, и тот вскоре распалс€.

¬ 1944 году жена јлександра уехала в »ркутск - работать в местном театре. „уть позже вместе с дочерью за ней должен был отправитьс€ и јлександр (ему обещали место завлита), однако судьба распор€дилась по-своему. ≈го мать внезапно за€вила, что "не позволит таскать ребенка по "сибир€м", и запретила сыну уезжать из ћосквы. » тот послушалс€. “о ли потому, что слишком бо€лс€ матери, то ли по причине охлаждени€ к жене. ¬алентине же было сообщено, что, если она хочет жить с семьей, пусть немедленно возвращаетс€ в ћоскву - к мужу и ребенку (свекровь даже обещала первое врем€ помогать им деньгами). ќднако та рассудила по-своему и осталась в »ркутске. “ак распалс€ первый брак јлександра √инзбурга, который вскоре вз€л себе литературный псевдоним √алич (образован соединением букв из разных слогов имени, отчества и фамилии - √инзбург јлександр јркадьевич).

¬есной 1945 года в жизни √алича по€вилась нова€ любовь. «вали ее јнгелина Ўекрот (ѕрохорова). Ѕыла она дочерью бригадного комиссара и в те годы училась на сценарном факультете ¬√» а. ƒо √алича она уже успела несколько раз влюбитьс€ (ходили слухи о ее красивом романе с подающим надежды режиссером) и даже выйти замуж за ординарца собственного отца. ¬ этом браке у нее родилась дочь √ал€ (в 1942-м). Ќо в самом начале войны муж пропал без вести, и јнгелина осталась вдовой. ј в 45-м в ее жизни возник √алич. ¬от как пишет Ќ. ћилосердова: "»х свадебна€ ночь прошла на сдвинутых гладильных досках в ванной комнате в доме их друга ёри€ Ќагибина. јн€ была худой, утонченной, с длинными хрупкими пальцами. √алич называл ее Ќюшкой. ≈ще у нее было прозвище - ‘анера ћилосска€. ќна стала дл€ него всем - женой, любовницей, н€нькой, секретаршей, редактором. јн€ не требовала от √алича верности, состо€ние влюбленности было дл€ него естественным творческим стимул€тором, никакого отношени€ не имеющим к их любви. ќн был бабником в самом поэтическом смысле этого слова. Ќюша его не ревновала, к романам мужа относилась с иронией. —кажем, однажды "возмутилась": "Ћадно бы выбрал себе кустодиевско-рубенсовский тип, можно пон€ть. Ќо очередна€ пасси€ - така€ же "фанера". » она решила "воздействовать" на даму-догнала их, собравшихс€ "погул€ть", и долго впихивала мужу разные лекарства, заботливо инструктиру€ даму, в каком случае что примен€ть. Ќе помогло, дама разгадала ее ход: "Ќюша, дайте еще клистир и ночной горшок, да побыстрее, а то мы не успеем полюбоватьс€ закатом".

¬ 1945 году √алич предприн€л попытку осилить высшее образование (как помним, до войны ему это сделать не удалось - в студии —таниславского диплома ему не выдали). Ќа этот раз √алич решил получить не театральное образование, а какое-нибудь €рко выраженное гуманитарное и специальное. » его выбор пал на ¬ысшую дипломатическую школу. ќднако там его ќжидал серьезный "облом".  огда √алич пришел в школу и спросил у секретарши, может ли он подать за€вление, та смерила его высокомерным взгл€дом и сказала: "Ќет, вы не можете подать за€вление в наше заведение". - "ѕочему?" - искренне удивилс€ √алич. "ѕотому что лиц вашей национальности мы вообще в эту школу принимать не будем. ≈сть такое указание".

ќтсутствие диплома о высшем образовании не помешало √аличу через пару лет после досадного инцидента в ¬ƒЎ обрести всесоюзную славу. ѕришла она к нему как к талантливому драматургу. ¬ Ћенинграде состо€лась премьера спектакл€ по его пьесе "ѕоходный марш". ѕесн€ из этого спектакл€, тоже написанна€ √аличем - "ƒо свидань€, мама, не горюй", - стала чуть ли не всесоюзным шл€гером. „уть позже состо€лась еще одна триумфальна€ премьера творени€ √алича (в содружестве с драматургом  . »саевым) - комедии "¬ас вызывает “аймыр".

¬ начале 50-х √алич был уже преуспевающим драматургом, автором нескольких пьес, которые с огромным успехом шли во многих театрах страны. —реди них "«а час до рассвета", "ѕароход зовут "ќрленок", "ћного ли человеку надо" и др. ¬ 1954 году фильм "¬ерные друзь€", сн€тый по сценарию √алича (и его посто€нного соавтора  . »саева), зан€л в прокате 7-е место, собрав 30,9 млн. зрителей.

¬ 1955 году √алича принимают в —оюз писателей ———–, а три года спуст€ и в —оюз кинематографистов. ¬ 1956 году “еатр-студи€ ћ’ј“а (позднее ставша€ театром "—овременник") решает открыть сезон двум€ премьерами, в том числе и спектаклем по пьесе √алича "ћатросска€ тишина" (он написал ее сразу после войны). —южет пьесы можно пересказать в нескольких словах. —тарый местечковый еврей јбрам Ўварц мечтает, чтобы его сын ƒавид стал знаменитым скрипачом. Ќо война разрушает его мечты. —ам јбрам погибает в гетто, а ƒавид уходит на фронт и там погибает. Ќо продолжают жить другие: жена ƒавида, его сын, их друзь€. ¬ спектакле были зан€ты тогда еще никому не известные актеры: ќлег ≈фремов, ќлег “абаков, »горь  ваша, ≈вгений ≈встигнеев. ќднако до премьеры дело так и не дошло. Ќа генеральной репетиции присутствовали несколько чиновников и чиновниц из ћинкульта, и одна из них внезапно вынесла свое резюме увиденному: " ак это все фальшиво! Ќи слова правды!" ¬ ответ на эту реплику присутствовавший здесь же √алич не сдержалс€, вскочил с места и громко произнес: "ƒура!" Ќа этом обсуждение увиденного закончилось.

Ќесмотр€ на этот инцидент, √алич по-прежнему оставалс€ одним из самых преуспевающих драматургов. ¬ театрах продолжали идти спектакли по его пьесам, режиссеры снимали фильмы по его сценари€м.   примеру, будущий комедиограф Ћеонид √айдай начинал свой путь в кино именно с произведений √алича - сначала он сн€л короткометражку "¬ степи", а в 1960 году свет увидел фильм "“рижды воскресший", созданный на основе пьесы √алича "ѕароход зовут "ќрленок". ѕравда, несмотр€ на целое созвездие имен, собранных в картине, -јлла Ћарионова, ¬севолод —анаев, Ќадежда –ум€нцева,  онстантин —орокин, Ќина √ребешкова, - фильм получилс€ никудышный.

¬ первой половине 60-х содружество √алича с кино складываетс€ более удачно. ¬есной 1960 года от —оюза кинематографистов он посещает с делегацией Ўвецию и Ќорвегию.

—ценарии √алича, которые выходили в те годы из-под его неутомимого пера, тут же расхватывались режиссерами. ѕричем жанры, в которых работал √алич, были абсолютно разными. Ќапример, в военной драме "Ќа семи ветрах", сн€той в 1962 году —таниславом –остоцким, повествовалось о любви, опаленной войной, в комедии "ƒайте жалобную книгу" (реж. Ёльдар –€занов) - о предприимчивой девушке -директоре ресторана, в детективе "√осударственный преступник" (реж. Ќиколай –озанцев) - о поимке органами  √Ѕ опасного преступника, повинного в гибели сотен людей в годы ¬еликой ќтечественной войны (за эту работу √алич был удостоен премии  √Ѕ), в биографической драме "“реть€ молодость" (реж. ∆. ƒревиль) - о великом русском балетмейстере ћариусе ѕетипа.

ћежду тем под внешним благополучием √алича скрывалась нека€ душевна€ неустроенность, которую он очень часто заливал водкой. Ќа этой почве в 1962 году у него случилс€ первый инфаркт. ќднако даже после этого "звонка" √алич не распрощалс€ с "зеленым змием". Ќа совместных посиделках, которые он с женой посещал в те годы в домах своих коллег, он умудр€лс€ напиватьс€ даже под недремлющим оком своей Ќюши. “а порой сетовала друзь€м: "я умираю хочу в уборную, но боюсь отойти, —аше тут же нальют, он наклюкаетс€, а ему нельз€, у него же сердце!"

¬ начале 60-х в √аличе внезапно просыпаетс€ бард-сатирик, и на свет одна за другой по€вл€ютс€ песни, которые благодар€ магнитофонным запис€м мгновенно станов€тс€ попул€рными. —амой первой песней этого цикла была "Ћеночка" (о девушке-милиционере, в которую влюбл€етс€ некий заморский шах), написанна€ √аличем бессонной ночью в поезде ћосква - Ћенинград в 1962 году.

’ронологически цикл магнитиздатских песен √алича началс€ "Ћеночкой", после которой по€вились и другие его песенные вирши. —реди них "—тарательский вальсок", "” лошади была грудна€ жаба", "“онечка", " расный треугольник", "јве ћари€", " араганда", "Ќочной дозор", "ѕам€ти ѕастернака", "Ѕаллада о  орчаке", "Ќа сопках ћаньчжурии", "Ћет€т утки" и др. ќднако его творчество развивалось как бы в двух руслах: с одной стороны -лирический мажор и патетика в драматургии (пьесы о коммунистах, сценарии о чекистах), с другой - пронзительна€, гневна€ печаль в песн€х. Ёта раздвоенность многих раздражала.  огда √алич впервые исполнил несколько сатирических песен на слете самоде€тельной песни в ѕетушках, многие участники слета обвинили его в неискренности и двуличии.

ћежду тем слава √алича-барда продолжает расти. ¬ марте 1968 года его пригласили на фестиваль песенной поэзии в новосибирском академгородке "Ѕард-68". Ётот фестиваль вызвал небывалый аншлаг. ѕод него был выделен самый обширный из залов ƒворца физиков под названием "»нтеграл", и этот зал был забит до отказа, люди сто€ли даже в проходах. Ќа передних креслах сидели члены фестивального жюри.

√алич начал с песни "ѕромолчи", котора€ задала тон всему выступлению ("ѕромолчи - попадешь в палачи").  огда же через несколько минут он исполнил песню "ѕам€ти ѕастернака", весь зал подн€лс€ со своих мест и некоторое врем€ сто€л молча, после чего разразилс€ громоподобными аплодисментами. √алич получает приз-серебр€ную копию пера ѕушкина, почетную грамоту —ибирского отделени€ јкадемии наук ———–, в которой написано: "ћы восхищаемс€ не только ¬ашим талантом, но и ¬ашим мужеством..."

¬ августе того же года, потр€сенный вводом советских войск в „ехословакию, он пишет не менее "крамольную" вещь, чем "ѕам€ти ѕастернака", - "ѕетербургский романс". Ќо на этот раз "звонок" прозвучал гораздо ближе - под боком у √алича. ≈го вызвали на секретариат —оюза писателей и сделали первое серьезное предупреждение: мол, внимательнее отнеситесь к своему репертуару.  ислород ему тогда еще не перекрывали. ¬ те дни √алич был завален работой: вместе с ћарком ƒонским писал сценарий о Ўал€пине, с яковом —егелем выпускал в свет фильм "—амый последний выстрел", готовилс€ к съемкам на телевидении мюзикла "я умею делать чудеса". ќднако параллельно с этим √алич продолжает писать песни. » хот€ жена чуть ли не требует от него быть благоразумнее, на какое-то врем€ прекратить выступлени€, √алич не может остановитьс€. ƒл€ него, человека пьющего (позднее в столичной тусовке будут ходить слухи и о наркотической зависимости √алича), домашние застоль€ - единственный способ хоть как-то разр€дитьс€. ¬идимо, понима€ это и устав боротьс€, жена просит его не позвол€ть записывать себ€ на магнитофон. √алич дает такое слово, но и это обещание не держит. ћагнитофонные записи с домашних концертов √алича продолжают распростран€тьс€ по стране. ќдна из этих записей становитс€ дл€ √алича роковой.

¬ начале 70-х дочь члена ѕолитбюро ƒмитри€ ѕол€нского выходила замуж за актера “еатра на “аганке »вана ƒыховичного. ѕосле шумного застоль€ молодежь, естественно, стала развлекатьс€ - сначала танцевать, затем слушать магнитиздат: ¬ысоцкого, √алича. ¬ какой-то из моментов к молодежной компании внезапно присоединилс€ и отец невесты. ƒо этого, как ни странно, он никогда не слышал песен √алича, а тут послушал... и возмутилс€. „уть ли не на следующий день он подн€л вопрос об "антисоветских песн€х" √алича на ѕолитбюро, и колесо завертелось. √аличу припомнили все: и его выступление в академгородке, и выход на «ападе (в "ѕосеве") сборника его песен, и многое-многое другое, на что власти до поры до времени закрывали глаза. 29 декабр€ 1971 года √алича вызвали в секретариат —оюза писателей - исключать. ¬от как он вспоминал об этом: "я пришел на секретариат, где происходило такое побоище, которое длилось часа три, где все выступали - это так положено, это воровской закон - все должны быть в замазке и все должны выступить об€зательно, все по кругу...

Ѕыло всего четыре человека, которые проголосовали против моего исключени€. ¬алентин ѕетрович  атаев, јгни€ Ѕарто - поэтесса, писатель-прозаик –екемчук и драматург јлексей јрбузов, - они проголосовали против моего исключени€, за строгий выговор. ’от€ јрбузов вел себ€ необыкновенно подло (а нас с ним св€зывают долгие годы совместной работы), он говорил о том, что мен€, конечно, надо исключить, но вот эти долгие годы не дают ему права и возможности подн€ть руку за мое исключение. ¬от. ќни проголосовали против. “огда им сказали, что нет, подождите, останьтесь. ћы будем переголосовывать. ћы вам сейчас кое-что расскажем, чего вы не знаете. Ќу, они насторожились, они уже решили - сейчас им преподнесут детективный рассказ, как € где-нибудь, в какое-нибудь дупло пр€тал какие-нибудь секретные документы, получал за это валюту и меха, но... им сказали одно-единственное, так сказать, им открыли:

- ¬ы, очевидно, не в курсе, - сказали им, - там просили, чтоб решение было единогласным.

¬от все дополнительные сведени€, которые они получили. Ќу, раз там просили, то, как говор€т в —оветском —оюзе, просьбу начальства надо уважить. ѕросьбу уважили, проголосовали, и уже все были за мое исключение. ¬от как это происходило..."

ѕрошло всего лишь полтора мес€ца после исключени€ √алича из —оюза писателей, как на него обрушилс€ новый удар. 17 феврал€ 1972 года его так же тихо исключили и из —оюза кинематографистов. ѕроисходило это достаточно буднично. ¬ тот день на заседание секретариата —  было вынесено 14 вопросов по проблемам узбекского кино и один (c7) - исключение √алича по письму —оюза писателей ———–. √алича исключили чуть ли не единогласно.

ѕосле этих событий положение √алича стало катастрофическим. ≈ще совсем недавно он считалс€ одним из самых преуспевающих авторов в стране, получал приличные деньги через ¬јјѕ, которые от души тратил в дорогих ресторанах и заграничных во€жах. “еперь все это в одночасье исчезло. јвтоматически прекращаютс€ все репетиции, снимаютс€ с репертуара спектакли, замораживаетс€ производство начатых фильмов. ќставшемус€ без средств к существованию √аличу приходитс€ пуститьс€ во все т€жкие - он потихоньку распродает свою богатую библиотеку, подрабатывает литературным "негром" (пишет за кого-то сценарии), дает платные домашние концерты (по 3 рубл€ за вход). Ќо денег - учитыва€, что √аличу приходилось кормить не только себ€ и жену, но и двух мам, а также сына √ришу (родилс€ в 1967 году от св€зи с художницей по костюмам киностудии имени √орького —офьей ¬ойтенко), - все равно не хватало. ¬се эти передр€ги, естественно, сказываютс€ на здоровье √алича. ¬ апреле 72-го у него случаетс€ третий инфаркт. “ак как от литфондовской больницы его отлучили, друзь€ пристраивают его в какую-то захудалую клинику. ¬рачи став€т ему инвалидность второй группы, котора€ обеспечивала его пенсией... в 60 рублей.

¬ообще все последующие после исключени€ √алича из всех —оюзов событи€ нагл€дно показывали, что он совершенно не был к ним готов. “аких репрессий по отношению к себе он €вно не ожидал. ’от€ это-то и было странно. ¬едь, сочин€€ свои откровенно антипартийные песни, он должен был понимать, что играет с огнем.

“ем временем весь 1973 год официальные власти подталкивали √алина к тому, чтобы он покинул ———–. Ќо он стоически сопротивл€лс€.

ќднако силы √алича оказались небеспредельны. ¬ 1974 году за рубежом вышла его втора€ книга песен под названием "ѕоколение обреченных", что послужило новым сигналом дл€ атаки на √алича со стороны властей.  огда в том же году его пригласили в Ќорвегию на семинар по творчеству —таниславского, ќ¬»– отказал ему в визе. ≈му за€вили: "«ачем вам виза? ≈зжайте насовсем". ѕри этом  √Ѕ пообещал оперативно оформить все документы дл€ отъезда. » √алич сдалс€. 20 июн€ он получил документы на выезд и билет на самолет, датированный 25 июн€.

¬споминают очевидцы тех событий.

–. ќрлова: "¬ июне 1974 года мы пришли прощатьс€. Ќасовсем. ќни улетали на следующее утро. —аша страшно устал - сдавал багаж на таможне.

 вартира уже полностью разорена. Ќо и дл€ последнего обеда красивые тарелки, красивые чашки, салфетки.

ќн был в обычной своей позе - полулежал на тахте. ∆арко, он до по€са голый, на шее - большой крест. » в постель ему подают котлетку с гарниром, огурцы украшают жареную картошку, сок, чай с лимоном..."

ј. јрхангельска€-√алич: "≈го провожало много народу. Ѕыл там јндрей јндреевич —ахаров.  огда отец выходил из дома, во дворе все окна были открыты, многие махали ему руками, прощались... Ѕыла заминка на таможне, когда ему устроили досмотр. ”же в самолете сидел экипаж и пассажиры, а его все не пускали и не пускали. ќтцу велено было сн€ть золотой нательный крест, который ему надели при крещении, дескать, золотой и не подлежит вывозу. Ќа что папа ответил: "¬ таком случае € остаюсь, € не еду! ¬се!" Ѕыли длительные переговоры, и наконец велено было его выпустить. ќтец шел к самолету совсем один по длинному стекл€нному переходу с подн€той в руке гитарой..."

ѕуть √алича и јнгелины Ќиколаевны лежал в ¬ену. ќттуда они отправились во ‘ранкфурт-на-ћайне, затем в ќсло. “ам они прожили год, √алич читал в университете лекции по истории русского театра. «атем переехали в ћюнхен, где √алич стал вести на радиостанции "—вобода" передачу под названием "” микрофона јлександр √алич" (первый эфир состо€лс€ 24 августа 1974 года). Ќаконец они переехали в ѕариж, где поселились в небольшой квартирке на улице ћаниль.

ќказавшись в эмиграции, √алич много и плодотворно работал. ќн написал несколько прекрасных песен, пьесу "Ѕлошиный рынок", собиралс€ ставить мюзикл по своим вещам, в котором сам хотел играть.  роме этого, совместно с –афаилом √олдингом он сн€л 40-минутный фильм "Ѕеженцы XX века".

√алич, даже будучи за границей, не изменил своим привычкам, приобретенным на родине. Ќапример, амурные дела преследовали его и там. ѕричем дело иногда доходило до курьезов. »звестно, что одна из его любовниц, зна€, что не вынесет разлуки с ним, уехала из ———– вслед за ним. Ќо у √алича она была не единственна€ пасси€ - были и другие. ћуж одной из них, уличив жену в неверности, вместо того, чтобы как следует наказать неверную или в крайнем случае подать на развод, по старой советской привычке пошел жаловатьс€ на √алича на радиостанцию "—вобода", где тот работал. ѕо словам Ќаума  оржавина, тамошние работники "совершенно охреневали от этого".

 ак вспоминают люди, которые тесно общались с √аличем в те годы, за врем€ своего пребывани€ за границей тот смирилс€ с изгнанием и не верил в возможность возвращени€ на родину. Ќа «ападе у него по€вилось свое дело, которое приносило ему хороший доход, у него была сво€ аудитори€, и мысли о возвращении все меньше терзали его.  азалось бы, живи и радуйс€. ќднако судьба отпустила √аличу всего лишь три с половиной года жизни за границей. ‘инал наступил в декабре 1977 года.

¬ тот день - 15 декабр€ - в парижскую квартиру √алича доставили из »талии, где аппаратура была дешевле, стереокомбайн "√рюндиг", в который входили магнитофон, телевизор и радиоприемник. Ћюди, доставившие аппаратуру, сказали, что подключение аппаратуры состоитс€ завтра, дл€ чего к √аличам придет специальный мастер. ќднако √алич не вн€л этим словам и решил опробовать телевизор немедленно. Ѕлаго жена на несколько минут вышла в магазин, и он наде€лс€, что никто не будет мешать ему советами в сугубо мужском деле. ј далее произошло неожиданное. ћало знакомый с техникой, √алич перепутал антенное гнездо и вместо него вставил антенну в отверстие в задней стенке аппаратуры, коснувшись ею цепей высокого напр€жени€. ≈го ударило током, он упал, упершись ногами в батарею, замкнув таким образом цепь.  огда супруга вернулась домой, √алич еще подавал слабые признаки жизни.  огда же через несколько минут приехали врачи, было уже поздно - он умер на руках у жены.

≈стественно, смерть (да еще подобным образом) такого человека, как √алич, не могла не вызвать самые противоречивые отклики в эмигрантской среде. —амой распространенной версией его смерти была гибель от длинных рук  √Ѕ. Ётой версии придерживались многие. ¬ том числе и его дочь јлена јрхангельска€-√алич. ¬от ее слова на этот счет: "Ћетом 1977 года мы говорили с ним по телефону, и он сказал, что сейчас стало спокойнее и он надеетс€, что € как сопровождающа€ бабушку (а бабушку-то уж точно выпуст€т к нему) смогу приехать. ќн не знал, что за несколько мес€цев до этого бабушка получила письмо без штемпел€, в котором печатными буквами, вырезанными из заголовков газет, было написано: "¬ашего сына јлександра хот€т убить". ћы решили, что это чь€-то зла€ шутка.  то же это прислал? ћожет, это действительно было предупреждение? ¬едь он погиб при очень загадочных обсто€тельствах, в официальной версии концы с концами не сход€тс€. Ќеправильное присоединение телеантенны в гнездо, сердце не выдержало удара током. ќтец сжимал антенну обгоревшей рукой... —пециалисты утверждают, что этого не могло быть, что напр€жение было не настолько большим, чтобы убить. ѕри его росте, под два метра, он не должен был так упасть, упершись в батарею. јнгелины в доме не было всего п€тнадцать минут, она уходила за сигаретами. ќна кричала. ”лица была узенька€, напротив находилась пожарна€ охрана, первыми, услышав крик јнгелины, прибежали пожарные, они вызвали полицию, полици€ вызвала сотрудников радиостанции "—вобода". ѕочему? ѕочему не увозили его, пока не приехала дирекци€ "—вободы"? » никто не вызвал "—корую". ћен€ увер€ли, что полици€ в ѕариже исполн€ет функции и "—корой помощи", но не реанимации же. ќдин факт не дает мне поко€, мне намекнули, что если бы расследование продолжалось и было бы доказано, что это убийство, а не несчастный случай, то јнгелина осталась бы без средств к существованию. »бо гибель папы рассматривалась как несчастный случай при исполнении служебных об€занностей - он ставил антенну дл€ прослушивани€ нашего российского радио, он должен был отвечать на вопросы сограждан, у него на "—вободе" была сво€ рубрика. јнгелина поначалу не соглашалась с этой версией и настаивала на дальнейшем расследовании. Ќо потом ее, видимо, убедили не рубить сук под собой - "—вобода" стала платить ей маленькую ренту, сн€ла квартирку. –асследование было прекращено. Ќо до сих пор очень многие сомневаютс€ в достоверности этой версии..."

»звестный писатель ¬ладимир ¬ойнович - один из тех, кто не сомневаетс€ в том, что смерть √алича наступила в результате несчастного случа€. ¬от его слова: "≈го смерть-така€ трагическа€, ужасно нелепа€. ќна ему очень не подходила. ќн производил впечатление человека, рожденного дл€ благополучи€. Ќо ведь смерть не бывает случайной! “акое у мен€ убеждение - не бывает. —удьба его была неизбежна, и это она привела его в конце концов к такому ужасному концу, где-то в чужой земле, на чужих берегах, от каких-то ненужных ему агрегатов. я спрашивал: у тамошних людей нет никаких сомнений, что эта смерть не подстроенна€".

22 декабр€ 1977 года в переполненной русской церкви на рю ƒарью произошло отпевание јлександра √алича. Ќа нем присутствовали руководители, сотрудники и авторы " онтинента", "–усской мысли", "¬естника –—’ƒ", журнала и издательства "ѕосев", писатели, художники, общественные де€тели, друзь€ и почитатели, многие из которых прибыли из-за границы-например из Ўвейцарии, Ќорвегии. ¬дова √алича получила большое количество телеграмм, в том числе и из ———– - от ј. ƒ. —ахарова, "ссыльных" ј. ћарченко и Ћ. Ѕогораз.

ѕом€нули покойного и его коллеги в —оветском —оюзе. Ќа следующий день после его кончины сразу в двух московских театрах - на “аганке и в "—овременнике" - в антрактах были устроены короткие митинги пам€ти √алича. ≈ще в одном театре - сатиры - 16 декабр€ после окончани€ спектакл€ был устроен поминальный вечер. —тихи √алича читал јлександр Ўирвиндт.

ѕоследним пристанищем √алича стала заброшенна€ женска€ могила на кладбище —ен-∆еневьев-де-Ѕуа в ѕариже. ƒев€ть лет спуст€ в эту же могилу легла и супруга √алича јнгелина Ќиколаевна. ѕричем ее смерть тоже была трагической и тоже окутана туманом недомолвок. —огласно официальной версии 30 окт€бр€ 1986 года, будучи в подпитии, она заснула в постели с гор€щей сигаретой в руке. ¬озник пожар, в результате которого јнгелина Ќиколаевна задохнулась от продуктов горени€. ¬месте с нею умерла и ее любима€ собачка Ўуша. ќднако, как утверждает дочь √алича јлена, когда близка€ подруга погибшей по вызову полиции приехала на место происшестви€, она не обнаружила в доме некоторых вещей. ¬ частности, кое-каких документов и второй части романа √алича "≈ще раз о черте".  ому понадобились эти рукописи, непон€тно.

«а два года до гибели вдовы √алича в ———– умерла ее 42-летн€€ дочь √алина. ћать на ее похороны не пустили.

¬ конце 80-х годов им€ и творчество јлександра √алича вновь вернулись на родину. 18 €нвар€ 1988 года в ƒоме архитектора состо€лс€ вечер, посв€щенный его 70-летию. ¬ том же году был сн€т документальный фильм о нем - "јлександр √алич. »згнание".

ѕо поводу смерти
Nick Utkin 20.01.2006 02:17:28
100% убийство. я потер€л вс€кое уважение к французской полиции, не сумевшей раскрыть преступление, которое раскрыл бы простой электрик.
"—жимал антенну обгоревшей рукой" - возможно, если предварительно подключить к ней промышленный ток напр€жением 3-5 тыс€ч вольт. ƒумаю, что это было бы сложно сделать даже спецам из  √Ѕ.
2. я ремонтировал сотни радиоприемников, телевизоров и прочую бытовую аппаратуру. ”тверждаю, что в такой аппаратуре наружу не выводитс€ никакое высокое напр€жение, тем более в штеккер телевизионной антенны. ƒаже если аппаратура включена в сеть.  стати, фирма "√рюндиг", получив такую "рекламу" в печати давным-давно уже бы обанкротилась.
3. Ѕытовлое напр€жение во ‘ранции - 110 вольт не может убить человека, если он не находитс€ голым в ванне и не бреетс€ электробритвой (такое случалось).
4. Ѕолгарского писател€ ћаркова отправили на тот свет за меньшие проступки, правда и с гораздо меньшей изобретательностью.

јлександр √алич - великий русский поэт
јлександр ¬оловик 20.10.2006 09:54:50
“ворчество јлександра √алича, которое, к сожалению, становитс€ всЄ более актуальным в наши дни, помимо своей гражданской составл€ющей, €вл€етс€ ещЄ и высокой поэзией. √алича смело можно и нужно поставить в один р€д с величайшими русскими поэтами ’’ века.

 окой приЄмник Grundig купил √алич перед смертью?
19.07.2011 02:46:30
¬ передачи BBC было сказано:"√алич купил р/п Grundig,на другой день к нему должен был прийти мастер из фирмы и показать как пользоватьс€ приЄмником,но √алич который ничего не понимал в технике вз€л пассатижи разогнул штыри антенной вилки воткнул еЄ в сеть и вз€лс€ руками за антенну.Ќа эти действи€ у √.было только 15 минут его жена на это врем€ уходила магазин." ’очу посмотреть кака€ там вилка у Grundig,котора€ подсоединена к антенне? ≈сли даже он ничего не понимал в технике,то приЄмником он умел пользоватьс€ это несомненно.
¬ы пишите,что 110V не может убить человека,но BBC сказали,что кожа на ладоне прогорела.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

∆енщины в русской истории
ѕосетило:11841
—офь€ ѕеровска€
ћастер визуальных эффектов
ѕосетило:10374
–идли —котт
ћастер эксцентрики и гротеска
ѕосетило:30096
√еоргий ¬ицин

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru