Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

јлександр ƒюма

   /   

Alexander Dumas

   /
             
‘отографи€ јлександр ƒюма (photo Alexander Dumas)
   

ƒень рождени€: 24.07.1802 года
ћесто рождени€: ¬иллер- отре, ‘ранци€
ƒата смерти: 05.12.1870 года
ћесто смерти: —ена ѕриморска€, ‘ранци€
¬озраст: 68 лет

√ражданство: ‘ранци€
—оцсети:


јлександр ƒюма (биографи€)

ѕисатель , автор таких книг как Ђ“ри мушкетераї, Ђ√раф ћонте- ристої и Ђ√рафин€ де ћонсорої

‘ранцузский писатель. јвтор многочисленных исторических авантюрных романов. Ќаиболее известны: "“ри мушкетера" (1844), "ƒвадцать лет спуст€ "(1845), "¬иконт де Ѕражелон "(1848-1850), " оролева ћарго " (1845), "√раф ћонте'- ристо"( 1845-1846).
√ерои ƒюма привлекают рыцарским благородством, отвагой, верностью в дружбе и любви. ѕеру писател€ принадлежат "ћои мемуары " в 22-х томах (1852-1854).

12.12.2000

"Ёто не человек, а сила природы", - говорил о писателе историк ∆юль ћишле, трудами которого ƒюма восхищалс€. ћишле платил ему той же монетой. √игант, живший не по средствам, широка€ натура, тонкий знаток кулинарного искусства, неистощимый автор, которого всегда сопровождал успех, долги и женщины. ¬ этом весь јлександр ƒюма. Ѕолее того, жизнь писател€ - сплошной роман, вроде тех, что писал он сам, истори€ о великане-обжоре, торопившемс€ съесть все и сразу; жизнь, в которой смен€ли друг друга работа, приключени€, размышлени€, мечты, любовь ко всем женщинам и в то же врем€ ни к одной (за исключением, конечно, его матери ћарии-Ћуизы).

јлександр ƒюма фотографи€
јлександр ƒюма фотографи€

¬ 1806 году, когда умер отец писател€ генерал ƒюма, јлександру было всего три с половиной года. –ебенок схватил ружье, сказав заплаканной вдове, что идет на небо, чтобы "убить Ѕоженьку, который убил папу".

ќбраз отца был возведен в семье в культ: внебрачный ребенок, к тому же мулат, и такой свирепый, что немцы в “ироле в 1797 году прозвали генерала "черным дь€волом". ќн обладал неимоверной силой: подвешенный к люстре, он мог подт€нуть к себе лошадь, ставил в вертикальное положение сразу четыре ружь€, вдев в дула пальцы. —ын небогатого маркиза јлександра јнтуана де Ћа ѕайетри и рабыни, "ветреной женщины", как говорили в —ан-ƒоминго (ныне √аити), отец одарил јлександра и гигантским ростом, и силой √еркулеса, и мужественной внешностью (у него было смуглое лицо и курчава€ шевелюра): все это приводило женщин в экстаз, бесило соперников и выводило из себ€ критиков, не скупившихс€ на оскорбительные расистские выпады по его адресу. Ѕальзак, например, говорил: "“олько не сравнивайте мен€ с этим негром!" ќдин из завсегдатаев литературного салона, дерзнувший пошутить на эту тему, получил от ƒюма резкий ответ: "ћой отец был мулатом, мо€ бабушка была негрит€нкой, а мои прадедушки и прабабушки вообще были обезь€нами. ћо€ родословна€ начинаетс€ там, где ваша заканчиваетс€".

ќб обычном детстве, проведенном в местечке ¬иллер- отре, где он жил со своей любимой матерью, но где ему уже не хватало простора, об учебе, весьма поверхностной из-за страстного увлечени€ театром, писатель поэтично рассказал в книге воспоминаний "ћои мемуары". ¬ них сквозит ненасытна€ жажда жизни, неистовое стремление одержать верх над всем и вс€. » вот в 20 лет он оказалс€ в ѕариже! Ётот неуч јлександр, говорили о нем кумушки ¬иллер- отре, уже служит писателем у герцога ќрлеанского, то есть у будущего корол€ Ћуи-‘илиппа. јлександр был уверен: он завоюет ѕариж, ‘ранцию, ¬есь мир своим пером. Ѕудущее показало его правоту.

ѕосле нескольких бесплодных попыток написать произведение дл€ театра наконец пришел успех: на сцене была поставлена перва€ драма ƒюма "√енрих III и его двор". √ерцог ќрлеанский лично способствовал успеху премьеры. ради привлечени€ на свою сторону романтической молодежи. ѕьеса, правда, вызывала гнев сторонников классицизма, но годом позже ƒюма вновь одержал победу во врем€ легендарной битвы вокруг пьесы ¬иктора √юго "Ёрнани". ƒюма активно поддержал своего друга, кричал в партере вместе с другими, участвовал в словесной перепалке, доходившей порой до рукопашной. “еатр дал ƒюма первый билет к славе. Ѕедный молодой человек, в 16 лет игравший √амлета (некоего ƒюси, а не Ўекспира) на чердаке ¬иллер- отре, сочин€€ пьесу за пьесой, скоро начал завоевывать парижские салоны, великосветских дам и известных актрис. ѕосле драмы "’ристина", он написал драмы "јнтони", а затем "–ичард ƒарлингтон"...

22 ма€ 1832 года в театре "ѕорт-—ен-ћартен" пьесу "Ќельска€ башн€" (не подписанную автором) встретили бурными аплодисментами.   этому времени за неполных 17 мес€цев на сцене было поставлено семь пьес јлександра ƒюма: п€ть за его подписью и две без. » ему уже стало скучно. — театром у ƒюма все происходило, как с женщинами: пылка€ страсть вначале и безразличие потом, когда они сдались. ќн был подобен охотнику, дл€ которого главное - погон€. » ƒюма отошел от театра, чтобы открыть дл€ себ€ жанр повести и рассказа, а затем исторического романа. ќдин или с помощью "литературного негра" ќгюста ћакэ он создал "“рех мушкетеров", "√рафа ћонте- ристо", " оролеву ћарго", "ƒвадцать лет спуст€", " авалеpa де ла ћэзон –уж", "√рафиню де ћонсоро", "∆озефа Ѕальзамо" и "—орок п€ть" (эти восемь романов написаны меньше чем за четыре года, с 1844 по 1847-й).

Ќо не следует думать, будто он в то врем€ только писал. ¬ его жизни большое место занимали друзь€ - ¬иктор √юго, јльфред де ¬иньи и герцог ‘ердинанд ќрлеанский.   тому же еще женщины. —колько внебрачных детей ƒюма оставил повсюду, но признал лишь старшего, јлександра, и то с семилетним опозданием. ј, кроме того, еще путешестви€, охота на косуль, сеансы спиритизма, интерес к недвижимости...

¬ июле 1830 года ƒюма вместе с восставшими стрел€л, воздвигал баррикады на улицах ѕарижа.  огда народ волнуетс€, писатель не может оставатьс€ в стороне. ƒюма был республиканцем, но это не мешало ему дружить с аристократами и восхищатьс€ империей, сочувствовать представител€м младшей (ќрлеанской) ветви династии Ѕурбонов, и, как и ¬иктор √юго, встать на сторону Ћуи Ќаполеона Ѕонапарта в 1858 году, а затем не отойти от него, предвид€ революцию. ќн симпатизировал “рем —лавным революци€м. ѕравда, в 1848 году писатель выдвигал на парламентских выборах свою кандидатуру от лагер€ умеренных, но не прошел.

Ћучшие дн€

Ѕоль и страдани€ ‘риды  ало
ѕосетило:29775
‘рида  ало
—офь€ ћуратова. Ѕиографи€
ѕосетило:9067
—офь€ ћуратова
¬адим  азаченко: «везда Ђлихих 90-хї
ѕосетило:7465
¬адим  азаченко

»звестно, во что обошлась ему эта свобода, которой он пользовалс€ с безумной смелостью.

∆орд —анд назвала јлександра ƒюма "гением жизни".   этой прекрасной характеристике вполне можно было бы прибавить слова "... и любви".

ƒюма мог иметь одновременно сразу нескольких любовниц, правда, он не требовал посто€нства и от своих женщин. ќднажды с ним произошел курьезный случай, который на следующий день обсуждал весь ѕариж.

јвтор "“рех мушкетеров" жил на улице –иволи с »дой ‘еррье, актрисой, весьма легкомысленной особой, на которой он только что женилс€. ќна занимала квартиру на втором этаже, а он - три комнаты на п€том этаже.

¬ один из вечеров писатель отправилс€ на бал в “юильри. Ќе прошло и часа, как он вернулс€ весь в гр€зи, прошел в квартиру своей жены и с ругательствами ворвалс€ в спальню »ды. ќказалось, он поскользнулс€ и упал в гр€зь, настроение его было безнадежно испорчено, и он отказалс€ от увеселени€. ќн вз€л бумагу, чернила и перо и углубилс€ в работу.

„ерез полчаса дверь, ведуща€ в туалетную комнату, с шумом распахнулась, на пороге по€вилс€ –оже де Ѕовуар, почти совсем голый, и сказал: "— мен€ хватит, € совершенно продрог!"

»зумленный ƒюма, вскочив, с €ростной бранью набросилс€ на любовника своей жены.  ак человек, привыкший писать дл€ театра, он обрушил на его голову гневную тираду, которой сам осталс€ очень доволен. Ќаконец писатель решил сменить гнев на милость: "я не могу выгнать вас на улицу в такую непогоду. —адитесь поближе к огню. ¬ы переночуете в этом кресле". » он снова уткнулс€ в свои бумаги.

¬ полночь он лег р€дом с »дой и задул свечу. „ерез некоторое врем€ огонь в камине потух, и он услышал, как у –оже де Ѕовуара стучат зубы от холода. ƒюма бросил ему оде€ло.

Ќо это не помогло, неудачливый любовник пыталс€ поворошить угли в камине. “огда писатель разрешил ему лечь в постель. Ѕовуар не заставил себ€ ждать и устроилс€ между »дой и јлександром.

”тром ƒюма вз€л руку –оже, опустил ее на интимное место супруги и торжественно провозгласил: "–оже, примиримс€, как древние римл€не, на публичном месте".

ƒюма часто дарил своим любовницам непристойные эпиграммы и стихи собственного сочинени€. ≈сли дама обижалась, он успокаивал ее тем, что "все, что вышло из-под пера папаши ƒюма, когда-нибудь будет стоить очень дорого".

 огда ƒюма-отца навещал подросший ƒюма-сын, что бывало не так уж и часто, в доме поднималс€ переполох, отец металс€ по комнатам, пыта€сь спр€тать в чуланах и комнатах дл€ слуг многочисленных полуодетых женщин.

¬скоре между отцом и сыном возникло полное взаимопонимание. Ќасколько они сблизились, показывает беседа, которую случайно услышал один из общих знакомых. "ѕослушай-ка, отец, - сказал ƒюма-младший, - но это уже просто скучно. “ы всегда даешь мне своих прежних любовниц, с которыми € должен спать, и свои новые туфли, которые € должен разнашивать".

"“ак на что же ты жалуешьс€? - воскликнул удивленный отец. - Ёто же огромна€ честь. Ёто лишний раз доказывает, что у теб€ большой фаллос и маленька€ нога!"

√овор€ о ƒюма, трудно обойтись без цифр. ƒотошные биографы подсчитали, будто у творца "“рех мушкетеров" было 500 любовниц; это впечатл€ет, но меньше количества созданных им произведений, которых всего 647. ¬ ѕариже ходили легенды о бурном темпераменте ƒюма; "ѕоговаривают о моих "африканских страст€х", - признавалс€ он. —оздатель бессмертного гасконца даже бравировал своей любвеобильностью: "ћного любовниц € завожу из человеколюби€; если бы у мен€ была одна любовница, то она умерла бы через неделю".

—лавы јлександр ƒюма - до кончика ногтей человек театра - прежде всего добилс€ как драматург. ≈сли верна старинна€ метафора, что мир - театр, то дл€ ƒюма на его подмостках всегда разыгрывалась увлекательна€, вечно нова€ драма - драма любви. ¬ любви и литературе он не измен€л завету ¬ольтера: "¬се жанры хороши, кроме скучного". —реди множества пережитых писателем сердечных авантюр были трагедии и комедии, романтические мелодрамы и легкие веселые водевили. ѕоэтому большинство героинь его любовных романов - актрисы. ¬ бесконечной пьесе о любви, в которой дл€ него самым важным была захватывающа€ интрига страсти, јлександр ƒюма сумел сыграть все роли - от пылкого первого любовника до обманутого мужа.

«наменита€ актриса эпохи романтизма ћари ƒорваль, подруга ƒюма, удивл€лась: "Ќу где же ты так хорошо узнал женщин?" “еперь можно ответить на ее вопрос: он постиг их в жизни своим гением. ƒюма понимал душу женщин, а самое главное - он их любил и всегда был благодарен им за любовь. Ётот страстный донжуан имел доброе сердце, что чувствовали и ценили все его возлюбленные. ќдна из них, ћелани ¬альдор, после смерти јлександра ƒюма писала его сыну: "≈сли существовал мужчина, который был неизменно добр и великодушен, то это, конечно, твой отец".

...ѕриехав в 1823 году из своего родного городка ¬иллер- отре в ѕариж, молодой ƒюма поселилс€ в доме на площади »таль€нцев. ≈го соседкой оказалась добра€, мила€ и кротка€ женщина - портниха Ћор Ћабе, котора€ была старше јлександра на восемь лет. ћари- атрин-Ћор Ћабе родилась в 1749 году в Ѕельгии, но родители ее были французами. ƒо приезда в ѕариж она жила в –уане, где вышла замуж, но быстро разошлась с мужем, который был сумасшедшим. ѕо свидетельству одного мемуариста, "ћари не была красавицей, но в ее лице сквозила кака€-то прелесть, котора€ нравилась". ѕрелесть эта не ускользнула от пылкого провинциала, сумевшего быстро покорить сердце своей соседки. 27 июл€ 1824 года Ћор Ћабе подарила јлександру ƒюма сына јлександра, который осталс€ в истории литературы как автор романа "ƒама с камели€ми". ƒюма-отец признал ребенка в 1831 году, но с матерью не поддерживал почти никаких отношений. ѕравда, в 1832 году он помог Ћор Ћабе открыть так называемый "кабинет дл€ чтени€" (на них в разгар романтизма была мода).

26 ма€ 1864 года Ћор Ћабе и јлександр ƒюма встретились в мэрии на бракосочетании их сына с кн€гиней Ќадеждой Ќарышкиной. ” ƒюма-сына возникла мысль поженить престарелых родителей, но успеха он так и не добилс€. ћари- атрин-Ћор Ћабе скончалась в ѕариже 22 окт€бр€ 1868 года. 3 июн€ 1827 года в салоне ученого и литератора ћатье ¬ильнава. ƒюма познакомилс€ с его дочерью ћелани ¬альдор.

—удьба и личность ћелани романтичны. ќна родилась в Ќанте 28 июн€ 1796 года, ее детство прошло в поэтичном поместье отца в ¬андее. ¬ феврале 1818 года внезапно умерла лучша€ подруга ћелани, в брата которой она была безответно влюблена. ќт отча€ни€ она вышла замуж за лейтенанта ‘рансуа-∆озефа ¬альдора, служившего в Ќантском гарнизоне, у них родилась дочь. Ќо супруги не жили вместе; мужа служба бросала из гарнизона в гарнизон, а жена стала хоз€йкой парижского литературного салона отца.

ƒюма, с бешенной энергией покорившей ѕариж, заодно покорил, но гораздо быстрее, за сто с небольшим дней, и 30-летнюю поэтессу, замужнюю даму с доселе безупречной репутацией. »звестна даже дата, когда свершилось это: 23 сент€бр€ 1827 года; дес€тью дн€ми раньше произошло бурное объ€снение в любви - обе эти даты должны были быть высечены, согласно ее завещанию, на белом могильном мраморе.

ћелани - натура страстна€, безумно ревнива€, романтична€ - мечтала стать музой-вдохновительницей молодого таланта. ќна пон€ла, что ƒюма ждет великое будущее, и поощр€ла его стремление всерьез отдатьс€ театру и поэзии. ћелани была очень талантливой женщиной и сама писала стихи, которые ее возлюбленный печатал в издаваемом им журнале "ѕсихе€".

–оман ћелани и јлександра был бурным, грозовым и пылким; ћелани терзала ревность, потому что ее кумир не пропускал ни одной хорошенькой актрисы, которые оказались не способны "сопротивл€тьс€ такой огромной любви". ќдной из них была величайша€ трагическа€ актриса ћари ƒорваль, другой - актриса Ѕелль  рельсамер. ѕоследн€€ родила ему дочь.

ћечтала о ребенке от јлександра и ћелани. ” замужней женщины и вольнолюбивого јлександра это стремление обзавестись совместным младенцем носило кодовое название "вырастить герань". Ќо случилась беда: герань сломалась. ¬ 1830 году у нее случилс€ выкидыш.

Ќесчастна€ женщина слегла от потр€сени€. ƒюма успокаивал подругу: "Ќе терзайс€ из-за сломанной герани... Ќаши бурные объ€снени€ привели к этому преступлению - потому что это было преступление".

¬ начале 1831 года произошел мучительный разрыв. ћелани угрожала покончить жизнь самоубийством (тогда и по€вилось завещание), писала своему любовнику умол€ющие письма ("ќ, как ты жесток!  акой позор мо€ любовь к тебе и как € презираю себ€!", "» вдали от теб€ € думаю только о тебе"), однако ƒюма осталс€ непреклонным.

ѕисатель обессмертил ћелани ¬альдор в своей самой прославленной драме "јнтони", премьера которой состо€лась 3 ма€ 1831 года. јвтор пригласил на премьеру отвергнутую им возлюбленную. √ерой драмы "јнтони" в финале убивает замужнюю јдель, которую любит. ћужу жертвы он бросает самую знаменитую фразу французского театра XIX века: "ќна не уступала мне, € убил ее!"

ƒюма признавалс€, что перенес на сцену свой бурный роман с ћелани. "јнтони" - это п€тиактна€ любовна€ сцена ревности и €рости. јнтони - это €, но без убийства. јдель - это она..." - писал он.

Ѕезутешна€ ћелани ¬альдор после разрыва с ƒюма вела светскую и литературную жизнь. ќна писала стихи и романы, в 1841 году была поставлена ее пьеса "Ўкола девушек", где в одном из героев легко угадываетс€ ƒюма. ќна была прин€та в салоне ¬иктора √юго, переписывалась с √отье, —ент-Ѕевом и ‘лобером.

яра€ бонапартистка, ћелани ¬альдор восторженно приветствовала государственный переворот Ќаполеона III, который произошел 2 декабр€ 1851 года. ќна много писала в газетах под псевдонимом —иний „улок; ее панегирики новому режиму обратили на себ€ внимание императора, который назначил ей пенсию 6000 франков.

ћелани ¬альдор ненамного пережила ƒюма. ќна умерла весной 1871 года. ѕосле смерти автора "јнтони" она писала ƒюма-сыну: "я никогда не забуду твоего отца".

30 марта 1830 года состо€лась премьера пьесы јлександра ƒюма "’ристина, или —токгольм, ‘онтенбло и –им". Ќа следующий день ƒюма шел по площади ќдеон. Ќеожиданно р€дом с ним остановилс€ фиакр, дверца распахнулась, и его окликнула незнакома€ женщина: "“ак это вы и есть месье ƒюма?" - "ƒа, мадам". - "ѕрекрасно. —адитесь ко мне и поцелуйте мен€... јх, какой же вы талантливый и как хорошо вам удаютс€ женские образы!"

Ётой восторженной поклонницей молодого драматурга оказалась прославленна€ актриса французского театра эпохи романтизма ћари ƒорваль.

ћари ƒорваль (насто€ща€ фамили€ ƒелоне) родилась в 1798 году. ¬небрачна€ дочь брод€чих комедиантов, она в п€тнадцать лет вышла замуж за актера ƒорвал€, который вскоре умер. ƒругой актер, Ўарль ѕотье, привез ћари в ѕариж и устроил ее в театр "ѕорт-—ен-ћартен". »менно здесь, в 1823 году, юный ƒюма впервые увидел на сцене ћари: она играла в мелодраме Ўарл€ Ќодье "¬ампир".

ћари ƒорваль исполн€ла роль јдели в шедевре ƒюма "јнтони". јктриса вознаградила автора за мастерство в изображении женских характеров и стала его любовницей в конце 1833 года. ћари в шутку называла јлександра ƒюма "мой добрый пес". "Ёто была дружеска€, € бы даже сказал, любовна€ кличка, которую мне дала ƒорваль, - писал он в "ћемуарах". - "» добрый пес" осталс€ ей предан до конца".

—в€зь их продолжалась недолго. ћари решила не огорчать изменой влюбленного в нее поэта јльфреда де ¬иньи, а ƒюма - »ду ‘еррье.

20 ма€ 1849 года умирающа€, впавша€ в бедность ћари ƒорваль призвала к себе ƒюма и умол€ла его не допустить, чтобы ее схоронили в общей могиле. ƒюма исполнил последнюю волю актрисы (ƒорваль желала быть похороненной р€дом со своим внуком ∆оржем), дл€ чего продал свои ордена. ¬ 1855 году јлександр ƒюма написал книжку "ѕоследний год ћари ƒорваль" (посв€щена ∆орж —анд): на вырученные деньги он купил в вечное владение участок на кладбище и воздвиг своей подруге надгробие.

¬ 1839 году јлександру ƒюма было тридцать семь лет; он уже дес€ть лет был парижска€ знаменитость, но до "“рех мушкетеров" оставалось еще п€ть лет. —емь лет ƒюма жил с актрисой »дой ‘еррье. ¬ том же 1839 году писатель имел неосторожность познакомить на балу свою любовницу с герцогом ќрлеанским, сыном корол€ Ћуи-‘илиппа. "–азумеетс€, мой дорогой ƒюма, представить мне вы могли только вашу жену", - любезно заметил герцог. ƒюма пон€л прозрачный намек и решил... женитьс€. ѕодписание брачного контракта состо€лось 1 феврал€ 1840 года; свидетел€ми со стороны жениха были сам великий Ўатобриан и член ‘ранцузской академии ¬альмен. Ётот странный брак изумил весь ѕариж, который знал, что у ƒюма есть сын и дочь от разных женщин, а кроме того - бесчисленные любовницы. ѕо другой версии, единственна€ официальна€ женитьба јлександра была результатом шантажа. »да ‘еррье, актриса, попросила сообщника скупить все долговые расписки начинающего писател€ и великодушно предоставила ему выбор: женитьс€ на ней или угодить в тюрьму за неуплату долгов.

ћаргарита ∆озефина ‘ерран (по сцене - »да ‘еррье) родилась в Ќанси 31 ма€ 1811 года.  огда ей было семнадцать лет, отец умер, оставив семью в т€желом положении. ƒевушка, получивша€ хорошее образование и усвоивша€ азы драматического искусства в маленьком театре при пансионе в —трасбурге, решила "завоевать ѕариж", куда и переехала к своему брату, который контролировал маленькие театрики в столичных пригородах. ѕод псевдонимом »да она дебютировала в театре Ѕельвил€, получа€ 50 франков в мес€ц. »да быстро нашла себе богатого покровител€ ∆ака ƒоманжа, который именовал себ€ ее опекуном; он сн€л ей квартиру в ѕариже и устроил в театр "Ќувоте".

¬первые ƒюма увидел »ду в декабре 1831 года: юна€ актриса репетировала в его пьесе "“ереза". “огда »да была пухленькой блондинкой с ослепительно белой кожей и голубыми глазами. “олько к сорока годам она, по словам одной мемуаристки, "стала толстой, как гиппопотам". 6 феврал€ 1832 года с большим успехом прошла премьера; »да, бросившись в объ€ти€ ƒюма, воскликнула: "я просто не знаю, как вас благодарить!" ѕрославленный драматург - у него тогда была св€зь с актрисой Ѕель  рельсанер, котора€ родила ему дочь ћарию-јлександрину, - не отказалс€ вкусить прелестей дебютантки.

Ќесколько лет »да потратила на то, чтобы завоевать своего ветреного любовника. ¬ 1836 году она окончательно поселилась у ƒюма. »да очень любила дочь ƒюма, но терпеть не могла ƒюма-сына.

ћемуаристы рисовали малопривлекательный портрет единственной законной жены ƒюма. "Ќа земле »да любила только себ€ и больше никого", - писала графин€ ƒаш. »да - женщина страстна€, но расчетлива€ - была особой капризной и ревнивой. ќна беспрестанно устраивала ƒюма сцены и ссоры. «анималась она главным образом своими туалетами и посв€щала все врем€ заботе о собственной красоте. јктерский ее талант был невелик, и в 1839 году она оставила сцену.

ћадам ƒюма недолго была верна своему знаменитому супругу. ¬ 1841 году она встретила знатного сицилийского вельможу, кн€з€ ¬иллафранка, и стала его любовницей. ¬ окт€бре 1844 года јлександр ƒюма и »да ‘еррье расстались. ”мерла »да ‘еррье сорока восьми лет от роду в √енуе, унес€ с собой в могилу, говор€ словами кн€з€, "половину его души". Ќо јлександр ƒюма навсегда вычеркнул ее из своего сердца.

Ќезабываемой дл€ ƒюма стала встреча с италь€нской актрисой ‘анни √ордоза. ѕервый муж ‘анни так устал от ее сексуального аппетита, что заставл€л ее носить обв€занное вокруг талии мокрое холодное полотенце, чтобы хоть как-то охладить жар любовный. ƒюма же не испугалс€ страстной актрисы, и полотенце ей зав€зывать больше не приходилось. ƒюма, впрочем, вскоре выставил ‘анни из дому: она, св€завшись с учителем музыки, тем не менее ревновала его к другим женщинам.

ƒюма объехал »талию, сопровождаемый Ёмилией  ордье, которую он называл "мой адмирал". ƒнем она одевалась и выдавала себ€ за мальчика. ¬прочем, об этом маскараде все знали. ¬скоре "мальчик" оказалс€ беременным. ” "адмирала" в положенный срок родилась дочь ћикаэлла, которую ƒюма нежно любил.   большому огорчению, Ёмили€ не позволила ƒюма официально объ€вить о своем отцовстве.

«атем ƒюма развлекалс€ со знаменитой танцовщицей Ћолой ћонтес, чьи выступлени€ шокировали женщин и восхищали мужчин. Ћола добавила ƒюма к длинной череде своих знаменитых любовников, провед€ с ним лишь две ночи. —делала она это, впрочем, с необыкновенным из€ществом.

Ћетом 1866 года весь Ћондон сходил с ума от американской актрисы-наездницы јды ћенкен, котора€ играла в цирковой драме "ћазепа", созданной по мотивам поэмы Ѕайрона. «ат€нута€ в трико телесного цвета, јда, прив€занна€ к лошади, галопом проносилась по арене: это тогда именовалось "эротико-конными трюками".

»з Ћондона она приехала в ѕариж и покорила французскую столицу, игра€ те же трюки в пьесе "ѕираты саванны".  огда ƒюма пришел в артистическую выразить восхищение отважной актрисе. јда ћенкен бросилась на шею к старому писателю. ƒюма ввел ее в мир литературной и светской богемы ѕарижа, обещал написать ей пьесу по роману ¬альтера —котта "ћонастырь", возил на ужины в Ѕуживаль. » стареюща€ знаменитость јлександр ƒюма согласилс€ сфотографироватьс€ с јдой ћенкен в весьма фривольной позе. Ёти снимки сделал фотограф Ћебьер, которому ƒюма был должен. ѕредприимчивый мастер художественной фотографии, стрем€сь вернуть свои деньги, пустил в продажу эти открытки, которые были выставлены во всех парижских витринах. Ёто фото привело в восторг юного ѕол€ ¬ерлена, который написал стихотворение, где есть такие строчки: "ƒ€д€ “ом с мисс јдой - зрелище, о котором можно лишь мечтать".

Ќо дочь ƒюма, ћари€, была другого мнени€: она делала все возможное, чтобы изъ€ть открытки из продажи. јлександр ƒюма судилс€ с Ћебьером, и наконец 24 ма€ 1867 года фотографии из продажи исчезли.

—о своей стороны ƒюма-сын заклинал отца не афишировать скандальную св€зь с эксцентричной американкой, котора€ уже успела четырежды побывать замужем. Ќо ƒюма не вн€л благоразумию. ¬ июле 1868 года он снова встречалс€ в √авре с јдой, котора€ возвращалась из гастролей в јнглии.

—удьба јды ћенкен оказалась трагичной. ќна внезапно заболела и 10 августа 1868 года умерла от острого перитонита. Ќа кладбище ѕер-Ћашез ее провожали горнична€, несколько актеров и... любима€ лошадь.

¬ сохранившемс€ письме ƒюма к јде ћенкен автор "√рафа де ћонте- ристо" писал: "≈сли верно, что у мен€ есть талант - то верно, что у мен€ есть любовь, и они - принадлежат тебе".

¬ 1870 году јлександр ƒюма вновь, в двадцатый раз в жизни, разорилс€. "ћне делают упреки в том, что € был расточителен, - говорил ƒюма перед смертью своему сыну. - я приехал в ѕариж с двадцатью франками в кармане. - », указыва€ взгл€дом на свой последний золотой на камине, закончил: - » вот, € сохранил их... —мотри!" „ерез несколько дней, 6 декабр€, его не стало. ѕисатель прожил бурную жизнь. Ќаслаждалс€ и работал, жил на широкую ногу и трудилс€ не поклада€ рук. Ќатуры заур€дные вынуждены выбирать, чем довольствоватьс€. ќн же брал от жизни все.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

Ёдуард –адзюкевич. Ѕиографи€
ѕосетило:9811
Ёдуард –адзюкевич
Ћучший игрок XX века
ѕосетило:8818
”го —анчес
Ённио ћорриконе: √лавный композитор зарубежного кино
ѕосетило:15031
Ённио ћорриконе

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru