Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

»раклий јндроников

   /   

Irakliy Andronikov

   /
             
‘отографи€ »раклий јндроников (photo Irakliy Andronikov)
   

ƒень рождени€: 15.08.1908 года
ћесто рождени€: —анкт-ѕетербург, –осси€
ƒата смерти: 13.06.1990 года
ћесто смерти: ћосква, ———–
¬озраст: 81 год

√ражданство: ———–
—оцсети:


¬еликий пересмешник

—оветский писатель, литературовед, мастер художественного рассказа.

28 сент€бр€ исполн€етс€ 100 лет со дн€ рождени€ »ракли€ јндроникова

26.09.2008

ќн начинал свою де€тельность, принесшую ему с годами всесоюзную славу, в замкнутом пространстве литературных салонов и маленьких клубов. »нтеллигентный филолог, преподававший философию, влюбленный в классическую музыку, попросту говор€, передразнивал таких знаменитостей, как јлексей “олстой или музыковед —оллертинский.

»раклий јндроников фотографи€
»раклий јндроников фотографи€

¬озможно, именно музыка настолько отточила его слух, что јндроников с легкостью воспроизводил живые интонации великих де€телей культуры. √орький просил изобразить “олстого, а “олстой - √орького, и всем было смешно. ѕрошли дес€тилети€, и јндроников оживил дл€ нас давно умолкшие голоса классиков. ќживил с улыбкой и теплотой, столь несвойственной той эпохе советского телевидени€.

ѕосле музыки его главной страстью была поэзи€ Ћермонтова. ќн воскресил дл€ миллионов людей поэта, давно отошедшего в хрестоматию. —тоило јндроникову прочесть: "Ќе смейс€ над моей пророческой тоской" - и тотчас сжималось сердце. ƒо сих пор не пон€тно - действительно ли »раклий јндроников разгадал тайну лермонтовского посв€щени€ "Ќ‘»" или ему так казалось. ¬ажно другое. «а таинственными инициалами открылась потаенна€ дверца в разгромленную и, казалось бы, полностью уничтоженную двор€нскую культуру. ќживали какие-то старички и старушки, скрывавшие свое происхождение, чьи прабабушки или были влюблены в Ћермонтова, или становились предметом влюбленности гениального поэта, дружили либо ссорились с гением. ƒл€ јндроникова XIX век был живее и ближе, чем XX. ¬се основные ценности - там. ј здесь остаетс€ только сме€тьс€. —ме€тьс€ над собой, лектором и членом ¬ ѕ(б) с 1948 года, тепло иронизировать над полузабытым, полузапрещенным футуристом ¬иктором Ўкловским.

 стати, у Ўкловского јндроников научилс€ главному - прерывистой, вернее, порывистой интонации, всегда уводившей куда-то ввысь. Ёту интонацию узнаешь и в музыке —кр€бина, и в прозе јндре€ Ѕелого, и в поэзии раннего ѕастернака, но вживе мы застали ее только у Ўкловского и јндроникова. ƒавно исчезла сама цель порыва - не то сверхчеловек Ќицше, не то сам Ѕог, а интонаци€ оставалась.

—егодн€, когда € вижу на экране јндроникова, вдруг замечаю, что вовсе не так он свободен и не так раскован, как прежде казалось. ќднако на фоне тогдашних говор€щих голов с их бесконечной об€зательной трескотней он возник, как чудо, и осталс€ таковым навсегда. „удо заключалось в том, что перед нами абсолютно живой человек, что он шутит и смеетс€ и в то же врем€ напоминает о существовании совершенно другого мира. Ќа какое-то врем€ телевизор становилс€ окном в давно забытую или загнанную в спецхран культуру. Ќо как весело он это все проделывал!

"” теб€ настолько пуста€ башка, что, если отрубить ее саблей, она подниметс€ вверх и упретс€ в потолок, как воздушный шарик", - что-то подобное сказал —оллертинский молодому јндроникову после его неудачного выступлени€ в роли конферансье на концерте в консерватории. –еприза: "“анеев родилс€ от отца и матери, но это условно. Ќасто€щими родител€ми “анеева были „айковский и Ѕетховен", - облетела всю страну и стала классикой. —вой дебютный провал јндроников превратил в триумфальный финал, когда через много лет все в той же консерватории рассказал об этом в переполненном зале, пришедшем уже не на “анеева, а на легендарного »ракли€.

ѕолучив в 1967 году √осударственную премию за монографию о Ћермонтове, јндроников автоматически перешел в разр€д подписантов-неподписантов. “ак называли известных стране людей, которым врем€ от времени приходилось по заданию ÷  подписывать разного рода политические воззвани€. „то-то они подписывали, а что-то нет, навлека€ на свою голову опалу и множество непри€тностей. «ато по€вл€лось негласное и нигде не пропечатанное право заступитьс€ за поруганную культуру. √де-то закрывают музей, где-то приходит в запустение библиотека, кто-то тормозит издание —алтыкова-ўедрина или ƒостоевского... Ќе счесть писем, отправленных им в ÷  и другие инстанции. »ногда срабатывало.

ƒо сих пор не очень пон€тно, как удалось јндроникову удержатьс€ на лапинском телевидении. ¬ласти вообще не любили незапланированной попул€рности кого бы то ни было, кроме самих себ€. «наменитое сталинское "кто организовал вставание?" оставалось в силе. —лава должна быть организованной и запланированной. јндроникова то разрешали, то запрещали. ќн по€вл€лс€ на экране во врем€ кратковременных политических оттепелей и исчезал порой на годы во врем€ заморозков. Ќо телезрители запомнили его навсегда.

Ћучшие дн€

—ама€ высока€ в мире модель
ѕосетило:46566
 јмазон ≈ва
ѕервый в истории долларовый миллиардер
ѕосетило:11182
ƒжон ƒэвидсон –окфеллер
Ћариса √узеева: √лавное женское достоинство Ц независимость
ѕосетило:9388
Ћариса √узеева




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

«вездна€ выпускница '‘абрики'
ѕосетило:9289
—анта ƒимопулос
Ўаварш  арапет€н. Ѕиографи€
ѕосетило:17591
Ўаварш   арапет€н
ѕоследний русский император
ѕосетило:10989
 Ќиколай II

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru